Проблемы и перспективы радиовещания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и перспективы радиовещания



Проблемы радиовещания

Ведущие специалисты в области радиовещания выделяют несколько групп проблем в современном радиовещании [33, 23, 34]:

.   проблема неквалифицированности специалистов.

Жаргон и неправильное произношение в эфире как намеренно, так и по незнанию. Проблема стала актуальной со сменой дикторов на Ди-джеев. Это нововведение было принято неоднозначно. Кто-то открыто оплакивал гибель дикторства в условиях современной конкуренции, кто-то, напротив, считал это определенным прорывом. "Мы избавились от дикторов, но, к сожалению, с ними ушла и дикторская культура. В одном из своих интервью Владимир Осинский, преподаватель кафедры радио и телевидения факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета говорит: «Конечно, журналист вместо диктора - это определенные плюсы. Но все забыли, что в основе журналистской деятельности - слово, и получили нынешнюю тарабарщину, которая превалирует на всех каналах: центральных, местных, не говоря о FM-станциях". Другой точки зрения придерживаются сами радийщики. Так, Егор Мельников, программный директор "Радио ХИТ", считает, что "язык должен соответствовать современности и формату станции". Свою солидарность с коллегой по цеху выражает Валерий Жук, начальник программного отдела "НАШЕго" радио в Петербурге: «О судьбе русского языка дискуссии идут с того момента, когда русская аристократия лучше говорила по-французски, чем на родном, - рассуждает он. - Тот же Александр Сергеевич имел в лицее прозвище Француз. А чем дело кончилось? "Солнце русской поэзии". Профессиональный диктор со стажем у нас Раиса Ивановна, ведущая хит-парада "Чартова дюжина", но она там говорит на сленге, многим нравится. Всему есть свое место и своя мера. Музыкальный ведущий сухо, без эмоций говорящий о песнях, будет как минимум нелеп».

По мнению же Зои Устиновой, проработавшей много лет на Ленинградском радио в редакции "Панорамы", по-настоящему нелепо могут выглядеть пропущенные в передачах ошибки.

«Мне нравится, что в журналистику вступают активные молодые люди. Единственное, чего бы я им пожелала, так это учиться русскому языку. У нас все было по-другому. Надо было пройти сто комиссий, прежде чем тебя допустят к микрофону. Сейчас же очень много корреспондентов в радиожурналистике, которые имеют некий говорок, который надо менять» - делится своими наблюдениями Зоя Константиновна.

Возможно, отсутствие этих ста комиссий, а также снижение уровня образования и явились причиной появления в современном вещании "тарабарщины с говорком".

Сегодня профессия Ди-джея считается модной. Следуя законам моды, тысячи абитуриентов идут на факультет журналистики с надеждой стать современными ведущими. Тут существует проблема: тем знаниям, которые так необходимы DJ, как раз там и не обучают. К сожалению, нет такой дисциплины, которая раскрыла бы секреты умения правильно говорить, верно использовать русский язык. Существует нехватка квалифицированного преподавательского состава. Преподаватели зачастую далеки от темы - их знакомство с премудростями журналистской деятельности ограничиваются лишь рамками теории. Подтверждает отсутствие профессиональности в подготовке кадров и ряд рейтингов. Факультет журналистики СПбГУ в некоторых из них не упоминается вовсе. К примеру, "Коммерсантъ-Деньги" в одном из своих материалов приводит список учебных заведений, которые считаются наиболее подходящими в подготовке творческих работников. Как ни странно, но СПбГУ в этом перечне места не нашлось. Зато там упоминаются ГИТИС, ВГИК, Государственный институт телевидения и радиовещания имени Литовчина, Санкт-Петербургский институт киноинженеров, а также Школа Владимира Познера и Фонд независимого радиовещания.

Несмотря на востребованность данного обучения, специализация "FM-вещание" в ближайшее время не появится в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга. Среди программных директоров будут продолжаться разговоры про дилетантизм выпускников и про то, что диплом факультета журналистики не является поводом для отказа приславшему резюме. Идею же создания такой специализации потенциальные работодатели воспринимают скептически. Остается только вопрос, как добраться до самого "процесса", ведь в качестве сотрудников все желают видеть (и это естественно) людей, имеющих хороший опыт работы. Выпускникам вузов, в дипломах которых в графе "специальность" стоит "журналист", наравне с филологами и артистами предстоит штурмовать радиостанции. И особых привилегий им ждать не стоит. В результате претенденты на вакантное место уверены, что требования к ним завышены, а работодатели, в свою очередь, недовольны квалификацией соискателей. Это понимают обе стороны. Итак существует острая потребность в профессиональном образовании Ди-джеев и создание для них определенных требований и рамок, по которым они могли были ориентироваться при поступлении на место диск-жокея.

