Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура самосознания в подростковом возрасте.
Специфику содержания личностного развития в подростковом возрасте традиционно связывают с развитием процессов самосознания. Отрочество считается периодом возникновения сознательного “Я” [3],[8]. До этого возраста, как отмечает И.С. Кон [8], единственной осознаваемой ребенком реальностью является внешний мир. Собственное “Я” привлекает его внимание лишь в исключительных случаях и, вполне осознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. В подростковом возрасте внимание ребенка переключается с окружающего мира на себя самого: подросток начинает сознательно выделять себя как определенную целостность, “самость” [3]. Способность к осознанию своего “Я”, по мнению исследователей [3] [5], является следствием становления произвольности психических процессов и достижения более высокого интеллектуального уровня. Изменения в характеристиках психических процессов заметны уже на нижней границе подросткового возраста. Как отмечает Г.А. Цукерман, в возрасте 10-12 лет мышление уже “рефлексивно, ученики способны осознавать процессы собственного мышления, умственные, речевые и мнемонические стратегии” [27]. Л.С. Выготский [3] писал, что момент появления вербального отражения собственных процессов и действий является ключевым в возникновении рефлексии. Словесное отражение свидетельствует о том, что ребенок занимает позицию наблюдателя в отношении своего поведения. Переход подростка к словесному отражению своих психических процессов и состояний означает начинающееся обобщение внутренних форм активности и выступает основой развития самосознания [там же]. На эти же изменения в мышлении подростка указывают и западные исследователи когнитивного направления. В концепции Ж. Пиаже [11] начало отрочества рассматривается как период окончательного изживания детского эгоцентризма и перехода мышления на стадию формальных операций. У подростка появляется способность не только соотнести разные точки зрения на предмет, но и рассуждать о нем, не связывая себя с конкретной ситуацией. Это позволяет ему представить себе позицию другого человека и регулировать свое собственное поведение с учетом этого знания. Иными словами, подросток оказывается способным направить свое мышление и внимание на самого себя, свои качества и состояния [3]. Э. Шпангер обозначил эту особую направленность внимания вовнутрь себя как рефлексию. Подросток оказывается внутренне дифференцированным на действующее “Я” и рефлексирующее “Я”. Л.С. Выготский [там же] полагал, что эта внутренняя раздвоенность сознания подростка составляет ключевую особенность структуры личности и самосознания в этот возрастной период.
На базисное раздвоение целостного “Я” на объектную и субъектную составляющие как на необходимое условие реализации любых процессов самопознания указывал в своих работах еще В. Джеймс [22]. Он писал, что при любом акте осознания личностное “Я” оказывается двойственным образованием, в котором соединяются Я-сознающее (познающий элемент) и Я-как-объект (познаваемый элемент). Подростковый возраст оказывается переломным именно в становлении субъектной составляющей самосознания: как отмечает Г.А. Цукерман [28], в этом возрасте собственное “Я” выделяется для подростка как новый предмет познания. Это находит свое отражение в нескольких событиях, задающих феноменологию самосознания в отрочестве. Во-первых, направленность внимания подростка на самого себя, открывает для него “внутренний мир переживаний” [3]. В результате он все больше начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного “Я” [8]. Интерес подростка к своему внутреннему миру, как отмечает Г. Крайг [11], может проявляться в особой поглощенности своими чувствами и мыслями, которая нередко приводит подростка к заключению, что переживаемые им чувства и эмоции уникальны, и никто другой никогда не испытывал подобного. За такого рода эгоцентризмом лежит именно раздвоенность самосознания подростка: он одновременно переживает и оценивает свои переживания [3]. Во-вторых, благодаря способности видеть себя со стороны и соотносить в своем представлении разные мнения о себе, подросток приходит к осознанию фрагментарности образа своего “Я”. К.Н Поливанова [21] пишет, что в детстве “Я” осколочно, ситуационно зависимо. Ребенок судит о себе в соответствии с занимаемыми им позициями и ролями в разных сообществах и пространствах [11], [21]. Отношение к себе с разных позиций может не совпадать, но это несовпадение не замечается ребенком и не воспринимается как тревожащее. В отличие от ребенка, подросток начинает замечать несоответствия и противоречия в исполняемых им ролях [21]. Осознание фрагментарности “Я”, по данным исследований [там же], происходит уже на границе перехода в подростковый возраст.
Кроме того, с переходом к подростковому возрасту усиливается расхождение между актуальным состоянием “Я” и идеальными представлениями о себе [22]. Исследования, проведенные Лихи и Хьюард [там же], выявили зависимость возникновения представлений об идеальном “Я” со способностью ребенка к “ролевому поведению, т.е. умением смотреть на мир глазами других”: дети, способные к децентрации, обладали на наибольшим расхождение между образами идеального и реального “Я”. Таким образом, в основе развития процессов самопознания в отрочестве лежит дифференциация структуры самосознания подростка на действующее “Я” и рефлексирующее “Я”; подросток оказывается способным увидеть себя со стороны и соотнести разные мнения о себе, направив свое внимание и мышление на самого себя.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.006 с.) |