Развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников



 

В работах Ж. Пиаже период, который он обозначает, как символическое и допонятийное мышление, по своим основным характеристикам в какой-то мере соответствует той форме мышления, которую мы называем наглядно-образным мышлением. По мнению Ж. Пиаже, важнейшим приобретением этого периода является возникновение и развитие символической функции, сущность которой состоит в том, что ребенок представляет отсутствующие вещи с помощью символов и знаков. Последний начинает отличать обозначение от обозначаемого и использует первое для актуализации представлений о втором.

Ведущее значение в формировании символической функции Ж. Пиаже придает игровой и подражательной деятельности, в которой возникает способность представлять одну вещь посредством другой. Такой оперирующий представлениями интеллект принципиально отличается от интеллекта сенсомоторного. Появляется возможность выхода за пределы непосредственно воспринимаемого и оперирования представлениями, отражающими отсутствующие в данный момент предметы. Логические операции начинают определять и детерминировать функционирование образов лишь у детей 7 лет и старше[25].

У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем учится анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т.е. производить простейшие умственные операции. Важнейшую роль в умственном развитии ребёнка играет воспитание и обучение.

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций мыслительных с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5- 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они ещё не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Дошкольник начинает интересоваться внутренними свойствами вещей, скрытыми причинами тех или иных явлений. Эта особенность мышления дошкольника ярко обнаруживается в бесконечных вопросах " почему?", " зачем?", которые он задаёт взрослым. Наглядно-образное мышление проходит в своём развитии две стадии: на первой ребёнок совершает перцептивные преобразования объекта только с внешней помощью, а на второй стадии - по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне. Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному может быть ускорен благодаря специально организованному обучению с использованием схем-заместителей.

Способность к использованию в мышлении модельных образов начинает складываться у детей трёх - четырёх лет, дальше становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщённые знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослыми, и с успехом пользуются ими. Начиная с пяти лет дошкольники даже без специального объяснения понимают, что такое план комнаты, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они хорошо узнают предметы на схематических изображениях. Дошкольники приходят к тому, что могут мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми они в данный момент не действуют. Дети начинают выполнять различные мыслительные операции, опираясь не только на восприятие, но и на представления о ранее воспринятых предметах и явлениях. Дошкольники начинают обобщать предметы и явления не только по внешним, но и по внутренним, существенным признакам и особенностям. Например, старший дошкольник может рассуждать по поводу того, какое различие существует между дикими и домашними животными, между растениями и животными.

В исследовании Н.Н. Поддьякова и Э.С. Комаровой изучался переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Испытуемыми были дети от двух до семи лет. Детям предъявили квадратный ящик с четырьмя ручками по бокам, прикрытый сверху стеклом. В ящике располагались лабиринты, через которые ребёнок должен был провести предмет и направить его в специальный приёмник. В одной из серий эксперимента детей просили рассказать, какие манипуляции надо произвести с ящиком, чтобы достичь желаемого результата. Ребёнок мог зрительно изучать проблемную ситуацию, однако практических действий по её преобразованию осуществлять не мог. Здесь решение задачи требовало наглядно-образного мышления. Оказалось, что только на пятом году жизни отдельные из детей способны решать такую задачу. Так же следует обратить внимание на то, что появление данного вида мышления по времени совпадает с возникновением у ребёнка ролевой игры, в которой имеет место быть распределение, контроль и оценка исполнения. Из этого можно сделать вывод, что на основе наглядно-образного мышления и ролевой игры лежит одно и то же возрастное новообразование, определяющее всю психическую жизнь ребёнка.

Н.Н Поддьяков указывает, что при формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, т.е. на уровне представлений. Этот отрыв облегчается, если действия совершать не с реальными предметами, а с их заместителями - моделями. Дети достаточно быстро усваивают, что их действия относятся к оригиналу, хотя и производятся с моделью. Это важнейший момент формирования образного мышления, в котором важнейшую роль играют модели и действия с ними [26].

В организации усвоения старшими дошкольниками знаний о пространстве, о явлениях живой и неживой природы, в обучении их началам математики и грамоты и в других видах обучения особо эффективным оказывается использование наглядных моделей. Наглядное изображение основных отношений каждой из этих областей действительности позволяет детям, пользуясь образным мышлением, усваивать эти отношения в отвлечённой и обобщённой форме, а затем применять полученные представления к частным случаям. Действуя с наглядными моделями, дети легко понимают такие отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить на основе словесных объяснений. Пользуясь образным мышлением, старшие дошкольники могут обобщать и свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей.

В процессе решения мыслительных задач (загадки, головоломки, объяснения чего-либо) ребёнок начинает связывать свои суждения друг с другом, приходить к определённым выводам или заключениям. Одно, знакомясь с новыми фактами, в частности с фактами, не совпадающими с его выводами, выслушивая указания взрослого, дошкольник постепенно перестраивает свои рассуждения в соответствии с действительностью, учится более правильно их обосновывать.

От решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Другими словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления [21].

Познание действительности, её существенных связей и зависимостей происходит главным образом на основе наглядно-образного мышления - основной формы мышления в этом возрасте[9].

В педагогике и психологии разрабатывались методы обучения детей направленные на формирование у них наглядного мышления (Л.А. Венгер Н.Н. Поддьяков Т. В. Лаврентьева Р.Р. Говорова В.Н. Аванесова и другие). Особое внимание уделялось формированию схематизированных образов, которые отражают связь элементов независимо от частных особенностей этих элементов. Овладение образами такого вида является переходной ступенью от образных представлений к использованию знаковых систем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.006 с.)