Результаты и анализ исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты и анализ исследования



 

этап

Методика «Повтори слова»

Стимульный материал представляет собой словесный ряд, предлагаемый детям для запоминания и состоящий из несвязанных между собой слов. Для детей был использован следующий набор: самолет, бабочка, кукла, книга, машина, волк.

После того как ребенку дана инструкция, экспериментатор медленно с интервалом в 1-2 секунды и четко произносит приведенные выше 6 слов. Потом повторяет этот ряд слов совместно с ребенком. Затем он просит ребенка повторить их, в случае необходимости поправляя сделанные ребенком ошибки. При этом количество ошибок фиксируется.

Выводы об уровне развития кратковременной слуховой памяти:

В дошкольном возрасте средний объем кратковременной памяти ребенка приблизительно равен его возрасту в годах, по аналогии со вниманием можно предложить следующий способ перевода абсолютных показателей кратковременной памяти в стандартные показатели

Оценка результатов:

·   1 высокий уровень получает ребенок, в возрасте 4 лет, если он запомнил 4-5 слов и больше.

·   средний уровень ребенок, если он запомнил 2- 3 слова.

·   низкий уровень ставится ребенку, если он запомнил 1-2 слова.

·   очень низкий уровень оценивается память ребенка, имеющая показатель, равный нулю.

По заданию «Повтори слова» оцениваются объем кратковременной слуховой памяти, качество и продуктивность запоминания, качество кратковременного заучивания. Оценивается характер и количество ошибок при воспроизведении вспоминаемых слов при кратковременном заучивании.

Проявления показателя:

• ошибки отсутствуют;

• встречаются единичные случаи искажения слов;

• встречаются единичные случаи искажения и смысловых замен;

• преобладают искаженные слова и смысловые замены.

Результаты экспериментального исследования кратковременной памяти дошкольников по методике «Повтори слова» были оформлены в таблицу 1 и таблица 2. Приложение 1

 

Результаты экспериментального исследования кратковременной слуховой памяти дошкольников

 

Итак, на первом этапе экспериментального исследования кратковременной слуховой памяти дошкольников в экспериментальной группе по методике «Повтори слова» было выявлено 30% дошкольников с очень низким уровнем развития слуховой памяти, 30% - с низким уровнем, 30% - со средним, 10% - с высоким.

По результатам экспериментального исследования кратковременной слуховой памяти дошкольников в контрольной группе по методике «Повтори слова» было выявлено 5% дошкольников с очень низким уровнем развития слуховой памяти, 5% - с низким уровнем, 40% - со средним, 50% - с высоким.

Слуховая память дошкольников с умственной отсталостью характеризуется нарушениями запоминания, и воспроизведения, из-за недостаточной осмысленности. Характерной особенностью является неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Это было подтверждено на первом этапе экспериментального исследования. Дети в экспериментальной группе имеют низкий и очень низкий уровень развития слуховой памяти. В отличие от детей в контрольной группе.

2 этап.

Методика: «Запомни рисунки»

Оборудование: секундомер, набор картинок.

·   Предлагается набор картинок: гриб, арбуз, зонт, медведь. Инструкция:

Посмотри внимательно на картинку, рассмотри нарисованные предметы, постарайся хорошенько их запомнить. Через некоторое время ты мне расскажешь, что здесь нарисовано. Приложение 2.

После того как ребенок рассмотрел предметы, карточку у него забирают, напоминая о том, что через некоторое время он должен будет вспомнить все нарисованные предметы

За каждое правильно названное слово ребенку засчитывается 1 балл, следовательно, максимально возможное количество баллов - 4.

·   Предлагаются те же картинки, кроме одной. Картинка с арбузом заменена на картинку с виноградом. Инструкция: «Рассмотри картинки. Что изменилось? Какого предмета нет, какой предмет появился?» Приложение 3.

За каждое правильно названное слово ребенку засчитывается 1 балл, следовательно, максимально возможное количество баллов - 2

Общее максимальное количество баллов - 6.

Ход эксперимента протоколируется. Наблюдаем за поведением ребенка:

·   Отношение его к заданию.

