Глава 1. Художественная культура Северного Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Художественная культура Северного Возрождения



Оглавление

Введение

Глава 1. Художественная культура Северного Возрождения

Глава 2. Самые яркие представители немецкого Возрождения

2.1 Альбрехт Дюрер - «северный Леонардо да Винчи»

2.2 Лукас Кранах Старший - виртуоз декоративных решений

2.3 Матис Нитхардт - «таинственный» и «загадочный»

2.4 Ганс Гольбейн Младший - выдающийся портретист

2.5 Альбрехт Альтдорфер - основатель Дунайской школы

Глава 3. Дунайская школа

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Возрождение (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени и представляло собой международное явление, охватившее, Италию, где оно выразило себя с наибольшей силой, Нидерланды, Германию, Францию, Испанию.

Под термином «Северное Возрождение» подразумевают не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции.

В Германии первые черты нового искусства появились в 1430-е гг., а собственно Возрождение началось на рубеже 15 и 16 вв. и стало периодом недолговременного, но блистательного расцвета немецкой ренессансной живописи и графики. «Золотой век» немецкой живописи связан с творчеством таких художников как А.Дюрер, М.Нитхард, Л.Кранах Старший, Х.Хольбейн Младший, Губер (Хубер) Вольф, Альтдорфер Альбрехт и др.

Для меня выбранная тема интересна тем, что художникам немецкого Возрождения, в отличие от итальянского, характерны большая стойкость традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению, в т.ч. к интерьеру, натюрморту, пейзажу; они стремилось познать и отобразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие.

Целью написания работыявляется анализ особенностей художественной культуры Немецкого Возрождения.

Задачи: изучить литературные источники по выбранной теме;познакомиться с жизнью и творчеством выдающихся художников этой эпохи, и проанализировать их наиболее яркие и запоминающиеся произведения.

Источники: учебные пособия по истории мировой культуры, энциклопедические словари изобразительного искусства европейской живописи и электронные ресурсы Интернет.

Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Общий объем работы 34страницы.


Глава 2. Самые яркие представители немецкого Возрождения

 

Как истинный представитель Возрождения Альбрехт Дюрер был универсально образованным человеком. Он блестяще знал математические и естественные науки, в том числе активно занимался проблемами астрономии. Работая над картами звездного неба, Дюрер часто сам следил за небесными светилами в обсерватории на крыше своего дома в Нюрнберге. Во время работы над гравюрой «Меланхолия», Дюрер следил за появившейся яркой кометой. «Меланхолия» - самая загадочная и одна из самых любимых работ Дюрера.

Об этой гравюре написано очень много, каждый штрих был подвергнут тщательному анализу. При этом очень часто, привлекались астрономия и астрология. И, конечно, в первую очередь, внимание обращалось на комету. Но оказалось, что очень многое в этой гравюре, в том числе и комета, связано с символикой планеты Сатурн, которая покровительствует меланхоликам. Бог этой планеты старше остальных богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной, он стоит ближе всех к источнику жизни и воплощает высший интеллект, поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Выделялись три типа меланхолии. Первый тип – люди с богатым воображением: художники, поэты, ремесленники. Второй тип – это люди, у которых рассудок преобладает над чувством: ученые, государственные деятели. Третий тип – люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Художникам доступна только первая ступень. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, выводит на гравюре надпись MELENCOLIA I. Крылатая женщина неподвижно сидит, подперев рукой голову, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака, животное, символизирующее меланхолический темперамент. Эта женщина – своеобразная муза Дюрера – печальна и мрачна. Она крылата и могуча, но не может проникнуть за видимые явления мира и познать тайны Вселенной. Эта невозможность сковывает ее силу и волю. Дюрер создал эту гравюру для эрцгерцога Максимилиана I, панически боявшегося зловещего влияния планеты Сатурн. Поэтому на голове у женщины венок из лютиков и водяного кресса – как средство против опасного влияния Сатурна. Рядом с лестницей, на стене изображены весы. В 1514 году, в год создания гравюры, планета Сатурн находилась именно в созвездии Весов. Там же, в Весах, в 1513 году произошло соединение Сатурна, Венеры и Марса. Это явление хорошо наблюдалось на утреннем небе. До этого Венера и Марс находились в созвездии Девы. Со времен античности считалось, что такие схождения планет являются причиной появления комет. Комета, которую видел Дюрер и запечатлел на гравюре, двигалась именно к тому месту в Весах, где находился Сатурн, став, таким образом, еще одним символом меланхолии.

