Организация службы полиции в Российской Федерации и риск исполнения ею несвойственных функций экономического и политического характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация службы полиции в Российской Федерации и риск исполнения ею несвойственных функций экономического и политического характера



Основы организации полиции в Российской Федерации

Основные функции полиции

 

Полиция занимает одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации как по широте и содержанию выполняемых ими функций, так и по относительной численности их сотрудников.

На Министерство внутренних дел Российской Федерации и подведомственные ему органы возлагается широкий спектр функций в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и общественной безопасности.

Органы внутренних дел должны осуществлять анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывать прогнозы развития криминогенной ситуации в стране и ее регионах. На этой основе они вносят в соответствующие органы власти и управления предложения об укрепления законности, обеспечении правопорядка, предупреждении преступности. Органы внутренних дел призваны участвовать в разработке и реализации целевых программ в сфере борьбы с преступностью.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их компетенции. Они обеспечивают предупреждение, выявление и пресечение преступлений и в праве организовывать проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм их собственности.

Органы внутренних дел организуют и осуществляют розыски лиц, совершивших преступление, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания наказания, от призыва на воинскую службу, а также без вести пропавших и иных лиц. Они ведут также идентификацию неопознанных трупов, розыск похищенного имущества.

Рассматриваемые органы участвуют в мероприятиях по борьбе с терроризмом, контрабандой, осуществляют меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, с незаконными вооруженными формированиями.

Министерство внутренних дел и его органы в необходимых случаях участвуют в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, в ликвидации чрезвычайных ситуациях, в том числе в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

На органы внутренних дел возлагается охрана важных государственных объектов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам. Кроме того, их обязанностью является государственная защита судей, народных и присяжных заседателей, прокуроров, следователей и иных должностных лиц при угрозе посягательства на их жизнь, здоровья, имущество указанных лиц, а также их близких.

Специальные подразделение (службы) органов внутренних дел выдают и аннулируют специальные разрешения (лицензии) на занятие деятельностью, лицензирование которой отнесено к ведению Министерства внутренних дел Российской Федерации (например, частная и охранная детективная деятельность). Органы внутренних дел обеспечивают исполнение требований транспортно-визовой и разрешительной систем.

Эти органы участвуют в разработке правил, стандартов и иных нормативов в области обеспечения безопасности дорожного движения, принимают меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Они осуществляют государственную регистрацию и учет автотранспортных средств, выдают удостоверение на право управления этими средствами.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и его органов организуются и ведутся федеральные учеты, формируются автоматизированные банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, необходимой для эффективной деятельности по указанным выше направлениям.

Функции полиции во многой литературе трактуется по-разному. Например, С.А. Капитонов дает более сжатую характеристику основных функций полиции:

. Административная - регулируется нормами административного права и осуществляется службами и подразделениями полиции общественной безопасности:

патрульно-постовой службой;

службой участковых инспекторов;

ГИБДД;

службой вневедомственной охраны;

паспортно-визовой службой;

лицензионно-разрешительной службой;

ОМОН.

. Оперативно-розыскная - регулируется в рамках нормами административного права, уголовного права, уголовно-процессуального права, и ряда других отраслей. Эту деятельность осуществляют различные службы криминальной полиции:

уголовный розыск, борьбы с экономическими преступлениями;

уголовный розыск, борьбы с организованной преступностью;

с оперативно-технической и другими.

. Уголовно-процессуальная - регламентируется уголовно - процессуальным кодексом и осуществляется различными службами и подразделениями криминальной полиции и полицией общественной безопасности (дознание по уголовным делам и другими).

. Профилактическая - регулируется федеральным законом, указами Президента постановленными Правительством, правовыми актами субъектов.

Функции полиции в учебнике Административное право под редакцией Л.Л. Попова анализируются так:

) Общие - информационно-аналитическая, прогнозирование, планирование, регулирование, контроль, оценка эффективности;

) Специальные, или основные - административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная (дознание, предварительное следствие), профилактическая;

) Обеспечивающие - кадровая, материально-техническая, финансовая, делопроизводство и другие.


Заключение

 

В соответствии с действующим законодательством, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция в современной России есть система самостоятельных структурированных, функционально обособленных, специализированных органов государственной власти, обладающих специальной компетенцией и государственно-властными полномочиями, являющихся компонентом аппарата исполнительной власти, реализующих в механизме государства правоохранительную функцию и являющихся частью отраслевой системы государственного управления, основной сферой деятельности которых является охрана и защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, борьба с преступностью, профилактика преступлений и правонарушений, обеспечение нормального функционирования органов государственной власти, государственных и общественных и институтов, хозяйствующих субъектов, охрана правопорядка и общественного порядка.

