Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
Специфичность процессов запоминания, сохранения и воспроизведения у детей с нарушением интеллекта обусловливается, прежде всего, свойствами их нервных процессов: слабостью замыкательной функции коры головного мозга, ослаблением активного внутреннего торможения и, как следствие, недостаточной концентрированностью очагов возбуждения, быстрым угасанием приобретённых условных связей. Кроме того, тесная взаимосвязь памяти с другими психическими процессами и неполноценность их формирования так же обеспечивают возникновение некоторых особенностей этой формы отражения действительности. С. Я. Рубинштейн выделяет некоторые недостатки памяти у детей с нарушением интеллекта. 1. Замедленность запоминания и быстрота забывания. Запоминание – это мнемнический процесс, посредством которого происходит отбор поступающей информации путём включения её в уже существующую систему ассоциативных связей и с целью последующего воспроизведения этой информации. Забывание – это мнемнический процесс, заключающийся в прерывании доступа к запомненному ранее материалу и, в следствие этого, невозможность воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Физиологическими причинами нарушений процессов запоминания и объяснением процесса забывания является замедленное формирование условных рефлексов и их непрочность. По мнению С. Я. Рубинштейн, замедленность запоминания и быстрота забывания проявляются, прежде всего, в том, «что программу четырёх классов массовой школы умственно отсталые дети усваивают за 7 – 8 лет обучения»[22]. Это объясняется тем, что даже многократные, систематические повторения запоминаемого материала, трактующиеся в психологии как «воспроизведение усвоенных знаний и действий с целью облегчения их запоминания»[16], малопродуктивны для детей рассматриваемой категории. 2. Непрочность сохранения или эпизодическая забывчивость. Непрочность сохранения является причиной поверхностного усвоения ребёнком жизненного опыта и знаний. Эпизодическая забывчивость может проявляться в невозможности учащегося ответить на вопрос, воспроизвести содержание только что прочно усвоенного материала, однако, в способности вспомнить забытое спустя некоторое время.
Физиологической основой этих особенностей может являться не только угасание условных связей, но и лишь временное торможение корковой деятельности. 3. Неточность воспроизведения. Воспроизведение – это мнемнический процесс, выражающийся в актуализации ранее сформированного психического содержания: мыслей, образов, чувств, движений и характеризующийся избирательностью, обусловленной потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. Неточности воспроизведения проявляются в пропусках, заменах, искажениях, привнесениях, повторах и низком уровне избирательности у детей с нарушением интеллекта. Физиологическим началом этих недостатков является опять же быстрое угасание приобретённых условных связей. Здесь же следует сказать о слабой целенаправленности процесса воспроизведения, которая отражается в неумение ребёнка «направить ход своих ассоциаций в нужном направлении для того, чтобы натолкнуться на нужное представление»[22]. Это явление нужно отличать от эпизодической забывчивости, описанной выше, наступающей вследствие охранительного торможения. 4. Неразвитость опосредованного запоминания. Опосредованное запоминание связано с отбором, классификацией и переработкой запоминаемого материала. «Опосредованное запоминание осмысленного материала – это высший уровень запоминания»[22] и малодоступный детям с нарушением интеллекта. Л. В. Занков в своих исследованиях показал, что дети младшего школьного возраста с нарушением интеллекта не могут использовать осмысленное запоминание, что проявляется в худшем запоминании логически связанного материала по сравнению с отдельными числами или словами. Это объясняется тесной взаимосвязью процессов памяти и мышления. Несформированность мыслительных операций: трудности выделения существенного, невозможность связать между собой отдельные элементы и отбросить случайные, возникновение побочных ассоциаций, всё это приводит к плохому пониманию материала и, следовательно, вызывает трудности его запоминания. «Умение запоминать – это умение осмыслить усваиваемый материал, то есть отобрать в нём основные элементы и самостоятельно установить связи между ними, включить их в какую- то систему знаний или представлений»[22].
Воображение. В философском понимании, воображение рассматривается, как всеобщее свойство сознания, выполняющее функцию порождения и структурирования образов мира. В психологии воображение понимается как отдельный психический процесс. Воображение – это когнитивный процесс, свойственный человеку и заключающийся в построении, то есть в образовании, удержании и воспроизведении, новых целостных образов предметов или явлений окружающего мира в отсутствии самих предметов или явлений. Построение новых, воображаемых образов возможно благодаря аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга: в ходе анализа предметов или явлений выделяются их отдельные части и признаки, а затем синтезируются в новые комбинации. Таким образом, физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из временных нервных связей, путём их актуализации, распада, перегруппировки и объединения в новые системы. К сожалению, механизмы воображения до сих пор остаются недостаточно изученными. Различают произвольное и непроизвольное воображение. Произвольное воображение проявляется при осознанном решении научных, технических и художественных задач. Непроизвольное воображение отражается в изменённых состояниях сознания, сновидениях и медитативных образах. Воображение может быть репродуктивным, воссоздающим действительность такой, какая она есть, и продуктивным (творческим), которое, в свою очередь, предполагает относительную либо абсолютную новизну образов. По виду образов различают конкретное и абстрактное воображение. Существуют и другие классификации воображения. Велика значимость этого когнитивного процесса в познании окружающей действительности. Благодаря воображению человек способен творить, планировать свою деятельность и управляет ею. Результатами воображения и творчества людей является почти вся человеческая материальная и духовная культура. Важность воображения видно и в том, что, будучи способом овладения человеком возможного будущего, воображение придаёт его деятельности целеполагающий и проектный характер. Взаимосвязь воображения с другими психическими процессами достаточно очевидна. Оперирование воображением в случаях невозможности, затруднительности или нецелесообразности использования практических действий, то есть ориентирование в ситуации и решение задачи без непосредственного использования реальных операций с объектом, позволяет увидеть теснейшую связь воображения с наглядно - образным мышлением. М. М. Нодельман указывал на связь воображения не только с мышлением, но и с речью: «в случаях отсутствия или запоздалого аномального развития речи, страдает не только процесс формирования мышления, но и воображения»[10]. Является верным и взаимодействие воображения с памятью. Образы, воссозданные воображением, основываются на представления памяти, подвергающиеся изменениям. Воображение – это построение образов, которые не воспринимались в прошлом, но всё- таки связаны с реально существующими объектами окружающего мира. Даже самые фантастические продукты воображения всегда опираются на элементы действительности.
О. М. Дьяченко продемонстрировала единство законов развития воображения и других психических процессов: так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное. В период окончания раннего детства происходит начало развития детского воображения, которое проявляется в способности у ребёнка замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В первую половину дошкольного возраста у детей преобладает механическое воспроизведение впечатлений в виде образов, полученных в результате непосредственного восприятия действительности. В этих образах обычно воспроизводится то, что оказалось значимым, особенно интересным, вызвало эмоциональные реакции, и в них пока нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. В старшем дошкольном возрасте, наряду с появлением произвольного запоминания, воображение соединяется с мышлением и включается в процесс планирования действий, механическое воображение творчески преобразуется. К концу дошкольного периода детства воображение ребёнка уже может быть представлено в виде произвольного порождения некоторой идеи и в форме возникновения воображаемого плана реализации этой идеи. Основной тенденцией развития воображения в младшем школьном возрасте является совершенствование воображения за счёт всё более правильного и полного отражения действительности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.006 с.) |