Теоретико-методологические основания исследования образа антигероя в массовой культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-методологические основания исследования образа антигероя в массовой культуре



Содержание

 

Введение

. Теоретико-методологические основания исследования образа антигероя в массовой культуре

Сущность понятия "массовая культура"

Образ антигероя: интерпретация понятия. Исторический контекст и современность

Серийность и клише в изображении антигероя

. Трансформация образа антигероя в современной массовой культуре

Образ фантастического антигероя

Реальный или имеющий реальные прототипы антигерой

Заключение

Список литературы

Список видеоматериала

 


Введение

 

Представленная работа посвящена теме "Образ антигероя в современной массовой культуре"

Актуальность данной темы связана с недостаточной ее разработкой и практически полным отсутствием литературы на русском языке. Во многом это объясняется тем, что представленные персонажи обычно присутствуют в текстах, которые можно отнести к "низким" жанрам, таким как триллер, хоррор, фентези и тому подобное. Однако, учитывая всё большее распространение подобных жанров в современной массовой культуре, необходимость проведения исследований по данной теме неуклонно возрастает.

В настоящей работе мы постарались рассмотреть наиболее яркие, выпуклые образы, дающие широкое пространство для интерпретации. Определенно, эти типажи присутствуют в современной культуре в гораздо большем количестве и постоянно появляются новые, что особенно видно в продукции киноиндустрии. Однако объем нашей работы позволяет рассмотреть лишь наиболее значимые из них.

Образы, рассматриваемые в данной работе, чрезвычайно сильно укоренены в культуре, массовом сознании и в бессознательном, настолько сильно, что, зародившись в народной культуре, из сказок и легенд они перекочевали в современную массовую культуру.

В популярности проанализированных в работе текстов достаточно сложно усомниться. Так, например, нашумевшая серия фильмов "Сумерки" при бюджете в 385 миллионов долларов, собрала при показе в кинотеатрах около трех с половиной миллиардов. При этом "Сумерки" это лишь один из примеров, поскольку каждый год выходят все новые и новые книги, фильмы, компьютерные игры и сериалы, вызывающие неослабевающий интерес поклонников. "Дракула" Брэма Стокера и "Франкенштейн" Мери Шелли и по сей день занимают одно из первых мест по количеству экранизаций среди литературных произведений. Такая популярность и количество различных текстов дает нам право предположить, что данные образы являются достаточно значимыми для аудитории, а, следовательно, они и их влияние заслуживают пристального внимания и изучения.

На протяжении истории появления представленных типажей перед публикой, способы репрезентации и отношение к ним менялось часто на прямо противоположное. Эти изменения нельзя игнорировать, поскольку, если взглянуть на них глобально, можно увидеть, что они отражают изменения в социо-культурной ситуации в мире. В данных текстах в метафорической форме говорится и о гендерных вопросах, и о сексизме, расизме и ксенофобии.

Как ни парадоксально, но через образы, традиционно считающиеся отрицательными, в современной интерпретации стали транслироваться вполне положительные ценности, такие как семья, сплоченность, традиции, любовь, интеллект, и многое другое.

Изменения коснулись и интеракций антигероя с окружающим миром - на смену тотального отторжения и страха часто приходит понимание и принятие.

Целью данного исследования является выявление специфики развития образа антигероя в современной массовой культуре, классификации его типажей, а так же способов его трансформации и репрезентации.

Задачи данной работы:

. Рассмотреть сущность понятия "массовая культура" и различных его интерпретаций.

2. Изучить понятия "антигерой", его определений и истории.

.   Создать типологию антигероев по образу действия.

.   Раскрыть понятие "образ".

.   Выявить виды серийности и клише в изображении антигероя.

.   Проанализировать тексты, в которых встречаются антигерой.

Объект: динамика развития образа антигероя.

Предмет: тексты, способы визуальной и психологической репрезентации, основные сюжетные маски, метафоры, заключенные в образах, трансформации антигероев.

Методология исследования: герменевтический метод, иконографический анализ, интерпретативный анализ.

Гипотеза: с течением времени образы злодеев героизируются, превращаясь в антигероев, а порой и в героев.

Ранее исследования подобного рода в России проводила Е.Н. Шапинская ("Монструозный другой в вербальных и визуальных текстах культуры"), а также зарубежные исследователи Белла Депаоло (The Psychology of Dexter), Н. Шрек (The Satanic Screen), сборник Draculas, Vampires, and other Undead Forms. Essays of Gender, Race & Culture под редакцией Джона Браунинга и Кэролайн Пикарт. Так же в данной работе использованы труды К.Г. Юнга, Эриха Фромма, Эриха Нойманна, Сибилл Биркхойзер-Оэри, Умберто Эко.


