Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теоретические подходы к определению понятия «коммуникация» в трудах отечественных и зарубежных исследователейСтр 1 из 4Следующая ⇒
Оглавление
Введение 1. Основные теоретические подходы к определению понятия «коммуникация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей 1.1 Понятие коммуникации, её виды 1.2 Цели и функции коммуникации 1.3 Коммуникативный процесс и его составляющие 2. Информационное общество 2.1 Понятие информационного общества 2.2 Возникновение и основные этапы развития информационного общества 2.3 Современные международные отношения в условиях развития информационного общества 2.4 Информационное общество: плюсы и минусы Заключение
Введение
Актуальность темы исследования. Современный период развития человеческой культуры и цивилизации характеризуется новым этапом в эволюции характера основных социальных процессов и отличается стремлением развитого индустриального общества к совершенствованию своих социальных структур и институтов. Изучение этих процессов заставляет и ученых, и политиков делать выводы о том, что человечество, учитывая последние достижения научно-технического прогресса и новейшей информационной революции, имеет дело с факторами постиндустриального социально-экономического развития в рамках современной цивилизации. Ведущей и во многом знаковой особенностью современного мира становится формирование глобальной информационной индустрии. Проблема коммуникации в информационном обществе рассматривалась в трудах следующих исследователей: Г.Г. Почепцова, Т.М. Дридзе, А.В. Соколова, С.В. Бориснева, Т.Н. Астафуровой, В.В. Кузнецова, Китайгородской М.В., Костомарова В.Г., Э. Фромма. Объект: коммуникации Предмет: коммуникации в информационной сфере Цель: исследовать коммуникации в информационном обществе Задачи работы: . Рассмотреть основные теоретические подходы к определению понятия коммуникация; 2. Описать основные элементы коммуникационного процесса . Изучить роль коммуникации в информационном обществе. Используемые методы: метод анализа научной литературы. Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества являются понятия «коммуникации» и «информационное общество». «Информационное общество» - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества: одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социально-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.
Основные теоретические подходы к определению понятия «коммуникация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Цели и функции коммуникации Цели коммуникации Основная цель коммуникативного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей. Вне зависимости от средств и каналов коммуникации мы передаем сообщения для того, чтобы: - предупредить других людей (дорожные знаки или крик); - информировать других людей (телетекст или пресс - релиз); - объяснить что-либо (учебник или план эксперимента); - развлечь (анекдот или художественный фильм); - описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ); - убедить кого-либо (плакат, призывающий: "Храните деньги в сберегательной кассе!"). Это - цели коммуникации. Чаще всего в пределах одной коммуникации их бывает несколько (фильм может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять). Базовой причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат социальные потребности человека или группы людей. Мы вступаем в коммуникативный процесс в целях удовлетворения тех или иных своих насущных потребностей. Таким образом, следовательно, цели коммуникации обслуживают основные потребности человека:
- выживание; - сотрудничество с другими людьми; - личные потребности; - поддержание отношений с другими людьми; - убеждение других действовать или думать каким-либо образом; - осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда); - объединение обществ и организаций в одно целое; - получение и сообщение информации; - осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным); - проявление творческой натуры и воображения. Принято распределять наши потребности по четырем группам: 1) личные, 2) социальные, 3) экономические, 4) творческие. Для трактовки и понимания теории коммуникации как научного знания о законах социального взаимодействия нас, прежде всего, интересуют личные и социальные потребности человека. Функции коммуникации Процесс коммуникации, как это отмечают ученые на протяжении уже целых тысячелетий, начиная со времен Аристотеля и до наших дней, может приобретать различные формы своего проявления в зависимости от внешних и внутренних условий окружающей среды, числа участников, истинных и декларируемых целей взаимодействующих сторон, средств и стратегий исполнения и пр. Множество факторов влияют на определение функций коммуникации. В реальном коммуникативном процессе, даже в одном отдельно взятом коммуникативном акте, могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими. С точки зрения профессионально-компетентностного подхода в интегративном социально-коммуникативном аспекте можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человека и общества). В таком же ракурсе можно говорить о функциях отдельных коммуникативных актов и коммуникативных событий. Функции коммуникации, как правило, принято выделять только в целях научно-исследовательского или научно-прикладного анализа, необходимого для, например, консультационной деятельности. Исходя из того, какая из выявленных функций является ведущей (определяющей, основной, главной и пр.), а какие относятся к второстепенным, можно грамотно построить модель коммуникативного взаимодействия (модель - аналог реального объекта), дать правильную классификацию коммуникативных актов, выбрать верпую тактику коммуникативной деятельности и правильную стратегию взаимодействия в целом. Следует иметь в виду, что инструментальный способ моделирования - изучения объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели) в коммуникологии используется в двух смысловых парадигмах: ) как исследовательский прием, концептуальное средство, основной целью которого является объяснение коммуникативных процессов; ) как планшетная панорама, схематизированное упрощенное отражение реального коммуникативного процесса, необходимое в качестве проектного инструментария, предназначенного для управления моделируемым процессом; алгоритм, в рамках которого и осуществляется данный процесс.