Технический директор "Эхо Москвы" Сергей Комаров [16] говорит об отсутствии даже элементарного знания Microsoft Office у начинающих журналистов. Незнания прикладных программ Windows, далеко не самые большие проблемы - неумение пользоваться студийной техникой зачастую приводит к ее поломке и соответственно к потере времени и денег, а для информационного радио потеря времени может сильно сказаться на рейтинге радиостанции.

.   проблема нехватки частотных ресурсов для аналоговых вещательных систем в России.

До сих пор действуют ограничения со стороны силовых ведомств на применение значительного числа каналов диапазонов метровых и дециметровых волн, предусмотренных отечественным ГОСТ для телевизионного вещания. Более того, некоторые разрешенные ТВ каналы выделяют для работы других служб. Необходима ревизия приоритетов в распределении частотных полос, которая также требуется в связи с развитием других радиосистем: прежде всего, систем подвижной связи третьего поколения. На сегодня основные проблемы в частотном планировании наземной сети телевизионного вещания возникают из-за стремления увеличить число эфирных передатчиков в одном населенном пункте, главным образом, в крупных городах. При этом многие вещатели по-прежнему настоятельно требуют выделения каналов в диапазоне метровых волн. Поскольку все допустимые каналы уже давно распределены, приходится рассматривать возможность применения сочетаний частотных каналов, использование которых в международной практике не рекомендовано. Речь идет о смежных и зеркальных каналах. Эффективному использованию частотного ресурса при эфирном вещании в большой степени способствует разумное планирование. Стремление к сосредоточению в одном городе чрезмерного числа передатчиков приводит к тому, что не удается выделить частотные каналы для организации вещания на окружающей территории. В последнее время участилась практика, когда на частотах каналов, рассчитанных для мощных станций, вещают передатчики значительно меньшей мощности. Это приводит к не эффективному использованию частотного спектра и мешает оптимальному планированию сети.

.   Проблема информативности

В данное время, несмотря на научный прогресс в области техники, говорят [33] о том, что информационная проблема во многом остается нерешенной. Радиостанций это тоже касается. На коммерческих радиостанциях недостает высококвалифицированных журналистов и людей для поиска и обработки новостей. Как правило, коммерческие радиокомпании пользуются Интернет-ресурсами, которые уже обрабатывают полученную информацию. А это предполагает некое возможное влияние на информацию, деформирование и искажение. Данная проблема не касается таких информационных «монстров» радиорынка как «Эхо Москвы», «Радио России», «Маяк».

.   Проблема вытеснения радиовещания другими средствами массовой информации

Особо остро этот вопрос стоял в конце 20-го века с появлением коммерческих теле- и радиостанций, которые сразу же пустили в свой эфир музыку. Казалось на радио уже ничего нет такого, чтобы нельзя было найти на телеэкране. Однако как выясняется количество радиослушателей напротив увеличивается, а ненаоборот. Это связано с техническим прогрессом: автомагнитолы с радио, радиоприемники в плеере и т. д. большинство слушают радио на работе и в машине. Радио является, как бы неназойливым собеседником. Радиослушателю не надо, как в случае с телевизором, концентрировать все свои чувства для восприятия информации. Он может избирательно выбирать информацию радиоэфира, временами блокируя поступление ненужной или неинтересной информации в сознание. Поэтому здесь речь идет не о конкуренции, а как о совершенно разных вещах. Генеральный директор радиохолдинга Европейская медиа группа (ЕМГ) Александр Полисицкий утверждает, что радиовещание сейчас не имеет конкурентов, несмотря на появление интернета и телевидения. Оно занимает свою собственную отдельную нишу. Как говорит Александр Полисицкий радио твердо и стабильно, и ситуация в ближайшем будущем не изменится.


Таким образом, все эти проблемы можно разделить на две группы:

)   Проблемы, требующие большого промежутка времени - долгосрочные.

)   Проблемы, которые можно решить в ближайшее время - краткосрочные.

К долгосрочным можно отнести проблему неквалифицированности кадров. Потребуется много времени, что бы создать мощный образовательный комплекс, который бы отвечал современным требованиям обучения специалистов в области радиовещания. На современном этапе, как говорят многие специалисты в области радиовещания, проблема вытеснения радиовещания другими средствами массовой информации вообще не является проблемой, так как радио занимает отдельную нишу в СМИ и количество слушателей не уменьшается.

К краткосрочным можно отнести проблему нехватки частотных ресурсов для аналоговых вещательных систем в России, так как в ближайшее десятилетие будет осуществлен полный переход на цифровое радиовещание, который освободит место на FM-частотах и проблему информативности, которая связанна в большей степени с отсутствием квалифицированных специалистов и специализированных информационных источников для радиовещания.

