Основные теоретические подходы к определению понятия «коммуникация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теоретические подходы к определению понятия «коммуникация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей



Оглавление

 

Введение

1. Основные теоретические подходы к определению понятия «коммуникация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей

1.1 Понятие коммуникации, её виды

1.2 Цели и функции коммуникации

1.3 Коммуникативный процесс и его составляющие

2. Информационное общество

2.1 Понятие информационного общества

2.2 Возникновение и основные этапы развития информационного общества

2.3 Современные международные отношения в условиях развития информационного общества

2.4 Информационное общество: плюсы и минусы

Заключение

 


 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Современный период развития человеческой культуры и цивилизации характеризуется новым этапом в эволюции характера основных социальных процессов и отличается стремлением развитого индустриального общества к совершенствованию своих социальных структур и институтов. Изучение этих процессов заставляет и ученых, и политиков делать выводы о том, что человечество, учитывая последние достижения научно-технического прогресса и новейшей информационной революции, имеет дело с факторами постиндустриального социально-экономического развития в рамках современной цивилизации. Ведущей и во многом знаковой особенностью современного мира становится формирование глобальной информационной индустрии.

Проблема коммуникации в информационном обществе рассматривалась в трудах следующих исследователей: Г.Г. Почепцова, Т.М. Дридзе, А.В. Соколова, С.В. Бориснева, Т.Н. Астафуровой, В.В. Кузнецова, Китайгородской М.В., Костомарова В.Г., Э. Фромма.

Объект: коммуникации

Предмет: коммуникации в информационной сфере

Цель: исследовать коммуникации в информационном обществе

Задачи работы:

. Рассмотреть основные теоретические подходы к определению понятия коммуникация;

2. Описать основные элементы коммуникационного процесса

.   Изучить роль коммуникации в информационном обществе.

Используемые методы: метод анализа научной литературы.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества являются понятия «коммуникации» и «информационное общество».

«Информационное общество» - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества: одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социально-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.

 


Основные теоретические подходы к определению понятия «коммуникация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей

 

Цели и функции коммуникации

Цели коммуникации

Основная цель коммуникативного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

Вне зависимости от средств и каналов коммуникации мы передаем сообщения для того, чтобы:

- предупредить других людей (дорожные знаки или крик);

-     информировать других людей (телетекст или пресс - релиз);

-     объяснить что-либо (учебник или план эксперимента);

-     развлечь (анекдот или художественный фильм);

-     описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ);

-     убедить кого-либо (плакат, призывающий: "Храните деньги в сберегательной кассе!").

Это - цели коммуникации. Чаще всего в пределах одной коммуникации их бывает несколько (фильм может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять). Базовой причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат социальные потребности человека или группы людей. Мы вступаем в коммуникативный процесс в целях удовлетворения тех или иных своих насущных потребностей. Таким образом, следовательно, цели коммуникации обслуживают основные потребности человека:

- выживание;

-     сотрудничество с другими людьми;

-     личные потребности;

-     поддержание отношений с другими людьми;

-     убеждение других действовать или думать каким-либо образом;

-     осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда);

-     объединение обществ и организаций в одно целое;

-     получение и сообщение информации;

-     осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным);

-     проявление творческой натуры и воображения.

Принято распределять наши потребности по четырем группам: 1) личные, 2) социальные, 3) экономические, 4) творческие. Для трактовки и понимания теории коммуникации как научного знания о законах социального взаимодействия нас, прежде всего, интересуют личные и социальные потребности человека.

Функции коммуникации

Процесс коммуникации, как это отмечают ученые на протяжении уже целых тысячелетий, начиная со времен Аристотеля и до наших дней, может приобретать различные формы своего проявления в зависимости от внешних и внутренних условий окружающей среды, числа участников, истинных и декларируемых целей взаимодействующих сторон, средств и стратегий исполнения и пр. Множество факторов влияют на определение функций коммуникации. В реальном коммуникативном процессе, даже в одном отдельно взятом коммуникативном акте, могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими. С точки зрения профессионально-компетентностного подхода в интегративном социально-коммуникативном аспекте можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человека и общества). В таком же ракурсе можно говорить о функциях отдельных коммуникативных актов и коммуникативных событий.

