Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Целевая аудитория и источниковая база
Советская пропагандистская литература, выпущенная в рамках одного временного отрезка, зачастую транслирует схожие идеи. Исходя из этого, формируется общепринятая концепция, согласно которой пропаганда в СССР безлика, роль и личная позиция автора минимизирована, а сам писатель лишь придает форму тем идеям, которые исходят из официальной государственной доктрины. В этой главе произведен анализ авторской роли в написании пропагандистского сочинения, выпущенного в связи с проведением в Москве Олимпийских игр 1980 г. Для решения задачи необходимо получить ответ на два основных вопроса: в первом параграфе сравнивается целевая аудитория и источниковая база, выбранная авторами. Во втором параграфе из череды писателей были выбраны четверо: В.В. Столбов, С.И. Гуськов, И.И. Заседа и В.М. Гескин c целью проанализировать, каким образом личные особенности, профессиональная деятельность, происхождение и другие факторы влияют на размер, качество, стиль написания, расстановку акцентов и другие элементы пропагандистского сочинения. Целевая аудитория и источниковая база работы способны представить исследователю прежде всего информацию о качестве проделанной пропагандистом работы. Количество проработанных документов, газет и сочинений, степень подтвержденности авторских положений и его ориентация на читателя говорят о действительной его осведомленности в изучаемом объекте и личностной приверженности декларируемым идеям. Для начала следует рассмотреть целевую аудиторию, для которой писались работы. Практически у всех авторов она разнообразна, однако можно выделить основные группы. Некоторые брошюры рекомендованы для прочтения всем гражданам СССР. Для наиболее массовой аудитории написаны работы И.И. Заседы, снабженные художественными вставками и личными воспоминаниями. Многие брошюры созданы для более узкого круга читателей: людей, заинтересованных тематикой международной идеологической борьбы. Множество книг выпущены в помощь пропагандистам в преддверии Олимпийских игр. Скорее всего они были предназначены для повышения уровня эрудиции рядовых пропагандистов перед встречей с иностранными спортсменами, туристами и журналистами. Одна из работ предназначена исключительно для чтения ее студентами заочной формы обучения физкультурных Университетов. Существуют и более специализированные труды: для читателей, интересующихся экономической стороной обустройства Игр, сотрудничеством Советского Союза с международными организациями в ходе подготовки Олимпиады.
Такое различие в ориентации авторов на читательскую среду позволяет сделать вывод о ее разнонаправленности и многоуровневости. Основополагающие идеи проникают в сознание населения через различные каналы: пособия для докладчиков, записки спортивных журналистов, работы экономистов и журналистов-международников. Важно отметить, что в аннотациях к любой из названных книг практически всегда дается краткая характеристика автору, что переносит ответственность за написанное с государственных органов непосредственно на его личность. Таким образом, цельная и однонаправленная пропаганда в глазах неподготовленного читателя предстает лишь совокупностью авторских сочинений, объединенных лишь издательством. Совпадение мнений разных людей формирует представление об их истинности. Источниковая база больше других элементов любого сочинения говорит о качественности проделанной автором работы. Книги советских пропагандистов варьируются от полного отсутствия в них сносок на источники информации и литературу по теме, до обилия ссылок на сочинения и документы различного происхождения. Таким образом, сходные идеи у одних авторов не подкреплены абсолютно ничем, или же количество сносок минимально, у других все важнейшие положения документально обоснованы. Например, у В.М. Гескина, автора 173-х страничной брошюры, в сочинении не присутствует ни одной сноски, при условии, что американская сторона в его работе критикуется наиболее сильно. Примером выборочного применения источников является «лекция» В.В. Столбова. Для подтверждения собственных положений автор в основном использует источники, в которых содержится теоретическая составляющая социалистической доктрины конца 70-х - начала 80-х гг. ХХ в.: лекции Л.И. Брежнева, материалы XXV съезда КПСС, программа коммунистической партии СССР. Использование этих источников производится не слишком часто и, местами, не по делу. Например, под непонятным предлогом в брошюре приводится ссылка на Конституцию 1977 г. с ее статьей о праве всех советских граждан на отдых.
Кроме того, автором используются учебные пособия по истории олимпийского движения, в том числе и его собственные, а также уже упомянутое сочинение В.И. Коваля, посвященное экономическому аспекту подготовки Олимпиады. Несколько раз делаются сноски на советскую прессу. Дважды В.В. Столбов ссылается на иностранные источники: речь американского президента Джеральда Форда и цитату из New York Times. Однако механизм этих ссылок не подразумевает точного указания печатного документа, в котором находится нужная информация. Таким образом, проверить написанное на достоверность не представляется возможным. Многие другие пропагандисты используют источники примерно в том же ключе, некоторые делают сноски на документы без конкретных библиографических указаний, в качестве источников приводят личные разговоры и воспоминания (самым активным писателем, использовавшим факты из личной истории, является И.И. Заседа). В то же время, существуют авторы, проделавшие капитальную работу для написания пропагандистских работ. Самым ярким из них является С.И. Гуськов. Количество ссылок на источники в его работах гораздо больше, чем в сочинениях других пропагандистов. Например, в 300-страничной работе «В атаке доллар» автором сделано 283 ссылки на источники различного вида и происхождения. Опора на источники и литературу совершенно разного вида делают выводы автора обоснованными. С.И. Гуськов активно использует данные как советской, так и иностранной печати. При этом в работе 1982 г. автор делает ссылки на западные газеты и журналы через их упоминания в советских, в 1988 г. присутствуют уже прямые ссылки. Автор также использует Материалы съездов КПСС (в основном - XXVII), сочинения Маркса, Энгельса и В.И. Ленина, а также Ф. Кастро. Делаются ссылки на наиболее авторитетного автора среди идеологов Олимпийского движения - П. де Кубертена (даже несмотря на его «буржуазное» происхождение). Главной заслугой автора является активное применение западной литературы для доказательства собственных положений. С.И. Гуськов - единственный, кто использовал ее как основной источник для извлечения информации для работы. При этом, это нисколько не отличает саму суть его взглядов от точки зрения других пропагандистов. Различия в частоте применения авторами сносок на источники показывает их готовность обосновать выдвигаемые идеи. На основе анализа используемой авторами литературы удалось выяснить, что сочинители были в разной степени осведомлены в исследуемой ими среде, проделали работу различного качества. Неготовность доказать собственную точку зрения документально возможно свидетельствует о несоответствии личного взгляда авторов на проблему с декларируемым.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.005 с.) |