Заключение

 

В современных тестах антигерой обретает имя, характер и особенности внешности, часто максимально привлекательные для аудитории (к чему нередко прибавляется личная харизма известных актеров). Внешность и поведение традиционных персонажей обычно подчиняется определенным сложившимся культурным штампам.

Персонаж обретает голос и право рассказать о себе зрителям, право быть услышанным. Современный антигерой старательно развенчивает мифы о себе - вампиры не превращаются в летучих мышей, не боятся крестов, святой воды и чеснока, а иногда и дневного света ("Голод", "Византия", "Сумерки"), оборотни - просто люди в звериной шкуре, а ведьмы молоды, красивы и не имеют ничего против детей.

Фольклорный антигерой - это персонаж, обычно в прошлом бывший человеком, но по различным причинам из человеческого общества исключенный (укушенный оборотнем или вампиром, получивший силу от колдуна, или просто неудачно умерший и оставшийся без погребения). Борьба с этим персонажем является темой многих сказок и баек.

В современных текстах типичная другость антигероя сливается с другостью социальной, а отчуждение подчеркивается другой сексуальной ориентацией, женским полом, подростковым или детским возрастом, реже расой. Но создаваемый антигерой слишком симпатичен, ненавидеть и убивать его становится сложно (хотя желающие находятся всегда).

Современный вампир или оборотень старается вписаться в человеческое общество, а вот общество обычно оказывается против, и истребляет нежить всеми доступными способами. В этом случае вампиры и оборотни представляются либо вполне положительными персонажами, либо жертвами, а злодеями, напротив, выступают фанатично настроенные люди.

Особняком стоят антигерои не вымышленные, такие, как маньяки, представители некоторых молодежных субкультур и даже некоторые музыканты. Подобные типажи - обычные люди, каким-то образом вырванные из социума и либо обиженные на общество, либо получившие нарушения психики, что и объясняет совершаемые ими поступки. Таким образом, современные социальные проблемы, будь то расизм, гендерные вопросы, проблемы ЛГБТ сообщества и другие, достаточно ярко отражаются даже в таком "низком" жанре, как Horror Fiction, триллер или фэнтези.

В современной культуре одновременно существуют две противоположные тенденции, мизогинистическая и феминистическая. Первая демонстрирует негативное отношение и страх феминного начала и делает женщину "сосудом зла", причиной всех бед. Вторая декларирует право женщины на самоопределение, сопротивление агрессии и свободу от гендерных стереотипов.

В создании некоторыми авторами волшебных теневых миров, в которых рядом с людьми живут вампиры, оборотни, огры, духи стихий, феи, менады и другие сверхъестественные существа, видится некоторая аллегория на разнообразие человеческого общества. (Цикл о Аните Блейк, Цикл о Сьюки Стакхаус, Цикл о Соне Блю) Но как и в человеческом обществе, меньшинства часто остаются в тени и не получают равных прав с людьми.

Антигерой XXI века склонен к рефлексии (часто чрезмерно), не лишен эстетического чувства и далеко не всегда относится к людям враждебно. Он преследуем людьми, но у него находятся и защитники среди них ("Оборотень это болезнь, и незаконно подвергать ликантропов дискриминации точно так же, как больных СПИДом, но, тем не менее, обыватели их притесняют" "Бояться вампиров, только потому, что они вампиры это расизм."). Он хочет, чтобы о нем знали ("Ибо та же причина заставила его дать это интервью, сделать подобные признания. Я хотел, чтобы смертные узнали о нашем существовании…Злодеи прикидывались актерами, игравшими роли злодеев").

Причиной, по которой многие из представленных в данной работе персонажей, обратились ко злу является не их собственно злая природа, а отношение к ним окружающих людей, примененное насилие, агрессия, отторжение, а иногда не оказанная вовремя помощь.

Изменяется даже отношение к мертвому, если раньше оно вызывало только страх, то сейчас мы можем увидеть уже не мертвого антигероя, а вполне даже настоящего героя (пример тому история ворона, воплотившаяся в четырех экранизациях и сериале.)

Человеку свойственно переносить свойства своей тени на других людей, это справедливо и для межличностных отношений, и для социальных, где объектом переноса являются социальные и национальные меньшинства. Той же цели могут служить и приведенные персонажи, только перенос тени на них более продуктивен.

Как сказал Антон Шандор ЛаВей, основатель "Церкви Сатаны"и один из самых одиозных реальных антигероев ХХ века: "Мы переживаем один из тех уникальных периодов в истории, когда злодей постоянно становится личностью героической. Культ антигероя возвышает бунтарей и преступников". ЛаВей А.Ш. Сатанинские ритуалы = The Satanic Rituals. - М.: Unholy Words, Inc. (РЦС), 1997.

