Результаты и анализ исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты и анализ исследования



 

В ходе проведения методики Т. Лири “Изучение межличностных отношений" были получены следующие результаты:

 

Таблица 2.1 Результаты проведения методики Т. Лири

№ испыт пол возраст

шкалы

      I II III IV V VI VII VIII
1 М 28 7 9 4 3 5 4 8 7
2 М 40 12 15 10 3 6 3 5 3
3 М 44 4 6 7 5 6 7 8 10
4 М 31 8 7 6 4 7 4 7 6
5 М 41 10 9 11 6 3 3 5 3
6 М 33 6 7 4 3 8 4 6 11
7 М 29 2 4 3 4 10 6 4 9
8 М 33 5 8 6 5 5 9 7 7
9 М 25 7 10 7 4 8 4 5 6
10 М 48 8 6 7 6 7 6 7 6
11 М 44 9 8 10 6 4 7 8 5
12 М 35 5 6 8 6 3 5 7 9
13 М 37 12 13 14 2 12 3 6 3
14 М 50 7 6 5 4 7 4 10 8
15 М 32 4 3 6 9 4 10 7 11
16 М 35 8 9 7 4 6 4 9 8
17 М 42 4 6 7 7 8 7 7 5
18 М 43 5 7 4 8 5 5 6 9
19 Ж 29 5 8 9 7 4 4 5 6
20 Ж 47 6 9 8 6 5 4 7 8
21 Ж 36 9 12 10 4 3 3 8 7
22 Ж 32 10 9 13 10 2 7 9 4
23 Ж 38 7 9 5 5 6 6 10 8
24 Ж 41 3 4 6 7 6 12 4 9
25 Ж 38 8 13 9 7 5 2 5 10
26 Ж 45 14 12 13 4 2 3 5 4
27 Ж 33 4 3 7 9 4 10 3 9
28 Ж 36 8 9 8 4 4 6 9 6
29 Ж 32 7 5 6 5 7 4 8 8
30 Ж 42 6 8 7 4 5 7 10 9

 

Таблица2.2 Преобладающий тип межличностных отношений

№ испыт пол возраст Преобладающий тип межличностных отношений
1 М 28 Независимо-доминирующий, склонность к властолюбию
2 М 40 Независимо-доминирующий, самовлюбленный, отчасти деспотичный. Отмечается дезадаптивный вариант поведедния
3 М 44 Ответственный, бескорыстный. Дезадаптивный вариант
4 М 31 Властный-лидирующий, уверенный, упорный, адаптивный вариант поведения
5 М 41 Прямолинейно-агрессивный, энергичный настойчивый
6 М 33 Ответственный, бескорыстный
7 М 29 Покорно-застенчивый, склонный к сотрудничесиву, компромисам
8 М 33 Зависимый-послушный, застенчивый, склонен подчинятся
9 М 25 Независимо-доминирующий, самодовольный, тенденция превосходства
10 М 48 Властный-лидирующий, склонен к конфликтным проявлениям
11 М 44 Прямолинейно-агрессивный, склонен к конфликтам, тенденция к лидерству
12 М 35 Ответственный, преобладание конформных установок
13 М 37 Прямолинейно-агрессивный, склонен к конфликтным проявлениям.
14 М 50 Сотрудничающий-конвенциальный, дружелюбный, конгруэнтный в контактах
15 М 32 Ответственный, преобладание конформных установок
16 М 35 Ответственный, с тенденцией иметь особое мнение
17 М 42 Покорно-застенчивый, скромный, робкий
18 М 43 Ответственный, дружелюбный, лабильный
19 Ж 29 Прямолинейно-агрессивный, требовательный, резкий
20 Ж 47 Независимо-доминирующий, с выраженным чувством собственного достоинства
21 Ж 36 Независимо-доминирующий, тенденция к лидерству
22 Ж 32 Прямолинейно-агрессивный, резкий, склонный к конфликтам
23 Ж 38 Сотрудничающий-конвенциальный, послушный, мягкий
24 Ж 41 Зависимый-послушный, склонный к компромиссам
25 Ж 38 Прямолинейно-агрессивный, склонный к конфликтам
26 Ж 45 Независимо-доминирующий, неконформные тенденции
27 Ж 33 Зависимый-послушный, склонность к компромисам
28 Ж 36 Сотрудничающий-конвенциальный, дружелюбный, любезный
29 Ж 32 Ответственный, конгруэнтность в контактах с окружающими
30 Ж 42 Сотрудничающий-конвенциальный, ориентирован на социальное одобрение

 

Как видно из таблицы 2.2 23% респондентов имеют ответственный тип отношений, 20% - покорно-застенчивый; 20% - независимо-доминирующий; 13% - сотрудничающий-конвенциальный; 10% - зависимый-послушный; 6% - властный-лидирующий; 6% - покорно-застенчивый тип отношений. Среди мужчин преобладает ответственный, независимо-доминирующий типы межличностных отношений, среди женщин преобладающими типами межличностных отношений являются независимо-доминирующий, сотрудничающий-конвенциальный.

