Способы манипулятивного воздействия на граждан рф в сети интернет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы манипулятивного воздействия на граждан рф в сети интернет



 

Теме манипулирования политическим сознанием в системе виртуальной реальности пока посвящено немного научных работ, статей, но этой проблеме, несомненно, уже начали уделять должное внимание. Например, А. Войкунский поднимает вопрос психологического статуса виртуальной реальности и возможной связанности ее, например, с проблематикой измененных состояний сознания в целом и политического в частности.

Вопросы манипулирования политическим сознанием граждан с помощью систем виртуальных реальностей неоднократно обсуждаются на различных конференциях. В частности, ежегодно проходит конференции «Технологии виртуальной реальности». Участники конференции подтвердили то, что в имитационных реальностях можно создавать события, которые можно использовать в целях манипулирования сознанием пользователя. Кроме того, сами пользователи могут использовать мир виртуальной реальности для испытания своих необычных чувств, погружаясь в измененное состояние своего сознания. А значит и для испытания своего политического сознания.

Манипуляция является способом влияния на общественное мнение, так как ее цель - подтолкнуть личность, гражданина к изменению поведения, совершению выгодных для манипулятора действий путем изменения ценностных ориентаций, мнений и представлений жертвы манипуляции. Являясь реальной угрозой для свободы суждений, конкретных граждан, манипуляция не принуждает поддаваться соблазну стать ее жертвой. Она скорее представляет возможность проверить свою способность противостоять давлению, которое оказывается на их сознание, создавать альтернативы тому, что предлагает манипуляция, и умение не принимать любые сообщения и мнения на веру.

Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus - рука (manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple - наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т.д.).

Отсюда произошло и современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Изданный в 1969 году в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определяет манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает».

С. Кара-Мурза выделяет три главных, родовых признаков манипуляции. Во-первых, это вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.

Во-вторых, манипуляция − это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Когда попытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается главная цель − так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации - обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя «предельное самораскрытие», игру в искренность, когда политик рвет на груди рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу.

В-третьих, манипуляция - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Встречаются, конечно, талантливые самородки с мощной интуицией, способные к манипуляции сознанием окружающих с помощью доморощенных средств. Но размах их действий не велик, ограничивается личным воздействием - в семье, в бригаде, в роте или банде. Если же речь идет об общественном сознании, о политике, хотя бы местного масштаба, то, как правило, к разработке акции привлекаются специалисты или хотя бы специальные знания, почерпнутые из литературы или инструкций. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями).

Итак, манипуляция - способ господства путем воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направленно на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении.

Политическая манипуляция в первую очередь касается технологий освещения политических процессов. В настоящее время место дискуссий, политических решений все чаще занимают некие символические действия. Эта символическая политика появляется там, где власть ничего не может, или не хочет менять, где ожидания, которые они побуждают у населения своими предвыборными обещаниями, не могут быть удовлетворены. Аудитория часто видит, слышит, читает о псевдособытиях (special events), которые происходят лишь постольку, поскольку о них рассказывают. Special Event переводится с английского как «специальное мероприятие». Это событие, мероприятие, которое проводится PR-службой компании. Цель Special Event - привлечь внимание целевой аудитории к фирме, ее деятельности, товарам или услугам, которые она реализует.

Эти псевдособытия закрывают дорогу к действительно важным для общества событиям и критическим мыслям. Конкурентная борьба за аудиторию и тираж все чаще вынуждает журналистов преувеличивать важность события, особенно политического, замечать необычность там, где ее нет, выискивать мнимые сенсации или даже создавать их.

Мы разделяем мнение Б.И. Кретова об особенностях технологий манипулирования, заключающихся в том, что их воздействие не только практически незаметно для человека, но и не влечет за собой физического принуждения. По нашему мнению, использование данных технологий приводит к ослаблению социального самоконтроля, самопознания и политической активности молодежи.

