Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы семейного конфликтного поведения в социальной психологииСтр 1 из 6Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ Введение........................................................................................................................................ 3 1. проблемы семейного конфликтного поведения в социальной психологии................................................................................................................................. 5 1.1. Специфика супружеского конфликта..................................................................... 5 1.2. Порождение конфликта в молодой семье............................................................ 12 2. исследование гендерных особенностей конфликтного поведения в молодой семье........................................................................................................................ 19 2.1. Эмпирическая программа исследования............................................................. 19 2.2. Анализ результатов исследования........................................................................ 21 Выводы…………………………………………………………………………...24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................ 25 Список использованной литературы...................................................................... 27 Приложение…………………………………………………………………………28
Введение
В последнее время внимание социологов, демографов. Психологов все больше привлекает молодая семья. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. В первые годы брака формируется модель будущих семейных отношений – распределение власти и обязанностей. Духовные связи между супругами, родителями и детьми. – происходит сложный процесс адаптации мужа и жены друг к другу, определяется характер основных конфликтов и способы их преодоления. Гипотеза: Можно предположить, что гендерные особенности влияют на конфликтное поведение в семье. Объект исследования: межличностные конфликты. Предмет исследования: гендерные особенности конфликтного поведения в молодой семье Цель: выявить особенности конфликтного поведения мужчин и женщин в молодой семье. Задачи: · проанализировать литературу по проблеме межличностных конфликтов; · выявить характеристики конфликтного поведения мужчин в молодой семье; · выявить характеристики конфликтного поведения женщин в молодой семье; · сравнить характеристики конфликтного поведения мужчин и женщин в молодой семье. Методы исследования: · Теоретический анализ литературы; · Методики диагностики: К. Томас «Тест описания поведения»; В.В. Бойко «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности»;
· Метод математической статистики: Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Проблемы семейного конфликтного поведения в социальной психологии
Исследование гендерных особенностей конфликтного поведения в молодой семье
Эмпирическая программа исследования Для исследования гендерных особенностей конфликтного поведения в молодой семье были взяты 20 супружеских пар со стажем брака от 1 года до 7 лет, из них 20 мужчин и 20 женщин. Исследование проводилось в г. Саяногорске, в период с 18.11. по 30.12.2009 г. В процессе диагностики гендерных особенностей конфликтного поведения в молодой семье, мы использовали следующие методики. К. Томас «Тест описания поведения» [20].
В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем опроснике[21] по выявлению типичных форм поведения, К. Томас описывает каждый из пяти (соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество) перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение. Которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. К данному тесту прикладывается ключ[22] для интерпретации полученных результатов. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психологической литературы по проблеме гендерных особенностей конфликтного поведения в молодой семье показал, что на нестабильность брака, возникновение в нем конфликтов, особенно в молодой семье, влияет неудовлетворение потребностей супругов, не правильное распределения ролевых обязанностей в семье, противоречивое отношение родителей, будущих супругов, к браку, чрезмерная их опека, обманы, измены и многое другое, о чем мы говорили выше.
Таким образом, поставленная в начале курсовой работы гипотеза: можно предположить, что гендерные особенности влияют на конфликтное поведение в молодой семье - доказана. Цель работы достигнута, были выявлены следующие особенности конфликтного поведения мужчин и женщин в молодой семье. Основные расхождения приходятся на следующие особенности конфликтного поведения у супругов в молодой семье: · компромисс; · избегание, для которого характерны как отсутствие, так и стремление к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; · сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон.
Список использованной литературы
1. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. /СОЦИС. 1982. № 2. 2. Канн-Калик В.А. Грамматика общения [Текст]. / В.А. Канн-Калик. – М.. 1995. 3. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. /Вопросы психологии. 1983. № 2. 4. Кутсар Д. О характерах супругов в связи с некоторыми показателями атмосферы общения в конфликтной семье. Соц-демографические исследования семьи. [Текст]. / Д.О. Кутсар Рига. 1980. 5. Навайтис Г. Семья и психолог. [Текст]. / Г. Навайтис. – Калининград, 1996. 6. Райгородский Д.Я. Практическая диагностика. Методики и тесты. [Текст]./ Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003 – 672 с. 7. Райгородский Д.Я. Психология семьи. [Текст] / Д.Я. Райгородский. – Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М». 2002. – 752 с. 8. Роббер М. – А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. [Текст]. / М. – А. Роббер, Ф. Тильман. - М., 1988. 9. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. [Текст]. / В.А. Сысенко. - М., 1993. 10. Сидоренко Е.В. Методы математической статистики в психологии /Е.В. Сидлренко. – СПб, 2007. – 392 с. 11. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования.- Учебное пособие. / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «академия», 2002. – 192 с. 12. Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. [Текст] / Уиллард Ф. Харли.. - М., 1992. 13. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. [Текст]. / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000. – 512 с.
«ПРИЛОЖЕНИЕ»
Приложение 1. Опросник 1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б. чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и своих.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9 А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. А. Часто я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю. Чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое. Чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все. Чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении. Если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для всех.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Таблица 1. Ключ.
Приложение 2.
Опросник
1. Временами я неожиданно «взрываюсь» злостью, гневом. 2. Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно тут же беру себя в руки. 3. Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумал себе особый ритуал: периодически колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т.п. 4. На работе обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным. 5. Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне трудно изменить свое поведение или я не хочу этого делать. 6. Если мне хамят, я. Как правило, сдерживаюсь от резкости. 7. Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек. 8. Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих. 9. Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую группировку. 10. Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь. 11. Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость. 12. Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.