Есть у Дюрера и лирическое начало в графике. К нему можно смело отнести цикл гравюр «Жизнь Марии» (около 1502–1511) - воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека,вдохновивший в XIX в. Рильке на цикл стихов, а в XX — Хиндемита на цикл романсов на эти стихи.

Вершиной творчества Альбрехта Дюрера явилось грандиозное изображение «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину, - подлинный гимн человеку.

Две картины изображают апостолов Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка. Могучие фигуры святых с трудом вписываются в тесное пространство досок. Иоанн и Павел стоят ближе к зрителю, они ярко освещены, их широкие плащи (алый у Иоанна и синевато-серый у Павла) кажутся разноцветными половинами приоткрытого занавеса. За ними — фигуры Петра и Марка, погружённые в черноту фона, на котором выделяются высокий лоб Петра и вдохновенно горящие глаза Марка. Картины сопровождают тщательно подобранные тексты из писаний изображённых здесь святых, общий смысл которых — предостережение. Мастер увещевал своих сограждан остерегаться ересей и лжепророчеств, чтобы «не принять за Божественное слово человеческих заблуждений».

Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками — от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений «титанизма» Возрождения. Он — единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Ренессанса.

В последние три года Дюрер пишет теоретические труды по искусству живописи: «Руководство к измерению циркулем и линейкой» и «Четыре книги о пропорциях человеческого тела».

Значение его творчества для национальной культуры Германии оказалось столь велико, что пору расцвета немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера».

 

Глава 3. Дунайская школа

Одно из самых революционных достижений в живописи этого времени принадлежит дунайской школе, которая известная также под названием «Дунайская живопись» или «Дунайский стиль», которая обозначила последнюю фазу развития позднеготической живописи в Австрии и Баварии в период 1500-1530 гг.

Школа существовала и развивалась на территории Южной Германии; центром этого развития была Дунайская долина - от Регенсбурга до Пассау и Вены.

Теодор фон Фриммель первым употребивший этот термин писал в 1892: «Живопись XVI века в районах прилегающих к Дунаю обнаруживает сходные черты, которые отличают ее от живописи той же эпохи остальных немецких земель и оправдывают название «Дунайский стиль».

К ней относился в раннем периоде своего творчества Л. Кранах, а также Л.Хубер, признанным же ее главой был Альбрехт Альтдорфер. Ему принадлежит приоритет в формировании пейзажного жанра. Именно художники дунайской школы первыми начали рисовать природу, найдя ее поэтичной саму по себе, а так же для мастеров этой школы характерна нетрадиционная трактовка христианских и других сюжетов, помещаемых в роскошное пейзажное окружение.

Произведения мастеров Дунайской школы, решительно порвавших со средневековой ремесленной традицией, отличаются свободой художественной фантазии, яркой эмоциональностью, своеобразной романтичностью, пантеистическим восприятием природы, лесного или речного пейзажа, интересом к сказочно-легендарной окраске сюжета; они выделяются также динамичной, порывистой манерой письма (иногда мелкими мазками), острой выразительностью рисунка, интенсивностью цветовых решений.

«Дунайский стиль» вообще характеризуется очень своеобразным подходом к пейзажу и растительному миру. Интерес, проявляемый школой к пейзажу ни в коей мере не сравним с тем, какое внимание уделялось ему в это время итальянцами. Пейзаж в Дунайской школе расценивается не как часть пространства с расположенными в нем фигурами, а как некая среда воспроизводящая определенное почти романтическое состояние души.

Мир растений выступает как созидательная сила, а человеческое тело, как и растения и деревья которым оно уподобляется, органично сливается с жизнью своими многочисленными корнями. Стремление к ракурсам заимствованное Пахером у Мантеньи и приводившее подчас к ошибкам в пропорциях человеческого тела позволяло, тем не менее, гармонично вписать аморфные фигуры в пейзаж. Архитектурные декорации также подвергшиеся итальянскому влиянию не отличаются особой строгостью форм; наоборот им присущи многочисленные самопроизвольные и изящные разломы.