В политической реальности последних десятилетий выходит на первое место символическая политика, и основная заслуга в этом принадлежит именно быстрому развитию средств массовой коммуникации. Под символической политикой И. Засурский понимает особый вид коммуникаций, направленный не на «рациональной осмысление событий, а на установку устойчивых понятий у аудитории за счет инсценирования аудио-визуальных эффектов».

Необходимо понимать, что любое политическое действие имеет свою символическую сторону, которая направлена на обман чувств аудитории. В данных случаях символический аспект политики вполне оправдан и не имеет своей целью «недобросовестно» влиять на аудиторию. Символическая политика возникает тогда, когда символы используются политиками для упрочения их посредством массовой коммуникации в сознании людей. Таким образом, символ недобросовестно используется как такая образная конструкция, которая может изобразить «как бы» реальность из любой сферы реальной жизни.

Событие в политике никогда не будет носить случайный характер. Выживает только системное, призванное отражать нужные на данный момент характеристики. Некоторые политические деятели инсценируют те события, которых реально нет, но которые аудитория по определению воспримет. Например, отеческое лицо Путина при посещении детского дома или на встрече со студентами не означает, что положение студенчества, как социальной группы, улучшится. Однако в данном случае телевидение показало символ заботы и опеки о студентах и о детдомовских детях. Чтобы политическое действие удавалось успешно «сбыть» аудитории, средства массовой коммуникации вынуждены делать символы приятными и легкими для восприятия зрителя. Как следствие, политические действия начинают оцениваться не по критерию их своевременности, эффективности и другим рациональным критериям, а исходя из их зрелищности и привлекательности.

Манипуляция политическим сознанием граждан через коммуникационные каналы зависит от следующих факторов:

) от личности, степени известности и политических установок комментатора. Так, например, информация, прокомментированная известным среди аудитории журналистом или диктором, во многих случаях воспринимается как объективная и способствует изменению политических взглядов телезрителей и читателей;

) контекст сообщения - освещение некоторой важной информации, которая не всегда выгодна властям, происходит бегло, с переключением на рекламу или в «бегущей» строке новостей. Иногда информация о политических оппонентах размещается в блоке новостей, которые вызывают у аудитории негативные эмоции, например, разрушения, катастрофы, бандитизм;

) способность аудитории воспринимать информацию. Как известно, одни люди воспринимают полученную информацию напрямую, другие интерпретируют, а третьи вообще никак не воспринимают.

Возможность манипулирования сознанием в системе виртуальной реальности − это факт, который уже мало у кого может вызвать сомнения.

Какого бы вида не была манипуляция, тем более, политическим сознанием граждан, ее цели и приемы остаются скрытыми для них, а потому гражданин, в том числе и молодой человек, как объект манипуляции, обесценивается. Каждый вид манипуляции влияет на аудиторию посредством определенных механизмов, но одно остается неизменным - манипуляция направлена на изменение общественного мнения, а затем и поведения в выгодном для манипулятора направлении. Для достижения данной задачи нужно вызвать у аудитории определенную, причем, сильную эмоцию, также используются стереотипы общества, которые, к сожалению, известны манипуляторам.

За последние годы в системе средств массовой информации нашли отражение и утвердились интернет-издания. В сети Интернет средства массовой информации начинались с простого дублирования информации (так в 1993 году появилась точная копия газеты Washington Post). В настоящее время, как уже отмечалось, все периодические печатные издания имеют электронный аналог в сети Интернет. Причем электронные версии более интерактивны, чем «бумажная» пресса. Читатели (пользователи Интернет) могут оставить комментарий сразу же после прочтения материала, при этом отзыв будет сразу же виден и доступен для обсуждения остальным читателям и редакции издания.

В десятках научно-популярных и научных работ именно интернет-издания рассматривались как вид СМИ. Сегодня традиционная система СМИ наряду со всеми разновидностями интернет-изданий (интернет-газета, интернет-журнал, интернет-портал и другие производные) дополнена также интернет-радио и интернет-телевидением.

