Заведующий кафедрой социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заведующий кафедрой социальной работы



Кафедра социальной работы

 

 

Допустить к защите в ГАК

«_____» июня 2010г.

Заведующий кафедрой социальной работы

_______________________________

(ученая степень, ученое звание)

_______________________________

(фамилия, инициалы)

Курсовая работа

Насилие в семье как проблема социальной работы

 

 

Автор курсовой работы Зуй Елена Владимировна

Группа 4 07 С1 факультет психологии и социальной работы

Специальность: социальная работа

Научный руководитель Крапивка И.А.

Краснодар 2010


Содержание

Введение

1 Сущность и содержание понятий насилие и семья

1.1 Определение термина «насилие», его формы

1.2 Определение понятия «семья»

2 Проблемы жестокого обращения внутри семьи

2.1 Домашнее насилие – проблема общества

2.2 Виды проявления семейного насилия

2.2.1 Физическое насилие в семье

2.2.2 Психологическое насилие и способы его определения

2.2.3 Сексуальное насилие в семье над женщинами и детьми

2.2.4 Экономическое насилие

2.3 Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия

2.4 Насильственные действия в отношении женщины

3 Социальная проблема насилия и способы её решения

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

Застойная экстремальность жизни ведет к нарастанию пограничных ситуаций и психопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению к более слабым. Это отражается в усилении масштаба внутрисемейного насилия, брутальных преступлений против женщин и детей. Насильственные действия членов семьи по отношению друг к другу имели место во всех обществах и во все времена, но не всегда они рассматривались в качестве социальной проблемы.

Программа социальных реформ в РФ как одну из стратегических целей выделила переориентацию социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи. Приоритетной задачей названо формирование системы государственных мер по предотвращению насилия в семье, социальной реабилитации пострадавших от всех форм насилия. В настоящее время проблема семейного насилия только начинает становиться в России предметом общественной и государственной политики, начинает обсуждаться и исследоваться. Препятствием для решения проблем семейного насилия является ее слабая идентифицированность населением. Актуальным является формирование адекватного понимания в обществе серьезных последствий семейного насилия. Выделение насилия в семье в самостоятельную социальную проблему – только первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути возникает ряд препятствий: отсутствие исчерпывающей информации о степени распространения и причинах применения силы в семье, отсутствие четких определений и теоретической базы, а также отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв насилия.

Актуальность темы насилие в семье как проблема социальной работы обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, возрастающим интересом к семье как к социальному институту и ячейке общества.

- во-вторых, повышенной потребностью «семей риска» в социальной поддержке и помощи, поскольку в семьях такого типа возникает насилие, направленное в первую очередь на более слабых (женщин, детей, пожилых людей) её членов, которые являются уязвимыми, и требует к себе большего внимания, заботы и ухода;

- в-третьих, потребностью выявления существующих проблем внутри семьи. Формирование социальной семейной политики происходит в условиях продолжающихся кризисных процессов в экономике и общественной жизни, поэтому выявление проблем необходимо для того, чтобы предотвратить их усугубление и выяснить какие мероприятия необходимо провести для стабилизации положения.

Объектом курсовой работы является насилие в семье, а также члены семьи, подвергающиеся насилию. Предметом исследования является причины приводящие к насилию в семье, факторы влияющие на семью в которой проявляется насилие, а также социальные проблемы, которые возникают при появлении таких семей.

Целью курсовой работы является изучение и анализ насилия в семье, как проблемы социальной работы. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:

- дать определение терминам «насилие» и «семья»;

- выявить проблемы жестокого обращения внутри семьи, охарактеризовать такую социальную проблему как семейное насилие;

- отметить какие существуют виды семейного насилия;

- установить проблемы жестокого обращения с детьми в семье, а также причины и последствия насилия над ребёнком;

- определить какого рода насильственные действия применяются по отношению к женщинам;

- охарактеризовать насилие с точки зрения социальной проблемы, отметить способы её решения.

 


1 Сущность и содержание понятий насилие и семья

Определение понятия «семья»

 

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека и находится под воздействием не только социально-политических условий, но и внутренних процессов своего развития.

Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Множество существующих в литературе определений понятия «семья» можно условно разделить на три группы.

В первой группе определений акцент делается на то, что семья является малой социальной группой. «Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство»1. Согласно энциклопедическому словарю семья понимается как «объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Через семью сменяются поколения людей, осуществляется продолжение рода»2. В социологическом энциклопедическом словаре под редакцией Г.В. Осипова семья представлена как «алая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью».

Современные исследователи изучают семью как малую группу, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека.

Во второй группе определений акцент делается на понимании семьи как социального института и внимание сосредоточивается на взаимообусловленности семьи и общества. Семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста [4, с. 67].

Третья группа определений характеризует семью как целостное образование. Аристотель видел в семье основу государства, моногамную ячейку общества, общность, возникшую для удовлетворения повседневных потребностей человека: «Так как всякая семья составляет часть государства, а все люди являются частями семьи и так как добродетели отдельных частей должны соответствовать добродетелям целого, то необходимо и воспитание детей и женщин поставить в соответствующее отношение к государственному строю; и если это не безразлично для государства, стремящегося к достойному устроению, то надо иметь также достойных детей и достойных женщин. И с этим необходимо считаться, потому что женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей потом вырастают участники политической жизни, для которых любовь к родине начинается с семьи»2. Подобное многообразие определений свидетельствует о сложности явления.

Семья «не умещается» в рамки какой-то одной области знаний, различные ее стороны описываются по меньше мере десятью самостоятельными науками. Каждый исследователь семьи в соответствии со своими целями берет для рассмотрения один из аспектов семейных отношений (философский, исторический, экономический, демографический, социологический, медицинский, психологический, педагогический) и формулирует свое рабочее определение семьи, которое зачастую настолько узко, что применимость его ограничивается только рамками того или иного исследования [5, с. 5 – 6].

Обобщая перечисленные выше определения, можно сказать, что семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом.

Семья и брак — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными [6, с. 9].

 


Физическое насилие в семье

Физическое насилие - насилие, выражающееся в непосредственном воздействии на организм человека: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний. В результате физического насилия потерпевшему могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью. Спектр физического насилия широк: от нанесения незначительных побоев до крайней формы – убийства. Физическое насилие относительно легко распознается на основе данных медицинского осмотра [8].

Физическое насилие в семье имеет гендерную направленность. Насилие рассматривается как проявление мужской доминантности и агрессивности, приветствуемыми в культуре. Многими мужчинами женщинами физическое насилие воспринимается как атрибут «нормальной» жизни. Физическое насилие в отношении женщины происходит в устойчивых супружеских парах, имеющих детей, т. е. в том типе семей, которые считаются благополучными и соответствующими норме. Женщины, подвергающиеся домашнему физическому насилию, имеют чрезмерное терпение и готовность к многократному прощению обидчика. Это терпение связано с чувством страха экономических осложнений, нежеланием оставлять детей без отца, жалостью к мужу, опасением потери уважения общества.

К психологическим факторам, характеризующим ситуацию физического насилия в отношении женщины в семье, относится алкогольная зависимость супруга. Эти данные в целом соответствуют данным подобных исследований во многих странах мира. В последние годы в большинстве европейских стран обнаруживается тенденция к росту числа избитых мужей. В России также обнаруживается та же тенденция [7].

Взаимодействие детей и родителей анализируется в контексте процесса воспитания. На этот процесс большое влияние оказывает культурный компонент. В отечественной культуре существует миф о «пользе» физического наказания в целях эффективного воспитания, что легитимирует побои в сознании и взрослого и ребенка.

Физическое насилие причиняет вред не только телесному, но и психологическому благополучию. Но психологические последствия физического насилия выявить гораздо сложнее. Выделяют «синдром избиваемого»: следствием хронического избиения являются болезненная робость, пугливость, раздражительность, грубость. Эти формы реагирования являются тотальными, подобным образом человек ведет себя во всех ситуациях, он распространяет свой страх или протест против всех, даже вовсе безобидных людей.