Именно поэтому архитектурные сооружения в картинах мастеров Дунайской школы часто изображены в виде руин скрывающихся в густой листве.

Дунайский стиль Альбрехта Альтдорфера необыкновенно живописен благодаря не только характерной насыщенности цветовой гаммы, но и передаче атмосферы. Этим объясняется его особая любовь к гравюрам, их техника была наиболее благоприятной для выражения таких поисков.

Своим поэтическим восприятием природы, воплощенным то в лирических, то в мощных величаво-космических образах, Альтдорфер внес большой вклад в становление пейзажного жанра в Европе (Вид в Дунайской долине. 1516. Старая Пинакотека, Мюнхен; Пейзаж с деревом. Ок.1522. Акварель, Гравюрный кабинет. Берлин-Далем).

 


Заключение

В культуре Возрождения в Германии исключительно важная роль принадлежала искусству. Конец XV — начало XVI в. стали периодом недолговременного, но блистательного расцвета немецкой ренессансной живописи и графики, которые в значительно большей мере, чем в Италии, сохраняли связь с традициями готики, но дали художественные достижения мирового значения.

Век немецкого Возрождения был недолог. Тридцатилетняя война вторглась в этот процесс и задержала развитие немецкой культуры. Но в истории оно осталось как поразительно целостная эпоха, как клуб гениев, мастеров живописи, которые общаются между собой, участвуют в общей борьбе, пишут поразительные портреты друг друга, взаимно вдохновляются идеями. Его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня.

На протяжении всей эпохи, независимо от того, что происходит в соседних областях художественного творчества, сохраняют высокий уровень произведения немецких мастеров художественного жанра.

Немецкое Возрождение в художественной культуре представлено богато и разносторонне. Все работы художников резко отличаются друг от друга по характеру и направлению творчества, что является особенностью короткого и бурного немецкого Возрождения.

Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем утверждать, что в эпоху Возрождения в Германии складывается своя система художественных приемов, на основе уже существующих античной и средневековой художественных традиций.

 


Список использованной литературы

1. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8т. - СПб.: ЛИТА, 2000.- С. 864.

2. Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.

3. Европейская живопись XIII – XX вв. Энциклопедический словарь. - «Искусство», 1999.

4. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения/Под.ред. Л.М.Брагиной - М.: Высшая школа, 1999.

5. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001. – С. 225.

6. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов./Под ред. А.Н.Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1998. - С. 183.

7. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – С. 446.

Оглавление

Введение

Глава 1. Художественная культура Северного Возрождения

Глава 2. Самые яркие представители немецкого Возрождения

2.1 Альбрехт Дюрер - «северный Леонардо да Винчи»

2.2 Лукас Кранах Старший - виртуоз декоративных решений

2.3 Матис Нитхардт - «таинственный» и «загадочный»

2.4 Ганс Гольбейн Младший - выдающийся портретист

2.5 Альбрехт Альтдорфер - основатель Дунайской школы

Глава 3. Дунайская школа

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Возрождение (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени и представляло собой международное явление, охватившее, Италию, где оно выразило себя с наибольшей силой, Нидерланды, Германию, Францию, Испанию.

Под термином «Северное Возрождение» подразумевают не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции.

В Германии первые черты нового искусства появились в 1430-е гг., а собственно Возрождение началось на рубеже 15 и 16 вв. и стало периодом недолговременного, но блистательного расцвета немецкой ренессансной живописи и графики. «Золотой век» немецкой живописи связан с творчеством таких художников как А.Дюрер, М.Нитхард, Л.Кранах Старший, Х.Хольбейн Младший, Губер (Хубер) Вольф, Альтдорфер Альбрехт и др.

Для меня выбранная тема интересна тем, что художникам немецкого Возрождения, в отличие от итальянского, характерны большая стойкость традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению, в т.ч. к интерьеру, натюрморту, пейзажу; они стремилось познать и отобразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие.

Целью написания работыявляется анализ особенностей художественной культуры Немецкого Возрождения.

Задачи: изучить литературные источники по выбранной теме;познакомиться с жизнью и творчеством выдающихся художников этой эпохи, и проанализировать их наиболее яркие и запоминающиеся произведения.

