Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией



 

Исследование пространственных представлений было организовано в детском саду № 471 Калининского района г. Новосибирска с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа).

Детский сад работает по программе "Обучение и воспитание в детском саду". Автор: М.А. Васильева.

Исследование было организовано в 3 этапа.

этап: констатирующий. Сроки: 17-31 января 2011г.

Цель: изучение уровня пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Задачи:

.   Формирование участников контрольной (дети с речевым развитием соответствующим возрасту) и экспериментальной (дети с дизартрией) групп.

2. Подготовка стимульного материала к исследованию.

.   Подготовительная просветительная работа с родителями и педагогами

.   Диагностика детей четвертого года жизни с речевым развитием, соответствующим возрасту и детей четвертого года жизни с дизартрией.

.   Сравнительный анализ результатов.

II этап: формирующий. Сроки: 1 февраля - 15 мая 2011 г.

Цель: развитие пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Задачи:

.   Подбор и систематизация материала для занятий с детьми четвертого года жизни с дизартрией.

2. Проведение занятий логопеда по предложенному плану.

.   Консультативная работа с родителями, анкетирование.

III этап: контрольный. Сроки: 16 мая - 31 мая 2011 г.

Цель: анализ эффективности мероприятий по развитию пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией.

Задачи:

.   Повторная диагностика детей четвертого года жизни с речевым развитием, соответствующим возрасту и детей четвертого года жизни с дизартрией.

2. Сравнительный анализ результатов.

.   Анализ эффективности проведённой работы с помощью математико-статистических методов.

В исследование было включено 12 детей с речевым развитием, соответствующим возрасту и 12 детей с дизартрией.

На основании проведенного анализа диагностических методик по исследованию пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией мы разработали систему диагностических заданий для обследования пространственных представлений у детей данной категории.

Методики, используемые для изучения пространственных представлений детей контрольной и экспериментальной групп, подобраны с учетом методических рекомендаций Г.А. Волковой, Е.А. Стребелевой, Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной.

серия. Ориентировка "от себя".

Задание 1. Покажи правую руку.

Цель: выявить уровень ориентировки в собственном теле.

Проведение обследования: "Подними правую руку вверх".

Задание 2. Покажи левую руку.

Цель: выявить уровень ориентировки в собственном теле.

Проведение обследования: Педагог: "Подними левую руку вверх".

Задание 3. Покажи правую ногу.

Цель: выявить уровень ориентировки в собственном теле.

Проведение обследования: Педагог: "Выстави правую ногу вперед".

Задание 4. Покажи левую ногу.

Цель: выявить уровень ориентировки в собственном теле.

Проведение обследования: Педагог: "Выстави левую ногу вперед".

Оценка результатов:

балла - ребенок правильно выполняет задание по вербальной инструкции.

балл - ребенок выполняет задание с помощью взрослого или по показу.

баллов - ребенок не может выполнить задание или отказывается от выполнения.

Максимальный балл за серию: 8 баллов.

серия. Ориентировка на плоскости.

Задание 1. Разбери и сложи матрешку.

Цель: выявление уровня развития ориентировки на величину.

Оборудование: четырехсоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку матрешку и просит его посмотреть, что там есть, то есть разобрать ее. После рассмотрения всех матрешек ребенка просят собрать их все в одну: "Собери все матрешки, чтобы получилась одна".

Задание 2. Складывание фигур из палочек.

Цель: выявление умения ребенком работать по образцу.

Оборудование: 4 плоские палочки одного цвета.

Проведение обследования: педагог за экраном делает фигуру из 2 палочек, открыв экран, предлагает построить ребенку такую же. Если ребенок справляется предлагают фигуру из 4 палочек.

Задание 3. Сложи разрезную картинку из 2 частей.

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на 2 части.

Проведение обследования: педагог показывает ребенку целую картинку, и дает 2 части разрезанной: "Сделай целую картинку".

Задание 4. Сложи разрезную картинку из 4 частей.

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на 4 части.

Проведение обследования: педагог показывает ребенку целую картинку, и дает 4 части разрезанной: "Сделай целую картинку".

Максимальный балл за серию: 8 баллов.