Понятие интернет-вещание (internet-broadcasting) включает в себя передачу по сети Интернет видео- и аудиоинформации. Трансляция в Интернете может быть как прямой («живое вещание»), так и в записи. В связи с этим понятием в литературе предлагается ввести в научный оборот также термин интернет-канал. Это Интернет-СМИ, которое распространяет информацию в Интернете с помощью аудиовизуальных средств, которое использует интернет-вещание для распространения массовой информации.

Интернет-телевидение подразделяется на сайты телеканалов, которые дублируют вещание канала в сеть, интернет-каналы с оригинальным вещанием и интернет-каналы со смешанным вещанием - версионным и оригинальным.

На особенность роли сети Интернет в сфере массовой информации не раз указывалось в литературе. К особенностям СМИ в пространстве сети Интернет можно отнести:

) интернет-вещание доступно из любой точки мира в любое время;

) в Интернете наблюдается рост ресурсов, которые используют все мультимедийные возможности в рамках одного СМИ. Это дает возможность одному СМИ выступать в роли телевизионного или радиовещательного, а также печатного или иллюстративного издания одновременно;

) неограниченное количество интернет-каналов и сайтов;

) неограниченный архив информации;

) интерактивность (участие в обсуждении различных вопросов).

Возможности ресурсов сети Интернет активно используются и для влияния на политическое мнение граждан, поскольку они доступны в любое время и могут вмещать неограниченное количество информации. Поэтому манипулятивные технологии широко используют манипуляторы от политических сил на тех или иных каналах СМИ. Вот как это происходит практически:

) начинается с фабрикации фактов. Например, во время предвыборной борьбы политтехнологи сбрасывают обработанную информацию на «черный» сайт, ее цитируют остальные сайты, а далее ее подает радио- или телеканал, который за это предварительно получил деньги. После этого информационную волну подхватывают другие СМИ и политическая провокация готова;

) затем начинают активно использовать слухи;

) после этого вступают «в бой» ссылки на якобы сенсационные новости в виде кричащих и интригующих заголовков;

) наконец, манипуляторы размещают на различных сайтах компрометирующие фотографии (часто смонтированные) с едкими комментариями.

Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. Выделяют: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику, упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи. Здесь можно отметить такие приемы как утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность, а также отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).

Фабрикация фактов (прямая ложь). Искажение реальности достигается чаще через процесс «кумуляции мелких отклонений, происходящих всегда в одном и том же направлении, чем решительных, бросающихся в глаза действий». «Honesty is the best policy» - всегда гораздо выгоднее быть честным, если речь идет о фактах, чем их сознательно замалчивать».

Одно из важнейших правил манипуляции сознанием гласит, что успех зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата от постороннего влияния. Идеальной ситуацией для этого была бы индивидуальность воздействия, то есть полное отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнения. Однако, сложность выполнения этого правила состоит прежде всего в том, что приходиться создавать у адресата иллюзию независимости, иллюзию плюрализма каналов информации, которая должна иметь место в демократическом государстве.

Помимо замалчивания «ненужной» информации и создания таким образом «виртуальной» реальности вместо отражения действительности, СМИ широко используют принцип «демократии шума» - потопление сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом потоке бессмысленной, пустопорожней информации.

Говоря об освещении политических событий в СМИ, следует отметить такое явление как «информационная асимметрия». Информационная асимметрия базируется на возможности освещения события, исходя из различных его аспектов, создавая различные виды новостей. Например, война может интерпретироваться или с патриотических, или с обывательских позиций. В первом случае будут сильнее официальные источники, во втором - неофициальные. Поэтому как раз асимметричность разрешает если не побеждать сильнейшего, то наносить ему серьезный вред, ибо всегда находит слабые места в «обороне» неприятеля.

