Педагогический потенциал невербальных средств коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический потенциал невербальных средств коммуникации



 

В сложной информационной структуре педагогической коммуникации устная речь становится далеко не единственным средством передачи сообщений. Кроме вербальных и паравербальных существуют невербальные каналы и средства передачи информации, которые могут быть эффективно использованы в коммуникативной деятельности. Исследователи коммуникационных процессов утверждают, что в среднестатистическом акте коммуникации передача информации происходит за счет вербальных средств на 45%, из них на долю слов приходится 7%, других звуковых средств (тон голоса, интонация) - 38%, а невербальных средств - на 55%.

По мнению А.Г.Асмолова, для современного учебного процесса характерен определенный «лингвоцентризм», выражающийся в центрации на словах при игнорировании невербальных компонентов. При построении педагогического процесса в центре внимания обычно находятся вербальный и организационный компоненты [5, с. 81].

Насколько значимы в педагогической деятельности невербальные средства, говорят ответы студентов на вопрос «Какие признаки внешности педагога вы выделяете прежде всего?» На первое место они поставили выражение лица и глаз - 80%, а затем голос - 60% опрошенных.

Невербальная коммуникация предполагает передачу информации без использования каких-либо видов устной и письменной речи. Невербальные средства делятся на первичные, естественные языки, в которых используются возможности человеческого лица и тела (пантомима, мимика, система жестов), и вторичные, искусственно созданные (азбука Морзе, нотная грамота, языки программирования и др.).

Невербальные средства являются самостоятельными источниками информации, а также контекстным или смысловым дополнением к вербальному сообщению. Они зачастую становятся в коммуникативной деятельности средством передачи личностных смыслов. Понятие невербальной коммуникации включает: язык глаз и тела; проксемику (характеристики межличностной дистанции); имиджевые проявления. В.А.Лабунская подчеркивает, что невербальное общение создает образ партнера; выступает в качестве способа регуляции пространственно-временных параметров общения и показателя статусно-ролевых отношений; является индикатором актуальных психических состояний личности; выполняет функцию экономии речевого сообщения; усиливает эмоциональную насыщенность сказанного или выполняет функцию разрядки [16, с. 194].

По данным А.Е.Петровой, опытный учитель до 50-90% информации получает не из слов ученика, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда. По невербальному каналу в системе общения может передаваться до 10 различных видов информации, носящих индивидуально-личностный, эстетический, возрастной, половой, пространственный и иной характер.[18, с. 46].

К.С. Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов своих пяти чувств: глазами, голосом, движением рук и пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие [20, с. 97].

Интересный прием невербального воздействия - «свечение» - описывает врач-психиатр В.Леви. «Свечение - прием, заимствованный из психотехники гениев коммуникабельности. Говорят: «его лицо светилось улыбкой», «весь светится», «лучистые глаза», «солнечные натуры». Учитель должен уметь включать внутренний свет.

Вы можете излучать тепло. Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда - горит и сияет некий источник тепла и света. Вы сами этот источник. Вспоминайте чаще состояние интереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви к кому-то… И включайте их без повода, просто так. Наступит момент и эти состояния будут приходить к вам сами… Легко, естественно, непринужденно… Если хотите успеха - запомните:

1) Свечение должно быть рефлексом на человека, на жизнь… Оно не должно гаснуть даже в полном одиночестве.

2) Каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимоотношения, конфликт, даже драка), рефлекс свечения не должен вас покидать или вызывать сомнение.

)   Не заботьтесь о результате… Не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачом общения» [16, с.271].

Особое место в структуре невербальных средств педагогической коммуникации занимает жестовое поведение учителя. Жест, обладая свойством «тайное делать явным», в коммуникации способен обнажать человеческие реакции и служить неосознанным выражением смыслов. По данным Т.П.Усольцева и Т.Т. Григорьевой, посредством жестов передается до 40% информации.

Кинестетические средства общения исследовали Б.А.Успенский, Т.М.Николаев, И.Н.Горелов, Е.В. Красильникова, В.А.Лабунская, И.А.Колесникова и др.

Так, И.А.Колесникова отмечает, что с помощью жеста педагог повышает интенсивность коммуникации [15, с. 87].

1. В процессе взаимодействия в системе «педагог-студент» невербальные средства коммуникации играют значительную роль. Исходя из этого, педагог должен обладать не только высокой компетентностной коммуникативной вербальной культурой, но и культурой невербального поведения, или культурой использования так называемых выразительных движений, поскольку известно, что различные виды невербального общения заключают в себе порой гораздо больше информации, чем слова.

2. Опытными педагогами часто планируется использование определенных жестов на занятии, многие из жестов (в особенности указательные жесты) четко продумываются заранее.

.   Большинство педагогов недостаточно хорошо осознают особенности своего невербального общения на уроках, хотя в целом они довольны своей жестикуляцией. Коэффициент представления об уровне собственной жестикуляции средний.

.   Результаты ранжирования использования жестов свидетельствуют о проявлении значительной неуверенности большинства педагогов при общении со студентами в присутствии посторонних людей на занятии, о наличии некоторых признаков авторитарности.

