Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические аспекты организации платежной системыСтр 1 из 5Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ
Развитие платежных систем в нашей стране выводит экономику на качественно новый уровень, характеризующийся высокой мобильностью платежей, доступа к услугам для всех слоев населения. Но наряду с четко выраженными достоинствами возникают и новые опасности. Так как деньги утрачивают свою материальную составляющую и уходят в виртуальный мир, за ними следуют и финансовые преступления, которые получают все более разнообразные и изощренные формы, а информационные технологии в руках злоумышленников помогают им эффективнее совершать такие преступления. Задача права в такой ситуации состоит в том, чтобы адекватно и эффективно регулировать платежные процессы и отношения субъектов платежных систем в условиях постоянного обновления и прогрессирования технологий и систем. Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ национальной платежной системы. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи: − рассмотреть понятия и принципы функционирования национальной платежной системы; − исследовать принципы работы систем на основе пластиковых карт; − рассмотреть организацию расчетов с использованием пластиковых карт; − рассмотреть направления развития национальной платежной системы. Разработанный Минфином РФ и Центральным банком России и принятый законодательной властью Федеральный закон № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе» устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ Виды пластиковых карт
Итак, пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (ширина − 85.6 мм, высота − 53.9 мм, толщина − 0.76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Из сказанного выше видно, что основная функция пластиковой карточки - обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы.
Существует много оснований для классификации карт. . По материалу, из которого они изготовлены: − бумажные (картонные); − пластиковые; − металлические. В настоящее время практически повсемемстное распространение получили пластиковые карточки. Однако для идентификации держателя (владельца) карточки часто используются бумажные (картонные) карточки, запаянные или запрессованные в пластиковую пленку. Это ламинированные карточки. Ламинирование является довольно простой, дешевой и легкодоступной процедурой, и поэтому, если карточка используется для расчетов, то с целью повышения защищенности от подделки применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика. В отличии от металлических карт пластик легко поддается термической обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту. . По способу записи информации на карту: − графическая запись; − эмбоссирование; − штрих-кодирование; − кодировка на магнитной полосе; − чип; − лазерная запись (оптические карты). Самой ранней и простой формой записи информации на карточку было и остается графическое изображение. Оно до сих пор используется во всех картах, включая самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация о ее эмитенте. Позже на универсальных банковских карточках был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться). Эмбоссирование позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты карточкой, делая оттиск на ней слипа. Информация, эмбоссированная на карте, моментально переносится через копировальную бумагу на слип. В целях борьбы с мошенничеством могут использоваться слипы и без копировального слоя, но способ переноса эмбоссированной на карте информации в сущности остался прежним − механическое давление. Эмбоссирование не вытеснило полностью графическое изображение. Более того, с появлением систем, основанных на безбумажной технологии, номер карты и имя держателя вновь стали наноситься на карточку графическим способом с помощью персонализаторов.
Штрих-кодирование - это запись информации на карточку с помощью штрих-кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получило. Однако карточки со штрих-кодами, подобными тем, которые наносятся на товары, довольно популярны в специальных карточных программах, где не требуются расчеты. Это связано с относительно низкой стоимостью таких карточек и считывающего оборудования. При этом для лучшей защиты штрих-коды покрываются непрозрачным для невооруженного глаза слоем и считываются в инфракрасном свете. Изобретение в конце 60-х годов автоматических аппаратов выдачи наличных денег совершили революцию и в карточном бизнесе. Для того, чтобы таким аппаратом могли пользоваться