Факторы государственного налогового регулирования сельскохозяйственного производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы государственного налогового регулирования сельскохозяйственного производства



 

Со времени принятия Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» возросла сумма налоговых поступлений и изменилась их структура. Так, в 2010 г. по сравнению с 2008 г., абсолютная сумма собираемых налогов в целом по стране увеличилась с 159,8 до 330,2 млрд. тенге, или в 2 раза. Возрос удельный вес косвенных налогов и соответственно уменьшился удельный вес прямых налогов. Введенный в 1998 г. социальный налог занял в структуре налогов 21,3%. За этот же период сбор подоходного налога с юридических лиц увеличился на 54%, с физических лиц - на 37%. В 2,7 раза возросли поступления от налога на добавленную стоимость, сбор акцизов - в 3, поступления от налога на имущество - в 8,1 и в 2,3 раза - от налога на землю. Налоги являются основным источником формирования государственного бюджета и в его доходной части занимают около 70%.

Абсолютный рост налоговых поступлений не свидетельствует о расширении налогооблагаемой базы. Преимущественно он объясняется наличием инфляционных процессов в экономике страны. Так, если на начало 2008 г. курс тенге по отношению к доллару США равнялся 155,00 тенге за дол., то к началу

г. он, составив 125,40, а к началу 2010 г. - 120,23 тенге, т.е. индекс обесценивания тенге по отношению к доллару - 0,8.

Одновременно индекс цен на все товары и услуги в стране с 2008 по 2010 гг. повысился на 47,1%, а на продукцию сельского хозяйства - на 53%.

Удельный вес налогов в ВВП составляет за последние годы немногим более 1/8 части (12,2-12,6%) представлено в таблице 5. В течение трех лет (2008-2010 гг.) темпы роста ВВП опережали темпы роста налоговых сборов.

В 2009 г. рост ВВП по сравнению с предыдущим годом составил 3,7%, а сбор налогов увеличился на 42,5%.

Это свидетельствует о необоснованном росте налогового бремени на налогоплательщиков.

Таблица 5. Соотношение налогов с валовым внутренним продуктом и добавленной стоимостью в Республике Казахстан

Показатели

Годы

  2005 2006 2008 2009 2010
Валовой внутренний продукт, млрд. тенге 1014,2 1415,7 1672,1 1733,3 1762,8
Валовая добавленная стоимость, млрд. тенге 964,2 1294,8 1371,1 1629,6 н.д.
Налоговые поступления, млрд. тенге 159,8 178,1 204,1 290,8 330,2
Удельный вес налогов, % в валовом внутреннем продукте 15,8 12,6 12,2 12,3 18,7
В валовой добавленной стоимости 16,6 13,8 14,9 17,8 17,8
Рост к 2010 году, % валового внутреннего продукта 100 139,6 164,9 170,9 173,8  
Налоговых поступлений 100 111,5 127,7 182,0 206,6

 

Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей - часть общей системы налогообложения, действующей в Казахстане. Хотя поступление налоговых сборов в бюджет от сельскохозяйственных налогоплательщиков незначительное, финансовое положение основной массы сельского хозяйства сейчас такого, что применяемая доля изъятия прибыли оказывается необоснованной. Большинство сельхозпредприятий не в состоянии уплачивать налоги из-за повышением с каждым годом диспаритета цен и уменьшении доходности МСП.

В условиях убыточности производства преобладающая часть налогов и обязательных платежей вносится ими за счет наращивания просроченной кредиторской задолженности.

Сельское хозяйство для Казахстана - стратегическая отрасль.

Поэтому налоговая и бюджетная политика применительно к сельскому хозяйству должна быть более мягкой, чем к большинству других отраслей национальной экономики. В связи с эти правомерна постановка вопроса о снижении налогов для сельского хозяйства, а в ряде случаев и их отмены.

В условиях рынка в сельском хозяйстве действуют те же общие экономические законы, что и в других отраслях народного хозяйства, но проявление их имеет свою специфику. Это связано с присущими данной отрасли особенностями, вытекающими из естественноисторических и социально-экономических условий.