Полиция обязана, в пределах своих полномочий, оказывать содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Исследования темы данной курсовой работы характеризуют правовые основы и организационно-правовые формы создания нового право охранительного института, основным предназначением которого является защита прав и свобод человека и гражданина, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.

 


Организация службы полиции в Российской Федерации и риск исполнения ею несвойственных функций экономического и политического характера

 

 


Введение

полиция правовой административный

Административно-правовой статус сотрудника полиции, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами (теоретическая конструкция состава, общее назначение и др.), характеризуется рядом особенностей, которые придают ему качественную и количественную определенность. Рассмотрение данных особенностей направлено на выявление сущности административно-правового статуса; закономерностей его образования, включения в состав тех или иных полномочий и др. Полномочия во внутренней сфере определяются такими особенностями службы в полиции как, установление дисциплины применительно к воинской, отнесение полиции к числу военизированных государственных формирований и другими. Они носят вспомогательный организационный характер, направлены на создание условий реализации внешних полномочий, посредством которых и достигаются цели и задачи полиции как правоохранительного государственного формирования.

Во внешней сфере административно-правовой статус сотрудника полиции обладает следующими характерными чертами, выделяющими его из числа правовых статусов иных субъектов права, которые могут быть представлены в виде двух групп. В первую входят относящиеся ко всему статусу в целом - равенство для всего личного состава полиции и наличие специальной правосубъектности. Вторую группу составляют особенности, характеризующие лишь такие элементы статуса как обязанности и права. К их числу могут быть отнесены - преобладание властных полномочий связанных с применением мер принуждения; реализация обязанностей и прав не только в служебное, но и во внеслужебное время, независимо от места нахождения сотрудника; возложение дополнительных полномочий при наступлении особых условий; обеспечение охраны и защиты не только административно-правовых, но и уголовно-правовых отношений и др.

Содержание административно-правового статуса полиции определяется ее социальным назначением, задачами формами и методами деятельности.

Актуальность данной темы заключается в том, что суверенитет государства, охрана прав и свобод граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка являются важными факторами нормального существования общества и функциональной обязанностью государства. Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, важное место в которой занимает полиция. В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.

Процесс реформирование милиции в полицию предусматривал изменение законодательных и организационно-правовых основ функционирования милиции, изменение статуса ее органов и служащих, освобождение милиции от несвойственных ей функций и расширения полномочий направленных на решение стоящих задач по охране правопорядка. Реформирование милиции и создание полиции были нацелены на решение сложной социальной задачи преодолеть кризис доверия общества, выработать новые организационно правовые формы взаимодействия полиции и общества, обеспечить учет общественного мнения при оценке деятельности органов и служащих полиции, изменить систему отчетности и разработать современные показатели эффективности работы правоохранительных органов.

Реформирование полиции повлекло изменение ее места и роли в системе правоохранительных органов Российской Федерации, внесло коррективы в организационно-правовые формы ее деятельности и взаимодействия с правоохранительными органами и гражданским обществом. Отчасти в создании современного правоохранительного института - полиции нашли отражение процессы интеграции сил правопорядка России в мировое полицейское сообщество.        

Предметом данной курсовой работы является действующее законодательство Российской Федерации, определяющее административно-правовой статус полиции в РФ.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу определения содержания административно-правового статуса полиции в РФ.

Целью данной курсовой работы является изучение содержания и особенностей административно-правового статуса полиции в РФ.

Задачи данной работы:

рассмотреть основы организации полиции в Российской Федерации;

рассмотреть административно-правовой статус полиции.

В процессе исследования темы данной работы применялись общенаучные методы (системный метод, анализ, синтез, наблюдение) и частные методы научного познания (сравнительно-правовой, историко-правовой), способствующие реализации познавательного интереса и достижению поставленной цели.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит в себе по два - три пункта, а также данная работа имеет заключение и список использованных источников и литературы.

Особое внимание автора было обращено к исследованию правового регулирования органов внутренних дел, в разработку которых существенный вклад внесли ряд ученых: Аврутин Ю.Е., Колодкин Л.М., Колонтаевский Ф.Е, Коренев А.П. и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.018 с.)