·   Процесс рассматривания картинок.

·   Особенности запоминания и воспроизведения.

Анализ результатов исследования:

6 баллов - ребенок запомнил на картинке все шесть изображений, показанных ему на картинке.

-5 баллов - ребенок запомнил на картинке 4-5 изображений.

-3 балла - ребенок запомнил 2-3 изображения.

-2 - балла - ребенок запомнил 1-2 изображения.

баллов - ребенок не запомнил на картинке ни одного изображения

Выводы об уровне развития:

-6 баллов - высокий уровень развития кратковременной зрительной памяти;

-4 балла - средний уровень развития кратковременной зрительной памяти;

-2- балла - низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти

баллов - очень низкий уровень оценивается память ребенка, имеющая показатель, равный нулю.

 


Результаты экспериментального исследования кратковременной зрительной памяти дошкольников

 

На втором этапе экспериментального исследования кратковременной зрительной памяти дошкольников в экспериментальной группе по методике «Запомни рисунки» было выявлено 10% дошкольников с очень низким уровнем развития зрительной памяти, 50% - с низким уровнем, 30% - со средним, 10% - с высоким.

По результатам экспериментального исследования кратковременной зрительной памяти дошкольников в контрольной группе по методике «Запомни рисунки» было выявлено 5% дошкольников с очень низким уровнем развития зрительной памяти, 11% - с низким уровнем, 39% - со средним, 45% - с высоким. Результаты указывают на то, что дети данной группы, не испытывают больших затруднений в выполнении данного задания, что показывают хорошие результаты в запоминании и последующем воспроизведении данных фигур. Приложение 4

При проведении исследования отмечено: объём кратковременной зрительной памяти дошкольников с умственной отсталостью меньше, чем у нормально развивающихся детей. Из полученных данных в ходе эксперимента видно, что с умственно отсталыми дошкольниками следует проводить целенаправленную коррекционную работу. Дети данной категории имеют средний, но большинство из данной группы имеет низкий уровень развития зрительной памяти. Следовательно, необходима коррекционно-развивающая работа в данном направлении.

этап

Стимульным материалом для исследования кратковременной двигательной памяти была комбинация, состоящая из 5 движений

Методика «Повтори движения»

Описание движений при предъявлении.

Исходное положение исполнителя:

Движение 1 -встать

Движение 2 -взять стульчик

Движение 3- сесть за столик

Движение 4- открыть коробку

Движение 5-взять карандаш

Порядок исследования: ребенку сообщают, что ему будут показаны движения, которые он должен запомнить. Экспериментатор показывает испытуемому движения и просит воспроизвести их

Инструкция к условию 1. «Я покажу тебе движения. Посмотри внимательно, - так, чтобы запомнить их, а затем повторить».

Результаты исследования заносились в протоколы.Полученные результаты в зависимости от количества правильно воспроизведенных движений распределялись по уровням и представлялись в виде таблицы.Приложение 5

высокий уровень - 4-5 движений;

средний уровень - 2-3 движения;

низкий уровень -1-2 движения;

очень низкий уровень - не смог повторить движения.

 

Результаты экспериментального исследования кратковременной двигательной памяти дошкольников

 

На третьем этапе экспериментального исследования кратковременной двигательной памяти дошкольников в экспериментальной группе по методике «Повтори движения» было выявлено 30% дошкольников с очень низким уровнем развития двигательной памяти, 20% - с низким уровнем, 40% - со средним, 10% - с высоким.

По результатам экспериментального исследования кратковременной двигательной памяти дошкольников в контрольной группе по методике «Повтори движения» было выявлено 0% дошкольников с очень низким уровнем развития двигательной памяти, 6% - с низким уровнем, 22% - со средним, 72% - с высоким.

Двигательная память генетически предшествует другим видам памяти. У ребенка ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. В начале, дети осваивают узкий круг простейших движений. Затем запоминание и воспроизведение движений прогрессивно расширяется, охватывая все больший круг более сложных движений. При закреплении и воспроизведении они все больше приобретают сознательный характер, тесно связываются с процессами мышления. Это значит, что и двигательная память умственно отсталых дошкольников тоже страдает, что и было подтверждено на третьем этапе экспериментального исследования.