Новость - это временное создание информационной асимметрии. Когда она становится общеизвестной, новость следующего дня вычеркивает новость дня прошедшего, поддерживая принцип информационной асимметрии. Информационная асимметрия может объяснить любовь СМИ к чрезвычайным ситуациям. С одной стороны, такие чрезвычайные события идеально стирают прошлые сообщения из общественного сознания, спасая нашу память. С другой, экстремальная ситуация всегда является проявлением асимметричности, ибо не является прогнозируемым, а именно это отвечает сущности новостей как таковых.

Новости, как считают специалисты, поддерживают уже имеющееся соотношение политических сил в обществе. Это касается, в первую очередь, официальных новостей. Неофициальные новости, исходящие от оппозиционных источников, наоборот, стараются изменить это соотношение. Например, оппозиция создает сообщения о росте безработицы в низах и о коррупционности верхов общества, что используется в политической борьбе. Для пропагандистских целей информационная асимметрия всегда найдет свое место, поскольку в каждом обществе существует противопоставление официальной государственной и неофициальной негосударственной идеологий.

Следует также отметить, что не все политические актеры получают одинаковое освещение в масс-медиа. Действия одного получают полное освещение, действия другого замалчиваются. Назовем это асимметрией освещения. Сюда же можно отнести попытки исключительно положительного или исключительно отрицательного освещения того или иного политического деятеля, что особенно обостряется в период предвыборной борьбы. При этом появляется проблема автоматизации восприятия, так как происходит исчезновение информационной асимметрии в смысле привыкания к одному типу интерпретации. Например, Г. Зюганов чаще всего подается отрицательно на телевидении, в результате зритель учитывает подобное отклонение и откладывает его в сознании. Значит, этот негатив откладывается в массовом сознании аудитории. И наоборот, положительная передача В. Путина, Д. Медведева и других создает этим политикам привлекательный в массовом сознании образ.

Проведенный анализ позволяет заключить, что политическая коммуникация по-разному воздействует на сознание и подсознание, комплексно используя воздействующие средства и технологии, которые стараются обойти склонную к критике когнитивную сферу. Осознанное внимание привлекается на мгновения, чтобы не осталось времени на критическую оценку и продуманное решение. Дефицит времени воздействия в рекламе компенсируется повторяемостью и особой рекламной выразительностью (эффектной визуализацией).

Таким образом, политическая асимметрия, или асимметрия освещения не просто немаловажная, а неотъемлемая часть политической манипуляции, т.к. при освещении того или иного события в масс-медиа можно умолчать, либо наоборот, расписать информацию в целях манипуляции политическим сознанием.

В современной научной литературе появился термин «виртуальная политика». Анализ литературы показал, что указанный термин применяется в настоящее время в двух смыслах: как механизм манипуляции общественным мнением со стороны власти при использовании средств массовой информации как инструмента манипуляции, и как такой механизм, но действующий только в виртуальном пространстве Интернет-среды.

Так, с точки зрения А. Власова, виртуальная политика - это механизм манипуляции общественным мнением со стороны власти при использовании средств массовой информации как инструмента манипуляции. Вообще виртуальная политика - это формирование мнимых величин, которые постепенно подменяют реальные политические и экономические практики. На более общем уровне виртуальная политика, чаще всего в прессе, характеризуется как политика двойных стандартов или политика имитации каких-либо процессов. На конкретном примере: процесс соотношения по линии «власть - оппозиция». С определенного момента власть с помощью виртуальных конструкций начинает формировать квази-оппозицию, которая на самом деле таковой не является, хотя имеются реальные политические партии, реальные лидеры у этих партий, реальные программы. Но на самом деле, это виртуальная или имитационная конструкция власти. Для чего? Для того, чтобы, создавая видимость демократии, видимость конкурентной борьбы в политическом пространстве, на самом деле манипулировать этим процессом, обеспечивать себе тем самым устойчивость - как власть считает - властных институтов.

Другое мнение: виртуальная политика - это созданная специально мифологизированная среда, в которой вращается большая часть политической элиты.

