Должности государственной службы и статус государственного служащего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Должности государственной службы и статус государственного служащего



 

В настоящее время действуют ряд Указов Президента, учреждающих государственные должности государственной службы в различных федеральных органах власти.

Определим должности государственной службы и статус государственного служащего и ограничения, связанные с государственной службой. Законом все государственные должности разделены на категории "А", "Б", "В". Понятие "государственные должности категории "А" охватывает государственные должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные должности категории "А" - (политические должности) подразделяют на государственные должности РФ и государственные должности субъектов Федерации. Государственные должности субъектов Федерации устанавливают конституции и уставы субъектов Федерации. Но фактически в систематизированном виде государственные должности в субъектах Федерации устанавливают законы о государственной службе. Исполнение обязанностей по государственным должностям категории "А" к государственной службе не относится, и, соответственно, лица, назначенные исполняющими обязанности на указанных должностях, государственными служащими не являются.

Таким образом, круг лиц, профессиональную деятельность которых следует считать государственной службой, составляют лица, занимающие государственные должности категории "Б", учреждаемые для непосредственного обеспечения полномочий лиц, занимающих государственные должности категории "А", и лица, занимающие государственные должности категории "В", учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Государственные должности категории "Б" (руководители администраций и аппаратов, помощники, советники, консультанты, референты - патронажные должности) занимают лица, которых вправе самостоятельно принимать на работу чиновники, занимающие политические должности (государственные должности категории "А"), из числа своих доверенных лиц.

Назначение этой категории государственных должностей (государственная служба которых ограничивается сроком, на который назначены или избраны соответствующие государственные чиновники категории "А") состоит в выполнении функций, обеспечивающих исполнение полномочия лица, занимающему государственную должность категории "А", путем оказания ему постоянной и всесторонней помощи в формировании и реализации государственной политики в сфере деятельности соответствующего государственного органа, принятии участия в разработке и внесении предложений по направлениям соответствующей сферы деятельности; в представлении соответствующих информационно-аналитические материалов; в подготовке докладов; в осуществлении контроля за ходом выполнения решений; а также в выполнении иных поручений.

Государственные должности категории "В" учреждают государственные органы для исполнения и обеспечения их полномочий. Лица на государственных должностях категорий "Б" и "В" относятся к категории государственных служащих. В соответствии с действующим законодательством о государственной службе государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Под условиями государственной службы, осуществляемой государственными служащими, следует понимать режим государственной службы (внутренний распорядок в государственных органах, продолжительность рабочего времени и времени отдыха), предусмотренные законодательством ограничения, связанные с государственной службой, права и обязанности государственных служащих, а также предоставляемые им в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации денежное содержание, социальные гарантии и компенсации, призванные обеспечивать эффективное исполнение государственными служащими возложенных на них должностных обязанностей. В частности, Законом установлен запрет на занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, а также запрет быть депутатом законодательного собрания, заниматься предпринимательской деятельностью, состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Другая категория запретов связана с обеспечением дисциплинарного режима на государственной службе. Разрешение государственному служащему быть представителем означало бы создание для него возможностей использовать свои должностные полномочия в интересах частных лиц или лиц, за действием которых ему было поручено осуществлять надзор или контроль.

Кроме того, государственным служащим запрещено использовать в неслужебных целях средства служебного обеспечения, получать гонорары за публикации в качестве государственного служащего, получать вознаграждения от юридических и физических лиц, принимать награды, выезжать в служебные командировки за счет юридических и физических лиц, принимать участие в забастовках, использовать служебное положение в интересах политических партий, а также установлена обязанность передавать в доверительное управление доли (пакеты акций).

Чтобы представить себе будущее государственной службы, надо автоматически рассуждать о множестве федеральных законов, устанавливающих "виды государственной службы". Законодатель много раз отсылает правоприменителей к будущим федеральным законам о виде государственной службы (см., например, п. 2 ст. 3, п. 4 ст. 8, п. 4 ст. 10, п. 1-6 ст. 12, п. 1, 2 ст. 13, п. 1 ст. 14 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"). Вместе с тем, в самом законе не установлены виды государственной службы, требующей отдельного нормативно-правового регулирования.

Законодатель установил термин "должности государственной службы", но в некоторых случаях не использует такой формулировки. Например, в п. 5 ст. 12 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяется, что прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность. Однако не указывается, что речь идет о должности государственной службы. Эти ошибки также не украшают текст комментируемого закона.

Вызывает сомнение подход законодателя, устанавливающего нормы относительно некоторых положений ФЗ от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации". Пункт 2 ст. 19 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяет утратившими силу подп. 1 п. 1 ст. 1, п. 1 и 3 ст. 2, п. 3 ст. 3 ФЗ от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации". Таким образом, в последнем федеральном законе утратили силу положения о государственных должностях категории "А" (хотя государственные должности категорий "Б" и "В" остались в тексте Закона).