Действующее налоговое законодательство лишь в незначительной степени учитывает особенности сельского хозяйства, а именно:

ставка налога на доход, полученный от использования земли, уменьшена с 30 до 10% облагаемого дохода;

ставка налога на добавленную стоимость снижены с 16 до 12%;

ставка социального налога для каждого работника и члена крестьянского (фермерского) хозяйства ниже на 14% по сравнению с налогом для физических лиц, занятых в других сферах;

от налога на транспортные средства освобождены производители специали - зированной сельскохозяйственной техники;

в 1999 г. введен единый земельный налог для крестьянских (фермерских) хозяйств в размере 0,1% от оценочной стоимости земельного участка;

сельскохозяйственные предприятия (юридические лица), для которых земля является основным средством производства, сельскохозяйственной продукции, могут уплачивать налог в виде патента. При этом его стоимость уменьшается на 80% от исчисленной суммы налогов, включаемых в патент, и в бюджет оплачивается лишь 20% от исчисленной суммы налогов.

Состав и структура налогоплательщиков и налоговых сборов Южно-Казахстанской области.   Располагая значительным экономическим потенциалом, область имеет обширную налогооблагаемую базу. На начало 2010 г. в регионе зарегистрировано 45,8 тыс. налогоплательщиков, из них 38,4% - юридических лиц и 61,6% - физических лиц. Сельские налогоплательщики представлены 20,3 тыс. единиц, из них меньше 1/10 - юридические лица и 90% - физические лица зарегистрированы - крестьянские (фермерские) хозяйства.

С ростом численности налогоплательщиков увеличивалась сумма сбора налогов с сельских товаропроизводителей. За 2008-2010 гг. налоговые поступления возросли в 3,6 раза. В таблице 5 показана динамика налоговых поступлений и обязательных платежей в бюджет за 5 лет.

В сельском хозяйстве производится 15,9 млрд. тенге валовой добавленной стоимости, или 21,75% от ее общего объема по области. Если в целом по области налоги составляют 25,5% валовой добавленной стоимости, то в сельском хозяйстве - 5%. Из этого следует вывод о несостоятельности сельских товаропроизводителей как налогоплательщиков. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, более 75% хозяйств области - убыточны. За 2009-2010 гг. размер убытка сельскохозяйственных предприятий составил 5,5 млрд. тенге. Следовательно, у них отсутствуют финансовые источники для уплаты налогов.

Задолженность (недоимка) сельскохозяйственных налогоплательщиков по налогам на начало 2009 г. составляла 838,1 млн. тенге и увеличилась по сравнению с предшествующим годом на 62%; 90% недоимки приходится на крупные хозяйства корпоративного типа.

Анализ состава и структуры налогоплательщиков, налоговых сборов Южно-Казахстанской области позволяет сделать следующие выводы: сельскохозяйственные юридические и физические лица в составе налогоплательщиков занимают 44,2; среди них на долю физических лиц приходится 90,6% и юридических лиц - 9,4%; за 2008-2010 гг. численность сельскохозяйственных налогоплательщиков возросла в 4,6 раза, а налоговые поступления от них увеличились в 3,6 раза' основными налогоплательщиками на селе являются крестьянские (фермерские) хозяйства. Налоговое бремя для сельскохозяйственных налогоплательщиков является более щадящим по сравнению с другими отраслями.

 

Таблица 6. Соотношение валовой продукции, совокупного дохода и налогов в производственных кооперативах им. Х.А. Яссави и 3. Хусанова.

Показатели

ПК им. Х.А. Яссави.

ПК им. 3 Хусанова.