Необходимо отметить, что ни у одного респондента не выявлен “недоверчивый-скептический” тип отношений.

По двум специальным формулам определяем показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование: (1-5) + 0,7 * (3+2-4-6)

Дружелюбие: (7-3) + 0,7 * (8-2-4+6)

Используя эти формулы, мы получили результаты, которые отражены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 Показатели факторов доминирования и дружелюбия.

№ испыт пол возраст Фактор доминирования Фактор дружелюбия
1 М 28 6,2 -2,7
2 М 40 13,3 -13,4
3 М 44 -1,03 5,2
4 М 31 4,5 0,3
5 М 41 14,7 -12,3
6 М 33 0,8 5,5
7 М 29 -11,1 5,9
8 М 33 0 3,1
9 М 25 5,3 -4,8
10 М 48 1,7 0
11 М 44 8,5 -3,4
12 М 35 4,1 0,4
13 М 37 13,4 -13,6
14 М 50 2,1 6,4
15 М 32 -7 7,3
16 М 35 7,6 1,3
17 М 42 -4,7 -0,7
18 М 43 -1,4 1,3
19 Ж 29 5,2 -7,5
20 Ж 47 5,9 -3,1
21 Ж 36 16,5 -6,2
22 Ж 32 11,5 -8,8
23 Ж 38 3,1 5
24 Ж 41 -9,5 5
25 Ж 38 10 -7,5
26 Ж 45 24,6 -14,3
27 Ж 33 -6,3 0,9
28 Ж 36 8,9 0,3
29 Ж 32 1,4 3,4
30 Ж 42 3,8 5,8

 

Сопоставим полученные результаты таблицы 2.3 с результатами таблицы 2.2 для респондентов с преобладающим ответственным типом отношений характерны положительные показатели по фактору дружелюбие и отрицательные по фактору доминирования. Естественно, что для респондентов с преобладающим прямолинейно-агрессивным типов показатели по фактору доминирования будут иметь высокие положительные результаты и низкие по фактору дружелюбие.

В ходе проведения методики “Выявление установок, направленных на альтруизм-эгоизм" были получены следующие результаты:

 

Таблица2.4 Результаты проведения методики “Выявление установок, направленных на альтруизм-эгоизм”

№ испыт пол возраст баллы Результаты
1 М 28 7 Выражена эгоистическая тенденция
2 М 40 4  Выражена эгоистическая тенденция
3 М 44 12 Развито эмпатийное поведение
4 М 31 9 Средний уровень эмпатии
5 М 41 2 Низкий уровень эмпатии
6 М 33 14 Ярко выражен альтруизм, желание помочь
7 М 29 10 Развито эмпатийное поведение
8 М 33 7  Выражена эгоистическая тенденция
9 М 25 7  Выражена эгоистическая тенденция
10 М 48 8 Выражена эгоистическая тенденция
11 М 44 3 Низкий уровень эмпатии
12 М 35 10 Развито эмпатийное поведение
13 М 37 2 Низкий уровень эмпатии
14 М 50 9 Средний уровень эмпатии
15 М 32 16 Ярко выражен альтруизм, желание помочь
16 М 35 8 Средний уровень эмпатии
17 М 42 3 Низкий уровень эмпатии
18 М 43 10 Развито эмпатийное поведение
19 Ж 29 7 Выражена эгоистическая тенденция
20 Ж 47 8 Средний уровень эмпатии
21 Ж 36 9 Средний уровень эмпатии
22 Ж 32 2 Низкий уровень эмпатии
23 Ж 38 6 Выражена эгоистическая тенденция
24 Ж 41 9 Средний уровень эмпатии
25 Ж 38 17 Ярко выражен альтруизм, желание помочь
26 Ж 45 4 Низкий уровень эмпатии
27 Ж 33 10 Развито эмпатийное поведение
28 Ж 36 7 Выражена эгоистическая тенденция
29 Ж 32 9 Средний уровень эмпатии
30 Ж 42 11 Развито эмпатийное поведение

 

Из таблицы 4 видно, что из числа респондентов только 30% выражен альтруизм, желание помочь людям. То есть, большая часть наших респондентов имеют установки, направленные на эгоизм.

