Реферат по объемно-пространственной композиции на тему: «масса и массивность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реферат по объемно-пространственной композиции на тему: «масса и массивность»



Реферат по объемно-пространственной композиции на тему: «МАССА И МАССИВНОСТЬ»

 

 

 

Выполнила: студентка 221 гр. ТРЕТЯК В.В.

Проверил: СУВОРОВ А. Б.

 

 

г. Днепропетровск 2009

 


План:

 

1. Общая часть:

1.1 Единства и различия понятий «маса» и «массивность»

2. Категория «масса»:

2.1 История возникновения и понимание термина «масса»

2.2 Масса в физике и механике

2.3 Масса форм в природе

2.4 Характеристики категории «масса»

2.5 Свойства категории «масса»

3. Архитектурная категория «массивность»

3.1 Сущность и формулировка композиционной категории «массивность»

3.2 Характеристики категории «массивность»

3.3 Свойства категории «массивность»

4. Анализ заданий по теме «масса и массивность в архитектуре»

5. Словарь терминов связаных с понятием «масса и массивность»

6.  Использованая литература

 


Общая часть

Единства и различия понятий «маса» и «массивность»

В физике, масса – количество вещества из которого состоит тело. Это мера гравитационного взаимодействия, так как известно, что все тела обладают способностью притягивать друг друга.. В художественно-композиционном плане это свойство (масса) на основе ассоциативного восприятия как массивность.

 Масса – это зрительное восприятие формы, а вот понятие «Массивность» вводит воедино много факторов: геометрический вид, величину, цвет, отделку. Изменение любого из них часто влечет за собой изменение других характеристик. Массивность, как понятие комплексное сочетает связь характеристик человеческого фактора при восприятии архитектурной формы и и категории «масса». Прежде всего, масса зависит от объемно – пространственной структуры: чем монолитнее построено здание, тем большей массивностью оно обладает, и наоборот… Масса также зависит от степени объемности. Максимальной массой будут обладать формы, приближающиеся своим видом к форме куба, цилиндра, шара… При рассмотрении массы как свойства пространственной формы также имеется в виду количество вещества (материала), заполняющего пространство в пределах видимой геометрической формы. В данном случае масса рассматривается в зависимости от ее положения в пространстве по отношению к зрителю и от ее плотности.

Композиционными средствами в архитектуре могут быть названы:

1 — форма и масса, силуэт,

2 — план,

3 — симметрия — асимметрия,

4 — контрастное сопоставление частей,

 5 — выявление композиционного центра,

6 — архитектоника,

7 — пропорции,

8 — ритм,

9 — масштабность,

10 — связь здания и природной среды.

Архитектурную форму можно измерить по длине, ширине и высоте. Если все три составляющие присутствуют в равной мере, то такая форма называется объемной и воспринимается нами как наиболее массивная. Если две величины преобладают, а третья мала, то такая форма будет называться плоской. Представим себе дом, который имеет определенную длину и высоту, а ширина (глубина) у него незначительная. Или другой пример: здание имеет значительную ширину и длину, а высота его невелика. Оба таких сооружения мы будем воспринимать как плоские.

 Здание, в котором превалирует одна величина, а две другие малозначимы, называется линейным. Пример: небоскреб, который имеет одну ярко выраженную величину — высоту, в то время как две другие — длина и ширина (глубина) — незначительны.

Из всего можно сделать выводы, что понятие «масса» это восприятие формы со зрительного аспекта, в то время как массивность – понятие комплексное и влияет на эмоциональную реакцию человека как с его зрительного восприятия формы, так и самой формы, которая может преобладать значительными весовыми показателями и быть монолитной. Для примера можно привести человека, который смотрится крупным, но имеет небольшой вес, и другого массивного человека, тяжелого и мощного. Так само и в архитектуре.

 


Категория «масса»

Масса в физике и механике

 

Масса — одна из важнейших физических величин. Первоначально она характеризовала «количество вещества» в физическом объекте, от которого по представлениям того времени, зависели как способность объекта сопротивляться приложенной силе (инертность), так и гравитационные свойства.В современной физике под массой понимают два различных свойства физического объекта: Инертная масса, которая характеризует меру инертности тел и фигурирует во втором законе Ньютона. Если одна и та же сила (кроме гравитации) одинаково ускоряет разные тела, этим телам приписывают одинаковую массу. Масса тела не зависит от того, какие силы и в какой момент на него действуют. Гравитационная масса, которая определяет, с какой силой тело взаимодействует с внешними гравитационными полями (пассивная гравитационная масса) и какое гравитационное поле создаёт само это тело (активная гравитационная масса).