Важно отметить, что в условиях формирования информационного общества особый интерес вызывает анализ четырех основных моделей стратегических политико-коммуникационных кампаний:

агитационно-пропагандистской деятельности с использованием СМИ и виртуального пространства в частности;

политической рекламы,

развития общественных связей (паблик рилейшнз);

политического маркетинга.

Если говорить о главной потенциальной опасности, проистекающей из развития сетевых технологий, то это, безусловно, возможность бесконтрольного сбора и накопления информации о пользователях, отслеживания их «неблагонадежной» для государственных структур деятельности. Системы сбора, обработки и хранения информации присутствуют практически во всех сферах бизнеса и социальной среды любого государства, обладающего полноценной инфраструктурой. Политические партии, лоббистские группировки, эксперты и корпорации электоральных технологов активно используют возможности виртуальной среды для достижения своих целей.

Возвращаясь к предмету дипломной работы, важно отметить, что для обеспечения информационной безопасности личности и государства в условиях манипулятивных воздействий со стороны Интернет-технологий на сознание, необходимо учитывать, что в процессе принятия политического решения молодёжью, как основного участника политических процессов, большую роль играет индивидуальное информационное пространство.

Технологии манипуляции политическим сознанием молодежи постоянно развиваются. В литературе выделяется методика так называемой «инфоблокады», которая сводится к препятствованию индивиду в получении достоверной и полномасштабной информации об адекватной политической действительности - «блокированию» данной информации. Молодежь, как социальная группа будет оперировать не фактической социально-политической реальностью, а своим представлением о ней, ее политическим образом. А потому, следует, прежде всего, рассмотреть сами возможности получения информации о внешнем мире, необходимой для формирования данного политического образа.

Глобальная сеть Интернет предоставляет возможность живого общения и интерактивности. Глобализация информационных каналов делает влияние СМИ тотальным. «По сути дела идет процесс формирования нового обширного канала политического воздействия, динамика развития которого может перевернуть представления, как о системе обеспечения политической деятельности, так и о традиционных политических технологиях».

 


Заключение

 

В работе проведен анализ обеспечения информационной безопасности России и воздействие на неё ресурсов сети Интернет, выявлены основные проблемы информационного обеспечения на современном этапе и произведены некоторые рекомендации.

Для достижения поставленной в работе цели было произведено исследование теоретических аспектов рассматриваемой проблемы в разрезе информационного обеспечения безопасности, общей теории и теории государственной безопасности. Также немаловажно было рассмотреть точки зрения ведущих российских ученых.

В работе были уточнены некоторые теоретические положения, которые не нашли достаточной обоснованности и анализа в трудах других авторов. Также достаточно новым является и рассмотрение комплекса возможных угроз и опасностей, имеющих место непосредственно на данном этапе развития нашей страны.

Учитывая происшедшие и происходящие в России социальные трансформации, необходимо ещё раз уточнить, что под информационной безопасностью Российской Федерации в современных условиях понимается способность государства и гражданского общества защитить все сферы общественной жизни, включая защиту от негативного влияния сети Интернет, а сознание и психику граждан - от негативного воздействия информации, обеспечить субъекты политического и военного руководства данными для успешной модернизации общества и армии. Так же необходимо не допускать утечки закрытых, общественно ценных сведений и сохранить постоянную готовность к информационному противоборству внутри страны и на мировой арене, способствуя достижению социальной стабильности и согласия в обществе.

В приведенном определении главными субъектами обеспечения информационной безопасности страны являются институты государства и гражданского общества. Однако и они сами испытывают аналогичную потребность, то есть являются одновременно и объектами информационной безопасности. А наиболее весомым и современным инструментом воздействия на объекты информационной безопасности становится сеть Интернет.

Современное понимание сущности сети Интернет должно включать всю совокупность сетевых отношений, политических институтов, технологий и технических средств, связанных внутри себя и друг с другом с помощью компьютерно-опосредованных линий, а также характеризоваться единым временем и пространством. К тому же сеть Интернет не только охватывает всю область политических коммуникаций в современном обществе, но и видоизменяет их, устанавливает новые принципы.