Эти тексты, ставшие культовыми в популярной культуре начала XXI века, показывают, как изменилось отношение к мифическому Антигерою за несколько десятилетий: на место отторжения и страха пришло понимание. Но смена отношения не означает исчезновения Антигероя--с его инкорпорацией в коллективную идентичность культуры возникают все новые и все более фантастические его образы, существование которых необходимо человеку для осознания собственного "Я" в плюралистическом пространстве современной культуры.


Список литературы

1. Bane Theresa. Encyclopedia of vampire mythology. - McFarland & Company, Inc., Publishers Jefferson, North Carolina, and London, 2010. - 209c.

2. Depaolo Bella. The Psychology of Dexter. - Smart Pop is an Imprint BenBella Books, Inc. Dallas, 2010. - 256 с.

.   Draculas, Vampires, and other Undead Forms. Essays of Gender, Race & Culture. Edited by John Edgar Browning & Caroline Joan (Key) Picart. - The Scarecrow press, Inc. Lanham, Maryland Toronto New-York Plymouth, UK 2009

4. Gardner, Gerald B. Witchcraft today. - 1954. - 105 c.

.   Hallab Mary Y. Vampire God: The allure of the undead in western culture. - Suny press, 2009. - 181 c.

6. Nielsen Bianca, "Something's Wrong, Like More Than You Being Female": Transgressive Sexuality and Discourses of Reproduction in Ginger Snaps.- thirdspace: a journal of feminist theory & culture, volume 3 issue 2 (March 2004): Special issue on Representation and Transgressive Sexualities

7. Schreck N. The Satanic Screen: An Illustrated Guide to the Devil in Cinema. - Creation Books, 2001. - 256 c.

8. Storey John. Cultural Theory and Popular Culture: A Reader. - Pearson Prentice Hall, Essex, 2006 - 659 c.

.   Storey John. Cultural Theory and Popular Culture: An Introduction. - Routledge, NY, 2013. - 296 c.

.   Twilight and Philosophy; Vampires, Vegetarians and the Pursuit of Immortality - Housel, Rebecca & Wisnewski, Jeremy L. - John Wiley & Sons, Inc., 2009. - 273 с.

11. Берджис Э. Заводной апельсин. - М.: Астрель, 2012. - 224 с.

.   Биркхойзер - Оэри Сибилл. Мать. Архетипический образ в волшебной сказке. - Когито-центр, 2010. - 256 с.

.   Блэтти У.П. Дилогия об изгоняющем дьявола: Романы. - М. Ид-во Эксмо; СПб.: Изд-во Домино, 2005. - 656 с.

.   Гамильтон Лорел. Запретный плод. - М.:АСТ, АСТ МОСКВА, ХРАНИТЕЛЬ. 2007. - 448 с.

.   Гамильтон Лорел. Смеющийся труп. - М.: АСТ, Ермак, 2005. - 432 с.

.   Гамильтон Лорел. Цирк проклятых. - М.: АСТ, 2004. - 416 с.

.   Гость Дракулы и другие истории о вампирах: Сборник. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 368 с.

.   Громыко О. Верные враги. - М. Альфа-книга, 2010. - 480 с.

.   Громыко О. Профессия: ведьма.- М: Альфа-книга, 2010. - 448 с.

.   Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 672с., илл.

.   Делюмо Ж., Фрезер Дж. Дж. Идентификация ужаса. - М.: Алгоритм, 2009. - 240 с.

.   Коллинз Н. Дюжина черных роз. - М.; АСТ: Транзиткнига, 2005. - 317 с.

.   Коллинз Н. Ночью в черных очках: Роман. - М.: ООО "Издательство Аст", 2002. - 285 с.

.   ЛаВей А. Ш.Сатанинские ритуалы= The Satanic Rituals. - М.: Unholy Words, Inc. (РЦС), 1997.

25. Лавкрафт Г.Ф. Ночное братство. - М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. - 444 с.

.   Лавкрафт Г.Ф. Обитающий во мраке. - М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. - 443 с.

.   Ларссон Стиг. Девушка с татуировкой дракона. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2011. - 624 с.

.   Левин А. Ребенок Розмари. Романы:. - М.: Ид-во Эксмо; СПб.: Изд-во Домино, 2005. - 464 с.

.   Майер С. Затмение. - М.: АСТ, АСТ Москва, 2010. - 416 с.

.   Майер С. Новолуние. - М.: АСТ, Астрель, 2011. - 512 с.