серия. Ориентировка в пространстве.

Задание 1. Посади зайку на стул.

Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.

Оборудование: стул, игрушка заяц.

Проведение обследования: педагог: "Возьми зайку и посади его на стул".

Задание 2. Спрячь зайку под стол.

Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.

Оборудование: стол, игрушка заяц.

Проведение обследования: педагог: "Спрячь зайку под стол".

Задание 3. Посади зайку перед собой.

Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.

Оборудование: игрушка заяц.

Проведение обследования: педагог: "Посади зайку перед собой".

Задание 4. Посади зайку за собой.

Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.

Оборудование: игрушка заяц.

Проведение обследования: педагог: "Посади зайку за собой".

Задание 5. Убери зайку в коробку.

Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.

Оборудование: коробка, игрушка заяц.

Проведение обследования: педагог: "Убери зайку в коробку".

Максимальный балл за серию: 10 баллов.

Общий балл за методику: 26 баллов.

С учетом того, насколько успешно или неуспешно дети справлялись с предъявленными им заданиями, они были отнесены к определенному уровню владения пространственными представлениями.

Оценка уровней выполнения заданий:уровень - "хороший" (от 21 до 26 баллов);уровень - "удовлетворительный" (от 17 до 20 баллов);уровень - "недостаточный" (от 11 до 16 баллов);уровень - "низкий" (от 10 баллов и менее).

Таким образом, в данном параграфе мы определили количественный состав контрольной и экспериментальной групп, описали схему изучения уровня сформированности пространственных представлений у детей четвертого года жизни. Результаты обследования будут рассмотрены в следующем параграфе.

Все дети контрольной и экспериментальной групп были обследованы по выше представленной методике. Протоколы обследования приведены в приложении А. Результаты диагностики пространственных представлений детей экспериментальной группы представлены в таблице 1, контрольной группы в таблице 2.

 


Таблица 1− Результаты обследования пространственных представлений детей экспериментальной группы на констатирующем этапе.

Имя ребенка

Серии заданий

Общий балл Уровень успешности
    1 2 3    
1 Женя К. 6 5 7 18 удовлетворительный
2 Паша Н. 4 3 6 13 недостаточный
3 Полина А. 6 2 5 13 недостаточный
4 Настя Р. 6 4 6 16 недостаточный
5 Вика К. 4 3 7 14 недостаточный
6 Аня К. 5 5 8 18 удовлетворительный
7 Никита С. 4 6 6 16 недостаточный
8 Вика Л. 5 3 7 15 недостаточный
9 Даша Ш. 4 5 4 13 недостаточный
10 Мустафа Б. 7 5 6 18 удовлетворительный
11 Артем Б. 3 2 4 9 низкий
12 Саша И. 4 2 7 13 недостаточный
  Общий балл       178  

 

Таблица 2 − Результаты обследования пространственных представлений детей контрольной группы на констатирующем этапе.

Имя ребенка

Серии заданий

Общий балл Уровень успешности
    1 2 3    
1 Артем А. 7 7 7 21 хороший
2 Сережа Б. 5 6 9 20 удовлетворительный
3 Алиса К. 7 6 7 20 удовлетворительный
4 Ярослав Ю. 8 7 8 23 хороший
5 Диана П. 7 7 8 22 хороший
6 Ира С. 7 6 9 22 хороший
7 Лиза К. 8 7 9 24 хороший
8 Кирилл З. 8 6 8 22 хороший
9 Слава П. 6 5 8 19 удовлетворительный
10 Настя Т. 8 7 8 23 хороший
11 Рома К. 6 7 8 21 хороший
12 Арина С. 8 6 7 21 хороший
  Общий балл       258  

 

Как видно из результатов диагностики уровень развития пространственных представлений у детей экспериментальной группы значительно ниже, чем у детей контрольной группы.

Остановимся более подробно на результатах экспериментальной группы и рассмотрим типичные ошибки.