  2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.
Валовая продукция, тыс. тенге 166105 124698 34292 26038
Совокупный годовой доход, тыс. тенге 111148 105692 36579 «40149
Затраты на производство продукции, тыс. тенге 99746 98394 39875 44200
Начислено налогов, тыс. тенге 12156,3 11387,7 4997,3 3926,7
Удельный вес налога в: валовой продукции, % 7,3 9,1 14,6 15,1
Совокупном годовом доходе, % 10,9 10,8 13,7 9,8
Затратах производства, % 12,2 П, 6 12,5 8,9

 


 

Более детально налоговый механизм исследовался на примере двух кооперативов Сайрамского района Южно-Казахстанской области за 2009 и 2010 гг.: Х.А. Яссави и им 3. Хусанова. Для уплаты налогов они в 2009-2010 гг. составляли декларации: о совокупном годовом доходе и производственных вычетах, по налогу на добавленную стоимость, социальному, земельному и налогу на имущество. Анализ показывает, что в среднем за 2 года налоги по отношению к валовой продукции в кооперативе им. Х.А. Яссави составляют 8,1%, к совокупному годовому доходу - 10,8 к затратам производства - 11,9%, кооператива им. 3. Хусанова соответственно 14,8%; 11,6 и 10,6% представлено в таблице 6.

Удельный вес налогов в совокупном валовом доходе несельскохозяйственных налогоплательщиков составил за 2008-2010 гг. по Южно-Казахстанской области в целом 32,2%, а в валовой добавленной стоимости - 21,9%. В 2010 г., по сравнению со среднегодовыми, удельный вес этих налогов возрос: в совокупном валовом доходе - до 45,3%, а в валовой добавленной стоимости - до 31,2%. Таким образом, часть налогового бремени была переложена на несельскохозяйственную сферу.

Это свидетельствует о том, что такой мерой государство стремится влиять на преодоление кризиса в сельском хозяйстве и повысить стимулирующую роль налогов в его развитии. Сопоставление налога по патенту и единому земельному налогу. Среди отечественных и зарубежных ученых, практиков длительное время ведутся дискуссии по поводу введения единого сельскохозяйственного налога. Основным аргументом, выдвигаемым в его защиту, является упрощение, таким образом, налогового механизма и защита сельскохозяйственного производства от чрезмерного обложения.

Упрощение налогового механизма не вызывает возражений. Но, во-первых, необходимо иметь в виду, что такое требование к налоговой системе всегда стояло на первом месте. Во-вторых, количество налогов не свидетельствует о сложности налоговой системы, так как она - не простая совокупность различных сборов и формируется в определенных условиях, опирается на соответствующую экономическую базу. Без учета этого налоговая система не может существовать. В-третьих, количество налогов еще не свидетельствует о налоговом давлении. Поэтому в странах с рыночной экономикой взвешенно относятся к количеству налогов; их, как правило, становится все больше. Там считают, чем проще налоговая система, тем она грубее и менее надежна. В работе приведены и другие аргументы, характеризующие положительные и отрицательные стороны единого сельскохозяйственного налога.

По сути, в налоговой системе Республики Казахстан сложилось два вида единого сельскохозяйственного налога: единый земельный налог и уплата налога по патенту, именуемого налоговой службой «фиксированным суммарным налогом».

В дипломной работе выполнены сравнительные расчеты стоимости патента и единого земельного налога на примере четырех крестьянских хозяйств Махтаральского района Южно-Казахстанской области: «Саттар-боба», «Жаксы-би», «Дарментай-Ата» и «Каганат». В землепользовании этих хозяйств находятся орошаемые участки земли, каждый гектар, который оценен в 350,4 тыс. тенге. По площади земель эти хозяйства незначительно отличаются один от другого. В 2006 г. они уплачивали налог на основе патента. Стоимость его вместе с подоходным налогом с наемных работников в 2006 году составила по хозяйствам соответственно 11,0; 14.0; 17.4 и 13,9 тыс. тенге (таблица 4).

Сумма единого земельного налога по этим же хозяйствам примерно в 2 раза меньше стоимости патента. Однако в связи с тем, что крестьянские хозяйства, кроме единого земельного налога, должны уплачивать социальный и подоходный налоги с наемных работников, общая сумма налогов увеличивается по хозяйству «Саттар-боба» - на 39%, «Жаксы-би» - на 50, «Дарментай-Ата» - на 59 и «Каганат» - на 50%.