.   Майер С. Рассвет. - М.: АСТ, АСТ Москва, 2010. - 448 с.

.   Майер С. Сумерки. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2011. - 448 с.

.   Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. - Издательство "Советская энциклопедия", Москва, 1980. - 1392 с.

.   Нойманн Э. Великая Мать. Глубинная психология и психоанализ. - КДУ, 2012.- 412 с.

.   Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. - М.: Азбука-классика, 2008. - 256 с.

.   Омэн 666. Романы. Зельцер Д., Ховард Дж., Макгил Г. - СПб.: издательство "Финансы и статистика", 1992. - 382 с.

.   Пратчетт Терри. Ведьмы за границей. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.

.   Пратчетт Терри. Вещие сестрички. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.

.   Пратчетт Терри. Маскарад. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.

.   Пратчетт Терри. Мрачный жнец - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.

.   Райс Энн. Вампирские хроники: Романы. - М.: Ид-воЭксмо; СПб.: Изд-во Домино, 2004. - 976 с.

.   Райс Энн. Два вампира. Романы - М.: Ид-во Эксмо; СПб.: Изд-во Домино, 2005. - 896 с.

.   Райс Энн. Дети тысячелетия: Романы: - М.: Ид-воЭксмо; СПб.: Изд-во Домино, 2004. - 1040 с.

.   Райс Энн. Мейфейрские ведьмы. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: ИД Домино, 2006. - 1232 с.

.   Райс Энн. Мумия, или Рамзес Проклятый - М.: Ид-во Эксмо; СПб.: Изд-во Домино, 2004. - 496 с., ил.

.   Рудазов А. Властелин. - М. Альфа-книга, 2010. - 320 с.

.   Рудазов А. Преданья старины глубокой. - М. Армада, Альфа-книга, 2006. - 480 с.

.   Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. - Юнвес, 2003. - 704 с.

.   Современная литературная теория. - Флинта, Наука, 2004. - 244 с.

.   Стокер Брэм. Дракула. - М.; ТФ ПРОГРЕСС, 1998. - 567 с.

.   Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. Том 1. - АСТ. Астрель, 2009. - 592 с.

.   Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. 1983. - 840 с.

.   Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Согласие, 2010. - 672 с.

.   Фрейд Зигмунд. Семейный роман невротиков: Сборник. - СПб.:Азбука, Азбука - Аттикус, 2012. - 224 с.

.   Фромм Э. Забытый язык. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 210 с.

.   Харрис Томас. Молчание ягнят. Ганнибал. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 862 с.

.   Харрис Шарлин. Мертвы, пока светло. Живые мертвецы Далласа. - М.; АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. - 539 с.

.   Шапинская Е.Н. Монструозный другой в вербальных и визуальных текстах культуры. - Полигнозис, № 1-2, 2010.

.   Шпренгер, Я., Инститорис, Г. Молот ведьм, - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. - 524 с.

.   Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна. "Философия эпохи постмодерна" - М.,1997

.   Эко У. Пять эссе на темы этики. - Corpus, Астрель, 2012. - 192 с.

.   Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. - М.: Академический Проект, 2009. - 188 с.


Список видеоматериала

1. Адвокат дьявола (Devil’s Advocate, 1997, Тейлор Хэкфорд, США, Германия).

2. Американская Мэри (American Mary, 2012 Джен Соска, Сильвия Соска, Канада)

3. Блэйд (Blade, 1998, Стивен Норрингтон, США)

4. Ван Хельсинг (Van Helsing, 2004, Стивен Соммерс, США, Чехия)

5. Византия (Byzantium, 2012, Нил Джордан США, Ирландия)

6. Вкус ночи (Wir sind die Nacht, 2010, Деннис Ганзель, Германия)

7. Ворон (The Crow, 1994, Алекс Пройас, США)

8. Впусти меня (Låt den rätte komma in, 2008, Томас Альфредсон, Швеция)

9. Ганнибал (Hannibal, 2001, Ридли Скотт, США)

10. Где бы ты ни был (There must be a place, 2011, Паоло Соррентино, Италия, Франция, Ирландия)

11. Голод (Hunger, 1983, Тони Скотт, Великобритания)

12. Девушка с татуировкой дракона (Män som hatar kvinnor, 2009, Нильс Арден Оплев, Швеция, Дания, Германия, Норвегия)

13. Девятые Врата (The Ninth Gate, 1999, Роман Полански, США, Испания)

14. Декстер (Dexter, с 2006, Джеймс Манос-мл.,США)

15. Детройт город металла (Detroit Metal City, 2008, Тошио Ли, Япония).