держатели карточек, на обратную сторону карточки стали наклеивать полоску из магнитной пленки. На магнитной полосе банковских карточек обычно в закодированном виде записывается номер карточки, срок ее действия и ПИН держателя карточки. Магнитная запись является одним из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения информации на пластиковые карты. Но по прошествии 15-20 лет стало понятно, что магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации от мошенничества и подделок. Тогда специалисты начали искать более надежный способ записи информации. Им оказался чип (от англ. chip - кристалл с интегральной схемой) или микросхема. Карточки с чипом также очень часто называются смарт-картами. Несмотря на очевидные преимущества, чиповые карточки до сих пор имели ограниченное применение. Причина простая − такая карточка на порядок дороже, чем карточка с магнитной полосой. Лишь в последние годы, когда ущерб от мошенничества с магнитными картами в международных платежных системах стал пугающе высоким и продолжает расти, было принято решение о постепенном переходе на чиповые карты. Не все чиповые карты, являются чиповыми, то есть имеют микропроцессор. Специалисты подразделяют их на два вида: карты с памятью и собственно микропроцессорные карты. Карты памяти бывают разовые (однократная запись/многократное считывание) и позволяющие многократную перезапись. При этом объем памяти значительно превосходит карты с магнитной полосой и к тому же гораздо лучше позволяет защищать записанную информацию. В подавляющим большинстве банковских карточных программ, включая российские, основанных на чиповых картах, используется именно «защищенная память», как дающая наилучшее соотношение цена/защищенность. Принципиально иные возможности открывают настоящие микропроцессорные карты, поскольку они имеют свою внутреннюю логику и, фактически, являются микрокомпьютером. В 1981 году Дж. Дрекслером была изобретена оптическая карточка. Запись и считывание информации с такой карточки производится специальной аппаратурой с использованием лазера. Основное преимущество таких карточек − возможность хранения больших объемов информации. Такие карточки уже используются для карманных «историй болезни», но в банковских технологиях распространения пока не получили вследствие высокой стоимости как самих карточек, так и считывающего оборудования.
. По общему назначению: − идентификационные; − информационные; − для финансовых операций (расчетов). В принципе, это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная компания может выдавать каждому своему сотруднику карту, которая: ) является пропуском, разрешающим (ограничивающим) проход в определенные зоны предприятия (идентифицирующая функция); ) на той же карте может быть записана в кодированном виде «история болезни» или какая-либо другая важная информация о держателе карточки (информационная функция); ) помимо этого, такая карточка может использоваться еще и для расчетов в столовой и магазинах данной компании (расчетная функция). Системы с использованием многофункциональных карточек реально существует за рубежом, и очевидно, что тенденция объединения многих функций в одной пластиковой карточке являются весьма перспективной, поскольку такая многофункциональная карта удобная и для эмитента, и для ее держателя. . По эмитентам: − банковские (универсальные) карты, выпускаемые банками и финансовыми компаниями; − частные (private) карты, выпускаемые коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании. Может показаться, что компании с целью увеличения объема и разнообразия операций со своими картами должны стремится сделать их более универсальными, объединяясь в эмиссии с другими компаниями, а еще лучше с банками. Это справедливо лишь отчасти. Значительная часть карточек выпускается и будет выпускаться компаниями самостоятельно. . Банковские и другие карточки, используемые для расчетов: − автономный «электронный кошелек»; − «Электронный кошелек» с дублированием счета у эмитента; − «ключ к счету» − средство идентификации владельца счета, ведущегося у эмитента. Подавляющее большинство банковских карточек являются идентификатором, а не кошельком. К ним относятся все карточки «VISA», «Eurocard/Master Card», «American Express», российские «Юнион Card» и «СТБ Card». Следует отметить, что карты с магнитной полосой очень редко используются в качестве «кошелька», так как магнитная полоса не обеспечивает приемлемого для эмитента уровня защиты записанной на ней информации. Обычно в качестве «электронных кошельков» применяются карты с чипом.