Среди подростков с девиантным поведением более 70 % имеют опыт физического насилия, причем мальчики и девочки примерно в равной степени. Но существует гендерная разница в характере насилия. Девочки в большей степени, чем мальчики, испытывают насилие внутри семьи, мальчики – вне семьи. Девочки подвергаются избиению в более младшем возрасте, как правило, до наступления подросткового периода, мальчики – уже будучи подростками.

Физическое насилие в семье может транслироваться на протяжении нескольких поколений. У ребенка, который подвергался жестокому обращению, психология насилия становится частью собственного Я. Он начинает проявлять по отношению к окружающим такую же жестокость, которой сам был подвергнут. Согласно ряду исследований, родители, применяющие физические методы наказания своих детей, часто происходят из неблагополучных семей и в детстве страдали от жестокости своих родителей. Иногда физическое наказание детей может практиковаться в семье на протяжении нескольких поколений.

2.2.2 Психологическое насилие и способы его определения

Психологическое насилие подразумевает наличие вербальных оскорблений; шантажа; актов насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушения предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, общению с друзьями, получению образования, работе и т. п.); принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы [9, с. 51].

Этот тип насилия является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия в семье. Психологическое насилие трудно диагностировать. Если все остальные формы насилия легко определяются, поскольку имеют четкие физиологические последствия, то явные признаки психологического воздействия редко видны, а последствия при этом могут быть чрезвычайно тяжелыми. Широта и изощренность форм психологического насилия значительно затрудняет их классифицирование. Кроме того, психологическое насилие довольно часто выступает не само по себе, а вместе с другими видами насилия.

Правильное публичное информирование о психологическом насилии – это защита людей от его влияния. Правдиво поданная, подкреплённая выводами информация не только помогает человеку понять, что такое психологическое насилие, но и вырабатывает иммунитет к подобным воздействиям.

Тем ни менее, СМИ, являясь источником объективной информации о насилии, одновременно создают и мифы о зомбировании людей. Почему же создаются мифы о психологическом насилии, если сам факт этого явления признан на государственном уровне? Представители СМИ, информируя о случаях психологического насилия в обществе, как правило, дают остроэмоциональное субъективное описание тех или иных событий, не учитывая научно обоснованного мнения специалистов. Таким образом, они порождают бытовые представления о насилии. Данная позиция информирования способствует возникновению мифов о психологическом насилии. При этом мифы создаются на подлинных событиях. Тревожно то, что порождённые мифы продолжают распространяться, поскольку основная масса СМИ использует информацию из подобных источников, а не опираются на собственные журналистские расследования. «В результате происходит унификация и коллективизация процесса мышления и возникает феномен «коллективной солидарности», когда разговор идёт об одобрении или осуждении определённых событий в обществе»1.

Информирование о психологическом насилии без научного исследования и профессионального анализа приводит к тому, что информация теряет объективность и лишается правовой оценки. В результате, на неё не реагируют государственные структуры и правоохранительные органы, которые обязаны первыми реагировать на публично поданные факты нарушения законодательства. При подаче информации о психологическом насилии необходимо, чтобы профильные специалисты дали анализ каждому конкретному случаю. При этом особое внимание необходимо обратить на следующее: какие использовались методы психологического насилия; какая преследовалась конечная цель при психологическом воздействии. Каждый случай психологического насилия необходимо рассматривать опираясь на существующую законодательную базу. Крайне важен перспективный анализ последствий психологического насилия, как для индивидуума, так и для общества в целом. Причины психологического насилия над людьми могут быть самые разные, от жажды наживы до стремления к изменению политико-социальных устоев общества. Методы воздействия на людей также носят многообразный характер[10].

В заключение необходимо отметить, что психологическое насилие в любом проявлении является недопустимым вмешательством в частную жизнь граждан и создает значительную социально-психологическую проблему. Соответственно, оценку данному явлению необходимо давать только с привлечением широкого круга специалистов.

