Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственный бюджет Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В июле 2007 года правительство Российской Федерации утвердило основные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 процента (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года) и основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) и 6,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года). Согласно Закону «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составляет 6 644 447 448,0 тыс. рублей; общий объем расходов федерального бюджета - 6 570 297 744,0 тыс. рублей; прогнозируемый профицит федерального бюджета - 74 149 704,0 тыс. рублей. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год составляет 7 465 446 753,0 тыс. рублей и на 2010 год - 8 089 965 207,0 тыс. рублей. Общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год прогнозируется в сумме 7 451 153 801,8 тыс. рублей и на 2010 год - в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей. Прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год составляет 14 292 951,2 тыс. рублей, кроме того прогнозируется равенство прогнозируемого общего объема доходов и общего объема расходов федерального бюджета в 2010 году. Поступления доходов в федеральный бюджет в 2008 году и на период до 2010 года, млрд.р. руб. Таблица 2 Расходы федерального бюджета на 2008 и на период до 2010 года год в разрезе разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, млрд. руб. Федеральный бюджет впервые сформирован на три года в форме федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года», что соответствует Бюджетному посланию, а также Бюджетному кодексу Российской Федерации. Концептуальными и характерными структурными особенностями федерального бюджета являются: · разделение доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы; · утверждение в расходах федерального бюджета на 2009 и 2010 годы условно утвержденных расходов в объеме 2,5 и 5 % общего объема расходов;
· утверждение общего объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств; · утверждение объема нефтегазового трансферта; · формирование на базе Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее – Стабилизационный фонд) в составе остатков средств федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений. Основные характеристики федерального бюджета на 2008 - 2010 годы предопределены параметрами основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года, предельными уровнями цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и сформированы в основном на базе перспективного финансового плана на 2007 - 2009 годы. Федеральным бюджетом на 2008 - 2010 годы прогнозируется снижение общего объема доходов в 2008 году на 6,6 %, в 2009 году на 4,25 % и предусматривается увеличение общего объема расходов в 2008 году на 7,8 % и в 2009 году на 10,9 % по сравнению с соответствующими показателями перспективного финансового плана. Допущенные отклонения основных характеристик федерального бюджета на 2008 - 2010 годы от параметров перспективного финансового плана, установленных на 2008 и 2009 годы, свидетельствуют о необходимости повышения качества прогнозирования доходов федерального бюджета и планирования бюджетных расходов. В соответствии с представленными основными параметрами бюджетной системы на 2008 - 2010 годы доходы бюджетной системы в 2008 году составят 11 847,74 млрд. рублей и их доля в ВВП (33,98 %) снизится к 2010 году до 32,77 % ВВП, или на 1,21 процентного пункта. Расходы бюджетной системы в 2008 году составят 11 705,90 млрд. рублей, и их доля в ВВП (33,57 %) уменьшится к 2010 году до 32,54 % ВВП, или на 1,03 процентного пункта. Доля доходов федерального бюджета в ВВП сократится с 18,9 % в 2008 году до 18 % в 2010 году, доля расходов - с 18,8 % до 18 % соответственно. Доля доходов федерального бюджета в общей сумме доходов бюджетной системы Российской Федерации за период с 2008 по 2010 год снизится с 56,1 % в 2008 году до 55,5 % в 2010 году, или на 0,6 процентного пункта, доля расходов снизится за этот период с 56,1 % до 55,5 %, или на 0,6 процентного пункта.
