Выступление подготовленного ученика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выступление подготовленного ученика.



Оказывается, скородумка - и выпечка на скорую руку, и яичница выпускная или глазунья. Шаньга - ватрушка с кашей, мятым картофелем, творогом, сдобренная сверху сметаной. Знаток русской кухни В.В.Похлебкин в своем «Кулинарном словаре» уточняет, что шаньги - это круглые пирожки, имеющие внешний вид ватрушки, но не наполненные, а лишь смазанные в середине сметаной, творожно-яичной массой, творожно-гречневой смесью и так далее. С чем же были шанишки Коробочки, Гоголь не уточнил.

Похлебкин продолжает: «Шаньги едят горячими, свежевыпеченными с молоком, с простоквашей, с соленой рыбой, со щами, с чаем - они подходят ко всем этим разнообразным пищевым сопровождениям». Что, потекли слюнки? А перед Чичиковым на столе еще какие-то загадочные пряглы. И этого слова нет даже у Даля. Как же так? Хорошо, что недалеко оказалось слово «пряжить» - жарить в масле, и в этом же словарном гнезде находится слово «прягла» - оладья, толстый блинок, лепешка в масле, пышка. Далее автор словаря поясняет: «Спряжить, спрягти - изжарить. Один пирожок недопряжен, другой перепряжен, попряжила б еще». Внимательный читатель заметил у Гоголя подсказку: «...перед завтраком Чичиков услышал завлекательный запах чего-то горячего в масле». Лепешка - утолщенный блин разного диаметра, она может быть пресной, дрожжевой, сдобной, печеной, жареной. У Коробочки подавали лепешки с припеком. Словарь Даля объясняет: припек - посыпка на лепешки, блины (например, мак, лук, яйца, грибы, ливер, яблоки и др.). Какова же технология приготовления припека?

Похлебкин пишет: существует разновидность блинов с припеком, когда на поверхность блина тонким слоем наносится пастообразный пищевой продукт (творог, фарш) и быстро припекается к блину на разогретой сковородке.

Выпекать эти блины можно разными способами, в зависимости от очага. Самый простой способ заключается в следующем: на разогретую смазанную сковороду наливают теста меньше, чем обычно. Когда блин снизу слегка зарумянится, на него кладут припек, заливают его новой порцией теста так, чтобы припек оказался внутри. Затем блин переворачивают на другую сторону и слегка обжаривают.

Припек можно положить и непосредственно на разогретую сковороду, а затем сверху залить тестом. Если же печь в русской печи (а именно так готовили у Коробочки, ведь она сетовала на то, что Чичикова занесло к ней в ночь и потому «приготовить нельзя»), то лучше припек запечь на необжаренной стороне блина открытым.

Чудесная книга «О жизни, быте и нравах русского народа» Н.И.Костомарова и И.Е. Забелина сообщает: «...русские пироги имели продолговатую форму и различную величину, большие назывались пирогами, малые - пирожками. На масленице пекли пряженые (читай - изжаренные в масле) пироги с творогом и яйцами... в постные дни пеклись пироги со всевозможными родами рыб, особенно с сигами, снятками...» Значит, сняточки - это рыба? У Даля сняток (снеток) - рыбка вандыш, ловимая в Белозере, в продаже сушеная. Загадочный вандыш - это корюшка, а точнее, озерная форма корюшки - снеток. Как же получался припек к лепешке, если эта мелкая рыбка еще и сушеная? И Похлебкин, и Костомаров в своих книгах поясняют: «Сушеную рыбу - сущик - отварить, выбрать кости, мелко изрубить, смешать с мелкорубленым луком, гречневой или рисовой кашей (треть объема) и поджарить на подсолнечном масле. Эту рыбную кашу можно было класть и в пироги».

Пресный пирог с яйцом также понравился Чичикову: «съел с небольшим половину». Почему «пресный»? Потому что приготовлен он из бездрожжевого теста, которое, вымешав, раскатывают и тотчас же разделывают на пироги.

Блины в представлении не нуждаются, тем более что Чичиков «свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить его бричку.

У вас, матушка, блинцы очень вкусны,- сказал Чичиков, принимаясь за принесённые горячие..

Что ж, в хорошем аппетите Чичикову не откажешь. Мы же, подводя итоги урока, не можем не отметить гостеприимство и хлебосольство Коробочки, замечая ее бережливость, упрямую подозрительность, желание продать с выгодой продукты своего натурального хозяйства, тупость и «дубинноголовость», которая, как отмечает Гоголь, «свойственна порой иному и почтенному и государственному даже человеку». Но впереди у Чичикова дорога, и он спешит к своей бричке.

Гоголь, прощаясь с Коробочкой, восклицает: «Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не хозяйственная - мимо них!»

Как вы понимаете эти слова Гоголя?

Коробочка суетится и хлопочет по хозяйству, копит денежки, живет в глуши, в ее жизни нет никаких событий, она обыденна, скучна, помещица ничем не интересуется, кроме повседневного, много лет назад заведенного порядка вещей, в конечном итоге она духовно мертва, примитивна, поэтому беседа с ней так утомительна для Чичикова.

Что нового открылось вам в Чичикове, что Коробочка помогла нам в нем увидеть? гоголь мертвый душа язык

Чичиков разный. Слащаво-обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать еще раз.

Гоголь, подчеркивает свойственное Чичикову «умение обращаться ».

«У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот; словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки».