Это значит, что процедура введения единого земельного налога не была подвергнута тщательной экспертизе. Поэтому вместе облегчения налогового бремени крестьянские (фермерские) хозяйства получили с внесением изменений в закон дополнительную нагрузку. Таким образом, была снижена стимулирующая роль налоговой системы в становлении агробизнеса.

Выполненный анализ позволяет сделать вывод о том, что единый сельскохозяйственный налог имеет ряд существенных недостатков и его введение является мерой временной и вынужденной. С ожидаемым становлением сельских товаропроизводителей, упрочением их экономики участники аграрного бизнеса подвергнутся обложению по более широкому кругу налогов как прямых, так и косвенных.

Совершенствование налогового механизма в сельском хозяйстве. Налоговая система в сельском хозяйстве создавалась одновременно со становлением суверенного Казахстана. Ё основу ее создания были положены общие принципы системы налогообложения, отработанные во многих странах на протяжении столетий. Они опосредованно закреплены в Налоговом Кодексе (2009 г.). Этот акт был направлен, прежде всего, на унификацию налогового законодательства и его доступность для плательщиков.

Среди основных положений налогообложения первоочередным был принцип стабильности. Однако за пять с половиной лет функционирования новой налоговой системы он нарушается чаще всего: в Закон были внесены 31 изменение и дополнение. Это порождает у плательщиков недоверие к власти, неуверенность в будущем, т.к. действия государства относительно налогов считаются непредсказуемыми. Нестабильность налоговой системы отрицательно сказывается и на авторитете Казахстана, на международном уровне, вследствие чего медленно происходит процесс привлечения иностранных инвестиций в сельское хозяйство представлено в таблице 7.

По нашему мнению, в законе было бы целесообразным предусмотреть отдельную статью о порядке разработки и внесения изменений в него, а также требования к этим изменениям и сроки их предложения. Целесообразно их вносить один раз в год, приурочив к сроку принятия бюджета страны на очередной год, считать недопустимым, изменять механизм налогообложения в течение календарного года

 

Таблица 7. Расчет стоимости патента и суммы единого земельного налога на примере крестьянских (фермерских) хозяйств, тыс. Тенге

Расчет стоимости патента и суммы единого земельного налога Саттар-боба Жаксы-би Дарментай Ата Канагат

Стоимость патента

Общая площадь земли, га 14,28 16,85 20,0 16,63
Оценочная стоимость земельного участка 5003,7 5904,2 7008,0 5827,2
Подоходный налог 12,5 14,8 17,5 14,6
Земельный налог 0,5 0,7 0,5 0,4
НДС (к уплате) Социальный налог 11,2 136 13,2 160 15,7 190 13,0 158
Сумма налогов для исчисления стоимости патента 37,8 44,7 52,7 43,8
Льготный налог (20% от суммы налогов) 7,6 8,9 10,5 8,8
Подоходный налог с наемных работников 3,4 5,0 6,9 5,1
Стоимость патента 11,0 14,0 17,4 13,9

Единый земельный налог

Ставка ЕЗН ед. зем. налога от оценочной стоимости земельного участка, % 0,1 од 0,1 0,1
Сумма единого земельного налога 5,8 6,8 8,1 6,7
Социальный налог 6,1 9,1 12,2 9,1
ИПН с наемных работников 3,4 5,1 6,9 5,1
Всего налогов 15,3 21,0 27,2 20,9
Рост налогов в связи с введен.        
ЕЗН 39 50 56 50
земельного налога, %        

 

Совершенствование налогового механизма в сельском хозяйстве.Сложным остается вопрос об источниках уплаты прямых налогов. Как известно, одна их часть уплачивается за счет прибыли, а другая, - за счет их внесения в себестоимость продукции. Включением налогов в себестоимость продукции достигается гарантированность и стабильность поступлений в бюджет. В таком случае можно поставить вопрос: за счет, каких источников будут уплачиваться налоги в случае убыточной деятельности предприятия?