.   В процессе невербального педагогического общения педагога и студента ведущую роль играет педагогический артистизм педагога, его умение соединять эмоционально-психологические и физические действия.

В целом, для учеников значимо, если педагог приносит с собой на урок теплоту своих рук. Об этом пишет Е.Н.Ильин: «В редких случаях учитель на уроке прикасается к ученику. Далеко не всем открывалась духовная функция наших рук, посредством которых можно и утешить, и успокоить, и примирить. И найти контакт с самыми несговорчивыми, капризными… Руки еще больше чем слово способны творить «тишину» - внутреннюю, душевную… Не было такого урока, где бы я не прикоснулся к кому-либо из ребят. Иному, положив ладонь на руку, пишущую сочинение, подарю две пропущенные запятые, другого обниму за плечо или поправлю воротник пиджака… Словом прикасаюсь. Наперед знаю: никто из моих ребят не воспротивится. Понимают: это помощь не только моральная, но и энергетическая» [11, с.99].

Именно эта «энергетическая» помощь студенту лежит в основе педагогического потенциала невербальной коммуникации.

Таким образом, невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия учителя с детьми, поскольку известно, что различные средства невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помочь ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя.

Для педагога важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися это не язык команд, а язык доверия. Опытный учитель до 50-90 % информации получает не из слов ученика, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда и т. п. Сами мы редко задумываемся о педагогическом значении индивидуальных выразительных средств общения-обучения, в том числе - о своих спонтанных жестах, хотя ученики очень чувствительны именно к эстетической стороне поведения педагога.

В общении жесты выполняют разнообразные функции. Это, как неслышимая речь, рисунок внутреннего состояния говорящего. Известно также: дети придают жестикуляции гораздо большее значение, чем словам: язык движений универсальный, он никогда не обманет. Жест, как и слово, может спасти и вдохновить, уничтожить и оскорбить, но, в отличие от слова, это послание прямое и быстродействующее. Учитель, подобно дирижеру, взмахивает рукой, акцентируя важное событие урока; постукивает по столу, требуя внимания, прикладывает палец к губам, ожидая тишины. Так он переводит некоторые аспекты урока в более «громкое» состояние.

Педагогу необходимо, также как и актеру, научиться управлять своей мимикой, сделать ее более произвольной. Тогда мимика учителя станет еще одним инструментом психологического воздействия на ученика, педагогическое общение будет более живым, доверительным, естественным.

Взгляд человека не перестает играть одну из главных ролей в его экспрессивном репертуаре, сообщая о динамических и статических аспектах. Велика роль взгляда в педагогическом общении. Е. А. Петрова говорит о воздействии взгляда учителя в зависимости от дистанции общения; описывает виды взглядов, которые могут производить неприятное впечатление на ребенка и мешать поддержанию контакта (пристальный, скользящий, безразличный взгляд) [18, с. 44]. Говоря об оптимальном ритме обмена взглядами с ребятами на уроке: индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Учитель, вглядываясь на отвечающего, дает понять, что слышит ответ. Глядя на аудиторию, педагог привлекает внимание всех остальных учащихся. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

Важную роль в процессе работы учителя занимает расстояние. Учителю особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве. Уменьшение или увеличение дистанции должно быть мотивировано для обучающихся. Учитель может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но очень осторожно, ибо чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным. Наблюдая за работой учителя на уроке, можно заметить, что зона наиболее эффективного контакта - это первые 2-3 парты. Остальные учащиеся находятся на публичном расстоянии от учителя. Не случайно, дети, желающие поменьше с ним общаться, предпочитают последние парты.


Заключение

 

Профессиональный имидж учителя отражает значимые с позиции массового сознания особенности личности, профессиональной деятельности и общения, поведения и внешнего облика педагога. Существующие виды профессионального имиджа выражают сформированные на уровне обыденного сознания стереотипные образы - представления о современных учителях.

Критерии положительного и отрицательного имиджа учителей определяют общую эффективность его профессиональной деятельности. Следовательно, наличие тех или иных критериев определяют результат работы педагога.

Курсовая работа была посвящена изучению психологических особенностей использования невербальных средств в имидже учителя.

Помимо внешности важными составляющими имиджа педагога являются вербальные и невербальные средства общения. Речь, жесты, мимика учителя, его положение в пространстве - все это влияет на восприятие школьников. В связи с этим важную роль играет точность употребления слов, выразительность и доступность речи, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, смысл интонации. Жестикуляционная и мимическая выразительность также имеет высокий воздействующий уровень на учеников и является немаловажной частью имиджа учителя в целом.

Модернизация и инновационное развитие образования РФ предъявляют к учителю новые требования, одним из которых является положительный имидж учителя как гармония внешнего и внутреннего образа, где внутренний образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности; а внешний образ - это игровая подача материала, как на уроке, так и во внеурочное время, передача своего эмоционального отношения к действительности, умелая режиссура всего хода урока, а также владение умением самопрезентации, способность и желание совершенствоваться, двигаться вперед.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.01 с.)