С этой точки зрения выражение «пластиковые деньги» не совсем корректно по отношению к большинству магнитных карточек, используемых клиентами. . По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент (в международных платежных системах это называется видами карт или продуктами): − обычная карточка; − серебряная карточка; − золотая карточка; − электронная карточка. Для простоты и краткости можно сказать, что обычная карточка предназначена для рядового клиента. Это «Classic Visa» и «Mass (Standard) Eurocard/Master Car». Серебреная карточка называется бизнес-картой (Business Card) и предназначена не для частных лиц, а для сотрудников организаций (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании. Золотая карточка предназначена для наиболее состоятельных, богатых клиентов. Кроме того, в системах Visa и Europay есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: «Electron Visa», «Cirrus/Maestro». Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карты кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории. . В России сложилось разделение на карты корпоративные и личные Иногда еще выделяют «зарплатные» карточки: эмитент заключает договор с организацией, а держателями карточек являются ее сотрудники в качестве частных лиц. Внешне эта классификация напоминает принятую в международных системах, но в действительности в ее основе положен юридический статус клиента, с которым эмитент заключает договор о выпуске и обслуживании карты. Их несовпадение подтверждается и на практике. Очень часто в России стандартная карточка выдается в качестве корпоративной, и, наоборот, известны случаи, когда бизнес-карту получали частные лица, считавшие, что им по статусу «положена серебреная карточка». В международной классификации все же более важен набор услуг, который предоставляется в пакете с той или иной картой. Например, ежемесячный лимит не менее 5000 долларов по золотой карте или выдача новой карты взамен утраченной в течение 24 часов в любой точке земного шара, или страхование от утери деловых документов и опоздания транспорта. В карточках со щтрих-кодом в качестве идентифицирующего элемента используется штриховой код, аналогичный коду, применяемому для маркировки товаров. Карточки с магнитной полосой являются на сегодняшний день наиболее распространенными − в обращении находится свыше двух миллиардов карт подобного типа. Однако и такой тип карт относительно уязвим для мошенничества. Так, в США в 1992 г. общий ущерб от махинаций с кредитными картами с магнитной полосой (без учета потерь с банкоматами) превысил один миллиард долларов. Тем не менее, существующая развитая инфраструктура использующих их платежных систем и отсутствие у мировых лидеров «карточного» бизнеса − компаний VISA и Europay − полномасшатбного стандарта на более перспективный вид карточек − смарт-карты − являются причиной интенсивного использования карточек с магнитной полосой и сегодня.
В смарт-картах носителем информации является уже микросхема. У простейших из существующих смарт-карт − карт памяти − объем памяти может иметь величину от 32 байт до 16 килобайт. Карты с микропроцессором представляют собой по сути микрокомпьютеры и содержат все соответствующие основные аппаратные компоненты. Суперсмарт-карты. Примером может служить многоцелевая карта фирмы Toshiba, используемая в системе VISA. В дополнение ко всем возможностям обычной микропроцессорной карты, эта карта также имеет небольшой дисплей и вспомогательную клавиатуру для ввода данных. Эта карта объединяет в себе кредитную, дебетовую и предоплатную карты, а также выполняет функции часов, календаря, калькулятора, осуществляет конвертацию валюты, может служить записной книжкой и т.д. Из-за высокой стоимости, суперсмарт-карты не имеют сегодня широкого распространения, но их использование будет, расти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обзор и анализ существующих пластиковых карт позволяет сделать следующие выводы: − пластиковые карточки успешно продвигаются на традиционных и новых рынках финансовых услуг; − масштабы эмиссии и оборотов пластиковых карт позволяют говорить о глобальном характере основных международных платежных систем, использующих пластиковые карты; − темпы роста объемов платежей с использованием пластиковых карт позволяют предположить, что безналичная форма расчетов может в обозримом будущем приобрести в некоторых регионах доминирующий характер; − отечественные системы расчетов с использованием пластиковых карт находятся конечно не на начальном этапе развития, но разница в масштабах, по сравнению с зарубежными − на несколько порядков; − отечественные системы развиваются с высокими темпами и предположительно по тем же внутренним законам, что и международные системы; − на Западе эти системы развивались четыре десятилетия, в то время, как в России этот процесс начался 5-6 лет тому назад; − сужение традиционных секторов деятельности банков требует привлечения дополнительных средств населения. Одним из путей решения этой проблемы является предоставление банком дополнительных услуг, в том числе выпуск собственной или присоединение к какой-либо из действующих систем пластиковых карт; − на рынке представлено множество типов карточек (золотая, стандартная, бизнес, с низким годовым процентом, без годового членского взноса и т.