16. Дракула 2000 (Dracula 2000, 2000, Патрик Люссье, США)

17. Дракула Брэма Стокера (Bram Stoke's Dracula, 1992, Френсис Форд Коппола, США)

18. Дракула: мертвый и довольный (Dracula: Dead and Loving It,1995 Мэл Брукс, США)

19. Зачарованные (сериал) (Charmed, 1998 - 2006, Констанс М. Бёрдж, США)

20. Изгоняющий дьявола (The Exorcist, 1973, Уильям Фридкин, США)

21. Интервью с вампиром (Interview with the Vampire, 1994, Нил Джордан, США)

22. Иствикские ведьмы (The Witches of Eastwick, 1987, Джордж Миллер, США)

23. Колдовство (Craft, 1996, Эндрю Флеминг, США)

24. Константин (Constantine, 2005, Фрэнсис Лоуренс, Германия)

25. Красный дракон (Red Dragon, 2002, Бретт Ратнер, США)

26. Кровь + (Blood +, аниме, сериал,2011, Цутому Мидзусима, Япония)

27. Кровь триединства (Trinity Blood, аниме, сериал,2005, Даизуке Чиба, Такахиро Харада, Хазуки Мизумото, Япония))

28. Леденец (Hard Candy 2005, Дэвид Слэйд, США)

29. Ло (Lo, 2009, Тревис Бец, США)

30. Малифисента (Maleficent, 2014, Роберт Стромберг, США)

31. Мамочка маньячка (Serial Mom, 1994, Джон Уотерс, США)

32. Молчание ягнят (The Silence of the Lambs, 1991, Джонатан Демме, США)

33. Настоящая кровь (True blood, сериал,2008-2013, Майкл Леманн Скотт Уинант, Даниэль Минахан,США)

34. Никки Дьявол младший (Little Nicky,2000, Стивен Брилл, США)

35. Носферату: симфония ужаса (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1922, Фридрих Мурнау, Германия)

36. Оборотень (Ginger Snaps, 2000, Джон Фосет, Канада)

37. Омен (The Omen, 2006, Джон Мур, США)

38. Омен (The Omen, 1976, Ричард Доннер, США, Великобритания)

39. Ослепленный желаниями (Bedazzled, 2000, Харольд Рэмис, США, Германия)

40. Практическая магия(Practical Magic, 1998, Гриффин Данн США, Австралия)

41. Пропащие парни (Lost Boys, 1987, Джоэль Шумахер, США)

42. Психо (Psycho,1960, Альфред Хичкок, США)

43. Ребенок Розмари (Rosemary's Baby, 1968, Роман Полански, США)

44. Сид и Ненси (Sid and Nancy, 1986, Алекс Кокс, Великобритания)

45. Страшилы (The Frighteners, Питер Джексон, 1996, США, Новая Зеландия)

46. Сумерки (Twilight, 2008,Кэтрин Хардвик, США)

47. Сумерки (Twilight, 2009г. - сиквел фильма "Сумерки. Сага. Новолуние", Крис Вайц, США)

48. Сумерки (Twilight, 2010г. - триквел "Сумерки. Сага. Затмение", Дэвид Слэйд,, США)

49. Сумерки (Twilight, 2011 - первая часть "Рассвета", Билл Кондон, США)

50. Сумерки (Twilight, 2012 - вторая часть "Рассвета" Билл Кондон, США)

51. Хельсинг (аниме сериал) (HELLSING, 2001,Уманосуке Иида и Ясунори Урата, Япония)

52. Чернокнижник (Warlock, 1989,Стив Майнер, США)

53. Я плюю на ваши могилы (I Spit On Your Graves 2009, Стивен Р. Монро, США)

Содержание

 

Введение

. Теоретико-методологические основания исследования образа антигероя в массовой культуре

Сущность понятия "массовая культура"

Образ антигероя: интерпретация понятия. Исторический контекст и современность

Серийность и клише в изображении антигероя

. Трансформация образа антигероя в современной массовой культуре

Образ фантастического антигероя

Реальный или имеющий реальные прототипы антигерой

Заключение

Список литературы

Список видеоматериала

 


Введение

 

Представленная работа посвящена теме "Образ антигероя в современной массовой культуре"

Актуальность данной темы связана с недостаточной ее разработкой и практически полным отсутствием литературы на русском языке. Во многом это объясняется тем, что представленные персонажи обычно присутствуют в текстах, которые можно отнести к "низким" жанрам, таким как триллер, хоррор, фентези и тому подобное. Однако, учитывая всё большее распространение подобных жанров в современной массовой культуре, необходимость проведения исследований по данной теме неуклонно возрастает.