Функции коммуникации, как правило, принято выделять только в целях научно-исследовательского или научно-прикладного анализа, необходимого для, например, консультационной деятельности. Исходя из того, какая из выявленных функций является ведущей (определяющей, основной, главной и пр.), а какие относятся к второстепенным, можно грамотно построить модель коммуникативного взаимодействия (модель - аналог реального объекта), дать правильную классификацию коммуникативных актов, выбрать верпую тактику коммуникативной деятельности и правильную стратегию взаимодействия в целом.

Следует иметь в виду, что инструментальный способ моделирования - изучения объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели) в коммуникологии используется в двух смысловых парадигмах:

) как исследовательский прием, концептуальное средство, основной целью которого является объяснение коммуникативных процессов;

) как планшетная панорама, схематизированное упрощенное отражение реального коммуникативного процесса, необходимое в качестве проектного инструментария, предназначенного для управления моделируемым процессом; алгоритм, в рамках которого и осуществляется данный процесс.

 

Информационное общество

 

Заключение

 

Коммуникация в информационном обществе сегодня охватывает своим влиянием все области социальной действительности и по-новому организует общественные отношения. Наблюдаемое на рубеже XX и XXI веков интенсивное развитие коммуникационных технологий значительно облегчило производство и распространение социально значимой информации и привело к формированию глобального информационного пространства, в которое оказались, вовлечены целые сообщества, политические, экономические, религиозные и культурные институты. Современные технические средства коммуникации, передавая неведомые ранее объемы информации миллионам людей, оказывают существенное воздействие на сферы их труда, быта, досуга, политической жизни, диктуют им образцы поведения, отражают и формируют общественное мнение.

Сегодня общество достаточно отчетливо осознает, что современные средства массовой коммуникации, или СМК, являются могучей и влиятельной силой. Именно поэтому специалисты разных областей знания - философы, социологи, политологи, юристы, психологи, представители технических наук все чаще обсуждают не только реальные возможности, но и "право" этих средств на массовое информационное воздействие.

 

 


 

Список литературы

 

1. Зверинцев, А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера [Текст] / А.Б. Зверинцев - Союз, 1997. - 267 с. - ISBN 5-87852-054-0.

2. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации [Текст] / Г.Г. Почепцов. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер" 2001. - 656 с. - ISBN 5-87983-101-9.

.   Адамьянц, Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия - к взаимодействию [Текст] / М.: Институт социологии РАН. 1999. - 136 с. - ISBN 5-87065-012-7.

.   Крылов, А.Н. Менеджмент коммуникаций [Текст] / А.Н. Крылов. - М.: Национального института бизнеса, 2002. - 228 с. - ISBN 3-631-51014-4.

.   Крылов, А.Н. Менеджмент коммуникаций [Текст] / А.Н. Крылов. - М.: Издательство Национального института бизнеса, 2002. - 202 с. - ISBN 5-8309 -0049-1.

.   Лактионов, А.В. Информационное общество [Текст] / А.В. Лактионов - АСТ. Мидгард, 2004. - 507 с. - ISBN: 5-17-022346-3.

.   Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент - [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов - М.: Гардарики, 2002. - 453 с. - ISBN 5-98118-037-4.

.   Гейтс, Б. Дорога в будущее [Текст] / Пер. с англ., Б. Гейтс - М.: Русская редакция, 1996. - 281 с. - ISBN 5-7502-0019-1.

.   Иванов, В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде [Текст] / В.Е. Иванов - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 117 с.: ил. - (Серия «Мир Психологии»). - ISBN 5-28544-345-х.

10. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации [Текст] / В.Б. Кашкин - ВГТУ, 2000. - 175 с. - ISBN 978-5-9765-1424-9.

11. Конецкая, В.П. Социология коммуникации [Текст] / В.П. Конецкая - М.: Space,2005. - 254 с. - ISBN 975-5-94839-234-9.