Поэтому обоснование выбора источников уплаты прямых налогов не следует считать удовлетворительным, так как оно порождает произвольную трактовку целесообразности выбора источника уплаты того или иного налога. По нашему мнению, все прямые налоги должны уплачиваться за счет прибыли. Такой подход позволит, во-первых, обеспечить единый методологический подход к уплате всех прямых налогов; во-вторых, официально засвидетельствовать, что источником всех прямых налогов является прибыль; в-третьих, объективно определять финансовый результат и оценивать эффективность деятельности предприятий. При этом будет повышена реальность поступления средств в бюджет, отпадут фиктивные начисления налоговых платежей при убыточной работе предприятий.

Весьма актуальной является разработка методики определения финансового результата деятельности крестьянских хозяйств, малых кооперативов и хозяйственных товариществ, внедрение в-них полноценного бухгалтерского учета и финансовой отчетности. До сих пор нет единого подхода к бухгалтерскому учету в таких хозяйствах, а, значит, и адекватной методики определения прибыли, что не позволяет на единой методологической основе строить их отношения с налоговыми органами.

Со времени освоения налоговой системы в стране ведутся дискуссии по поводу инструктивного сопровождения налоговых законов. Каким бы совершенным и детализированным не был закон, он не сможет охватить все составные налогового механизма, а особенно его методическую сторону.

Поэтому почти всегда будет возникать потребность в детальном изложении отдельных положений, их формализации и экономической интерпретации с учетом конкретных условий и ситуаций. Главное, чтобы эти инструкции не толковали закон ни с ограничительных, ни с расширительных позиций и не противоречили ему.

Чтобы избежать неправильных толкований закона, инструкциями предлагается выносить их на экспертизу и рассмотрение Парламента одновременно с законом. Во-первых, это сократило бы сроки разработки и введения инструкций, во-вторых, устранило бы противоречивые положения и недоразумения и, в-третьих, повысило бы качество и оперативность этих документов.

Совершенствование земельного налога. До приобретения Казахстаном суверенитета вопрос земельного налогообложения для основных пользователей не имел особого значения, поскольку основное средство производства в сельском хозяйстве - земля не облагалась прямым налогом, а прибавочный продукт (иногда и часть необходимого) изымался путем дифференциации закупочных цен. Не имея практического значения, земельное налогообложение не привлекало особого внимания научных работников.

С переходом на рыночные отношения плата за землю взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества, местоположения и водообеспеченности участка.

Краткий обзор системы земельного налогообложения в отдельных странах показывает, что его основой является наличие земельного кадастра, составными частями которого должны быть количественный учет земель, качественная характеристика почв и стоимостная оценка. Налогоплательщики Казахстана в основном располагают количественными и качественными показателями земель. Однако стоимостная оценка участков (экономическая оценка) в стране не выполнена и ее проведение связано со значительными трудностями, вызванными часто меняющейся экономической ситуацией в сельском хозяйстве.

Основным недостатком земельного налога является определение его ставок по качественной характеристике почв пропорционально баллам бонитета. Представляется целесообразным перейти к ставкам налога на землю, исчисляемым в процентах к нормативной оценочной стоимости сельскохозяйственных угодий. Однако действующие цены на земледельческую продукцию в настоящее время не обеспечивают средней прибыли даже на лучших по качеству землях, не говоря уже о получении дополнительного (дифференциального) дохода, ренты. Более того, основная масса земельного налога в последние годы уплачивается за счет наращивания убытков хозяйств, увеличения их долгов.

Учитывая то, что сельскохозяйственные товаропроизводители находятся в стадии становления как предприятия рыночного типа и их тяжелое финансовое положение, предлагается:

освободить от уплаты налога на землю хозяйства, имеющие до 5 га орошаемых земель и до 100 га - неорошаемых обрабатываемых земель; полностью освободить от обложения земельным налогом участки с оценкой до 20 бонитировочных баллов.

Эти меры должны быть долгосрочными и в законодательном порядке введены не менее чем на 10 лет.

Совершенствование налогообложения доходов сельскохозяйственных предприятий.Налог на доходы является основным в системе налогообложения. В структуре бюджетных поступлений Республики Казахстан подоходный налог занимал в 2009 г. - 40,9%, в 2010 г., - 27,1%. Он непосредственно связан с доходами плательщиков. Для юридических лиц, у которых земля является основным средством производства, ставки подоходного налога устанавливаются в размере 10% от доходов, полученных от непосредственного ее использования.