Проведенное исследование позволило выделить следующие внутренние черты формирующегося информационного общества:

. Изменяется роль информации и знания в жизни общества, что проявляется, с одной стороны, в росте информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, а с другой - в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического и политического развития, что, в свою очередь, свидетельствует о повышении роли политической информации в современном обществе.

. Информационная индустрия превращается в наиболее динамичную и престижную сферу производства, которая обеспечивает лидирующую роль отдельных стран и городов в системе мировой экономики и политики.

. Возникшая рыночная инфраструктура потребления информации и информационных услуг, в частности, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы жизни, оказывают возрастающее её влияние не только на экономическую, но на социально-политическую сферу современной России.

Выявленные внутренние черты информационного общества подтверждают положение о том, что современные общества становятся все более политически информированными обществами.

Проведенный анализ позволяет нам констатировать, что информационное общество отличается от индустриального более широким доступом граждан государства к разнообразной информации, высоким уровнем развития средств создания, сбора, переработки, доставки и распространения информации, всеобщей компьютеризацией, ростом коммуникаций всех видов. При этом необходимо учитывать, что современные информационные технологии, по мере расширения их сферы применения в повседневной жизни общества и государства, создают потенциальную возможность манипулятивного воздействия на граждан и прежде всего со стороны субъектов политического процесса.

Результаты проведенного анализа позволили заключить, что Интернет следует рассматривать в качестве средства политической коммуникации, характеризующегося, в первую очередь, политико-информационной составляющей. Интернет является одним из наиболее самых перспективных направлений развития политической коммуникации в современном обществе, как одно из наиболее действенных средств обеспечения политического процесса в интересах народа и в тоже время одним из основных инструментов воздействия на национальную безопасность России.

Выявив многообразие возможностей сети Интернет, как политической коммуникации, автор объединил их в три группы:

. Информационно-образовательный блок: информационная, просветительская, идеологическая, развлекательная.

. Управленческий блок: политизация, социализация, интеграция, мобилизация, координация.

. Регулятивный блок: критика, контроль.

Функции информационных ресурсов сети Интернет, образующие первую и вторую группу, ориентированы в большей мере на общество и государство. Реализация функций третьей группы определяет использование возможностей сети Интернет как политической коммуникации. Таким образом, это еще раз доказывает, что ресурсы сети Интернет представляют собой сложный институт, способный охватывать все социально-политические сферы общественной жизни.

По мнению автора, ныне нельзя не учитывать такие важные свойства сети, как высокая степень интерактивности и мультимедийность.

Можно утверждать, что сегодня сеть Интернет, как средство массовой коммуникации, действительно достигла такого уровня развития и воздействия на общественную жизнь, который требует реального государственного вмешательства в виде реализации уже принятых законов и разработки новых механизмов государственно-правового регулирования. Актуальность разработки таких механизмов можно объяснить тем фактом, что в современных условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий, разрабатываются и функционируют различные способы манипуляции политическим сознанием молодых потребителей информации в системе виртуальной реальности.

Влияние ресурсов сети Интернет, как средства политической коммуникации, на информационную безопасность представляет собой процесс и результат изменения под воздействием ресурсов сети Интернет позиций, оценок и установок пользователей данных ресурсов, то есть качественную модификацию их социально-политической позиции. В условиях информационного общества Интернет приобретает особенное значение для проявления установки молодого пользователя сети и его политического поведения.

Анализ значимых событий последних лет в политической жизни России и ряда других государств позволил выделить и охарактеризовать особенности использования ресурсов сети Интернет и интернет-технологий различными политическими силами для достижения своих целей. Это даёт право утверждать, что содержание ресурсов сети Интернет в зависимости от того, чьи интересы они отстаивают, может оказывать существенное воздействие на политическую борьбу, идеологическую и культурную пропаганду, а также освещение и интерпретацию политики властей и политических институтов. Способность сети Интернет охватывать огромное количество аудитории, оставаясь при этом идеальной политической трибуной, является следствием острой борьбы в современном мире за право влиять на то или иное печатное издание, телеканал и радиовещание. Данный факт во многом определяют особенности функционирования российского сегмента сети Интернет.