Гравитационная масса — характеристика материальной точки при анализе классической механики, которая полагается причиной гравитационного взаимодействия тел, в отличие от инертной массы, которая определяет динамические свойства тел. Согласно опытам Г. Галилея по наблюдению свободного падения тел, все тела, независимо от их массы, падают с одинаковым ускорением. Это означает, что увеличение силы, действующей на более массивное тело со стороны гравитационного поля Земли, полностью компенсируется увеличением его инертных свойств. Следовательно, гравитационная масса равна (строго говоря, пропорциональна) инертной массе, что приводит к представлению о единой массе, которая и входит в закон всемирного тяготения.

Инертная масса есть мера инерции объекта, она характеризует сопротивление изменению состояния движения, когда к телу приложена внешняя сила. Чем меньше инертная масса объекта, тем быстрее изменяется его скорость. Понятие (инертной) массы в специальной теории относительности является источником некоторых терминологических разногласий. Подавляющее большинство физиков называет массой характеристику тела, которая не зависит от движения тела. Эта масса есть константа; она является как бы эквивалентом количества вещества, содержащегося в теле, а потому не зависит от скорости. Иногда, для того, чтобы подчеркнуть постоянность массы в этом определении, для неё используют термин инвариантная масса. Некоторые исследователи предпочитают использовать релятивистскую массу, которая растёт с увеличением скорости и её приближении к скорости света. Инвариантную массу они называют массой покоя.

Как установлено экспериментально, эти две массы (гравитационная и инертная) пропорциональны друг другу. Не было обнаружено никаких отклонений от этого закона, поэтому коэффициент пропорциональности обычно выбирают равным единице и говорят о равенстве инертной и гравитационной масс. Равенство инертной и гравитационной масс составляет содержание слабого принципа эквивалентности — составной части Эйнштейновского принципа эквивалентности, который является одним из основных положений общей теории относительности. На равенство инертной и гравитационной масс обратил внимание ещё Ньютон, он же впервые проверил этот закон с точностью порядка 10−3. С другой стороны, можно сказать, что первая проверка принципа эквивалентности была выполнена ещё Галилеем, который открыл универсальность свободного падения — как стало понятно позже, независимость ускорения свободного падения от материала, из которого состоит тело, является следствием равенства инертной и гравитационной масс. На сегодняшний день слабый принцип эквивалентности экспериментально проверен с очень высокой степенью точности (3×10−13).

ü Если одна и та же сила (кроме гравитации) одинаково ускоряет разные тела, этим телам приписывают одинаковую массу.

ü Масса тела не зависит от того, какие силы и в какой момент на него действуют.

Понятие массы было введено в физику Ньютоном, до этого естествоиспытатели оперировали с понятием веса. В труде «Математические начала натуральной философии» Ньютон сначала определил «количество материи» в физическом теле как произведение его плотности на объём. Далее он указал, что в том же смысле будет использовать термин "масса ". Наконец, Ньютон вводит массу в законы физики: сначала во второй закон Ньютона (через количество движения), а затем — в закон тяготения, откуда сразу следует, что масса пропорциональна весу.Фактически Ньютон использует только два понимания массы: как меры инерции и источника тяготения. Толкование её как меры «количества материи» — не более чем наглядная иллюстрация, и оно подверглось критике ещё в XIX веке как нефизическое и бессодержательное.

Масса в классической механике есть величина аддитивная (масса системы равна сумме масс составляющих её тел) и инвариантная относительно смены системы отсчёта. Масса инвариантна и в релятивистской механике, хотя здесь под массой понимается масса покоя определённого тела — абсолютная величина 4-вектора его импульса, лоренц-инвариантная но неаддитивная величина. Введение так называемой релятивистской массы, зависящей от величины скорости тела в рассматриваемой системе отсчёта, использовалось в ранних работах по теории относительности. В настоящее время термины «релятивистская масса» и «масса покоя» считаются устаревшими.