 

2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти умственно отсталых дошкольников

 

Поиск путей развития памяти умственно отсталых дошкольников должен начинаться с уяснения особенностей нарушения памяти и мышления у этой категории детей. Память дошкольников с умственной отсталостью можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, заучивать ненужное или малопонятное, ребенок должен понимать то, что ему предлагают запомнить. Одно из важных условий овладения способами логического запоминания - определенный уровень развития мыслительных операций.

Различные упражнения, игры и методики способствуют развитию психических процессов, а именно развитию памяти, мышления, воображения.

Занятия по диагностике и тренировке памяти желательно проводить с детьми дошкольного возраста в форме игры, в которой используется, присущая каждому ребёнку способность к воображению. Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. Так же, методики помогают развивать у дошкольников с умственной отсталостью не только память, но и связную речь это поможет им в дальнейшем обучении. С помощью этих методик дети обогащают свой словарный запас, что поможет им адаптироваться в обществе, правильно общаться.

На развитие осязательной памяти ребёнку с закрытыми глазами предлагается:

ощупать, подержать в руках, какой либо предмет;

почувствовать прикосновение незнакомого предмета и запомнить свои ощущения;

почувствовать прикосновения, какого либо предмета и подумать о том, что это может быть.

Для развития зрительной памяти для детей 3-4лет хорошо развивает игра «Найди сам». В один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение.

Для развития тактильной памяти используется игра «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания.

Двигательную память детей 3-4 лет развивает игра «Делай, как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.

На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Для развития памяти дошкольников с умственной отсталостью необходимо адаптировать педагогические методики с учетом особенностей восприятия и запоминания таких детей. Так, например, в играх и заданиях нужно уменьшить дозировку игры, уменьшить количество слов для запоминания, увеличить число повторений. На начальных этапах задавать наводящие вопросы. Из занятия в занятие нужно проигрывать с ребёнком предыдущее задание, затем предлагать новое.

 

Вывод

 

Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь, нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.

Данное исследование позволяет сделать вывод: расстройства памяти у умственно отсталых детей имеют определенные особенности, которые проявляются в нарушении зрительной, слуховой, двигательной, кратковременной памяти, а так же в нарушении произвольного и непроизвольного запоминания.

Психическое развитие детей с нарушением интеллекта протекает с большими отклонениями. Так же можно выделить характерные особенности памяти умственно отсталых дошкольников: быстрее, чем в норме утрачиваются и видоизменяются представления памяти, т.к. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения имеют определенные особенности. Изучение процессов памяти дошкольников с умственной отсталостью позволило сделать вывод о том, что для более полного воспроизведения предъявленного материала испытуемые нуждаются в помощи.

 


Заключение

 

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов, так как без нее была бы невозможна никакая деятельность человека. Расстройства памяти у умственно отсталых детей имеют определенные особенности, которые проявляются в нарушении зрительной, слуховой, эмоциональной, моторной кратковременной, долговременной памяти, а так же в нарушении произвольного и непроизвольного запоминания.

На основании основных характеристик дошкольников, было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление объёма кратковременной памяти.. Исходя из полученных данных, гипотеза данной курсовой работы, была подтверждена, а именно, что у дошкольников с умственной отсталостью объем кратковременной памяти, сохраняющей информацию в интервале от нескольких секунд до нескольких минут, меньше, чем у дошкольников с интеллектуальной нормой развития.

Таким образом, была достигнута поставленная во введении цель, выполнены задачи работы, подтверждена гипотеза.

