Основные формы организации досуга детей младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы организации досуга детей младшего школьного возраста



 

Творчество - деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства, а также в сфере производства и организации. Художественное творчество - разновидность творческого процесса. Его психология - новый предмет, который повсеместно вводится сегодня в программы многих вузов культуры и искусства. Изучая его, будущие артисты - музыканты, певцы, актеры, режиссеры, художники учатся необходимому мастерству и осмыслению получаемых ими необходимых профессиональных навыков [19].

В творческом процессе созидание нового активного участвуют физические и духовные силы человека, прежде всего такие, как профессиональное мастерство и мысленное воображение.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.

Способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы детского досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время ребенок посвящает созданию чего-то нового.

Художественное творчество - процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения.

Художественное творчество есть не только повышенная способность к представлению. Процесс творчества - весьма сложное психическое явление. Если в нём главным образом участвуют воображение, огромную долю принимает память, столько же, если не больше, мысль.

Занятия художественным творчеством способствует возвышенности чувств, стремлению к прекрасному, помогают глубже осознать свои мысли и чувства, яснее и глубже понять мир. Поэтому участие в художественной самодеятельности следует рассматривать не только как средство эстетического наслаждения, но и как средство общения, сближения с людьми.

Виды художественного творчества.

Фольклор.

Сложно и невозможно представить себе народную жизнь и все ее необходимые проявления без звуков, без красок, без движений. Преломляясь через специфическую форму художественного образа, эти естественные человеческие проявления создали фольклор.

История искусства говорит нам, что первоначально все виды искусства в зачаточном виде существовали в виде синкретизма фольклора, в котором музыка, пени танец и драма существовали и до сих пор существуй вместе. Эти виды художественного творчества принимали главным образом импровизационную форму. В этой форме художественного творчества все участники народного действа знали в общих чертах сюжет oбряда или праздника и по ходу действия наполняли eё танцами, стихами, музыкой. Все они по своему содержанию и форме выполняли функцию регуляции эмоциональной и социальной жизни в связи с:

-  сменой времен года,

-  началом и окончанием трудовых работ,

-  вступлением в брак,

-  рождением детей,

Проявление дискретности развития можно видеть выделении из фольклора самостоятельных видов искусства - музыки, театра, живописи, хореографии.

Танец.

Тело человека - его самый первый инструмент познания, преобразования окружающего мира и приспособления к нему. Поэтому можно утверждать, что и развитие творческого потенциала любой модальности должно начинаться с развития экспрессивных движений тела.

Искусство танца отражает особенности духовной жизни любого народа. Оно связано с глубинными и естественными потребностями человека выражать свои чувства и мироощущения в движениях тела. Поэтому танец присутствует во всех известных мировых культурах.

Танец позволяет человеку на внешнем невербальном уровне через движение выразить все то, что он чувствует и ощущает внутри себя. Через танец возможно выражение морально-этических понятий - добро и зло, справедливость и неравенство, низость и благородство. Занятия танцами, как показывает практика, углубляют самопознание, меняя восприятие человеком самого себя и отношение к своему собственному телу в лучшую сторону. Танец способен освободить сознание от негативных переживаний и наполнить его положительным мироощущением. Увеличивая в танце свою подвижность, гибкость, репертуар привычных движений, человек устраняет не только двигательные блоки и мышечные зажимы, но и психологические барьеры, стоящие на его пути к счастью, что дел его жизнь более радостной.

Музыка.

Музыкальное искусство, как и танец, представляет собой невербальную форму выражения. По определению выдающегося отечественного музыковеда Б.В. Асафьева, музыка - это искусство интонируемого смысла. Это означает, что для понимания смысла музыкального произведения его следует не столько рационально понимать, сколько стараться чувствовать эмоциональное значение тех интонаций, которые передаются при помощи звуков музыки.

Основными средствами музыкального выражения, от которых зависит создаваемое настроение, являются лад и темп, которые предопределяют, какими будут другие средства музыкальной выразительности: мелодия, гармония, ритм, метр, темп, тембр, регистр, динамика. Варьируя их параметры, можно добиваться передачи различных настроений и их оттенков. При выполнении вокальных импровизаций следует обращать внимание на такие характеристики певческого голоса, как звонкость и полетность, отчетливость и мягкость звука.

Театр.

Театр является синтетическим искусством, в котором слово соединяется с мимикой, позой, движением и жестом. С помощью этих средств актеры воссоздают и передают публике выражаемые ими различные эмоциональные состояния. Поэтому все существующие театральные студии и школы включают в процесс подготовки актеров специальные упражнения, нацеленные на развитие у них речи и пластики. Развить их надо до такой степени совершенства, чтобы легко вызывать нужный эмоциональный резонанс у созерцателей, наблюдающих за ними.

Изобразительное искусство.

Приступая к развитию творческих навыков в области изобразительного искусства, надо знать, что основными выразительными средствами в нем являются линии, краски, композиция.

Линии имеют свою выразительную пластику, т.е. нот плавные и прерывистые, четкие и размазанные, пунктирные и сплошные, тонкие и жирные, прямые и изогнутые. Каждая из них может выражать определенное настроение.

Цвета красок делятся на основные и составные.

В композиции выразительными средствами являются форма и фактура изображаемых предметов, их расположение в пространстве по горизонтали и вертикали, что создает ощущение ритма и контраста.

