Стимулы — вербальные стандартизированные, невербальные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стимулы — вербальные стандартизированные, невербальные



Ответы — закрытые, типа "Оценивание значения признака по

заданной шкале"

Психодиагностические методики данного типа связаны с оцен­кой различных объектов (словесных утверждений, изобразительно­го материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них каче­ства, заданного шкалой (например, "теплый - холодный", "сильный - слабый" и т.д.). В качестве примера характерен метод семантического дифференциала, разработанный Ч.Осгудом[1957] [21,30]. Этот метод предназначен для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми.

Полученные на основании процедуры семантического дифференциала количественные данные изображаются в виде так называемого семантического профиля исследуемого понятия. Точность отражения стимула зависит от числа заданных осей (признаков). Применяя технику семантического дифференциала для оценки множества объектов одним испытуемым или одного объекта группой испытуемых, на выходе получают числовые таблицы вида объект-признак, которые в дальнейшем могут быть подвергнуты анализу многомерных группировок, как объектов, так и признаков.

Технология применения методик данного типа сопряжена с большим количеством вычислений, которые необходимы для реализации любого алгоритма из богатого арсенала алгоритмов анализа таблиц обьект-признак. Поэтому психодиагиосту, желающему использовать ту или иную шкальную технику оценивания, компьютер будет служить эффективным под­спорьем. В то же время интерпретация результатов подобного компьютерного анализа экспериментального материала трудно формализуема и основной акцент в такой интерпретации прихо­дится на психодиагноста, который помимо своих профессиональ­ных знаний должен хорошо представлять особенности алгоритмов выявления структуры многомерных данных. Расширение методик: указанного типа возможно с помощью компьютерного моделиро­вания динамических объектов.

 

Стимулы — вербальные и невербальные индивидуально

Ориентированные

Ответы — закрытые, типа "Оценивание значения признака"

Примером индивидуально ориентированного подхода к субъек­тивному шкалированию является техника репертуарных решеток. Она предложена Г.Келли в 1955 году и направлена на изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих воспри­ятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Под индивидуальной системой конструктов имеется в виду система отношений и установок к миру. По Г. Келли, "конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оцен­ки... На поведенческом уровне его можно рассматривать как от­крытый человеком способ поведения...". Описание конструкта, по Г.Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом конструкт становится тем, "чем два или несколько объектов сход­ны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов". Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними конструкт-конструкт и применить для выявления структуры смы­словых параметров, лежащих в основе восприятия данным челове­ком себя и других людей, объектов и отношений, алгоритмы ана­лиза многомерных данных (факторный и кластерный анализ, мно­гомерное шкалирование, проецирование данных в пространства меньшей размерности и пр.).

Несмотря на внешнее сходство, техника репертуарных решеток радикально отличается от метода семантического дифференциала. Здесь используются не заданные извне признаки, а выявляются собственные, индивидуальные конструкты, создаваемые непосред­ственно в ходе обследования. Поэтому техника репертуарных ре­шеток является гораздо более гибким и тонким инструментом. Между тем, эти качества обусловливают значительную вовлеченность эксперта в процесс психодиагностики, и, хотя для эффектив­ного использования техники репертуарных решеток совершенно необходима компьютерная поддержка методики, в самой процеду­ре обследования и интерпретации результатов акцент еще более смещается в сторону использования трудно формализуемых знаний и опыта эксперта — психодиагноста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.006 с.)