Дети, у которых нарушен интеллект, отстают от сверстников, у которых интеллект сохранен, в темпе психического развития с первых лет жизни. Из-за отставания в развитии памяти недостаточно развиты и другие психические процессы. У них с трудом формируется активный словарь, речь бедна как по форме, так и по содержанию; внимание неустойчивое, рассеянное, трудно сосредотачиваются на чем-либо; представления мало дифференцированные, узки, неточны и поверхностны; мышление отличается конкретностью, затрудняются в выделении существенного, главного, плохо сравнивают и обобщают, плохо схватывают структуру и нередко упрощают ее. Память по мере своего развития все более сближается с мышлением. Мышление во многом определяется памятью и развивается в непосредственной зависимости от нее. Таким образом, большинство детей нуждаются в коррекционно-развивающей работе и индивидуально - дифференцированном подходе. Большое значение имеет вопрос развития памяти. Развивать ее можно за счет специальных тренировок и упражнений, а также посредством обучения логическим приемам запоминания.

 


Библиографический список

 

1.Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-Деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. [Текст] / А.Г. Асмолов - М.:Академия 1985.

. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. [Текст] / А.Н. Граборов М.:КлассикСтиль,2005-248с.

. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. [Текст] / Н.И. Гуткина,СПб.:Питер,2004.-208с.

. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. [Текст] / О.Б. Дарвиш - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-264с.

. Джеймс У. Память. Психология памяти:Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. [Текст] / У. Джеймс - М.:ЧеРо,2000-200-214с.

. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий: Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. [Текст] /Б.В. Зейгарник-М.:Академия,1979.

.Зинц Р. Обучение и память. [Текст] / Р. Зинц - М.:Минск,1984

. Зоткин Н.В. Основы психодиагностики. [Текст] / Н.В. Зоткин - М.:СамараУниверсГруп,2007-208с.

. Крайг Г. Психология развития. [Текст] / Г.Крайг - М.:Питер,2000-867с.

. Основы специальной психологии [Текст] / под ред. Л.В. Кузнецовой.-М.:Академия,2003.-480с

. Сорокин В.М. Специальная психология [Текст] Учебно-методическое пособие/В.М.Сорокин-СПб.:Речь,2003-122с

. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики. [Текст] В.М. Мозговой/М.:Академия,2006.-220с.

. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997.- 308с.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн.- СПб: Издательство Питер,2000-712с

. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. [Текст] / Л.В. Черемошкина - М.: Академия, 2002. - 368 с

 


Приложение 1

 

 

 


Приложение 2

 

Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе исследований кратковременной памяти дошкольников с умственной отсталостью и дошкольников с интеллектуальной нормой развития. По данным методикам, были получены следующие результаты, отраженные в диаграммах.

 

Таблица 1 - Результаты экспериментального исследования кратковременной слуховой памяти дошкольников - экспериментальная группа

Ф. Имя Искажение слова Смысловые замены Количество запомнившихся слов Уровень
1. Настя Б. 0 0 0 Очень низкий
2. Женя Д. 0 0 0 Очень низкий
3. Никита М. 1 1 1 Низкий
4. Сергей Н. 2 1 3 Средний
5. Ярослав О. 2 0 2  Низкий
6. Дима П. 0 1 2 Низкий
7. Рома С. 0 0 3 Средний
8. Сергей Х. 0 1 3 Средний
9. Саша Я. 0 0 0 Очень низкий
10. Женя В. 0 0 4 Высокий

 

Таблица 2 - Результаты экспериментального исследования кратковременной слуховой памяти дошкольников - контрольная группа

Ф.Имя Искажение слова Смысловые замены Количество запомнившихся слов Уровень
1. Захар М. 1 0 5 Высокий
2. Полина Г. 0 1 3 Средний
3. Маша П. 1 2 2 Низкий
4. Семён И. 0 0 0 Очень низкий
5. Соня М. 2 0 5 Высокий
6. Соня Ч. 0 1 4 Высокий
7. Алмаз И. 0 0 5 Высокий
8. Тамирлан А. 0 1 5 Высокий
9. Арсений С. 1 0 3 Средний
10. Даша Е. 0 0 5 Высокий
11. Дима Т. 1 0 4 Высокий
12. Лиля М. 2 1 3 Средний
13. Фёдор О. 0 0 4 Высокий
14. Диана Т. 2 0 3 Средний
15. Милана К. 1 2 3 Средний
16. Марина П. 0 0 4 Высокий
17. Петя Ш. 1 2 3 Средний
18. Ваня Х. 2 2 3 Средний