Вступив на путь «открытого» общества, Россия оказалась открытой для информационного влияния, в том числе и негативного, что, естественно, снижает эффективность обеспечения информацией личности, общества и государства по проблемам состояния и обеспечения национальной безопасности в целом.

Таким образом, информационное обеспечение национальной безопасности представляет собой процесс удовлетворения информационных потребностей субъектов национальной безопасности.

Информационное обеспечение национальной безопасности выполняет важную многоплановую роль:

в определении национальных интересов и приоритетов национальной безопасности;

в поиске новых форм и способов ее обеспечения;

во влиянии на деятельность субъектов безопасности, на формирование их мнения и поведения сообразно определенным приоритетам и ценностям национальной безопасности;

в развитии всего механизма принятия и реализации решений в этой сфере.

Качественная характеристика информационного обеспечения национальной безопасности определяется не только выбором форм, методов и способов его осуществления, но и спецификой, особенностями его осуществления в конкретной стране.

Содержание информационного обеспечения национальной безопасности определяется характером информационных потребностей субъектов национальной безопасности, формами, видами и способами их удовлетворения.

Изучение и оптимизация информационных связей, информационных потоков, влияющих на движение информации, являются важными компонентами содержания информационной деятельности в сфере национальной безопасности.

Информационное обеспечение социальной сферы, государственной социальной политики приобретает особую значимость, так как социальная политика остается по-прежнему важным фактором, способным предупредить и смягчить негативные социальные последствия экономических реформ и социально-политических преобразований. Принятие адекватных мер со стороны законодательных, исполнительных органов власти по обеспечению конституционных прав и гарантий граждан в основных сферах жизнедеятельности требует новых подходов к решению проблем научно-информационного обеспечения процесса управления социально-политической сферой.

Этот процесс в России связан также с его включением в технологическое сотрудничество в глобальном масштабе. Концепция национальной безопасности России должна включать и концепцию информатизации российского общества, поскольку угрозы безопасности, вызванные отсутствием современных средств информационного обеспечения в области экономики, экологии, здравоохранения, социального обеспечения, во много раз превышает допустимые затраты на их информатизацию.

Информационное обеспечение безопасности, как процесс неизбежно приведет к усилению гуманитарно-нравственных начал в отношениях между государствами и народами, а также между социальными группами внутри отдельных государств. Это в значительной степени относится к современной России, у которой ещё велик традиционно-исторический потенциал нерастраченной духовности, но в то же время существует острый дефицит цивилизованной и нравственно богатой идеологии, недостаточность и неразвитость информационной составляющей безопасного существования и развития.

 


Список использованной литературы

политический безопасноть информационный национальный

1. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. №237.

2. Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. // Дипломатический вестник. - 2000. − №8.

3. Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.) // Действующее международное право. Т. 3. М, 1997.

.  Дополнительный протокол к Конвенции о преступлениях в сфере компьютерной информации относительно введения уголовной ответственности за правонарушения, связанные с проявлением расизма и ксенофобии, совершенные посредством компьютерных систем ETS №189 (Страсбург, 28 января 2003 г.) // СПС «Гарант», 15 сентября 2010.

5. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS №185 (Будапешт, 23 ноября 2001 г.) // Справочно-правовая система «Гарант», сентябрь, 2010 г. (Российская Федерация в настоящей Конвенции не участвует).

.   Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. №7. Ст. 900.

7. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями от 27 июля 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №31 (часть I). Ст. 3448.

8. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-I «О средствах массовой информации» (с изменениями от 9 февраля 2009 г.) // «Российская газета» от 8 февраля 1992 г. №32.

.   Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. №Пр-1895) // Российская газета от 28 сентября 2000 г. №18.

10. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. №65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (в ред. от 9 июня 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №5. Ст. 531.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.097 с.)