В настоящей работе мы постарались рассмотреть наиболее яркие, выпуклые образы, дающие широкое пространство для интерпретации. Определенно, эти типажи присутствуют в современной культуре в гораздо большем количестве и постоянно появляются новые, что особенно видно в продукции киноиндустрии. Однако объем нашей работы позволяет рассмотреть лишь наиболее значимые из них.

Образы, рассматриваемые в данной работе, чрезвычайно сильно укоренены в культуре, массовом сознании и в бессознательном, настолько сильно, что, зародившись в народной культуре, из сказок и легенд они перекочевали в современную массовую культуру.

В популярности проанализированных в работе текстов достаточно сложно усомниться. Так, например, нашумевшая серия фильмов "Сумерки" при бюджете в 385 миллионов долларов, собрала при показе в кинотеатрах около трех с половиной миллиардов. При этом "Сумерки" это лишь один из примеров, поскольку каждый год выходят все новые и новые книги, фильмы, компьютерные игры и сериалы, вызывающие неослабевающий интерес поклонников. "Дракула" Брэма Стокера и "Франкенштейн" Мери Шелли и по сей день занимают одно из первых мест по количеству экранизаций среди литературных произведений. Такая популярность и количество различных текстов дает нам право предположить, что данные образы являются достаточно значимыми для аудитории, а, следовательно, они и их влияние заслуживают пристального внимания и изучения.

На протяжении истории появления представленных типажей перед публикой, способы репрезентации и отношение к ним менялось часто на прямо противоположное. Эти изменения нельзя игнорировать, поскольку, если взглянуть на них глобально, можно увидеть, что они отражают изменения в социо-культурной ситуации в мире. В данных текстах в метафорической форме говорится и о гендерных вопросах, и о сексизме, расизме и ксенофобии.

Как ни парадоксально, но через образы, традиционно считающиеся отрицательными, в современной интерпретации стали транслироваться вполне положительные ценности, такие как семья, сплоченность, традиции, любовь, интеллект, и многое другое.

Изменения коснулись и интеракций антигероя с окружающим миром - на смену тотального отторжения и страха часто приходит понимание и принятие.

Целью данного исследования является выявление специфики развития образа антигероя в современной массовой культуре, классификации его типажей, а так же способов его трансформации и репрезентации.

Задачи данной работы:

. Рассмотреть сущность понятия "массовая культура" и различных его интерпретаций.

2. Изучить понятия "антигерой", его определений и истории.

.   Создать типологию антигероев по образу действия.

.   Раскрыть понятие "образ".

.   Выявить виды серийности и клише в изображении антигероя.

.   Проанализировать тексты, в которых встречаются антигерой.

Объект: динамика развития образа антигероя.

Предмет: тексты, способы визуальной и психологической репрезентации, основные сюжетные маски, метафоры, заключенные в образах, трансформации антигероев.

Методология исследования: герменевтический метод, иконографический анализ, интерпретативный анализ.

Гипотеза: с течением времени образы злодеев героизируются, превращаясь в антигероев, а порой и в героев.

Ранее исследования подобного рода в России проводила Е.Н. Шапинская ("Монструозный другой в вербальных и визуальных текстах культуры"), а также зарубежные исследователи Белла Депаоло (The Psychology of Dexter), Н. Шрек (The Satanic Screen), сборник Draculas, Vampires, and other Undead Forms. Essays of Gender, Race & Culture под редакцией Джона Браунинга и Кэролайн Пикарт. Так же в данной работе использованы труды К.Г. Юнга, Эриха Фромма, Эриха Нойманна, Сибилл Биркхойзер-Оэри, Умберто Эко.


Теоретико-методологические основания исследования образа антигероя в массовой культуре

Сущность понятия "массовая культура"

 

В данной работе для нас важно рассмотреть такое понятие, как массовая культура, появившееся в ХХ веке. Это очень широкое понятие, отражающее как радикальные социальные изменения в обществе, так и появившиеся технические возможности по трансляции и передаче культуры, такие, как радио, кино, телевидение и, наконец, интернет. В этот временной период произошел существенный упадок культуры традиционного, обыденного типа появился новый инструментарий как по социализации и инкультурации личности, так и по возможности социального управления ей. Изменился уровень стандартизации образов и предпочтений в культуре. Началась трансформация национальной культуры в некую транснациональную специфическую мультикультуру. Эта трансформация - на грани деградации и последствия этого процесса непредсказуемы и не ясны.

Массовая культура, являясь самым ярким проявлением социальной и культурной жизни любого из современных развитых обществ, с точки зрения общей теории культуры, является пока малоосмысленным феноменом.