Задания серии 1 направлены на выявление уровня сформированности ориентировки "от себя". Результаты показали, что лишь у одного ребенка показатели близки к показателям нормы, у пяти детей средний уровень сформированности ориентировки "от себя", у остальных восьми низкий уровень. Наиболее часто наблюдаемая ошибка: дети не могут показать правую руку, с этим заданием не справилось восемь человек. Левую руку дети показывали правильно лишь с подсказкой, только четыре ребенка справились самостоятельно. Для многих характерно затруднение при показе правой ноги: один ребенок не справился с заданием, восемь выполнили с подсказкой и лишь трое справились с заданием самостоятельно. Левую ногу все показывали верно.

Цель заданий серии 2 - выявить уровень сформированности ориентировки на плоскости. Из результатов видно, что ни у одного ребенка уровень не приближен к показателям уровня нормы. Пятеро показали средний результат, у остальных семи низкий уровень сформированности ориентировки на плоскости. Больше половины группы смогли правильно сложить матрешку, лишь один ребенок не справился. Возникали трудности даже в соотнесении двух половинок одной матрешки. Большие трудности возникли при складывании фигур из палочек. Пятеро не справились с заданием, собирали фигуру зеркально, подсказки не помогли. Ни один ребенок не справился с этим заданием самостоятельно. Сложить картинку из двух частей самостоятельно получилось у одного ребенка, остальные справились при помощи подсказки. Наиболее часто встречаемые ошибки при выполнении этого задания: складывание картинки боком и вверх ногами. Трудности наблюдались при складывании картинки из четырех частей: пятеро детей не смогли справиться с заданием, остальные справились при помощи подсказки логопеда, ни один ребенок не смог выполнить задание самостоятельно. Наиболее часто наблюдаемые ошибки: складывание картинки вверх ногами и зеркально.

Задания серии 3 предназначены для исследования уровня сформированности ориентировки в пространстве. Пятеро показали средний уровень сформированности ориентировки в пространстве. Почти все дети правильно выполнили задания "посади зайку на стул", только двоим понадобилась подсказка. С заданием "убери зайку под стол" самостоятельно справился лишь один ребенок, пятеро не смогли выполнить задание даже после подсказки. Четверо из них прятали игрушку за столом. Также сложным заданием было "посади зайку перед собой". С этим заданием не справилось двое детей, они сажали игрушку за собой. Один ребенок смог выполнить это задание самостоятельно, остальные девять справились только с помощью подсказки. Чаще всего дети ошибочно сажали игрушку за собой или под стул. При выполнении задания "посади зайку за собой" не справился самостоятельно ни один ребенок, выполнили с подсказкой девять, остальные трое не справились совсем. Почти у всех наблюдалась одна и та же ошибка: дети сажали игрушку перед собой, лишь двое убрали под стул. Самым легким для детей стало задание "убери зайку в коробку". Самостоятельно справились с заданием одиннадцать человек, лишь один ребенок сначала посадил игрушку под стол, но при подсказке смог выполнить упражнение правильно.

Более наглядно мы можем увидеть соотнесение уровня сформированности пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией с уровнем сформированности пространственных представлений у детей с нормой речевого развития в рисунке 1.


Рисунок 1− Уровни развития пространственных представлений

 

Для того чтобы убедиться в том, что показатели статистически достоверны в обеих группах, мы провели математический анализ обработанных результатов с помощью U-критерия Манна-Уитни. Для этого были взяты показатели уровня развития пространственных представлений каждого ребенка в двух группах по сериям выполненных заданий, которые были ранжированы, а ранги суммированы. Затем по формуле Манна-Уитни был рассчитан эмпирический критерий, который сравнивался с критическим.

серия: Uэмп=12, Uкр. (при р=0,01) =31эмп< Uкр. (при р=0,01) - статистически значимые различия

серия: Uэмп=5,5, Uкр. (при р=0,01) =31эмп< Uкр. (при р=0,01) - статистически значимые различия

серия: Uэмп=12, Uкр. (при р=0,01) =31эмп< Uкр. (при р=0,01) - статистически значимые различия.

Результаты представлены в соответствии с приложением Е.

Таким образом, у детей четвертого года жизни с дизартрией наблюдается значительное отставание в развитии пространственных представлений. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию пространственных представлений. Проведенное исследование с использованием различных видов заданий показало ряд особенностей, характеризующих пространственные представления у детей четвертого года жизни с дизартрией, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.031 с.)