Цели и задачи антиинфляционной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи антиинфляционной политики



 

Борьба с неуправляемой инфляцией является одной из главных проблем государственного регулирования, так как на ее учете основывается вся социально-экономическая, финансовая и банковская политика. С целью сдерживания инфляции и уменьшение ее отрицательных последствий правительство осуществляет антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика - это комплекс соответствующих мероприятий государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Важной частью разработки антиинфляционной программы является установление количественных показателей, которые определяют ее конечные результаты. К таким относятся ценовые показатели (темп инфляции, индекс потребительских цен, индексы оптовых цен и др.), динамика денежной массы в обращении, размер и динамика государственных расходов и т.п..

Выбор конкретных путей антиинфляционной политики обусловливаются влиянием многих факторов, в том числе: характером инфляционных процессов; общехозяйственной конъюнктурой; особенностями теоретической базы экономического развития страны; политическими аспектами, поскольку следует определить объект (секторы экономики, слои населения), который будет нести главное бремя инфляционных затрат.

Несмотря на многофакторность инфляции, направления ее преодоления должны быть адекватны факторам, которые вызвали эту инфляцию. Поэтому антиинфляционная политика в большей степени охватывает политику управления факторами спроса и предложения, а также факторами, которые регулируют среду инфляции - сферу денежного обращения.

В международной практике с целью борьбы с инфляцией распространены такие классические направления антиинфляционной политики:

·   дефляционная политика (регулирование спроса);

·   политика доходов (регулирование затрат);

·   адаптационная политика.

Сущность дефляционной политики состоит во влиянии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения и формирование нового соотношения спроса и предложения как на товары, так и на деньги. На практике с целью регулирования спроса используются мероприятия денежно-кредитной, бюджетной и структурно-инвестиционной политики.

Мероприятия денежно-кредитной политики, прежде всего, направлены на ограничение и стабилизацию денежного обращения. С этой целью применяются такие рычаги влияния на денежную массу: учетная ставка; норма обязательных резервов; операции на открытом рынке.

Главным рычагом влияния на величину денежной массы является предоставление центральным банком кредитов коммерческим банкам. Устанавливая официальную учетную станку, центральный банк фактически определяет цену кредитов, которые продаются коммерческим банкам, что в значительной мере формирует стоимость денег. Так, при повышении учетной ставки стоимость кредитов коммерческих банков возрастает, что обуславливает падение спроса на сами кредиты, а через них и на величину денежной массы в обращении.

Процентная ставка и норма обязательных резервов - это рычаги, которые в основном опосредованно регулируют количество платежных средств, которые находятся в обращении. Наиболее действенным направлением антиинфляционного регулирования, которое прямо влияет на денежную массу, является осуществление операций с ценными бумагами на открытом рынке. Так, центральный банк, имея намерение уменьшить предложение денег, продает коммерческим банкам ценные бумаги, которые ведет к изъятию из обращения соответствующей части денежной массы. Это направление денежно-кредитной политики хотя и дает быстрые результаты, но имеет определенные препятствия в интенсивном применении. В странах с переходной экономикой к ним относятся слабое развитие вторичного рынка ценных бумаг и недостаточность средств для проведения операций в необходимых масштабах.

Финансовый механизм антиинфляционной политики направлен на обеспечение сбалансированности государственных финансов, и сокращение бюджетного дефицита, что можно достичь за счет увеличения доходов и сокращение государственных расходов.

Увеличение поступлений в бюджет может быть осуществлено за счет повышения налогов, что даст положительный результат в краткосрочном периоде. Но в дальнейшем, политика усиления налогового пресса приведет к утаиванию прибыли, подрыва стимулов к работе и инвестированию, вызовет торможение экономического развития и, как следствие, сокращение поступлений в Государственный бюджет. Поэтому считается более целесообразным развивать налоговую систему в направлении снижения ставок налогообложения, что может стать действенным инструментом антиинфляционной политики. Так, снижение ставок налога на прибыль делает авансы к инвестированию и оживлению производства, что в перспективе приведет к увеличению доходов и, соответственно, к росту поступлений в бюджет от налогообложения.

Одним из направлений увеличения доходной части бюджета является привлечение неинфляционных ресурсов финансирования бюджетного дефицита, прежде всего, путем развития рынка ценных бумаг и приватизации предприятий. Но пополнение государственного бюджета за счет неналоговых поступлений может быть несущественным, если отсутствуют значительные реальные источники таких доходов.

Основным направлением сокращения бюджетного дефицита является уменьшение государственных расходов, прежде всего путем постепенного ограничения финансирования тех видов деятельности государства, которые полностью можно передать рыночной системе. Конкретными путями решения этой проблемы является уменьшение объемов бюджетных капиталовложений, постепенное сокращение датирования убыточных государственных предприятий, просмотр системы трансфертов

Классическим направлением антиинфляционной политики является также политика доходов, сущность которой состоит в прямом ограничении роста цен и заработной платы, а также использование экономических стимулов или санкций с целью удержания их роста в определенных границах.

Среди мероприятий антиинфляционной политики определенное место занимают методы не столько борьбы с Инфляцией, сколько приспособление к ней. К ним, в частности, относятся адаптационная политика, которая реализуется, в первую очередь, за счет индексации доходов. Вызванное инфляцией повышение цен неизбежно ведет к снижению доходов населения, особенно тех его слоев, которые не могут защититься от обесценения денег. В связи с этим возникает необходимость защиты интересов населения по причине полной или частичной индексацию доходов путем повышения заработной платы работников бюджетных учреждений, пенсий, денежных выплат и вкладов населения с учетом роста цен. Такая индексация не отстраняет инфляцию а лишь смягчает ее отрицательное влияние, но она самая может превратиться в мощный инфляционный фактор, если осуществляется в условиях бюджетного дефицита, который финансируется за счет денежной эмиссии.

Адаптационная политика направлена также на снижение инфляционных ожиданий, т.е. на преодоление страха субъектов экономической системы относительно беспрерывного подорожания товаров и обесценение сбережений. Сталкиваясь с постоянным ростом цен и стараясь хотя бы сохранить свой жизненный уровень, население уменьшает свои сбережения и увеличивает текущий спрос. Повышение последнего вызывает очередной рост цен, которое усиливает адаптивные инфляционные ожидания.

В таких условиях населения ждет от государства не столько компенсации обесцененных доходов, сколько укрощение самой инфляции. Мировой опыт доказывает, что проблема гашения адаптационных ожиданий скорее одолевается в условиях постоянного развития и укрепление механизма рыночной системы и доверия населения страны к правительству, которое ведет непоколебимую борьбу с инфляцией.

Таким образом, проведение антиинфляционной политики зависит от соотношения многих экономических процессов и степени их активности. Поэтому наибольшая эффективность ее применения может быть достигнута лишь при условиях комплексного использования рассмотренных путей борьбы с инфляцией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.005 с.)