 

Таблица 3 - Результаты экспериментального исследования кратковременной зрительной памяти дошкольников - экспериментальная группа

Фамилия, имя Баллы Поведение ребенка Отношение ребенка к заданию Процесс рассматривания картинок Уровень
1. Настя Б. 2 Спокойное Отстраненность Молча Низкий
2. Женя Д. 3 Спокойное Подчиненность без интереса Молча Средний
3. Никита М. 1 Спокойное Отстраненность Молча Низкий
4. Сергей Н. 0 Баловался Без интереса Молча Очень низкий
5. Ярослав О. 2 Баловался Отвлеченность Молча Низкий
6. Дима П. 4 Отвлекался Без интереса Молча Средний
7. Рома С. 2 Спокойное С интересом Проговаривал слова Низкий
8. Сергей Х. 1 Спокойное С интересом Напрягал внимание Низкий
9. Саша Я. 3 Отвлекался Без интереса Молча Средний
10. Женя В. 5 Энергично-бодрое Интерес и вопросы Проговаривал слова Высокий

 

Таблица 4 - Результаты экспериментального исследования кратковременной зрительной памяти дошкольников - контрольная группа

Фамилия, имя бал Поведение ребенка Отношение ребенка к заданию Рассматривание картинок Уровень
1. Захар М. 4 Спокойное Без интереса Молча Средний
2. Полина Г. 3 Отвлекался Отстраненность С жести-куляцией Низкий
3. Маша П. 4 Спокойное Отвлеченность Молча Средний
4. Семён И. 0 Баловался Отстраненность Молча Очень низкий
5. Соня М. 5 Спокойное С интересом Молча Высокий
6. Соня Ч. 5 Спокойное С интересом Молча Высокий
7. Алмаз И. 3 Отвлекался Без интереса Молча Средний
8. Тамирлан А. 4 Отвлекался Отстранено Молча Средний
9. Арсений С. 5 Спокойное С интересом Напрягал внимание Высокий
10. Даша Е. 5 Спокойное С интересом Молча Высокий
11. Дима Т. 2 Баловался Без интереса Пытался проговаривать Низкий
12. Лиля М. 4 Спокойное Без интереса Молча Средний
13. Фёдор О. 6 Спокойное С интересом Пытался проговаривать Высокий
14. Диана Т. 4 Спокойное С интересом Пыталась проговаривать слова Средний
15. Милана К. 3 Спокойное С интересом Пыталась проговаривать слова Средний
16. Марина П. 5 Спокойно-деловитое С интересом Напрягала внимание Высокий
17. Петя Ш. 5 Спокойное С интересом Напрягал внимание Высокий
18. Ваня Х. 5 Спокойное С интересом Напрягал внимание Высокий

 

Таблица 5 - Результаты экспериментального исследования кратковременной двигательной памяти дошкольников - экспериментальная группа

Фамилия, имя Баллы Поведение ребенка Отношение ребенка к заданию Уровень
1. Настя Б. 1 Спокойное Отстраненность Низкий
2. Женя Д. 2 Спокойное Подчиненность без интереса Низкий
3. Никита М. 3 Спокойное С интересом Средний
4. Сергей Н. 2 Баловался Отвлеченность Средний
5. Ярослав О. 2 Баловался Отвлеченность Средний
6. Дима П. 0 Отвлекался Без интереса Очень низкий
7. Рома С. 0 Спокойное Отвлеченность Очень низкий
8. Сергей Х. 0 баловался Отвлеченность Очень низкий
9. Саша Я. 2 Отвлекался Без интереса Средний
10. Женя В. 5 Энергично-бодрое Интерес и вопросы Высокий

 


Таблица 6 - Результаты экспериментального исследования кратковременной двигательной памяти дошкольников - контрольная группа