Эти же ставки применяются в том случае, если юридическое лицо имеет доход, связанный с непосредственным использованием земли (растениеводство и животноводство), превышающий 50% от всего объекта обложения. При этом юридические лица должны вести раздельный учет. Хотя в Налоговом Кодексе нет прямого указания на то, каким образом должен исчисляться налог от несельскохозяйственной деятельности, надо полагать, что на него распространяется ставка 30%.

По нашему мнению, начисление налога на доход от несельскохозяйственной деятельности в одинаковом размере для всех предприятий независимо от его удельного веса в общем доходе хозяйства (сверх 50%) является необоснованным. Устранить этот недостаток можно путем введения дифференцированной шкалы обложения дохода в зависимости от удельного веса реализации несельскохозяйственной продукции в ее общем объеме следующим образом. Сельскохозяйственное предприятие (юридическое лицо), в денежных поступлениях которого 90% и более занимает реализация несельскохозяйственной продукции, уплачивает подоходный налог по ставке 30%. Далее ставки можно устанавливать в следующих размерах: 20% - при удельном весе выручки от реализации несельскохозяйственной продукции в 70-90%; 15% - при удельном весе выручки от реализации несельскохозяйственной продукции - 50-70%; 10% - при удельном весе выручки от реализации несельскохозяйственной продукции - 30-50%. При удельном весе от продажи несельскохозяйственной продукции (20%) подоходный налог от этой деятельности вообще не взимается.

Действующее законодательство не предусматривает специальных льгот для сельскохозяйственных налогоплательщиков. А они необходимы для привлечения инвестиций в село, для создания социальной сферы и производственной инфраструктуры. Исходя из этого, считаем целесообразным предусмотреть такую специфическую льготу как освобождение от обложения той части дохода, которая направляется на формирование собственных оборотных средств в пределах нормативной потребности. Целесообразно было бы не взимать подоходный налог с прибыли, направляемой на инвестирование производства - приобретение техники, пестицидов, семян, племенных животных.

В целях заинтересованности предприятий в уплате налога с ростом прибыли предлагается ввести регрессивную шкалу обложения дохода. Его суть заключается в том, чтобы каждый последующий прирост дохода облагался более низкой налоговой ставкой.

Косвенное обложение сельскохозяйственных предприятий. Основным косвенным налогом для сельскохозяйственных предприятий является налог на добавленную стоимость. Определяющее значение НДС, благодаря которому он приобретает все большее распространение среди развитых стран, заключается в том, что облагается не вся, а только добавленная стоимость. Налог на добавленную стоимость дает возможность устранить ряд отрицательных качеств, присущих налогу с оборота, а именно: недоучет фондоемкости продукции, отрыв налога от места производства товаров и сложную систему ставок. Поэтому в нашей стране НДС отдано предпочтение как прогрессивному налогу, применяемому во многих странах мира.

Основным недостатком механизма взимания НДС является отсутствие немедленного, его возмещения при закупе материальных ресурсов, в результате, происходит отвлечение оборотных средств хозяйствующих субъектов. При этом в особо тяжелом положении находятся предприятия с длительным производственным циклом и сезонным его характером, к которым относятся и сельскохозяйственные. Несмотря на то, что для сельхозтоваропроизводителей неоднократно разрабатывались различные механизм возмещения НДС, они были не до конца продуманны и эффективны.

Анализ уплаты НДС показан, что в благоприятные (урожайные) годы он в цене реализованной продукции больше, чем уплаченный за материальные ресурсы, т.е. складывается отрицательное сальдо за год. Это связано, во-первых, с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, и, как следствие, ее убыточностью. Во-вторых, не приобретая материальных средств (удобрений, пестицидов, техники и др.) и получая урожай за счет естественного плодородия почв и чрезмерной эксплуатации собственного труда, крестьяне посредством НДС передают в бюджет государства не добавленную, а часть стоимости естественного плодородия почв и рабочей силы.