Федеральный бюджет на 2008 - 2010 годы сформирован с превышением доходов над расходами в объеме 74,1 млрд. рублей в 2008 году и 14,2 млрд. рублей в 2009 году, на 2010 год бюджет сбалансирован по доходам и расходам. Общий объем доходов федерального бюджета на 2008 - 2010 годы предусмотрен в 2008 году в размере 6 644,4 млрд. рублей, что ниже законодательно утвержденной на 2007 год суммы на 320,9 млрд. рублей, или на 4,6 %. За период с 2009 по 2010 год рост доходов составит 1 445,5 млрд. рублей, при этом в 2009 году по сравнению с предыдущим годом расходы увеличатся на 821,0 млрд. рублей, или на 12,4 %, в 2010 году - на 624,5 млрд. рублей, или на 8,4 %. Основную долю доходов федерального бюджета в 2010 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС – 39,8 % (29,7 % в 2007 году), таможенных пошлин 26,3 % (34,4 %), НДПИ – 10,5 % (14,9 %), налога на прибыль организаций – 8 % (8,3 %), акцизов – 2,4 % (1,8 %). Общий объем расходов федерального бюджета на 2008 - 2010 годы предусмотрен в 2008 году в размере 6 570,3 млрд. рублей, что выше законодательно утвержденной на 2007 год суммы на 1 106,8 млрд. рублей, или на 20,3 %. Прирост расходов федерального бюджета в 2010 году по сравнению с законодательно установленным показателем на 2007 год в номинальном выражении составит 2 626,4 млрд. рублей, или 48,1 %. При этом темпы роста расходов в трехлетнем бюджетном периоде снижаются как в номинальном, так и особенно в реальном выражении. Темпы роста расходов федерального бюджета по сравнению с предыдущими годами в реальном выражении составят в 2008 году 111,9 %, в 2009 году -106 %, в 2010 году - 102,1 %. Характерной особенностью федерального бюджета на 2008 - 2010 годы является опережающий по сравнению с 2007 годом (156,9 млрд. рублей) рост процентных расходов со 187,9 млрд. рублей в 2008 году до 247,07 млрд. рублей в 2010 году, или в 1,58 раза по сравнению с 2007 годом и в 1,31 раза по сравнению с 2008 годом. Непроцентные расходы предусматриваются на 2010 год в размере 7 842,8 млрд. рублей, что в 1,5 раза выше объема, установленного на 2007 год, и в 1,23 раза выше объема, установленного на 2008 год. Темпы роста непроцентных расходов снижаются. Если в 2008 году по сравнению с законодательно установленным показателем на 2007 год темп роста непроцентных расходов в номинальном выражении составит 120,3 %, то в 2009 году – соответственно 113,4 %, а в 2010 году –108,3 %. В реальном выражении непроцентные расходы по сравнению с темпами роста ВВП соответственно установлены: в 2008 году выше на 5,8 процентного пункта, в 2009 году равными темпам роста ВВП и в 2010 году ниже на 4,3 процентного пункта. Таким образом, начиная с 2010 года темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в реальном выражении предусматриваются ниже темпов роста экономики (ВВП). Основные характеристики федерального бюджета на 2008 – 2010 годы представлены в следующей таблице.
Таблица 3 Основные характеристики федерального бюджета
Год (закон) |
Год |
Год |
Год | ||||||||||
млрд. рублей | % ВВП | млрд. рублей | % ВВП | млрд. рублей | % ВВП | млрд. рублей | % ВВП | |||||||
Доходы | 6 965,3 | 22,3 | 6 644,4 | 19,0 | 7 465,4 | 18,8 | 8 089,9 | 18,1 | ||||||
Нефтегазовые доходы | 2 992,2 | 9,6 | 2 383,1 | 6,8 | 2 351,9 | 5,9 | 2 348,3 | 5,24 | ||||||
Доходы (без учета нефтегазовых доходов) | 3 973,1 | 12,7 | 4 261,3 | 12,2 | 5 113,5 | 12,9 | 5 741,6 | 12,81 | ||||||
Нефтегазовых доходов) | ||||||||||||||
Расходы | 5 463,5 | 17,5 | 6 570,3 | 18,8 | 7 451,2 | 18,8 | 8 089,9 | 18,1 | ||||||
Ненефтегазовый дефицит | - | - | - 2 309 | 6,6 | - 2 337,7 | 5,9 | - 2 348,3 348,3 | 5,24 | ||||||
Нефтегазовый трансферт | - | - | 2 135,0 | 6,1 | 2 103,6 | 5,3 | 2 016,0 | 4,5 | ||||||
Источники финансирования дефицитвдефицита дефицита | - | - | 174,0 | 0,5 | 234,1 | 0,6 | 332,3 | 0,74 | ||||||
дефицита | ||||||||||||||
Профицит | 1 501,8 | 4,8 | 74,1 | 0,2 | 14,2 | 0,03 | 0,0 | 0 |
В 2010 году наибольший прирост непроцентных расходов в номинальном выражении по сравнению с законодательно утвержденными расходами на 2007 год предусматривается по разделам «Социальная политика» на 211,9 млрд. рублей, или на 98,3 %, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на 336,7 млрд. рублей, или на 50,8 %, «Межбюджетные трансферты» на 871,2 млрд. рублей, или на 47,2 %, «Национальная оборона» на 369,0 млрд. рублей, или на 44,9 %.
|
Более чем на 30 % предусматривается прирост расходов федерального бюджета по разделам «Охрана окружающей среды» на 2,9 млрд. рублей, или на 35,6 %, «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 18 млрд. рублей, или на 33,9 %, «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 68,2 млрд. рублей, или на 33,1 %.
Более чем на 20 % предусматривается прирост расходов федерального бюджета по разделам «Общегосударственные вопросы» на 234,1 млрд. рублей, или на 29 %, «Образование» на 63,2 млрд. рублей, или на 22,7 %.
