Тема № 2. Социальные изменения и социальные процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2. Социальные изменения и социальные процессы



 

1. Социальные изменения: понятие, уровни, виды, факторы.

2. Социальные процессы и их классификация.

3. Социальные конфликты и их роль в обществе.

4. Основные теоретические подходы к изучению социальных процессов и социальных изменений: эволюционный, функциональный, циклический.

Темы докладов:

1. Теория конфликта Ч. Дарендорфа.

2. Концепция "столкновения цивилизаций» С. Хантингтона.

3. Концепция циклического развития общества Н.Я. Данилевского

4. Концепция циклического развития общества О. Шпенглера,

5. Концепция циклического развития общества А. Тойнби

6. Социальные изменения в современной России.

7. Информационные войны в современном мире.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Соотнесите понятия «социальное изменение», «социальное развитие», «социальный прогресс».

2. Назовите механизмы и движущие силы социальных процессов и социальных изменений.

3. В каких формах осуществляются социальные изменения?

4. Какой смысл вкладывают социологи в понятие «социальное движение»?

5. Что такое социокультурный процесс? Дайте примеры социокультурных процессов.

6. Каким способом разрешаются конфликты? Приведите примеры.

7. Возможно ли общество без конфликтов? Аргументируйте свой ответ.

8. Определите основные черты эволюционного подхода к анализу социальных изменений.

9. В чем специфика функционального анализа социальных процессов и изменений.

10. Охарактеризуйте особенности циклического подхода к объяснению социальных процессов и изменений.

 

Дополнительная литература:

1. Ачкасова, В. А. Региональные конфликты [Электронный ресурс]: учеб. пособие (спец. 032301) / В. А. Ачкасова; рец. И. Н. Белобородова; Федер. агенство связи, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "С.-Петерб. гос. ун-т телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича". - СПб.: СПбГУТ, 2007. - 106 с.

2. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется?/ И.Валлерстайн // Социс, 1997. № 1. С. 8-21.

3. Козырев Г.И. Социальные процессы и изменения / Г.И.Козырев // Социс, 2005. № 3. С. 113-119

4. Костин В.А. Социальные изменения в концепциях исторического процесса / В.А.Костин, Н.Б.Костина // Социс, 2000, «1. С. 6-15.

5. Милецкий В.П. Конфликты и социальный порядок / В.П.Милецкий // Социс, 2003, № 7. С. 151-152.

6. Почепцов, Г. Г. Информационные войны [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001. - 573, [2] с. - (Образовательная библиотека). - Библиогр. в конце тем. - Библиогр.: с. 571-573

7. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка - Пер. с нем. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Тема 3. Социальные институты и институциональные отношения

План:

 

1. Понятие социального института.

2. Структура и функции социального института. Явные и латентные функции.

3. Классификация социальных институтов. Характеристика основных социальных институтов.

4. Развитие и изменение социальных институтов. Эффективность функционирования социальных институтов в современной России.

 

Темы докладов:

1. Процесс институционализации: понятие, факторы.

2. Р.Мертон о функциях, латентных функциях и дисфункциях социальных институтов

3. Современное состояние и проблемы социального института образования.

4. Функции и дисфункции социальных институтов в современной России.

 

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Что такое «социальный институт» и «институционализация»?

2. Что такое дисфункция? В чем проявляется дисфункция социальных институтов? Приведите примеры дисфункции социальных институтов и назовите причины ее вызвавшие.

3. Как понимается «латентность» функции социального института? В чем отличие между латентной функцией и дисфункцией?

4. В чем проявляется динамика социальных институтов?

5. Каковы последствия эволюции социальных институтов?

Дополнительная литература:

1. Зборовский, Г. Е. Социология образования [Текст]: учеб. пособие / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. - М.: Гардарики, 2005. - 383 с.

2. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Социология современного образования [Электронный ресурс]: учебник / Шафранов-Куцев Г. Ф. - Москва: Логос, 2016. - 432 с.

3. Шереги Ф.Э. Дисфункциональность российского профессионального образования. // Труд и социальные отношения, №12(66), 2009

4. Шереги Ф.Э. Политические установки студентов российских вузов/ Ф.Э. Шереги // Социс. 2013. № 1. С. 63-77.

5. Шереги Ф.Э. Прогноз образования в России: концепция и эмпирические показатели / Ф.Э.Шереги // Мир России. 2011. Т. 20. № 3. С. 155-181

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.006 с.)