 

Масса форм в природе

 

Масса – понятие, встречающееся повсюду в природе… Во-первых, это понятие можно охарактеризовать со стороны физики и механики, во-вторых, в архитектуре, в-третьих, в астрономии, в географии и т.д:

· Масса тела

· Масса сооружения

· Масса человека (ближе к термину «вес»)

· Масса звезды

· Масса людей

· Водная масса

· Воздушные массы

 

Свойства категории «масса»

 

Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Вот их главные свойства.

 1. Геометрический вид - основное свойство формы архитектурного сооружения, он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.
 2. Размеры архитектурной формы - свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

 3. Положение формы в пространстве по отношению к зрителю; фронтальное, профильное, горизонтальное;

ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта.

 4. Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие.

 5. Фактура материала - важное свойство архитектурной формы, отражающее объемный характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины).

 6. Цвет в архитектурных композициях - свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

 7. Светотень - свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы.

Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45° к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль естественного и искусственного освещения архитектурно-пространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна.

Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие. Одни здания должны производить впечатление массивности, другие же, наоборот, при имеющейся массивности, должны казаться легкими. Как же облегчить ощущение массы?

Меньшей массой обладают здания:

— из гладкого материала,

— многоступенчатые,

— украшенные колоннами (лучше по периметру),

— состоящие из нескольких частей,

— украшенные аркадами,

— украшенные по фасаду различными декоративными элементами, которые создают эффект фильтрации света,

— окрашенные в разные цвета, которые зрительно разбивают объем,

— с использованием стекла как одного из основных материалов при строительстве.

Масса обладает тяжестью (весомостью), которая в зависимости от различных условий может быть зрительно выражена в большей или меньшей степени. При расположении одной массы над другой при членении формы по вертикали возникает необходимость зрительного уравновешивания их. Уравновешенность элементов формы придает устойчивость всей форме в целом.

Без уравновешенности и устойчивости элементов архитектурной формы не может быть единства и масштабности. Весовые отношения могут возникать при рельефном членении формы на две части. При равенстве членений форма в весовом отношении инертна, и различие верха и низа в ней не выражено. При неравных членениях расположенная вверху большая масса имеет больший вес; при сравнении профилей е и g ощутим больший вес верхней меньшей части при выступающем ее рельефе.

Если форма представляет собой не пространство, а тело, ее размеры определяют другую эмоциональную оценку – массу. Под массой формы принимается эмоциональная оценка тяжести формы, которая прямопропорциональна количеству материала и его плотности. Атланты, Кариатиды и многие другие формы каменной архитектуры художественно-образным языком искусства ярко выражают эту тяжесть.

Атланты и кариатиды могут являться не только элементами декора на фасаде отдельного здания, но и влияют на художественное восприятие целых архитектурных ансамблей.

С их помощью подчеркивают массивность некоторых элементов здания.

Способность человека визуально определить массу основана на его огромном опыте, на чувственно-практической природе его познания. Прочность конструкций непосредственно связана с ее весом. Вся история развития архитектурной формы связана с поиском более легких материалов. Масса, как и оценка размеров, зависит от геометрической характеристики, светлоты цвета, фактуры и других свойств формы. Все сказанное о зависимости массы от объективных свойств формы справедливо для эмоциональной оценки тяжести тел любой мерности. Оценка массы одномерных, двухмерных и трехмерных форм зависит от корректирующего влияния всех объективных свойств формы вообще и отих геометрической характеристики в часности.

 


Реферат по объемно-пространственной композиции на тему: «МАССА И МАССИВНОСТЬ»

 

 

 

Выполнила: студентка 221 гр. ТРЕТЯК В.В.

Проверил: СУВОРОВ А. Б.

 

 

г. Днепропетровск 2009

 


План:

 

1. Общая часть:

1.1 Единства и различия понятий «маса» и «массивность»

2. Категория «масса»:

2.1 История возникновения и понимание термина «масса»

2.2 Масса в физике и механике

2.3 Масса форм в природе

2.4 Характеристики категории «масса»

2.5 Свойства категории «масса»

3. Архитектурная категория «массивность»

3.1 Сущность и формулировка композиционной категории «массивность»

3.2 Характеристики категории «массивность»

3.3 Свойства категории «массивность»

4. Анализ заданий по теме «масса и массивность в архитектуре»

5. Словарь терминов связаных с понятием «масса и массивность»

6.  Использованая литература

 


Общая часть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.035 с.)