Информационное общество
Заключение
Коммуникация в информационном обществе сегодня охватывает своим влиянием все области социальной действительности и по-новому организует общественные отношения. Наблюдаемое на рубеже XX и XXI веков интенсивное развитие коммуникационных технологий значительно облегчило производство и распространение социально значимой информации и привело к формированию глобального информационного пространства, в которое оказались, вовлечены целые сообщества, политические, экономические, религиозные и культурные институты. Современные технические средства коммуникации, передавая неведомые ранее объемы информации миллионам людей, оказывают существенное воздействие на сферы их труда, быта, досуга, политической жизни, диктуют им образцы поведения, отражают и формируют общественное мнение. Сегодня общество достаточно отчетливо осознает, что современные средства массовой коммуникации, или СМК, являются могучей и влиятельной силой. Именно поэтому специалисты разных областей знания - философы, социологи, политологи, юристы, психологи, представители технических наук все чаще обсуждают не только реальные возможности, но и "право" этих средств на массовое информационное воздействие.
Список литературы
1. Зверинцев, А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера [Текст] / А.Б. Зверинцев - Союз, 1997. - 267 с. - ISBN 5-87852-054-0. 2. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации [Текст] / Г.Г. Почепцов. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер" 2001. - 656 с. - ISBN 5-87983-101-9. . Адамьянц, Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия - к взаимодействию [Текст] / М.: Институт социологии РАН. 1999. - 136 с. - ISBN 5-87065-012-7. . Крылов, А.Н. Менеджмент коммуникаций [Текст] / А.Н. Крылов. - М.: Национального института бизнеса, 2002. - 228 с. - ISBN 3-631-51014-4. . Крылов, А.Н. Менеджмент коммуникаций [Текст] / А.Н. Крылов. - М.: Издательство Национального института бизнеса, 2002. - 202 с. - ISBN 5-8309 -0049-1. . Лактионов, А.В. Информационное общество [Текст] / А.В. Лактионов - АСТ. Мидгард, 2004. - 507 с. - ISBN: 5-17-022346-3. . Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент - [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов - М.: Гардарики, 2002. - 453 с. - ISBN 5-98118-037-4. . Гейтс, Б. Дорога в будущее [Текст] / Пер. с англ., Б. Гейтс - М.: Русская редакция, 1996. - 281 с. - ISBN 5-7502-0019-1. . Иванов, В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде [Текст] / В.Е. Иванов - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 117 с.: ил. - (Серия «Мир Психологии»). - ISBN 5-28544-345-х.
10. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации [Текст] / В.Б. Кашкин - ВГТУ, 2000. - 175 с. - ISBN 978-5-9765-1424-9. 11. Конецкая, В.П. Социология коммуникации [Текст] / В.П. Конецкая - М.: Space,2005. - 254 с. - ISBN 975-5-94839-234-9. . Ляпоров, В. Цифровой мир. Новый человек? [Текст] / В. Ляпоров, 2000. - № 1. - С.24-25. - ISSN 0042-8841. . Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации [Текст] / А.В. Соколов - М.: Михайлова В. А., 2002. - 461 с. - ISBN 5-8016-0091 -4. . Терин, В.П. Информационное и коммуникационное воздействие в условиях глобализации [Текст] / В.П. Терин - РАН, 1992. - 62 с. - ISBN 966-521-224-9. . Цуладзе, А.М. Политическое манипулирование или покорение толпы [Текст] / А.М. Цуладзе - М.: Книжный дом Университет, 2003. - 144 с. - ISBN: 5-8013-0057-0. . Чесноков, С. Аудитория российского Интернета: измерения и реальность [Текст] / С. Чесноков, 2002 - №1. - С. 46-99 - ISBN 5-8465-0263-6. . Акчурин, И.А. Концепция виртуальных миров и научное познание [Текст] / И.А. Акчурин - М.: Книжный дом "Университет", 2000. - 194 с. - ISBN: 5-8025-0058-0. . Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире [Текст] / М.М. Назаров - М.: ЛКИ, 2002. - 233 с. - ISBN: 978-5-382-00824-0. . Соколов, А.В. Общая социальная коммуникация [Текст] / А.В. Соколов - Михайлова В.А., 2002 г. - 461 с. - ISBN 5-8016-0091-4. . Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации [Текст] / Л.Н. Федотова - М.: Научный мир, 2001. - 214 с. - ISBN 5-89176-137-8. . Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации [Текст] / Ф.И. Шарков - М.: Дашков и К°, 2010. - 592 с. - ISBN 5-94907-003-8. . Родионов, А.А. Социология массовой коммуникации [Текст] / А.А. Родионов - М.: Социальные отношения, 2002. - 262 с. - ISBN: 5-94907-002-X. . Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст] / Г.В. Бороздина - М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с. - ISBN: 5-16-001969-3. Оглавление
Введение 1. Основные теоретические подходы к определению понятия «коммуникация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей 1.1 Понятие коммуникации, её виды 1.2 Цели и функции коммуникации 1.3 Коммуникативный процесс и его составляющие 2. Информационное общество 2.1 Понятие информационного общества 2.2 Возникновение и основные этапы развития информационного общества 2.3 Современные международные отношения в условиях развития информационного общества 2.4 Информационное общество: плюсы и минусы Заключение
Введение
Актуальность темы исследования. Современный период развития человеческой культуры и цивилизации характеризуется новым этапом в эволюции характера основных социальных процессов и отличается стремлением развитого индустриального общества к совершенствованию своих социальных структур и институтов. Изучение этих процессов заставляет и ученых, и политиков делать выводы о том, что человечество, учитывая последние достижения научно-технического прогресса и новейшей информационной революции, имеет дело с факторами постиндустриального социально-экономического развития в рамках современной цивилизации. Ведущей и во многом знаковой особенностью современного мира становится формирование глобальной информационной индустрии.
Проблема коммуникации в информационном обществе рассматривалась в трудах следующих исследователей: Г.Г. Почепцова, Т.М. Дридзе, А.В. Соколова, С.В. Бориснева, Т.Н. Астафуровой, В.В. Кузнецова, Китайгородской М.В., Костомарова В.Г., Э. Фромма. Объект: коммуникации Предмет: коммуникации в информационной сфере Цель: исследовать коммуникации в информационном обществе Задачи работы: . Рассмотреть основные теоретические подходы к определению понятия коммуникация; 2. Описать основные элементы коммуникационного процесса . Изучить роль коммуникации в информационном обществе. Используемые методы: метод анализа научной литературы. Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества являются понятия «коммуникации» и «информационное общество». «Информационное общество» - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества: одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социально-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.
Основные теоретические подходы к определению понятия «коммуникация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.031 с.) |