Фамилия, имя баллы Поведение ребенка Отношение ребенка к заданию Уровень
1. Захар М. 4 Спокойное С интересом Высокий
2. Полина Г. 2 Отвлекалась Отстраненность Средний
3. Маша П. 5 Спокойное С интересом Высокий
4. Семён И. 2 Безучастное Без интереса Низкий
5. Соня М. 3 Отвлекалась Без интереса Средний
6. Соня Ч. 5 Спокойное С интересом Высокий
7. Алмаз И. 3 Отвлекался Без интереса Средний
8. Тамирлан А. 4 Отвлекался С интересом Высокий
9. Арсений С. 5 Спокойно-деловитое С интересом Высокий
10. Даша Е. 3 Спокойное Отвлеченность Средний
11. Дима Т. 4 Спокойное С интересом Высокий
12. Лиля М. 5 Спокойное С интересом Высокий
13. Фёдор О. 5 Отвлекался С интересом Высокий
14. Диана Т. 4 Спокойное С интересом Высокий
15. Милана К. 5 Спокойное С интересом Высокий
16. Марина П. 4 Спокойное С интересом Высокий
17. Петя Ш. 5 Спокойное С интересом Высокий
18. Ваня Х. 5 Спокойное С интересом Высокий

 


Результаты экспериментального исследования кратковременной памяти дошкольников

 

Игры для развития различных видов памяти

1. «Какая игрушка спрятались»

Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.

Ход игры:

Расставить на столе игрушки, начиная с трех и постепенно увеличивая их до восьми. Назвать, повторить с детьми, накрыть платочком, убрать одну игрушку. Спросить, чего не стало? Постепенно можно убирать не по одной, а по несколько игрушек сразу.

Также можно играть не с игрушками, а с картинками.

2. «Какая игрушка появилась»

Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.

Ход игры: игра похожа на предыдущую игру, только мы не прячем игрушки, а наоборот, добавляем.

3. «Строим дорожки»

Учим детей последовательности.

Материалы:

·         Крупная мозаика 4 цветов.

·         Кубики, кирпичики большие и маленькие.

Ход игры:

С мозаикой: сначала использовать два цвета. Показать детям, как можно сделать дорожку, используя два цвета. Например, красный - желтый, красный - желтый, затем поставить красный и спросить: какая мозаика будет следующая? Выбрать надо из этих двух цветов. Дети по очереди продолжают выстраивать дорожку. После того, как дети научились выкладывать мозаику из двух цветов, можно усложнить задание. Или выкладывать сразу две дорожки: красный - зеленый, желтый - синий, раздав детям сразу все цвета. Или выкладывать дорожку не из двух цветов, а из трех: красный - желтый - зеленый, красный - желтый - зеленый.

С кубиками: принцип игры такой же. Выкладываем кубики так: большой - маленький, большой - маленький. Усложняем: два больших - два маленьких, или два маленьких - один большой.

С кирпичиками: поставить на ребро - положить, поставить на ребро - положить, и т.д. усложнение такое же, как с кубиками. Также можно дорожку сделать из кубиков и кирпичиков.

4. «Сортировщик»

Учим детей сортировать предметы.

Материалы:

·         4- 7 одинаковых корзинок (тар), цветная детская посуда по 4 предмета каждого вида.

·         4-7 одинаковых корзинок (тар), геометрические фигуры по 4-8 штук из игры «Конструктор геометрический»

Ход игры:

С посудой: повторить название посуды: тарелки, блюдца, чашки, ложки большие, ложки чайные, вилки, ножи. Расставить 4 корзины. Сначала сортируем по цветам. В каждую для образца положить по два предмета одного цвета. Дальше упражнение выполняют дети. Раскладывают все предметы по цветам. Затем сортируем по видам. Выставляем 7 корзинок. В каждую кладем по два предмета: две чашки, две ложки и т.д. Дети должны разложить посуду не ошибаясь по корзинам.

С фигурами: повторить название фигур. Задание выполняется также как и с посудой. Сначала раскладываем по цветам, затем по фигурам.

5. «Игрушки для зверят»

Учим детей находить одинаковые предметы.