Экономическое насилие

Экономическое насилие – попытка одного взрослого члена семьи лишить другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, а также экономическое давление в отношении несовершеннолетних детей. Экономическое насилие: отказ в содержании детей; утаивание доходов, трата семейных денег, самостоятельное принятие большинства финансовых решений, строжайший контроль расходов. Часто женщины зависимы от мужчин экономически в силу разных причин: рождение ребенка, запрет со стороны мужа на работу, безработица, дискриминация на рынке труда. С другой стороны, даже работающие и зарабатывающие больше мужа женщины могут стать жертвами насилия [7].

Подводя итоги, необходимо отметить, что нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования, что приводит к стойким личностным изменениям, формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. Пережитое жестокое обращение порождает дальнейшую включенность в качестве жертвы или насильника в так называемый «цикл насилия». В результате семейного насилия, которое не было вовремя остановлено, накапливается материал, который оборачивается против общества в целом. Потребность отреагировать на пережитую боль является одной из основных причин распространения насилия в обществе. Многочисленные исследования показали, что большинство преступников, совершивших серьезные преступления, в детстве пережили ситуацию физического или сексуального насилия. Таким образом, своевременное вмешательство и помощь позволят свести к минимуму влияние факторов риска. Важной составляющей частью этого процесса является повышение уровня осознания обществом всей серьезности последствий семейного насилия.

 

Заключение

 

Насилие в семье это, прежде всего социальная проблема и её необходимо рассматривать как комплексную проблему, включающую
меры, направленные на пресечение преступлений в отношении личности и обеспечивающие право каждого члена семьи как гражданина на безопасность жизни, свободу и охрану достоинства, а также меры, направленные на социальную профилактику, то есть на предупреждение насилия в семье. Важность такого направления очевидна, поскольку государственная политика предупреждения насилия в семье еще не сформирована.

Целью курсовой работы являлся анализ насилия в семье как проблемы социальной работы. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

1) в ходе исследования установлены определения понятий «Насилие» и «семья». Семья – это социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Под насилием подразумевают применение тем или иным классом различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав или привилегий.

2) изучение показало, что социальная работа выделяет особый тип насилия это – семейное или домашнее насилие это реальное действие или угроза умышленного физического, сексуального, психологического или экономического воздействия, принуждения со стороны одного члена семьи по отношению к другому с целью контроля, запугивания или удовлетворения своих потребностей.

3) существуют определённые виды насилия, такие как психологическое насилие (наиболее распространённое), физическое, сексуальное и экономическое насилие. В семье, где насилие имеет место можно проследить как один вид насилия, так и все вместе.

4) установлено, что в социальной работе есть место определению жестокое обращение с детьми это насилие над детьми, жестокое обращение с ними, запущенность и пренебрежение нуждами ребенка, т.е. широкий спектр наносящих вред ребенку действий со стороны людей, которые опекают его. Причины жестокого обращения с ребёнком могут быть весьма разнообразными, такие как: социальные, материальные, физические, психологические и т.д. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно — ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни.

5) в ходе курсовой работы выявлено, что наиболее часто насильственным действиям в семье подвергаются женщины. Это обусловлено сложившимися стереотипами в обществе, укладами «пережитого домостроя». Насилие в отношении женщин это вид агрессивного поведения и использования силы для нанесения вреда: от словесных оскорблений и угроз до побоев и изнасилования.

6) семейное насилие рассматривается как серьезная социальная проблема, она зависит от социальной ориентации общества и соответственно может усиливаться или ослабевать. В последние несколько десятилетий насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество других социальных и индивидуальных проблем. Для решения этой проблемы и помощи жертвам, подвергшимся насилию в России существуют кризисные центры, убежища, "телефоны доверия", пансионаты для престарелых, учреждения социального обслуживания семьи и детей, психолого-медикосоциальные центры, а также временные или постоянные приемные семьи.


Кафедра социальной работы

 

 

Допустить к защите в ГАК

«_____» июня 2010г.

Заведующий кафедрой социальной работы

_______________________________

(ученая степень, ученое звание)

_______________________________

(фамилия, инициалы)

Курсовая работа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.044 с.)