13. Разозлившись, я могу ударить кого-либо (ребенка, партнера и т.п.). 14. Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью кулаком о стол, что-нибудь ломаю, бью посуду). 15. Я позволяю себе злость и гнев там, где меня никто не знает. 16. Я думаю, что мой характер - не подарок. 17. Если кто-нибудь из коллег плохо отзовется обо мне, я выскажу ему все, что думаю о нем. 18. Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя. 19. Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное 20. Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки). 21. Обычно, когда я поругаюсь с кем-нибудь, мне становится легче. 22. Некоторые люди обижены на меня за мою резкость и злобу. 23. Когда я очень устаю, то легко могу разозлиться, выйти из себя. 24. Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или признает свою неправоту. 25. Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные состояния в активном отдыхе – в спорте, туризме, культурных мероприятиях. 26. Бывает, что я выясняю отношения с продавцом или клерком на повышенных тонах. 27. У меня острый язык – палец мне в рот не клади. 28. Я обычно легко «завожусь», когда сталкиваюсь с грубостью, агрессивностью или злостью окружающих. 29. Многое из того плохого, что случилось со мной в жизни, я наверняка заслужил. 30. Злость чаще всего помогает мне в жизни. 31. Я часто ругаюсь в очередях. 32. Иногда мне говорят, что я злюсь, но я этого не замечаю. 33. Переживание злости или гнева явно вредит моему здоровью. 34. Иногда я начинаю злиться ни с того ни с сего. 35. Если я разозлюсь, то чаще всего отхожу почти мгновенно. 36. Чтобы успокоить нервную систему, я часто специально начинаю заниматься каким-либо делом (чтение, телевизор, хозяйственные заботы, профессиональная работа). 37. В транспорте или магазине я бываю более агрессивен, чем на работе. 38. Я человек резкий и очень категоричный. 39. Если кто-либо будет зло шутить по моему адресу, я скорее всего поставлю его на место. 40. Я часто злюсь на себя по какому-либо поводу. 41. В общении дома я часто специально придаю своему лицу суровое выражение. 42. Если бы понадобилось пойти на баррикады. Я бы пошел. 43. Обычно моя злость дает мне импульс активности. 44. Бывает, я по нескольку дней переживаю последствия того, что не смог сдержаться от злости. 45.Бывают моменты, когда мне кажется. Что я всех ненавижу. 46. Когда я чувствую прилив злобы и агрессии, то часто ухожу куда-нибудь, чтобы никого не видеть и не слышать. 47. Я часто успокаиваю себя тем, что срываю зло на вещах обидчика. 48. Иногда в транспортной толчее или в очереди я бываю столь агрессивен, что потом переживаю неловкость за себя. 49. Я часто бываю несговорчивым, упрямым, непослушным. 50. Я легко лажу с людьми, которые провоцируют грубость или злость. 51. Если Бог когда-нибудь накажет меня за мои грехи, то это будет заслужено. 52. Чтобы повлиять на окружающих, я часто лишь изображаю гнев или злость, но глубоко не переживаю, не испытываю этих состояний. 53. Я бы принял участие в стихийном митинге протеста, чтобы отстаивать вместе со всеми свои насущные интересы. 54. После вспышки раздражения, злобы я обычно хорошо чувствую себя некоторое время. 55. Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с близкими или друзьями.
Ключ Спонтанность агрессии: +1, +12, +23, +34, +45; Неспособность тормозить агрессию: -2, +13, -24, -35, -46; Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты: -3, -14, -25, -36, -47; Анонимная агрессия: +4, +15, +26, +37, +48; Провокация агрессии у окружающих: +5, +16, +27, +38, +49; Склонность к отраженной агрессии: -6, +17, +28, +39, -50; Аутоагрессия: +7, +18, +29, +40, +51; Ритуализация агрессии: +8, +19, +30, +41, +52; Склонность заряжаться агрессией толпы: +9, +20, +31, +42, +53; Удовольствие от агрессии: +10, +21,+32, +43, +54; Расплата за агрессию: +11, + 22, +33, +44, +55.
Приложение 3.
Таблица 2. сводных данных гендерных особенностей конфликтного поведения в молодой семье по методике «Тест описания поведения» К. Томаса
Приложение 4. Таблица 3. сводных данных гендерных особенностей конфликтного поведения в молодой семье по методике «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В.В. Бойко.
Приложение 5. Таблица 4. Математический анализ с помощью критерия Манна-Уитни по способам регулирования конфликтов у мужчин и женщин в семье посредством соперничества Гипотезы: Н0 – у мужчин и женщин нет различий в поведении; Н1 – у мужчин и женщин есть различия в поведении.
rs =-0,3
Приложение 6. Таблица 5. Расчет d² для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении данных особенностей конфликтного поведения, у мужчин и женщин в молодой семье. (N=20)
rs =0,6
Приложение 5. Расчет d² для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей способов регулирования конфликтов посредством соперничества у мужчин и женщин в семье (N=20)
Приложение 6. Расчет d² для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей способов регулирования конфликтов посредством сотрудничества у мужчин и женщин в семье (N=20)
Приложение 7. Расчет d² для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей способов регулирования конфликтов посредством компромисса у мужчин и женщин в семье (N=20)
Приложение 8.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.134 с.) |