Материалы: мишка и зайка, разные игрушки одинаковые по две штуки: два кубика, два шарика, две погремушки, две машинки, два флажка, две тарелочки и др.

Ход игры:

Познакомить детей с мишкой и зайкой. Остальные игрушки выложить на столе(не все). Объяснить, что зверята любят играть только одинаковыми игрушками. Показать, вот мишка играет кубиком, положить возле него кубик, и зайка играет точно таким же кубиком. Положить перед зайкой шарик. Сказать, вот зайка играет шариком, спросить, а чем же будет играть мишка? Дети должны найти шарик и положить его возле мишки. Когда дети научаться находить по одному предмету предлагается находить по два, три предмета. «Вот мишка играет погремушкой, машинкой и шариком, а зайка только машинкой. Каких игрушек у него не хватает?» дети находят недостающие игрушки и кладут рядом зайкой.

6. «Кубики для кукол»

Материалы: две куклы, цветные кубики (мозаика, цветные геометрические фигуры).

Ход игры:

Задание похоже на предыдущее. Только здесь раздаются кубики сначала по одному, например, синему. «Вот у Кати синий кубик и у Маши синий кубик». Затем по два: «У Кати зеленый и красный кубик, а у Маши только зеленый, какой надо добавить кубик, чтобы у них стало одинаково?». Затем по три и по четыре. Варианты: у Маши красный, синий и желтый, а у Кати только желтый. У Маши зеленый, красный, синий и желтый, а у Кати красный и синий. У Кати два синих, красный и желтый, у Маши только красный и желтый. У Маши три красных и зеленый, а у Кати один красный и зеленый кубик. У Кати есть кубики, а у Маши нет. И др.

Также можно играть с крупной мозаикой и геометрическими фигурами.

7. «Какого цвета?»

Материалы: 4 предмета 4 цветов. Например, флажок - красный, фломастер - синий, шарик - зеленый, кубик - желтый, мешочек.

Ход игры:

Показать детям предметы, повторить цвета. Сложить их в мешочек. Спросить какие предметы были в мешке. Дети называют, что было и какого цвета.

8. «Веселый мешочек»

Материалы:

·         Разные игрушки: флажок, машина, неваляшка, пирамидка, кукла, и др., мешочек.

·         Разные предметы: расческа, щетка, палка, кисточка, колокольчик, и др., мешочек.

Ход игры:

Назвать предметы и игрушки, дать потрогать и подержать, убрать в мешочек. Дети по очереди достают, не глядя из мешка ту игрушку или предмет, который просит воспитатель.

9. «Чем рисуем?»

Материалы: предметы, которыми можно рисовать и другие игрушки. Например, кисть большая, кисточка маленькая, фломастеры, карандаши, мел, ручка. Палочка, дудочка, машина, кукла и др.

Ход игры:

Требуется выбирать из предметов, которые лежат на столе, те которыми можно рисовать. А про те предметы, которые не выбрали, надо объяснить, для чего они предназначены.

10. «Съедобное - не съедобное»

Материалы: муляжи овощей и фруктов, картинки с нарисованными продуктами, разные игрушки и предметы, две корзины.

Ход игры:

Требуется разложить по корзинам то, что мы едим в одну корзину, и то, что мы не едим в другую корзину.

11. «Где, чей домик?»

Материалы: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.

Ход игры:

Ставим 2 больших кубика, на кубики - игрушки. Запоминаем, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом - собачка. Убираем игрушки, детям надо правильно рассадить игрушки. На синий кубик посадить матрешку, а на желтый - собачку. После того, как дети научаться правильно выполнять это задание, усложняем с тремя и четырьмя кубиками.

12. «Подбери правильно»

Материалы: Блоки Дьенеша

Ход игры:

Перед детьми выкладываем три больших квадрата трех цветов, сверху одного, например, синего квадрата кладем большой синий треугольник, получился синий домик. Требуется два других треугольника положить «на место». Усложняем, выкладываем большие квадраты, один с крышей - треугольником, рядом кладем большие круги, сверху одного, нап



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.249 (0.14 с.)