Методика выявления акцентуации характера Леонгарда, Шмишека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика выявления акцентуации характера Леонгарда, Шмишека.



Тест разработал Г. Шмишек в 1970 году на основе теоретической концепции Карла Леонгарда акцентуированных характеров. Иногда также употребляется название опросник Леонгарда - Шмишека (Шмишека-Леонгарда или просто "Шмишек" в качестве профессионального жаргонизма).

В соответствии с концепцией акцентуированных характеров Шмишек разделил все черты личности на основные и дополнительные.

Основные черты - стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. Шмишек считает, что при значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. Основные черты характера в случае яркой выраженности становятся акцентуациями характера. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Поэтому, в частности, в современной психологии, акцентуации характера, во многих случаях, также носят название "психопатии характера". Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы акцентуированными личностями.

Опросник состоит из 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (акцентуациями личности):

1) высокая жизненная активность;

2) возбудимость;

)   глубина эмоциональных реакций;

)   педантизм;

)   повышенная тревожность;

)   перепады настроения;

)   демонстративность;

)   неуравновешенность;

)   утомляемость;

)   сила и выраженность эмоций.

Доминирующий тип акцентуации определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования с помощью опросника Шмишека, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера.

Сумма "сырых" баллов умноженная на соответствующий коэффициент дает показатель типа акцентуации. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов.

Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.

Анализ и интерпретация видов и типов направленности личности старшеклассников

 

При анализе типов направленности личности было выявлено 3 доминирующих типа, и 3 подтипа - акцентуаций, которые представлены на диаграмме (рис.1) и характеризуются следующим образом:

 

Рис.1. Распределение типов направленности личности

1. Гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией, является доминирующим типом направленности у 60% испытуемых. Это такая направленность, при которой личность стремится занять позицию относительной автономии, стремится к признанию обществом ее значимых прав в нем, ее личной ценности. Большей ценностью для личности с такой направленностью является она сама, ее потребности, интересы. Ее поведение определяет стремление с самореализации и самоутверждению в самых различных социальных ролях и социальных ситуациях. Личность не игнорирует общество, напротив, общество для нее является очень значимым, т.к. именно в нем она стремится занять позицию, соответствующую ее уровню притязаний. Для личности с таким типом направленности очень важно признание обществом ее личной значимости, ценности, неповторимости. Самоутвердиться она стремится через деятельность, через ее результаты, ценные для нее самой и для других людей.

2. Гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией представлена у 26% испытуемых. Это такой подтип гуманистической направленности, при котором центральным мотивом поведения и критерием нравственной оценки является, положительное отношение подростка к другим людям. Учащиеся с такой направленностью готовы бескорыстно жертвовать для блага своих приятелей, взрослых, класса, группы, собственными интересами. Личности с данной направленностью несколько обесценивают себя, что при определенных условиях может привести к изменению отношения личности к самой себе, к проявлению конформизма как качества личности и, в итоге, - к формированию социоцентрической направленности.

.   Эгоцентрическая направленность с индивидуалистической акцентуацией является доминирующей у 15% испытуемых. Эгоцентрическая направленность - это такой тип направленности, при котором личность находится в центре внимания самой себя, вся ее активность сосредоточена на самом себе, собственных интересах, проблемах, личность стремится к признанию обществом ее абсолютных прав, ее особой ценности для нее. Люди с данным типом направленности очень требовательно подходят к оценке другого, принимая в целом его настолько, насколько похож на него самого, насколько другой согласен с его мнениями, насколько разделяет его симпатии и антипатии, насколько близки другому его убеждения. Учащиеся зачастую не понимают, что возможно существование иных точек зрения, отличных от его собственных. "Непохожесть" человека вызывает отрицательное к нему отношение: раздражение, неприязнь, отвержение. Взаимоотношения с одноклассниками в основном на авторитарном уровне. От друзей, приятелей такие подростки требуют подчинения, выполнения его решений, требований; считают, что друг, если он настоящий, должен пожертвовать ради него и своими взглядами, и своими интересами, сам же он на такие жертвы способен редко.

Нельзя сказать, что личности безинтересно общество, что она абсолютно отвергает его ценность, пренебрегает им, но для нее важнее она сама, возможность проявлять, выделить себя, при этом ценность общества определяется тем, насколько оно может дать возможность личности проявить свои способности, насколько оно способствует ее самоутверждению.

Таким образом, мы видим, что наиболее представленным типом является гуманистический тип направленности с индивидуалистической акцентуацией, т.к.60% всех респондентов имеют данный тип направленности. Это свидетельствует о том, что большинство старшеклассников удовлетворены тем местом, которое они занимают в обществе, т.е. со стороны окружающих их людей они получают уважение, внимание, симпатию столько, на сколько они рассчитывают, занимают позицию, соответствующую ее уровню притязаний.

Рассмотрим распределение видов направленности у старшеклассников (рис.2)

 

Рис.2 Распределение видов направленности личности старшеклассников.

 

При анализе видов направленности личности было выявлено, что 59% испытуемых направлены на задачу, что является доминирующим типом направленности личности. Данный тип характеризуется тем, что таких людей можно характеризовать как самостоятельных и решительных, волевых, упорных, холодных и необщительных, трезвых и интровертированных, радикальных, недогматичных, агрессивных и соперничающих, без потребности в чьей-то помощи и не озабоченных неуспехом, развитых и спокойных. По одним данным, этот фактор высоко коррелирует с интеллектом, по другим - тип особо высоким интеллектом не отличается, хотя его представители среди учащихся получают высокие оценки по успеваемости. При подборе лиц с одинаковой направленностью личности с направленностью на задачу наиболее продуктивны.

Лица, направленные на себя (25,5%) характеризуются как неприятные, агрессивные, соперничающие, догматичны, интровертированны, мнительны, ревнивы, постоянно напряжены, раздражительны, тревожны, часто с недостатком самоконтроля, с недостаточной потребностью в новизне и переменах, озабоченные своей неуверенностью, неудачами, с потребностью в агрессии.

Лица, направленные на взаимодействие (15,5%) характеризуются желанием к симпатии и дружбе с окружающими, не стремятся достичь хороших результатов, отличаются недостаточной автономностью, ждут заботы со стороны других, ждут тепла, любви, ласки и не имеют агрессивных тенденций.

Таким образом, мы видим, что наиболее представленным видом направленности является направленность на задачу, т.к. более 59% всех респондентов имеют данную направленность.

Это свидетельствует о том, что большинство старшеклассников помогают отдельным членам своей группы выражать свои мысли; принимают активное участие, чтобы группа достигла поставленной перед ними цели; помогают своим одноклассникам дойти до сути вещей и имеют хорошие идеи относительно того, как продолжить работу; берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задач; не вызывают напряженности своим присутствием и не уклоняются от непосредственного решения проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.007 с.)