Существует много способов определения массовой культуры. Вильямс (1983) определяет массовый как "нравящийся многим людям", "низший уровень работы", "работа, сознательно сделанная для того, чтобы завоевать благосклонность людей", "культура, созданная людьми для себя". По видимому, любое определение массовой культуры является комбинацией различных определений понятий "массовый" и "культура". История отношений теории культуры и массовой культуры это история различных способов, которыми соединялись два термина в теоретических трудах и историческом и социальном контексте.

Очевидной точкой зрения в определении массовой культуры будет, что массовая культура это просто культура, которая нравится большинству. И, несомненно, такой количественный критерий может считаться справедливым. Мы можем вычислить продажи книг, CD и DVD дисков. Мы можем подсчитать посещаемость концертов, спортивных мероприятий и фестивалей. Мы также можем изучить исследования рынка предпочтений аудитории по отношению к различным телевизионным программам. Такие подсчеты могут рассказать нам многое. Если мы не сможем согласиться в выборе точки, выше которой массовая культура, а ниже просто культура, мы можем обнаружить, что в это определение может войти слишком много, что мешает использовать это определение как концептуальное.

Несмотря на эту проблему, ясно, что любое определение массовой культуры должно иметь количественный показатель. Также ясно, что самого по себе количественного индекса не достаточно для адекватного определения массовой культуры.

Другой способ определения массовой культуры, это то, что осталось после того, как мы определили, что такое "элитарная культура". По этому определению, массовая культура это остаточная категория, которая включает в себя тексты и практики, которые не подходят под высокие стандарты качества элитарной культуры. Другими словами, это определение массовой культуры как низшей культуры.

Это определение массовой культуры часто предполагается мнением, что массовая культура это широко производимая коммерческая культура, тогда как элитарная культура это продукт индивидуального творческого акта. Последнее заслуживает морального и эстетического ответа, первое нуждается только в социологической проверке, чтобы раскрыть, как мало оно может предложить. Какой бы метод не применялся, те, кто хочет обосновать необходимость разделения между массовой и элитарной культурами, настаивают, что разница между ними абсолютно ясна. Более того, это разделение закреплено в истории.

Еще одно определение массовой культуры как культуры большинства. Это определение во многом опирается на предыдущее. Во-первых, существует мнение, что массовая культура это безнадежно коммерческая культура. Она массово воспроизводится для массового потребления. Ее аудитория это масса не отличающихся потребителей. Культура сама по себе шаблонна, манипулятивна.

Работая с историей массовой культуры, обычно имеют в виду, что имел место "золотой век", когда вопросы культуры были другими. Обычно это принимает одну из двух форм: потеря общества или потеря народной культуры.

Для некоторых культурных критиков, работающих в парадигме массовой культуры, массовая культура это не только навязанная и истощенная культура, это, в самом определенном смысле, импортированная американская культура: "если массовая культура, в ее современном виде, была изобретена в одном месте, то это произошло в городах Соединенных Штатов, и прежде всего, в Нью-Йорке". Утверждение, что массовая культура это американская культура имеет длинную историю в теоретическом отображении массовой культуры. Оно оперирует термином "американизация". Его центральная тема это падение британской культуры под влиянием американской. Мы можем с уверенностью сказать две вещи о США и массовой культуре. Во-первых, как сказал Эндрю Росс, "массовая культура была социально и институционально централизована в Америке дольше и в более знаковой форме, чем в Европе". Во-вторых, общемировая доступность американской культуры несомненна, а то, что доступно, то и потребляется. Правда в том, что в 1950-е годы (один из ключевых моментов американизации), для многих молодых людей в Британии, американская культура олицетворяла силу освобождения, против серых британских будней. Также, страх американизации имеет отношение к недоверию (независимо от происхождения) к проявлениям форм массовой культуры.

Есть вещи, которые мы можем назвать положительной версией массовой культуры. Тексты и практики массовой культуры видятся как формы общественной фантазии. Массовая культура понимается как коллективный воображаемый мир. Как утверждает Ричард Мелтби, массовая культура предоставляет "эскапизм, который не есть побег от чего-то или куда-то, но утопический побег от себя". Исходя из этого, культурные практики, такие как Рождество, это может быть доказано, что их функции близки к мечте: они формулируют, в замаскированной форме, коллективные (но репрессированные) желания. Это позитивная версия критики массовой культуры, поскольку, как говорит Мелтби, "если преступление массовой культуры в том, что она берет наши мечты, упаковывает их и продает их нам, это так же и достижение массовой культуры, поскольку она дает нам больше различных желаний, которых мы когда-либо знали".