Ритм проявляется в чередовании на картине повторяющихся линий, красок и пятен, что может передавать спокойствие или напряженность изображения, быстроту или постепенность развития действия.

Декоративно-прикладное искусство.

Этот вид художественного творчества по традиции включает в себя роспись на посуде, вышивание, резьбу по дереву, плетение из соломки, изготовление вещей из папье-маше. Многие из этих изделий народного творчества украшены сложными орнаментами, в основе которых лежат различные комбинации крестов, кругов, треугольников и квадратов. Простые на первый взгляд, эти фигуры оказываются древнейшими символами, несущими в себе и раскрывающими очень сложный потаенный смысл человеческого существования.

Современная наука насчитывает в различных культурах и эпохах около 60 тысяч различных геометрических символов и знаков. С доисторических времен эти символы помогали людям осваивать в символической форме единство различных сфер жизни и упорядочивать в своем сознании имеющийся в ней неструктурированный хаос различных явлений. Прямые, ломаные и кривые линии наделялись поэтическим смыслом и несли и в себе определенный жизненно важный смысл, способствующий выживанию.

При помощи символов на ранней стадии развития человечества фиксировались различные явления и материальные объекты, как-то: как засуха, наводнение город, храм, гробница. Ими обозначались нравственные доблести и достоинства, такие как мужество, верность, справедливость.

Многие произведения абстрактного искусства становятся нам ближе и понятнее, когда мы хорошо пони манием скрытое значение различных геометрически фигур.

Сочинения сказки.

Сочинение сказок - один из сильнейших способов пробуждения фантазии ребенка и развития его личности.

Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства.

Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

Детские недели

Комплексные формы работы привлекают к культурно-досуговым учреждениям внимание большой аудитории. С этим связано появление детских недель - музыки, книги, театра и др. Их целью является выявление интереса детей к искусству. Детские недели проводятся систематически, в недельный ход их планируются разные формы работы (массовые, игровые, выставки, театрализованные представления) При подборе форм учитываются психологические и возрастные особенности ребенка. Во главе детской недели встает оргкомитет, который берет на себя составление плана, разработку сценариев, распределение ролей.

Начало детской недели предполагает торжественное открытие, в течение которого детям говорят о значении и роли того или иного вида искусства в жизни человека, знакомят с планом работы недели. Закрытие недели предполагает подведение итогов, награждение активистов, концерт.

Неделя детской книги:

Впервые такая форма работы была опробована в 1944 году. Неделя детской книги может проходить как в культурно-досуговых учреждениях, так и на базе школы. Неделя детской книги может включать в себя следующие мероприятия: викторины, выставки, конкурсы рисунков, книжные базары, обзоры литературы, литературно-музыкальные композиции. Программа должна быть максимально разнообразной и динамичной. В качестве одной из форм работы может рассказ о книге, ее история. В течение недели проводятся заседания любителей книг (книголюбов), отражаются важнейшие литературные даты (дни рождения писателей и поэтов, показы спектаклей по книгам, конкурсы чтецов, литературные конференции

Неделя музыки:

Недели музыки в нашей стране регулярно проводятся с конца 70-х годов. Целью ее является пропаганда классической и современной музыки. В программу недели могут входить: музыкальная гостиная, спектакли, концерты, выступления профессиональных и юных музыкантов. Широко пропагандируются в неделю музыки разные ее жанры (оперетта, симфония, романс)

Театральная неделя строится на том же принципе.

Праздники и обряды

Праздники и обряды - традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и общества. Обряды ведут свое летоисчисление с зарождения Руси, праздники же не имеют языческих корней и меняются параллельно с изменениями в строении общественного строя.

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.

Календарь праздников меняется как меняется история Отечества. неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной [30].

Инициации - посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.

Календарные обряды - связанные со сменой времен года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Истоки календарных русских праздников - в языческой традиции отмечать окончание рабочей страды, приход времен года, а также в церковных праздниках. Так появились Русская Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские праздники.

Государственные праздники - это праздничные и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся Международный женский день, День Защитников Родины, День солидарности трудящихся, день независимости, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба - Дни города и района.

Профессиональные праздникиобязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий (шахтера, строителя, железнодорожника, медика, учителя и т.д.), так и профессиональные праздники местного значения. (Формы проведения праздника весьма разнообразны - от детского утренника до массового шествия. Масштаб праздника прежде всего определяется его назначением и выбором аудитории - один класс или население всего города.

В детских культурно-досуговых учреждениях активно развиваются игровые формы досуговой деятельности:

Массовые мероприятия (клубы веселых и находчивых, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты с участием детских и юношеских коллективов, фестивали)

Вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры)

Встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами)

Праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей)

Для ознакомления детей и подростков с лучшими отечественными художественными традициями в культурно-досуговых учреждениях проводятся детские недели (музыки, книги, театра) [32].

Работа с детьми младшего школьного возраста

Основной принцип работы с детьми младшего школьного возраста - рациональная организация их досуга:

Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) - занятия в кружках, студиях.

Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расширение кругозора детей и организацию свободного времени) - конкурсы, викторины, игровые программы, утренники [30].

Рекреативный досуг (направлен на переключение внимания детей и отдых от уроков в школе, общение, ознакомление с природой и культурными ценностями) - походы, экскурсии, клубы общения по интересам.

учащийся школьный досуг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.027 с.)