В целях стимулирования аграрного производства в налоговом законодательстве может быть закреплен ряд новых норм. В частности, от НДС может быть освобождена продукция, реализуемая сельскохозяйственными товаропроизводителями в государственные ресурсы. Существование этой нормы позволит в условиях кризиса платежей уменьшить задолженность государства перед предприятиями. Кроме того, распространение НДС на операции по реализации продукции государству безрезультатно с фискальной точки зрения, т.к. государство, являясь покупателем продукции, сначала перечисляет НДС предприятиям, а затем изымает его в бюджет. Поэтому никакого реального перемещения денежных средств в этом случае не происходит.

Особое внимание следует уделить вопросу освобождения от налогообложения товаров (работ, услуг) собственного производства сельскохозяйственных предприятий, которые предоставляются ими своим работникам, сельскому населению и другим физическим лицам.

Изложенные в работе направления совершенствования механизма взимания НДС включают, как решение проблем, касающихся функционирования системы косвенного налогообложения в целом, так и разработку в ее рамках отдельных положений, учитывающих особенности сельскохозяйственного производства.

Исследование механизма налогообложения сельскохозяйственных предприятий позволяет сделать основные выводы как теоретического, так и прикладного значения, сущность которых заключается в следующем.

. В экономической науке сформулированы требования, которым должна отвечать налоговая система, функционирующая в любой стране. Они постоянно дополняются с учетом изменяющейся действительности и подтверждены практикой использования налогов в развитых странах. Вместе с тем, наличие общих принципов построения налоговой системы не отрицает, а наоборот предполагает учет особенностей экономического развития той или иной страны; методы государственного регулирования экономикой; масштабы осуществляемого через бюджет перераспределения ВВП, что выражается в определенном составе налогов, их структуре, функциях, способах взимания, величине ставок, а также других ее элементах.

. Опыт налогообложения, приобретенный на протяжении всего периода функционирования налоговой системы, свидетельствует, что одной из ее составляющих, требующих совершенствования, является система налогообложения аграрного сектора. Она должна отражать специфику отрасли, вместе с тем при ее формировании нельзя игнорировать принцип системности. Одноканальная налоговая система, построенная на базе земельного налога, не сможет выполнять регулирующую функцию и не позволит принять во внимание все факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Поэтому, совершенствование налоговой системы аграрного сектора должно происходить не в направлении ее фиктивного упрощения, а путем разработки, с учетом специфики отрасли, механизма функционирования каждого налога входящего в общую систему. Это может быть выражено в усилении стимулирующей роли отдельных налогов, установлении порядка

их исчисления, приспособленного к особенностям бухгалтерского учета в сельскохозяйственных предприятиях, введении формы и сроков уплаты налогов, наиболее удобных для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

. Доминирующей функцией налогового механизма в настоящее время выступает фискальная, которая в первую очередь направлена на обеспечение средствами доходной части бюджета. В связи с тем, что этой функции отдано предпочтение по сравнению с регулирующей и стимулирующей, увеличивается налоговое бремя и растут недоимка сельскохозяйственных налогоплательщиков.

. Частые изменения законодательства не способствуют стабильности налоговой системы. Особенно это относится к исследуемому периоду, когда многократно изменялись объекты обложения, механизм исчисления, вводились новые налоги в течение календарного года, что порождает у плательщиков недоверие к власти, неуверенность в будущем. Предлагается исключить практику перманентного изменения налогового законодательства, свести соответствующие возможности к одноразовому, приуроченному к принятию Закона о бюджете, акту.

. Анализ налоговых поступлений в бюджет Республики Казахстан со времени принятия Указа Президента РК, имеющего силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» показал, что с 2000 г. темпы роста сбора налогов стали опережать темпы роста ВВП. Это свидетельствует о необоснованном росте налогового бремени.