Структурализм, хотя обычно не работает с парадигмой массовой культуры, и конечно не разделяет моралистский подход, тем не менее, видит массовую культуру как идеологическую машину, что более или менее воспроизводит превалирующую структуру власти. Читатель видится заключенным в некоторую "читательскую позицию". Это оставляет не слишком много пространства читателю и текстовым противоречиям. Часть пост-структуралистской критики структурализма раскрывают критическое пространство, в котором эти вопросы могут быть рассмотрены.

Четвертое определение утверждает, что массовая культура берет начало "в людях". Это несколько противоречит любому подходу, который утверждает, что это что-то, навязанное людям сверху. Следовательно, этот термин должен быть использован только как аутентичная культура. Это массовая культура как народная культура: культура людей для людей. Как определение массовой культуры, она "часто приравнивается к сильно романтизированному концепту культуры рабочего класса, конструированного как основной символический протест против современного капитализма". Одна из проблем с этим подходом является вопрос, кто должен быть включен в категорию "люди". Другая проблема, это то, что это определение избегает коммерческой составляющей ресурсов, на которых строится массовая культура. Не важно, насколько сильно мы можем настаивать на этом определении, люди не производят культуру спонтанно из сырых материалов, произведенных ими самими. Чем бы ни была массовая культура, определенно сырье для нее предоставляется коммерчески. Этот подход имеет тенденцию избегать результатов выводов на основе этого факта. Критический анализ поп и рок музыки особенно наполнен таким типом анализа массовой культуры.

Пятое определение массовой культуры базируется на определении итальянского марксиста Антонио Грамши, особенно на его концепте гегемонии. Грамши использует термин "гегемония", чтобы сослаться на то, как доминантные группы общества осуществляют процесс "морального и интеллектуального лидерства", в поисках согласия с подчиненными группами общества. Используя этот подход можно представить массовую культуру как место борьбы между "сопротивлением" подчиненных групп и силами "слияния", оперирующими интересами доминирующих групп. В этом смысле, массовая культура это не навязанная культура теоретиков массовой культуры, или возникающая снизу, спонтанная культура "людей" - это территория обмена и обсуждения, территория установленная и отмеченная сопротивлением и слиянием. Тексты и практики массовой культуры двигаются внутри того, что Грамши называет "компромиссным равновесием" - баланс, который в основном перевешивает в сторону сильных. Процесс историчен (маркирован массовой культуры в один момент, и другим типом культуры потом), но и одновременно синхронный (двигающийся между сопротивлением и слиянием в какой то исторический момент). Например, фильм нуар начинал как популярное кино, и на протяжении тридцати лет превратился в арт-хаус. Рассматривая массовую культуру с перспективы теории гегемонии, можно увидеть ее как территорию идеологической борьбы между доминантными и подчиненными классами, доминантной и подчиненной культурой.

"Компромиссное равновесие" гегемонии может так же быть примененным для анализа различных конфликтов внутри массовой культуры. Беннет выделяет классовый конфликт, но теория гегемонии может быть использована для исследования и объяснения конфликтов, включающих этничность, расу, гендер, поколение, сексуальность, инвалидность, и т. п., все, в разные моменты вовлеченное в формы культурной борьбы против гомогенизирующих сил слияния официальной и доминирующей культуры.

Шестое определение массовой культуры содержится в современных дебатах о постмодернизме. Основная точка зрения тут, это то, что постмодернизм больше не видит различий между элитарной культурой и массовой культурой. Как мы можем увидеть, для некоторых, это причина праздновать конец элитарности, сконструированной произвольными различиями в культуре, для других это повод для отчаяния в связи с окончательной коммерциализацией культуры. Пример взаимопроникновения коммерции и культуры (постмодерновая нечеткость различий между аутентичной и коммерческой культурами) можно увидеть во взаимодействии между телевизионной рекламой и поп-музыкой. Например, есть растущий лист исполнителей, которые бьют рекорды популярности благодаря своим песням, появляющимся в рекламных роликах. Один из вопросов, возникающих в этой ситуации, что продается, песня или продукт? Можно назвать очевидным ответом: оба. Более того, сейчас возможно купить CD состоящий из песен, которые стали успешными опять, как результат использования в рекламе. Песни используются для продажи продуктов, и тот факт, что это успешно используется для продажи песен.

Наконец, что же общего в этих определениях массовой культуры, это то, что массовая культура определенно культура, которая возникла вследствие индустриализации и урбанизации. Есть много других способов определения массовой культуры, которые не зависят от конкретной истории или конкретных обстоятельств, но это определения, которые выпадают из поля зрения теоретиков культуры. Аргумент, лежащий в основе конкретной периодизации массовой культуры, это то, что опыт индустриализации и урбанизации фундаментально изменил культурные связи в ландшафте массовой культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.149 (0.147 с.)