Постараемся сравнить показатели по этим двум методикам и выяснить, как взаимосвязаны между собой типы межличностных отношений и направленность личности. Построим таблицу совместных результатов доминирующих типов взаимоотношений и направленности.

 

Таблица 2.5 Таблица сравнительных результатов, полученных у респондентов

№ испыт пол возраст Преобладающий тип межличностных отношений Направленность на альтруизм-эгоизм
1 М 28 Независимо-доминирующий, склонность к властолюбию Выражена эгоистическая тенденция
2 М 40 Независимо-доминирующий, самовлюбленный, отчасти деспотичный. Отмечается дезадаптивный вариант поведения  Выражена эгоистическая тенденция
3 М 44 Ответственный, бескорыстный. Развито эмпатийное поведение
4 М 31 Властный-лидирующий, уверенный, упорный. Адаптивный вариант поведения Средний уровень эмпатии
5 М 41 Прямолинейно-агрессивный, энергичный настойчивый Низкий уровень эмпатии
6 М 33 Ответственный, бескорыстный Ярко выражен альтруизм, желание помочь
7 М 29 Покорно-застенчивый, склонный к сотрудничеству, компромиссам Развито эмпатийное поведение
8 М 33 Зависимый-послушный, застенчивый, склонен подчинятся  Выражена эгоистическая тенденция
9 М 25 Независимо-доминирующий, самодовольный, тенденция превосходства  Выражена эгоистическая тенденция
10 М 48 Властный-лидирующий, склонен к конфликтным проявлениям Выражена эгоистическая тенденция
11 М 44 Прямолинейно-агрессивный, склонен к конфликтам, тенденция к лидерству Низкий уровень эмпатии
12 М 35 Ответственный, преобладание конформных установок Развито эмпатийное поведение
13 М 37 Прямолинейно-агрессивный, склонен к конфликтным проявлениям. Низкий уровень эмпатии
14 М 50 Сотрудничающий-конвенциальный, дружелюбный, конгруэнтный в контактах Средний уровень эмпатии
15 М 32 Ответственный, преобладание конформных установок Ярко выражен альтруизм, желание помочь
16 М 35 Ответственный, с тенденцией иметь особое мнение Средний уровень эмпатии
17 М 42 Покорно-застенчивый, скромный, робкий Низкий уровень эмпатии
18 М 43 Ответственный, дружелюбный, лабильный Развито эмпатийное поведение
19 Ж 29 Прямолинейно-агрессивный, требовательный, резкий Выражена эгоистическая тенденция
20 Ж 47 Независимо-доминирующий, с выраженным чувством собственного достоинства Средний уровень эмпатии
21 Ж 36 Независимо-доминирующий, тенденция к лидерству Средний уровень эмпатии
22 Ж 32 Прямолинейно-агрессивный, резкий, склонный к конфликтам Низкий уровень эмпатии
23 Ж 38 Сотрудничающий-конвенциальный, послушный, мягкий Выражена эгоистическая тенденция
24 Ж 41 Зависимый-послушный, склонный к компромиссам Средний уровень эмпатии
25 Ж 38 Прямолинейно-агрессивный, склонный к конфликтам Ярко выражен альтруизм, желание помочь
26 Ж 45 Независимо-доминирующий, неконформные тенденции Низкий уровень эмпатии
27 Ж 33 Зависимый-послушный, склонность к компромисам Развито эмпатийное поведение
28 Ж 36 Сотрудничающий-конвенциальный, любезный Выражена эгоистическая тенденция
29 Ж 32 Ответственный, конгруэнтность в контактах с окружающими Средний уровень эмпатии
30 Ж 42 Сотрудничающий-конвенциальный, ориентирован на социальное одобрение Развито эмпатийное поведение

 

Проведя анализ полученных данных, можно отметить определенную закономерность, зависимость между типами отношений и видом направленности. У респондентов, работников завода, у которых отмечается развитое эмпатийное поведение, определен сотрудничающийся-конвенциальный и ответственный тип отношений. У респондентов с выраженными эгоистическими тенденциями отмечается прямолинейно-агрессивный тип отношений, а также независимо-доминирующий типы отношений. У респондентов с зависимым-послушным типов отношений такой зависимости не обнаружено.