.   Ляпоров, В. Цифровой мир. Новый человек? [Текст] / В. Ляпоров, 2000. - № 1. - С.24-25. - ISSN 0042-8841.

.   Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации [Текст] / А.В. Соколов - М.: Михайлова В. А., 2002. - 461 с. - ISBN 5-8016-0091 -4.

.   Терин, В.П. Информационное и коммуникационное воздействие в условиях глобализации [Текст] / В.П. Терин - РАН, 1992. - 62 с. - ISBN 966-521-224-9.

.   Цуладзе, А.М. Политическое манипулирование или покорение толпы [Текст] / А.М. Цуладзе - М.: Книжный дом Университет, 2003. - 144 с. - ISBN: 5-8013-0057-0.

.   Чесноков, С. Аудитория российского Интернета: измерения и реальность [Текст] / С. Чесноков, 2002 - №1. - С. 46-99 - ISBN 5-8465-0263-6.

.   Акчурин, И.А. Концепция виртуальных миров и научное познание [Текст] / И.А. Акчурин - М.: Книжный дом "Университет", 2000. - 194 с. - ISBN: 5-8025-0058-0.

.   Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире [Текст] / М.М. Назаров - М.: ЛКИ, 2002. - 233 с. - ISBN: 978-5-382-00824-0.

.   Соколов, А.В. Общая социальная коммуникация [Текст] / А.В. Соколов - Михайлова В.А., 2002 г. - 461 с. - ISBN 5-8016-0091-4.

.   Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации [Текст] / Л.Н. Федотова - М.: Научный мир, 2001. - 214 с. - ISBN 5-89176-137-8.

.   Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации [Текст] / Ф.И. Шарков - М.: Дашков и К°, 2010. - 592 с. - ISBN 5-94907-003-8.

.   Родионов, А.А. Социология массовой коммуникации [Текст] / А.А. Родионов - М.: Социальные отношения, 2002. - 262 с. - ISBN: 5-94907-002-X.

.   Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст] / Г.В. Бороздина - М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с. - ISBN: 5-16-001969-3.

Оглавление

 

Введение

1. Основные теоретические подходы к определению понятия «коммуникация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей

1.1 Понятие коммуникации, её виды

1.2 Цели и функции коммуникации

1.3 Коммуникативный процесс и его составляющие

2. Информационное общество

2.1 Понятие информационного общества

2.2 Возникновение и основные этапы развития информационного общества

2.3 Современные международные отношения в условиях развития информационного общества

2.4 Информационное общество: плюсы и минусы

Заключение

 


 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Современный период развития человеческой культуры и цивилизации характеризуется новым этапом в эволюции характера основных социальных процессов и отличается стремлением развитого индустриального общества к совершенствованию своих социальных структур и институтов. Изучение этих процессов заставляет и ученых, и политиков делать выводы о том, что человечество, учитывая последние достижения научно-технического прогресса и новейшей информационной революции, имеет дело с факторами постиндустриального социально-экономического развития в рамках современной цивилизации. Ведущей и во многом знаковой особенностью современного мира становится формирование глобальной информационной индустрии.

Проблема коммуникации в информационном обществе рассматривалась в трудах следующих исследователей: Г.Г. Почепцова, Т.М. Дридзе, А.В. Соколова, С.В. Бориснева, Т.Н. Астафуровой, В.В. Кузнецова, Китайгородской М.В., Костомарова В.Г., Э. Фромма.

Объект: коммуникации

Предмет: коммуникации в информационной сфере

Цель: исследовать коммуникации в информационном обществе

Задачи работы:

. Рассмотреть основные теоретические подходы к определению понятия коммуникация;

2. Описать основные элементы коммуникационного процесса

.   Изучить роль коммуникации в информационном обществе.

Используемые методы: метод анализа научной литературы.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества являются понятия «коммуникации» и «информационное общество».

«Информационное общество» - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества: одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социально-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.

 


Основные теоретические подходы к определению понятия «коммуникация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.031 с.)