Перспективы радиовещания

1. Переход на цифровое радиовещание

Работы по созданию цифровой системы радиовещания начались в России в начале 1980 года во ВНИИРПА им. А.С. Попова, которые завершились созданием отечественной системы ЦРВ, опытных образцов передающего и приемного оборудования и организацией экспериментального вещания в г. Новгороде в 1993 году [35, 36]. Однако, поскольку в 1995 году была стандартизована в качестве общеевропейской система ЦЗРВ Эврика-147/DAB (Digital Audio Broadcasting), которая существенно отличается от отечественной, то, начиная с 1993 года, все работы были сосредоточены на внедрении в России этой системы [36, 3]. К сожалению, далее зафиксированы в основном не факты, а намерения. Для экспериментального вещания в Санкт-Петербурге Министерство Связи приняло решение о выделении полосы частот в диапазоне 92 - 100 Мгц. Опытные работы были успешно проведены, однако, для внедрения указанной системы ЦЗРВ в масштабах Российской Федерации этих усилий недостаточно. Первый DAB-приемник потребительского типа был представлен на выставке в 1995 году в Берлине. Миниатюризация приемников продолжается, в настоящее время их серийным выпуском занимаются фирмы Grundig, Philips и др. В европейских странах эксплуатируется уже несколько десятков тысяч приемников.

Система DAB предназначена для доставки высококачественных звуковых программ и данных, передаваемых наземными и спутниковыми передатчиками в метровом и дециметровом диапазонах частот и принимаемых автомобильными, переносными и стационарными приемниками цифровых сигналов, а также распределяемых с помощью кабельных сетей.

Для диапазонов средних и коротких волн разработан стандарт DRM. Разработчики решили обратиться к этим диапазонам, поскольку они дают беспрецедентные возможности для дальнего вещания при существенно меньших затратах на его организацию, а техническое качество вещания уже не отвечает современным требованиям.

Основные преимущества следующие DRM: 1)Улучшение приема и качества звучания, 2) возможность использования во всех диапазонах, 3) возможна совместная передача данных и аудиосигнала, 4) Есть выбор режимов для оптимизации пропускной, способности и качества, надежности и устойчивости приема.

В отличие от стандарта DAB, использующего MPEG II, в DRM применяется более современный вариант компрессии MPEG-4. Помимо аудиосигналов, в цифровом потоке могут передаваться данные. Это позволяет передавать на дисплеи радиоприемников такие текстовые данные как название песни, которая сейчас в эфире, название радиостанции, имена ведущих и многое другое.

Из источников ИТАР-ТАСС [14]: министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев назвал теле- и радиоканалы, которые войдут в состав обязательного цифрового пакета. Принято решение, что в него войдут "Первый канал", канал "Россия", "Вести плюс", "Культура", "Спорт", детский канал, комбинированный из продуктов "Первого канала" и ВГТРК "Теленяня" и "Бибигон", а также НТВ и "Пятый канал /Петербург/". Три обязательных радиоканала - "Радио Россия", "Маяк" и "Вести ФМ". Решение приняла правительственная комиссия по развитию телерадиовещания РФ под председательством главы Минкомсвязи Игоря Щеголева.

"Трансляция обязательных общероссийских каналов в цифровом формате на всей территории России, как и аналоговых в настоящее время, будет обеспечиваться государством бесплатно для населения на базе единого государственного оператора", - заявил он на заседании комиссии. Министр подчеркнул, что "государство не имеет права лишить население цифровых услуг", но в то же время "нельзя заставить граждан бежать за приставками".

Модернизация сетей наземного эфирного вещания путем перехода на цифровые технологии является мировой тенденцией, которой следует и Российская Федерация [14, 3]. В России уже в нескольких регионах в тестовом режиме ведется цифровое вещание. Как ожидается, уже с 2015 года Россия должна полностью отказаться от аналогового телевещания, распространенного сейчас в подавляющем числе регионов, и перейти на цифровое вещание. Этот переход позволит освободить и использовать широкий диапазон частот, а также решить проблему неравного доступа к информации телезрителей. Следует напомнить, что на сегодняшний день около 1 проц. населения России (примерно 1,4 млн человек) вообще не имеют возможности приема ни одного телеканала.

Для обеспечения цифрового вещания в стране, на орбиту будет выведено 5 спутников, из которых 4 будут передавать сигналы, а один - станет резервным.

.   Создание спутникового радиовещания.

Так же на ряду с наземным радиовещанием развивается спутниковое. Вопрос о масштабности вещание пока не стоит. Как пишет Фиш [38] Не все слушатели готовы платить за него примерно 10 долларов в месяц к, тому же необходим специальный приемник для прослушивания спутниковых радиостанций. В данный момент остается лишь гадать относительно технической революции на радио, но в том, что она произойдет не остается никаких сомнений. Все здесь зависит от потребителя и его желаний. Про отмирание радио как вида говорить пока не приходится, наоборот, в данный момент оно на вершине развития и успеха. Тот, кто утверждает, что радио давно уже заменил телевизор, сильно заблуждаются, так это совсем разные вещи взаимодополняющие друг-друга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.021 с.)