Конечно, такие взаимоотношения сказывают и на коммуникации внутри коллектива. Желание лидировать, иметь успех у директора, распоряжаться, высокий уровень соревновательного поведения характерен для большинства работников ОАО Авторемонтный завод. Ярко выраженное преобладание независимо-доминирующего и прямолинейно-агрессивного типов отношений, низкий уровень установок на альтруизм нередко приводят к конфликтам и трениям в коллективе, качественно нарушены горизонтальные коммуникации, в большинстве случаев развиты неформальные коммуникации, то есть распространение слухов. Возможно, такая ситуация связана с боязнь потерять место работы и желание “понравится" директору, выглядеть в лучшем свете часто перевешивает дружелюбные отношения между сотрудниками. В данной ситуации можно дать рекомендации руководителю не поощрять неформальные коммуникации, привлекать к отбору кадров специалистов-психологов. Мы считаем, что тогда директору меньше надо будет применять директивные методы управления.

Из всего вышеизложенного можно сказать, что у респондентов сотрудничающийся-конвенциальный и ответственный тип отношений отмечается развитая направленность на эмпатию. У респондентов с прямолинейно-агрессивный, а также независимо-доминирующий типами отношений отмечается эгоистическая направленность в процессе коммуникаций на производстве.


Заключение

 

1. Изучена и проанализирована литература по теме исследования; в библиографическом списке представлено 23 наименования.

2. Рассмотрено такое базовое понятие, как общение и его стороны: коммуникативную, перцептивную, интерактивную.

3. Определено, что коммуникация в малой группе помимо обмена информацией между членами группы выполняет комплекс функций, направленных на поддержание самой группы, таких, как формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

4. Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.

5. Коммуникации в организации - это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций.

6. Направленность коммуникаций в организациях носит вертикальный и горизонтальный характер. Вертикальные коммуникации - восходящие и нисходящие - возникают между лицами, обладающими различным статусом внутри организации. Горизонтальные коммуникации в организациях возникают в процессе взаимодействия между лицами, равными по положению.

7. Наряду с формальными в организациях существуют неформальные каналы коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. По данному каналу связи информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения.

8. В нашем исследовании принимало участие 30 человек, работников административного корпуса ОАО Авторемонтный завод г. Сальска, из них 23% респондентов имеют ответственный тип отношений, 20% - покорно-застенчивый; 20% - независимо-доминирующий; 13% - сотрудничающий-конвенциальный; 10% - зависимый-послушный; 6% - властный-лидирующий; 6% - покорно-застенчивый тип отношений.

9. В процессе исследования выявлено, что только 30% из опрошенных имеют направленность на альтруизм и развитое эмпатийное поведение в процессе коммуникаций.

10. В результате нашего исследования мы определили типы отношений, которые взаимосвязаны с определенными видами направленности. У респондентов, у которых отмечается развитое эмпатийное поведение, определен сотрудничающийся-конвенциальный и ответственный тип отношений. У респондентов с выраженными эгоистическими тенденциями отмечается прямолинейно-агрессивный тип отношений, а также независимо-доминирующий типы отношений. Таким образом, наша гипотеза доказана.


Литература

 

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990;

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: аспект Пресс, 2002;

.   Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982;

.   Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб.: “Нева”, 2003;

.   ДжуэллЛ. Индустриально-организационная психология. СПб., 2003;

.   Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М., 1984;

.   Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 1997;

.   Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта, 2003;

.   Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002;

.   Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988г

.   Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001;

.   Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002;

.   Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997;

.   Основы теории коммуникации/ Под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003;

.   Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М., 1982;

.   Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под ред.Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001;

.   Психология и этика делового общения / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003;

.   Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред.А. А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003;

.   Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб., 1999;

.   Снетков В.М. Психология коммуникаций в организации. СПб., 2000;

.   Фомин Ю.А. Психология делового общения. Мн.: Амалфея, 2003;

.   Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.


Приложения

 

Приложение 1

Методика межличностных отношений Т. Лири.

Инструкция: “Перед Вами набор характеристик, чтите каждую и отметьте знаком “+” те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво”.

Текст опросника

Какой Вы человек?

1. Другие думают о нем благосклонно.

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

9. Способен быть суровым.

10.Строгий, но справедливый.

11.Может быть искренним.

12.Критичен к другим.

13.Любит поплакаться.

14.Часто печален.

15.Способен проявлять недоверие.

16.Часто разочаровывается.

17.Способен быть критичным к себе.

18.Способен признать свою неправоту.

19.Охотно подчиняется.

20.Уступчивый.

21.Благодарный.