Учитывая, что ФЗ от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" утрачивает в январе 2005 г. юридическую силу (и тогда не будет вообще категорий государственных должностей "Б" и "В"), целесообразно обратить внимание на соответствующие положения нового ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Даже при поверхностном взгляде на сущность перечисленных категорий должностей гражданской службы можно легко сравнить их с должностями категорий "А", "Б" и "В" (они указывались в первом постсоветском законе о государственной службе "Об основах государственной службы Российской Федерации"); только при этом "реанимируется" часть советской государственной служебной терминологии, а именно: руководители и специалисты; термин технические исполнители в новом российском законе не используется. Возникает вопрос: какими аргументами законодатель мог бы объяснить изменение важнейших терминов в государственно-служебном лексиконе, относящихся к должностям государственной гражданской службы? В отличие от помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов, когда законодатель пытается объяснить характер содержания соответствующих должностей, термин "руководители" остается в Законе без каких-либо элементарных пояснений. Остается только вспоминать основные положения теории государственного управления, относящиеся к характеристике таких субъектов, как руководители.

Самые главные положения нового ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которые, по сути, определяют концепцию и модель российской гражданской службы, содержатся, с нашей точки зрения, в его первых двух главах: "Общие положения" (глава 1) и "Должности гражданской службы" (глава 2). В них определяются: основные термины, предмет регулирования Закона, принципы и должности гражданской службы, реестры должностей государственной гражданской службы, классные чины гражданской службы.

Например, ст. 50 Закона называется "Оплата труда гражданского служащего" (что само по себе характерно для норм трудового права), хотя законодательство о государственной службе содержит термин "служебная деятельность" государственного служащего, "выполнение служебных обязанностей" или "служебное время". В ст. 13 Закона установлено, что гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность (то есть здесь не написано, что он "трудится" или "работает"; нет в Законе и термина "время труда").

Если посмотреть на редакцию соответствующей статьи проекта ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", то можно обнаружить предложение о том, чтобы ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" применялся лишь в части, не противоречащей новому Закону, для определения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, государственных должностей государственной службы и регулирования отношений, связанных с государственной гражданской службой и правовым положением (статусом) государственных гражданских служащих.

Противоречивой попыткой установления порядка в системе государственной службы является не только законотворческий процесс, но и разработка нормативных правовых актов силами президентской Администрации. По мнению ученых, на данный момент нормативный акт можно считать своеобразным кодексом поведения государственных служащих. В Государственной Думе рассматривается проект федерального закона "Кодекс служебного поведения в органах государственной власти и местного самоуправления" (или Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации). С нашей точки зрения, такой нормативный акт не нужен для регламентации отношений на государственной службе, ибо аналогичные положения уже содержатся в большом количестве законов и иных правовых актов, действующих в сфере реализации государственной служебной деятельности. Хотя в некоторых странах административное поведение в том или ином виде иногда подлежит правовому регулированию (например, в Европейском Союзе действует Кодекс надлежащего административного поведения служащих Европейской Комиссии в их отношениях с обществом).

Как отмечалось выше, комментируемый Закон не использует установленное Федеральным законом "Об основах государственной службы РФ" разделение должностей на категории "А", "Б" и "В". В соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы РФ" и Федеральным законом "О государственной гражданской службе РФ" выделяются государственные должности и должности гражданской службы. Последние в свою очередь подразделяются на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Должности различных категорий относятся к разным группам, для их занятия установлены различные квалификационные требования.

К должностям руководителей согласно комментируемому Закону относятся должности как руководителей, так и их заместителей в государственных органах, их территориальных структурных подразделениях и представительствах. При этом следует помнить, что руководителем государственного органа может быть и лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ. К таковым, например, относятся должности федеральных министров, руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ, генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка РФ и др. Эти должности не относятся к категории "руководители" государственной гражданской службы и на них законодательство о государственной гражданской службе не распространяется (ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О системе государственной службы РФ").

Должности помощников (советников) учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, и лицам, замещающим должности категории "руководители" государственной гражданской службы. Особенностью данной категории является то, что срок их замещения всегда ограничен сроком полномочий должностных лиц, замещающих государственные должности или должности категории "руководители". В Федеральном законе "Об основах государственной службы РФ" данные должности относились к категории "В". К должностям помощников (советников), например, относятся: помощник (советник) Заместителя Председателя Правительства РФ, помощник (советник) Руководителя Аппарата Правительства РФ - Министра РФ. Должности специалистов учреждаются для непосредственной реализации задач и функций государственных органов. Именно специалисты в основном выполняют ту работу, ради которой и создан государственный орган. Лица, занимающие должности обеспечивающих специалистов, непосредственно функции государственных органов не реализуют, однако способствуют их реализации специалистами. Должности, относимые к данным категориям, в наибольшей степени представлены в органах государственной власти: их замещает более 517 тыс. государственных служащих.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.012 с.)