Покажем на сопоставлении отрывков из второй и третьей главы, как по-разному Чичиков предлагает сделку Манилову и Коробочке

С Маниловым:                             С Коробочкой:

«Я полагаю приобрести              «Нет, матушка, другого

мертвых, которые, впро-            рода товарец: скажите, у

чем, значились бы по ре-            вас умирали крестьяне?»

визии, как живые».                      «Уступите-ка их мне,

«Итак, я бы желал                       Настасья Петровна!»

знать, можете ли вы мне              «Кого, батюшка?»

таковых, не живых в дей-            «Да вот этих-то всех,

ствительности, но живых            что умерли»,

относительно законной               «Да как же уступить

формы, передать, усту-               их?»

пить, или как вам забла-             «Да так просто. Или,

горассудится лучше?»                пожалуй, продайте. Я вам

за них дам деньги».

Как содержание и форма речи передают мысли и настроения персонажей?

Возьмем для анализа разговор о покупке.

«Так что же, матушка, по рукам, что ли?»

«Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать покойников. Живых-то я уступала, вот и третьего года протопопу двух девок по сту рублей каждую, и очень благодарил, такие вышли славные работницы: сами салфетки ткут».

«Ну, да не о живых дело; бог с ними. Я спрашиваю мертвых».

«Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманешь, а они того... они больше как-нибудь стоят».

«Послушайте, матушка... эх, какие вы! что ж они могут стоить? Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? Это просто прах».

Великолепно чувствуются здесь энергия и нетерпение Чичикова, нудная медлительность и осторожность Коробочки.

Любопытно и окончание диалога. Чичиков совершил сделку, отведал пирога, блинков и очень торопится уехать. Эта спешка, желание поскорее отделаться от нудной старухи переданы не только в содержании, но и в ритме диалога:

«Так уж, пожалуйста, не позабудьте насчет подрядов».

«Не забуду, не забуду», - говорил Чичиков, выходя в сени.

«А свиного сала не покупаете?» - сказала хозяйка, следуя за ним.

«Почему не покупать? Покупаю, только после».

«У меня о святках и свиное сало будет».

«Купим, купим, всего купим, и свиного сала купим».

Финал диалога: «А вот бричка, вот бричка! - вскричал Чичиков», - звучит и торжеством удачи, и радостью избавления.

Домашнее задание

Дома учащимся предлагается к уроку внеклассного чтения прочитать повесть Гоголя «Старосветские помещики» и сравнить Коробочку и героев повести (общие черты и различия).

Тема: Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя. Путь к поэме «Мертвые души».

Цели урока:

дать представление о жизни Н.В.Гоголя, соединив судьбу писателя с его творчеством, познакомить учащихся с историей создания поэмы «Мертвые души»; обратить внимание учеников на трепетное отношение и большой интерес писателя к русскому языку;

сформировать умение выделять главное в прослушанном сообщении;

развить образное и аналитическое мышление, устную речь учащихся;

воспитать интерес к жизни и творчеству Н.В.Гоголя.

Тип: изучение истории и теории литературы.

Методы: репродуктивный, исследовательский.

Приемы: рассказ учителя об истории создания поэмы, творчестве писателя, выдвижение учителем проблемы для всего класса, беседа.

Основные виды деятельности учащихся: сообщение учащихся о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, записи основных положений доклада в тетради.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, книжная выставка (различные издания произведений писателя, критическая и методическая литература по теме).

Литература: Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - М.: ВАКО, 2009. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).

Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: «ВАКО», 2001, 272 с.

Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практ.методика: Кн. для учителя / И.И. Аркин. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 223 с.

Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. Изучение языка писателей. Пушкин. Лермонтов. Гоголь.

План урока:

1. Организационный этап (3 мин.)

2. Усвоение новых знаний (25 мин.)

.   Закрепление знаний (5 мин.)

.   Подведение итогов урока (4 мин.)

.   Домашнее задание (3 мин.)

Ход урока

Эпиграф

«Я совершу… Я совершу! Жизнь кипит во мне. Труды мои будут вдохновенны. Над ними будет веять недоступное земле божество! Я совершу…»

Н. В. Гоголь

I. Организационный момент.

II. Вступление. Знакомство с темой урока, освещение целей урока, задание учащимся: делать записи в тетрадях по литературе

III. Слово учителя.

Сегодня наш разговор будет посвящензамечательному писателю и очень значимой для литературы личности - Николая Васильевичу Гоголю. Наша цель сегодня - узнать этого человека поближе, познакомиться с его биографией, изучить творческий путь.

«Я почитаюсь загадкой для всех». Именно так однажды сказал о себе Н.В.Гоголь. Действительно, в жизни Гоголя было много непонятного: стремление мгновенно покорить столицу и незаметная служба писцом в одном из петербургских департаментов; страстное желание учить и учительствовать и оставление университетской кафедры; всепоглощающая любовь к России и многолетняя жизнь вдали от неё; стремление нести своё слово людям и сожжения второго тома «Мёртвых душ». Оставаясь «загадкой для всех», Гоголь тем не менее был очень цельной личностью, и цельность его натуре придавало в первую очередь отношение к своей жизни, к своему делу как службе государственной. Если принять это за отправную точку, то станут совершенно понятны метания писателя в юности: он не просто меняет службы одна на другую - он ищет дело жизни. И таким делом стал писательский труд.

Обращение к эпиграфу. Как пророчество звучат слова Н.В.Гоголя.

«На поприще писателя» Гоголь много и плодотворно работал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.211.193 (0.035 с.)