22.Восхищающийся, склонен к подражанию.

23.Уважительный.

24.Ищущий одобрения.

25.Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

26.Стремится ужиться с другими.

27.Дружелюбный, доброжелательный.

28.Внимательный, ласковый.

29.Деликатный.

30.Ободряющий.

31.Отзывчивый к призывам о помощи.

32.Бескорыстный.

33.Способен вызывать восхищение.

34.Пользуется у других уважением.

35.Обладает талантом руководителя.

36.Любит ответственность.

37.Уверен в себе.

38.Самоуверен, напорист.

39.Деловитый, практичный.

40.Любит соревноваться.

41.Стойкий и крутой, где надо.

42.Неумолимый, но беспристрастный.

43.Раздражительный.

44.Открытый, прямолинейный.

45.Не терпит, чтобы им командовали.

46.Скептичен.

47.На него трудно произвести впечатление.

48.Обидчивый, щепетильный.

49.Легко смущается.

50.Не уверен в себе.

51.Уступчивый.

52.Скромный.

53.Часто прибегает к помощи других.

54.Очень почитает авторитеты.

55.Охотно принимает советы.

56.Доверчив и стремится радовать других.

57.Всегда любезен в обхождении.

58.Дорожит мнением окружающих.

59.Общительный, уживчивый.

60.Добросердечный.

61.Добрый, вселяющий уверенность.

62.Нежный, мягкосердечный.

63.Любит заботиться о других.

64.Бескорыстный, щедрый.

65.Любит давать советы.

66.Производит впечатление значительности.

67.Начальственно-повелительный.

68.Властный.

69.Хвастливый.

70.Надменный, самодовольный.

71.Думает только о себе.

72.Хитрый, расчетливый.

73.Нетерпим к ошибкам других.

74.Своекорыстный.

75.Откровенный.

76.Часто недружелюбен.

77.Озлобленный.

78.Жалобщик

79.Ревнивый.

80.Долго помнит обиды.

81.Самобичующий.

82.Застенчивый.

83.Безынициативный

84.. Кроткий.

85.Зависимый, несамостоятельный.

86.Любит подчиняться.

87.Предоставляет другим принимать решения

88.. Легко попадает впросак.

89.Легко поддается влиянию друзей.

90.Готов довериться любому.

91.Благорасположен ко всем без разбора.

92.Всем симпатизирует.

93.Прощает все.

94.Переполнен чрезмерным сочувствием.

95.Великодушен, терпим к недостаткам.

96.Стремится покровительствовать.

97.Стремящийся к успеху.

98.Ожидает восхищения от каждого.

99.Распоряжается другими.

100.Деспотичный.

101.Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам)

102.Тщеславный.

103.Эгоистичный.

104.Холодный, черствый.

105.Язвительный, насмешливый.

106.Злой, жестокий.

107.Часто гневлив.

108.Бесчувственный, равнодушный.

109.Злопамятный.

110.Проникнут духом противоречий.

111.Упрямый.

112.Недоверчивый, подозрительный.

113.Робкий.

114.Стыдливый.

115.Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.

116.Мягкотелый.

117.Почти никогда и никому не возражает.

118.Навязчивый.

119.Любит, чтобы его опекали.

120.Чрезмерно доверчив.

121.Стремится снискать расположение каждого.

122.Со всеми соглашается.

123.Всегда дружелюбен.

124.Всех любит.

125.Слишком снисходителен к окружающим.

126.Старается утешить каждого.

127.Заботится о других в ущерб себе.

128.Портит людей чрезмерной добротой.

Испытуемые, у которых преобладает “ властный-лидирующий ” тип межличностного отношения (I октант) характеризуются оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой принятии решений, гомономностью (т.е. ориентацией основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов), экстравертированностью. Поступки и высказывания могут oпережать их продуманность. Это реагирование “здесь и сейчас”, выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение завоевательная позиция, стремление вести за собой подчинять своей воле других.октант, соответствующий “ независимо - доминирующему " типу межличностных отношений, при явном преобладании над другими, по данным исследования, сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства (или самовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязает выраженное чувство соперничества, проявляющееся стремлении занять обособленную позицию в группе. Доминантность здесь в меньшей степени обращена общие с группой интересы и не проявляется стремлением вести людей за собой, заражая их. своими идеям. Стиль мышления нешаблонный, творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственно мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорически отстаивается. Эмоциям недостает тепла. Высокая поисковая активность сочетается с рассудочностью. Низкая подчиняемость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.62 (0.172 с.)