. Значительную налогооблагаемую базу имеет Южно-Казахстанская область. На начало года в области зарегистрировано 45,8 тыс. налогоплательщиков, из них 20,3 тыс. сельских товаропроизводителей, в т.ч. 10% - юридических и 90% - физических лиц. В 2008-2010 гг. налоговые сборы от сельскохозяйственных товаропроизводителей увеличились в 3,6 раза. Наиболее устойчиво налогооблагаемая база расширялась в крестьянских (фермерских) хозяйствах - в 31,8 раза. В сельском хозяйстве производится 15,9 млрд. тенге валовой добавленной стоимости, или 21,7% от ее общего объема по области. В то же время в структуре налоговых платежей сельское хозяйство занимает 4,3%. Это свидетельствует как о щадящей системе обложения, так и о несостоятельности сельских товаропроизводителей как плательщиков. Более 75% хозяйств области убыточны. Недоимка по налогам на начало 2009 г. Составляла 838,1 млн. тенге

. Анализ инструктивных материалов, толкующих налоги, налоговые декларации, бухгалтерский учет свидетельствуют о том, что с учетом особенностей сельскохозяйственного производства их можно упростить. Не во вред унификации системы в инструкциях налоговой службы следует отражать особенности заполнения    налоговых декларации сельскохозяйственными налогоплательщиками, особенно по подоходному налогу и НДС. Инструкции не должны трактовать закон ни с расширительных, ни с ограничительных позиций и не противоречить ему.

. В налоговой системе Республики Казахстан сложилось два вида единого сельскохозяйственного налога: единый земельный и фиксированный суммарный налог (уплата налога по патенту). Это позволило выявить ряд существенных недостатков единого налога и придти к заключению, что его введение является мерой временной и вынужденной. С ожидаемым становлением экономики сельских товаропроизводителей, упрочением их экономики участники аграрного бизнеса будут подвергаться налогообложению по более широкому кругу налогов как прямых, так и косвенных.

. Основным недостатком механизма взимания НДС являлось отсутствие его немедленного возмещения при закупке материальных ресурсов, в результате, происходило отвлечение оборотных средств хозяйствующих субъектов. При этом в особо тяжелом положении находились предприятия с длительным производственным циклом и сезонным его характером, к которым относятся и сельскохозяйственные. Несмотря на то, что для сельхозтоваропроизводителей неоднократно разрабатывались различные механизмы возмещения НДС, они были не до конца продуманы и эффективны. Льготы по продукции (работам, услугам) собственного производства сельскохозяйственных предприятий, которые реализуются физическим лицам, должны предоставляться лишь наиболее социально незащищенным слоям населения. Это позволит избежать существенного сокращения доходов бюджета. Вместе с тем, такие льготы равносильны целевой адресной помощи малообеспеченным гражданам.

Предлагается освободить от НДС сельскохозяйственную продукцию, реализуемую в государственные ресурсы, и собственного производства, выдаваемую в счет оплаты труда.

. В целях совершенствования налоговой системы в области сельского

хозяйства предлагается:

введение льгот в налогообложении прибыли (дохода), направляемой на развитие производства;

внедрение норм уплаты налогов и обязательных платежей, определяемых на основе достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, а также повышение ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства;

ликвидация налоговой дискриминации, что обеспечивает тождественный подход к субъектам хозяйствования (юридических и физических лиц, включая нерезидентов) при определении обязательств по уплате налогов и обязательных платежей.

Оказание социальной поддержки малообеспеченным слоям сельского населения путем введения экономически обоснованного необлагаемого минимума доходов и применения дифференцированного

налогообложения граждан, получающих высокие и сверхвысокие доходы; обеспечение неизменности налогов, платежей и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года;

экономическая обоснованность налогов и сборов, на основе показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета, с его доходами;

установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов, а также с учетом сезонности сельскохозяйственного производства.

Эти принципы должны быть одинаковыми для всех участников агробизнеса, независимо от формы предприятия. Они находят свое отражение в конкретных юридических актах, инструкциях, положениях, которые в совокупности и составляют налоговый механизм. Выводы и предложения по теме исследования будут способствовать совершенствованию налогового механизма в сельском хозяйстве, предоставят возможность защитить товаропроизводителей от необоснованного изъятия их собственных средств, а сбереженные суммы направлять на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.054 с.)