д.). Для каждого банка начинающего эмитировать карточку важнейшей проблемой является правильный выбор типа выпускаемой карты; − большое значение приобрели льготы держателям карточки. К числу карточек относятся, в частности, карточки так называемых дисконтных компаний, позволяющих их держателям получать скидки при оплате услуг; − современная стратегия поведения банка предполагает предложение таких стимулов и цен, которые с одной стороны, но разорили бы банк, а с другой не дали бы возможности клиентам использовать пластиковые карты банков − конкурентов; − цены в ряде случаев устанавливаются с учетом «поведения» держателей. Лучшие клиенты получают самые низкие процентные ставки и самые лучшие типы карточек; − на российском рынке продвижение карточек встретилось с рядом трудностей в отличии от Запада, где карточки были очередным платежным средством. У нас по существу открывается новая «глава». Население проявляет недоверие и непонимание возможностей этого средства. В значительно меньшей степени это относится к наиболее состоятельной части населения. Охотно включаются в сети обслуживания отечественных платежных систем только престижные магазины; − российские банки, по некоторым признакам, владеют ситуацией и вопрос сводится к возможности финансирования программ. Есть примеры одноэмитентных систем, важным элементом которых являются крупное предприятие, осуществляющее кассовое обслуживание своих сотрудников через банк-эмитент и свои банкоматы. Развитие сети выдачи наличных должно увеличить число держателей, что окажет давление и на торговую сеть, поощряя ее к приему карточек. У банка при формировании концепции эмиссии есть широкие возможности для определения своей роли в системе, форм и условий взаимодействия с держателями, с точками обслуживания. Выбор связан с теми целями, которые ставятся банком. Наличие на сегодняшний момент нескольких уже достаточно развитых отечественных систем пластиковых карт позволяет говорить о том, что перед каждым из банков, решивших выпускать пластиковые карты стоит проблема: − присоединиться к одной из уже действующих платежных систем или − создать собственную систему пластиковых карт; − при принятии решения о создании собственной платежной системы банк должен, учитывать, что в настоящее время в основном применяются карты с магнитной полосой, которые дешевле и, одновременно, слабо защищены от подделок. Для повышения безопасности платежных систем, использующих такие карты применяется целый набор специальных методов. Смарт-карты - это новый вид носителя информации, построенный на базе микропроцессора с достаточно большой памятью и предназначенный для хранения, обработки и защиты информации от несанкционированного доступа. Смарт-карты возможно использовать как пластиковые деньги, а также применение данного вида карт позволяет использовать их для организации межбанковских расчетов, записи конфиденциальной информации касающейся клиента и выполнения ряда других функций. − банк будет иметь экономический эффект от внедрения собственных пластиковых карт только при привлечении значительного числа клиентов; − рассматривая проблему электронных платежей я обнаружила довольно интересную и парадоксальную ситуацию: в стране не предпринимается никаких реальных действий по конструктивному решению законодательной базы. В соответствии с российским законодательством, электронные платежи оказываются вне закона. Эмиссию наличных денег может осуществлять только ЦБ РФ. Я считаю необходимым присвоить электронным деньгам правовой статус, ведь предпосылок для этого больше чем достаточно: − огромный интерес множества участников отечественного рынка; − возможность решения всех технических вопросов; − стремление иностранных компаний к внедрению в России собственных платежных систем. Ознакомившись с проблемой «пластика» в России в глаза бросается, в частности, почти тотальное отождествление «карточных» программ с зарплатными проектами. Хотя количественные показатели внедрения карточек в России за последний год сильно выросли, значительно качественных изменений не произошло. Доля зарплатных проектов по-прежнему превышает 70% от общего объема. В том, что давно ожидаемого «карточного» взрыва в стране не происходит, нет ничего удивительного.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие платежных систем в нашей стране выводит экономику на качественно новый уровень, характеризующийся высокой мобильностью платежей, доступа к услугам для всех слоев населения. Но наряду с четко выраженными достоинствами возникают и новые опасности. Так как деньги утрачивают свою материальную составляющую и уходят в виртуальный мир, за ними следуют и финансовые преступления, которые получают все более разнообразные и изощренные формы, а информационные технологии в руках злоумышленников помогают им эффективнее совершать такие преступления. Задача права в такой ситуации состоит в том, чтобы адекватно и эффективно регулировать платежные процессы и отношения субъектов платежных систем в условиях постоянного обновления и прогрессирования технологий и систем. Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ национальной платежной системы. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи: − рассмотреть понятия и принципы функционирования национальной платежной системы; − исследовать принципы работы систем на основе пластиковых карт; − рассмотреть организацию расчетов с использованием пластиковых карт; − рассмотреть направления развития национальной платежной системы. Разработанный Минфином РФ и Центральным банком России и принятый законодательной властью Федеральный закон № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе» устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.05 с.) |