Источники: учебные пособия по истории мировой культуры, энциклопедические словари изобразительного искусства европейской живописи и электронные ресурсы Интернет.

Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Общий объем работы 34страницы.


Глава 1. Художественная культура Северного Возрождения

 

Термин «Северное Возрождение» достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл – возрождение традиций античной культуры, то в других странах в сущности, ничего не «возрождалось»: там памятников и воспоминаний античной эпохи было немного. Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского».

Конец XV и XVI столетие были для стран Европы временем громадных потрясений, самой динамичной и бурной эпохой их истории. Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви – Реформация, переросшая в Германии в грандиозную Крестьянскую войну, революция в Нидерландах, драматический накал на исходе Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри католиков и гугенотов во Франции. Казалось бы, климат эпохи мало благоприятствовал становлению ясных и величавых форм Высокого Ренессанса в искусстве. И действительно: готическая напряженность и лихорадочность в северном Возрождении не исчезают. Но, с другой стороны, распространяется гуманистическая образованность и усиливается притягательность итальянского искусства. Сплав итальянских влияний с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля северного Возрождения.

Самобытный характер Северного Возрождения проявился в первую очередь в культуре Нидерландов и Германии.Среди видов художественной деятельности этого периода лидировала — как и в итальянском Ренессансе — живопись.

В Германии художественные открытия итальянского Ренессанса приживались трудно. Немецкие мастера XVI в. не собирались слепо следовать советам иноземных учителей. Античность для них была скорее пищей для фантазии, а не источником вдохновения. Основной темой искусства Германии в XVI столетии, как и в Средневековье, была попытка в зримых образах воплотить христианский идеал.

В своих произведениях художники Северного Ренессанса воплощали различные аспекты идеи единства, что обуславливало выбор ими определенных художественных средств и приемов. Это, в первую очередь, выбор сюжетов. При космичности масштаба изображаемого ярче проявлена идея вселенского единства, и, напротив, чем более интимный, изолированный характер имеет изображаемый сюжет, тем более индивидуальным будет затрагиваемый аспект внутреннего единства человека с миром. Ориентация на человеческую личность, которая начинает преобладать в искусстве (в отличие от надличностной ориентации средневековья) приводит к тому, что большое внимание начинает уделяться сюжетам, связанным с процесcoм личностного восхождения к оcoзнанию единства.

К такого рода сюжетам принадлежат изображения святых, достигших единства с богом путем уединения от мира. Главная идея произведений – важность непосредственного обращения человека к Богу в молитве и размышлении о Нем, как единение с Ним всеми силами его души. Не случайна и роль священной книги, присутствующей в большинстве изображений.

Помимо сюжета, идея единства воплощается и через художественную среду, в которую помещены перcoнажи с их атрибутами, через из взаиморасположение, а так же присутствие в работах элементов природного и архитектурного пейзажа. Ну и разумеется все эти художественные приемы необходимо рассматривать в рамках композиционного решения работы.

Оcoбая роль в искусстве Северного Ренессанса отводится пейзажу. Сам ренессансный пейзаж обычно отличается универсальным размахом. Этот пейзаж принимает вид могучего одухотворенного организма, постоянно играя в религиозных и жанровых сценах важнейшую смысловую роль, перестраивая их в духе нового, отличного от средневекового, понимания.

Живопись Северного Ренессанса coхраняет космологическую масштабность многих своих жанровых структур. В coвокупности все виды присутствия иных жанров в данной отдельно взятой композиции (пейзажа, натюрмортных деталей, человеческих стаффажей переднего и заднего планов светских и религиозных образов) подразумевает вселенское единство природной среды, которая охватывает миры живых и неживых вещей. Это вселенский пейзаж, являющий символическую панораму мира, круга обитаемых земель в целом. Мельчайшая частица неразрывно связана с целым, подобно тому, как передний план пейзажа объединен с задним своим органическим строением и воздушным пространством.

В середине и второй половине XVI в. немецкое изобразительное искусство переживает период глубокого упадка, и не только в протестантских землях, где художники с развитием Реформации лишились наиболее распространенных форм заказа — на работы для церкви. Упадок также переживают и католические княжества и города. Лишь в конце XVI—начале XVII в. снова появляются видные немецкие художники, работающие при дворах в духе маньеризма, ставшего в последствии интернациональным явлением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.038 с.)