Значительно ниже среднего уровня предусматривается увеличение расходов по разделу «Национальная экономика» на 47 млрд. рублей, или на 9,4 %.
Обращает внимание и требует дополнительного обоснования динамика прироста непроцентных расходов по отдельным разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Так, по сравнению с предыдущими годами по разделу «Национальная экономика» в 2008 году прирост расходов предусматривается на 44,4 %, в 2009 году - на 11,7 %, а в 2010 году - снижение расходов на 32,1 %, по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» в 2008 году прирост расходов предусматривается на 7,4 %, в 2009 году - на 39,1 %, а в 2010 году - снижение расходов на 10,3 %.
По разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» соответственно в 2008 году прирост расходов предусматривается на 22,0 %, а на 2009 и 2010 годы прогнозируется снижение расходов соответственно на 15,1 % и на 3,9 %, при этом в 2010 году предусматривается снижение расходов в номинальном выражении по сравнению с законодательно утвержденными расходами на 2007 год на 0,3 млрд. рублей, или на 0,4 %.
|
Структура непроцентных расходов федерального бюджета в разрезе разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации остается достаточно стабильной.
Характерно дальнейшее увеличение доли межбюджетных трансфертов (в 2007 году - 33,8 %, на 2010 год - 35,3 %), расходов «силового блока» (в 2007 году - 27,1 %, на 2010 год - 28,5 %), снижение доли расходов по разделам «Образование» и «Здравоохранение, физическая культура и спорт».
Расходы федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов (далее – нацпроекты) в 2008 году предусматриваются в объеме 229,4 млрд. рублей, что на 5,6 млрд. рублей, или на 2,4 %, меньше по сравнению с законодательно утвержденными расходами на 2007 год. На 2009 год указанные расходы предусматриваются в размере 210,3 млрд. рублей, на 2010 год – 142,6 млрд. рублей.
Расходы федерального бюджета на реализацию нацпроектов на 2009 год предусматриваются со снижением на 19,1 млрд. рублей, или на 8,3 %, а в 2010 году на 67,7 млрд. рублей, или на 32,2 %, меньше по сравнению с 2009 годом.
Расходы федерального бюджета на реализацию основных мероприятий по улучшению демографической ситуации в 2008 году составят 43,9 млрд. рублей, в 2009 году – 47,6 млрд. рублей, а в 2010 году с учетом расходов на предоставление материнского (семейного) капитала - более 90 млрд. рублей.
Важным приоритетом расходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года является повышение заработной платы в бюджетной сфере, дальнейшее повышение окладов по воинской должности и воинскому званию.
В 2010 году минимальный размер оплаты труда предусматривается установить на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения.
Анализ ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2008 - 2010 годы показывает, что в 2007 году Министерство финансов Российской Федерации будет осуществлять финансирование более трети расходов федерального бюджета, а к 2010 году этот объем увеличится почти до половины общей суммы расходов федерального бюджета.
В 2008 году доля расходов федерального бюджета на федеральные целевые программы в общих расходах федерального бюджета увеличится и составит 11,1 % против 9,9 % в 2007 году. Доля расходов на Федеральную адресную инвестиционною программу также увеличится и составит 10,1 % против 9 % соответственно.
В 2009 - 2010 годах указанные доли сократятся (на ФЦП в 2009 году - 10,9 %, в 2010 году - 7,3 % соответственно, на ФАИП в 2009 году - 9,3 %, в 2010 году - 6,7 % соответственно).
Не согласуется с курсом на усиление программно-целевых методов бюджетного планирования и повышение к 2010 году до 35 % доли непрограммной части в общих расходах ФАИП.
Объем средств, предусмотренных федеральным бюджетом на 2008 год на финансирование федеральных целевых программ, на 27,5 % превышает объем средств федерального бюджета, предусмотренный на 2008 год паспортами федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в установленном порядке.
|
Межбюджетные трансферты федерального бюджета предусмотрены в 2008 году в объеме 2 272,4 млрд. рублей, что выше законодательно утвержденной на 2007 год суммы на 428,0 млрд. рублей, или на 23,2 %. Прирост межбюджетных трансфертов в 2010 году по сравнению с законодательно установленным показателем на 2007 год составит 871,2 млрд. рублей, или увеличение в 1,5 раза, при этом в 2009 году по сравнению с предыдущим годом межбюджетные трансферты увеличатся на 148,6 млрд. рублей, или на 6,5 %, в 2010 году – на 294,6 млрд. рублей, или на 12,2 %.
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрены в 2008 году в объеме 919,3 млрд. рублей, что выше законодательно утвержденной на 2007 год суммы на 135,3 млрд. рублей, или на 17,3 %. В 2010 году межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации увеличатся на 90,8 млрд. рублей, или на 11,6 %, по сравнению с 2007 годом.
