Методы исследования условий подверженности индивида психическим состояниям других людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования условий подверженности индивида психическим состояниям других людей



 

В современной психологии проблема психических состояний занимает ведущее место. Это обусловлено тенденциями развития современного общества, в котором ведущую роль занимает общение и обмен информацией между людьми. Данные полученные при изучении психических состояний могут дать практическую пользу различных сферах производства, управления, общения, обучения и искусства, всюду, где возникает проблема воздействия на людей с целью получения определенного результата.

История психического состояния как научной категории довольно полно отражена в ряде работ. Первое систематическое изучение психических состояний начинается в Индии 2-3 тысячелетия до н.э., предметом которого, было состояние нирваны. Философы Древней Греции тоже затрагивали проблему ПС. Развитие философской категории "состояние" получило в работах Канта и Гегеля.

Систематическое изучение психических состояний в психологии, пожалуй, началось с У. Джемса, который трактовал психологию как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания. Под состояниями сознания здесь подразумеваются такие явления, как ощущение, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т.д. [9, с.107].

Дальнейшее развитие категории психическое состояние связано в основном с развитием отечественной психологии. Первой отечественной работой, посвященной психическим состояниям, является статья О.А. Черниковой в 1937 г., выполненная в рамках психологии спорта и посвященная предстартовому состоянию спортсмена. Кроме нее в рамках психологии спорта в дальнейшем психические состояния изучали такие исследовали Пуни А.Ц., Егоров А.С., Васильев В.В., Лехтман Я.Б., Смирнов К.М., Спиридонов В.Ф., Крестовников А.Н. другие.

Общепсихологическая разработка изучения психических состояний началась со статьи Н.Д. Левитова 1955 году. Ему же принадлежит и первая монография по психическим состояниям. После его работ психология стала определяться как наука о психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Параллельно с психологией психические состояния затрагивались и смежными дисциплинами. По этому поводу И.П. Павлов писал: "эти состояния есть для нас первостепенная действительность, они направляют нашу ежедневную жизнь, они обусловливают прогресс человеческого общежития". Кроме того, видный отечественный физиолог считал, что единственным предметом для психологии и может быть только психическое состояние.

Дальнейшая разработка психических состояний в рамках физиологии связана с именем Купалова П.С., показавшего, что временные состояния формируются внешними воздействиями по механизму условного рефлекса. Кроме этого, как он и показал, можно образовывать условные рефлексы и на определенные состояния коры.

Установка в теории установки тоже рассматривается как психическое состояние. Согласно концепции Д.Н. Узнадзе установка как готовность к действию является состоянием именно личности в целом - целостно-личностным состоянием, а не каким-либо частным психическим процессом.

В.Н. Мясищев рассматривал психическое состояние как один из элементов структуры личности, в одном ряду с процессами, свойствами и отношениями [18, с.71].

Психические состояния нашли свое место в психологии и смежных дисциплинах. Б.Ф. Ломов писал: "Психические процессы, состояния и свойства существуют не вне живого человеческого организма, не как экстрацеребральные функции. Они являются функцией мозга, сформировавшегося и развившегося в процессе биологической эволюции и исторического развития человека. Поэтому выявление законов психики требует исследования работы мозга и нервной системы, более того, всего человеческого организма в целом".

Исследование среди актерского состава было проведено в виде свободного интервью.

Интервью - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

При проведении социологических исследований задачам получения количественного и качественного знания соответствуют группы методик, которые могут быть охарактеризованы как формализованные и неформализованные. Под формализацией в данном случае понимается степень направленности методики на строгую фиксацию набора анализируемых переменных и количественное их измерение. Особенность формализованных методов заключается в том, что переменные задаются разработчиком заранее, и отступление от них в процессе исследования становится невозможным [18, с.62]

Успех проведения интервью во многом определяется спонтанностью ответов опрашиваемого. По определению Э.А. Чамоковой и В.Ф. Чесноковой, "спонтанность выражается в том, что респондент, не побуждаемый вопросами интервьюера, дает длинные и связные тексты ответов, позволяющие восстановить логику его рассуждении и связи между элементами представлений. Показателями нарушения спонтанности являются короткие, не связанные друг с другом, формулировки ответов, паузы, появляющиеся в беседе, ответы-междометия" [15, С.64-66].

На наш взгляд метод свободного интервью является наиболее подходящим для данного исследования, так как состоит из прямого разговора с респондентами. Вопросы были составлены заранее, но тем не менее, являлись лишь основой для разговора.

Среди зрителей исследование проводилось с помощью анкетирования, ввиду непродолжительности антракта, и невозможности провести детальный разговор с большим количеством зрителей, для более полного исследования.

Метод анкетирования позволяет собрать максимум информации за короткий промежуток времени. Недостатком здесь является то, что множество информации ускользает из поля наблюдения (поведение испытуемого, его реакция на вопросы, интерес к определенным вопросам или желание что-то скрыть и т.д.). Анкеты могут быть открытые: с указанием фамилии и других данных анкетируемого, а также с открытыми вопросами (на которые нельзя ответить просто "да" или "нет", а требуется развернутый ответ). В закрытых анкетах соблюдается анонимность, нельзя узнать почерк (используются значки: +, -, галочки); они состоять из стандартных закрытых вопросов, на которые даны готовые ответы, а нужное требуется отметить или подчеркнуть. Опрашиваемый должен быть искренне заинтересован в результатах анкетирования или хотя бы нейтрально относиться к нему, иначе его ответы будут искажены. Зачастую, во избежание этого, в анкеты включается "шкала лжи" - несколько специальных вопросов, разбросанных среди всех остальных и позволяющих выявить искренность ответов опрашиваемого. Закрытые анкеты применяются, в основном, для коротких быстрых исследований - срезов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.005 с.)