Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники международного космического права
Разработка международно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе освоения, космоса, первоначально происходила на основе понятия космической деятельности, как объекта правоотношений. Вместе с тем, возникла необходимость в установлении правового режима космического пространства - новой среды, в которой стало возможным осуществление деятельности человека. Под источниками международного космического права следует понимать международные договоры и обычаи, в форме которых, при соблюдении общепризнанных процедур принятия, объективируются юридические нормы отрасли. С учетом вышесказанного, источниками отрасли в узком смысле слова, без учета основных принципов международного права, являются многосторонние (в том числе универсальные и региональные) и двусторонние договоры и обычаи [3, стр. 173]. Особое место среди источников отрасли занимает Договор по космосу 1967 г. Он характеризуется тем, что: создал систему специальных принципов отрасли, таких как запрещение национального присвоения космического пространства, свобода исследования и использования космоса для всех государств, международная защита космоса от антропогенного загрязнения; определил круг субъектов отрасли, допускаемых к космической деятельности; обозначил основные институты отрасли; определил принципы ответственности [5]. Основной пакет документов отрасли соответствует требованиям генерального акта: так, в соответствии со ст. V было разработано Соглашение о спасании 1968 г., ст. VI-VII - Конвенция об ответственности 1972 г., ст. VIII - Конвенция о регистрации 1975 г., ст. IX-X - Соглашение о Луне 1979 г. Вышеназванные нормативные акты обладают еще одним важным качеством - все они не имеют ограничений членства и действия во времени и пространстве (последнее достигается применением термина «космос» в широком смысле слова). Условно, к источникам отрасли относятся отдельные положения договоров, связанных с космической деятельностью или пространством, например: Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Конвенции о запрещении использования природной среды в военных или любых враждебных целях 1977 г., Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., уставные договоры международных космических организаций [6].
Для отрасли существенное значение имеют обычно-правовые нормы, которые регулируют границы воздушного и космического пространства, вход космических аппаратов и искусственных спутников Земли в суверенное воздушное пространство других государств. Важнейшие из них также имеют универсальный и вневременной характер, как и перечисленные писаные нормы. Будет логично предположить, что роль обычая будет возрастать, так как за последние два десятилетия пакет отраслевых документов универсального действия не пополнялся. Последнее обстоятельство, в известной мере, спровоцировало обращение к морально-политическим нормам, особенно при регулировании новых видов космических отношений. Так, последовательно Генеральной Ассамблеей ООН были приняты следующие резолюции, подготовленные Комитетом Генеральной Ассамблеи по космосу: в 1982 г. - Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевещания, в 1986 г. - Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса, в 1992 г. - Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве [6]. Еще одну группу источников международного космического права образуют многочисленные международные научно-технические соглашения, конвенции и пр., регулирующие совместную деятельность государств в космосе. По своему наименованию, форме, назначению, характеру содержащихся в них норм научно-технические соглашения по космосу весьма разнообразны. Например, Конвенция о международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) от 3 сентября 1976 года; Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 13 июля 1976 года. Среди них - учредительные акты межправительственных организаций (например, «Интерспутника», «Интелсата» и другие), многосторонние и двухсторонние соглашения по общим и конкретным вопросам совместной деятельности государств в космосе. Определенную сложность при классификации источников вызывают те из них, которые, будучи созданными государствами, регулируют трансграничные экономические (имущественные) космические отношения между физическими лицами и их организациями. Они имеют все признаки источников международного частного права, но их отличие от последних заключается в особой роли государств, на которые, в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Конвенцией об ответственности 1972 г., возлагается обязанность контроля и участия в возмещении ущерба, причиненного субъектами, допущенными к космической деятельности на основании национального права. Многие государства - участники космической деятельности имеют законодательство о коммерческой деятельности в космосе. В России, например, действует закон «О космической деятельности» 1993 г. с последующей редакцией в 1996 г., в США - Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства 1958 г., Закон о коммерциализации дистанционного зондирования Земли 1984 г. с дополнениями 1998 г. и др., в Швеции - Закон о космической деятельности 1982 г., в Великобритании - Закон о космическом пространстве 1986 г., в Италии - Закон об учреждении национального центра космических исследований 1988 г., аналогичные законы были приняты в Китае, во Франции и других странах [4, стр. 509].
Упомянутый Закон Российской Федерации 1993 г. выстроен в соответствии с требованиями международного права. Так, положения ст. 4, 17, 20 полностью соответствуют основным принципам международного права и специальным принципам отрасли, остальные положения - универсальным источникам отрасли. Кроме того, Россия берет на себя обязательства не вести космическую деятельность, запрещенную ее международными договорами, ежегодно публиковать информацию о выполнении Федеральной космической программы России, создаваемой Российским космическим агентством и Минобороны России, информировать, в случае необходимости, иностранные государства о запуске и посадке космических объектов Российской Федерации и сотрудничать с ними, отвечать за причинение вреда в результате космической деятельности как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. В соответствии с Законом и Положением правительства Российской Федерации о лицензировании космической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, от 30 июня 2006 г., Россия допускает к космической деятельности в разрешительном порядке своих и иностранных граждан, а также создаваемые ими объединения, однако, ограничивает сферу их деятельности испытаниями, изготовлением, хранением, подготовкой к запуску, запуском и управлением космическими полетами. Остальные виды деятельности, перечисленные в Законе, осуществляются государством. Права государства перечислены в ст. 5-9 и других статьях Закона. На основании Закона и универсальных актов отрасли заключаются международные договоры России с иностранными государствами и межгосударственными организациями. Так, в 1998 г. между Правительством России и Европейским космическим агентством было заключено Соглашение, относительно особого порядка ввоза и вывоза товаров для сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, в 2000 г. вступило в силу Соглашение о создании в рамках СНГ Межгосударственной финансово-промышленной группы «Интернавигация» по внедрению современных спутниковых технологий для развития навигационной инфраструктуры СНГ на основе взаимовыгодной экономической деятельности, как самими государствами, так и их предприятиями и другими хозяйствующими субъектами [4, стр. 516].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.005 с.) |