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов предусмотрены в 2008 году в объеме 1 353,2 млрд. рублей, что выше законодательно утвержденной на 2007 год суммы на 292,8 млрд. рублей, или на 27,6 %. В 2010 году межбюджетные трансферты бюджетам указанных фондов увеличатся на 780,4 млрд. рублей, или на 73,6 % по сравнению с 2007 годом.
В 2010 году межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению с 2007 годом увеличатся в 2,85 раза.
Таким образом, на 2008 - 2010 годы предусматривается усиление зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов от финансовой помощи из федерального бюджета.
Характерной особенностью федерального бюджета на 2008 - 2010 годы является формирование Резервного фонда и Фонда будущих поколений (Фонда национального благосостояния).
Предусматривается размещение средств фондов, при этом планируемая доходность от размещения средств Резервного фонда в 2008 - 2010 годах составит 2,1 - 2,4 %, Фонда будущих поколений – 2,3 - 2,4 %. Наряду с созданием Резервного фонда и Фонда будущих поколений увеличиваются заимствования на внутреннем финансовом рынке. Очевидно, что процентные ставки от размещения средств фондов не превысят процентные ставки по привлеченным средствам на внутреннем рынке (в среднем 6,2 %).
При этом суммы пополнения Резервного фонда практически сопоставимы с суммами чистого привлечения государственных заимствований. Это означает, что пополнение Резервного фонда будет осуществляться, по существу, за счет внутренних заимствований.
Наряду с формированием Резервного фонда и Фонда будущих поколений увеличивается абсолютный и относительный (в процентах к ВВП) размер государственного долга, а также совокупного внешнего долга страны.
К концу 2010 года объем государственного долга составит 4 089,7 млрд. рублей, или 9,1 % ВВП, и в номинальном выражении увеличится по сравнению с 2007 годом в 1,5 раза, в том числе за счет роста внутреннего долга более чем в 2 раза. В предыдущий бюджетный период 2003 – 2007 годов решалась диаметрально противоположная задача сокращения, как общего объема государственного долга, так и относительно ВВП.
Совокупный внешний долг страны (включает внешний долг государственного сектора и внешний долг частного сектора) за 2006 год увеличился на 52,5 млрд. долларов США, или на 20,4 %, и составил на 1 января 2007 года 309,7 млрд. долларов США. С 1 января 2005 года по 1 января 2007 года внешний долг корпоративного сектора увеличился на 49,5 %, при этом корпоративные структуры с государственным участием наращивают свои внешние заимствования более быстрыми темпами, чем частные компании и банки.
Складывающаяся тенденция роста внешнего долга корпоративного сектора экономики противоречива: с одной стороны, в стране накоплены значительные золотовалютные резервы (на 27 апреля 2007 года – 369,0 млрд. долларов США) и средства Стабилизационного фонда (на 1 мая 2007 года – 113,7 млрд. долларов США), с другой стороны, все более возрастает объем заимствований.
Заключение
Бюджетной системой государства является совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Бюджетное устройство страны определяется её государственным устройством.
Принципами построения бюджетной системы являются следующие:
1) принцип обязательного облечения бюджета в форму правового акта, принимаемого представительным органом власти;
2) принцип полноты, то есть все доходы и расходы должны быть представлены в полном объёме;
3) принцип единства бюджета, который выражается в применении единой классификации доходов и расходов бюджетов разных уровней и единообразии бюджетной документации;
4) принцип ежегодного утверждения бюджета на один финансовый год;
5) принцип бюджетного равновесия, то есть сбалансированности доходной и расходной частей бюджета.
Федеральный бюджет обеспечивает осуществление государственной политики в области экономики, социальных задач и на международной арене, где Россия выступает в качестве партнёра по экспорту и импорту товаров.
Бюджет субъекта Российской Федерации является основой финансовой системы субъекта, в которой объединяются его доходы и расходы.
Таким образом, бюджет следует рассматривать в качестве правового акта, который представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, субъекта федерации или местного самоуправления, утверждаемый соответствующим представительным органом власти.
Государственный бюджет, утвержденный правительством Российской Федерации на 2007год и на период до 2010 года является продуманным, тщательно проработанным правовым актом, который во многом соответствует предложенной программе президента страны на ближайшие годы.
Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список использованной литературы
1. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 575 с.
2. Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. проф. В.В.Ковалёва. – М.: ООО "ТК Велби", 2003. – 512 с.
3. Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 278 с.
4. Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2007 год.” от 19 декабря 2006 года N 238-ФЗ
5. Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов” от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ
6. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26 апреля 2007 г.)
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.049 с.)