Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках грамматики в процессе ознакомления с особенностями публицистического стиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках грамматики в процессе ознакомления с особенностями публицистического стиля



 

Умение и навык в психологии рассматриваются как действия в процессе решения тех или иных задач, в дидактике и лингводидактике - как этапы овладения новым способом действия. Умение представляет собой способность к сознательному действию в измененных или новых условиях, производимому на основе каких-либо правил или знаний, поэтому составляет первый (промежуточный) этап. Формирование умения сопровождается осознанием его цели и способов и приемов достижения этой цели. При известной степени автоматизации умение переходит в навык.

Навык характеризует приобретенное в результате обучения и повторения умения действие, выполняемое без непосредственного соотнесения с правилом (знанием), т.е. автоматизированное.

На уроках русского языка в процессе ознакомления с темой "Публицистический стиль", особенностями публицистического стиля, учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

) опознавательные:

распознавать жанр публицистического стиля;

узнавать отдельные языковые явления в тексте;

выделять языковые признаки и особенности публицистического стиля;

выделять существенные признаки языковых понятий и категорий и разграничивать сходные языковые явления;

) классификационные:

группировать тексты публицистики на определенной основе (например, по жанрам);

устанавливать родовые и видовые отношения языковых понятий;

определять основания группировки, классификации сопоставляемых или смешиваемых текстов;

составлять классификации, таблицы;

) аналитические:

производить разные виды языкового разбора разной степени полноты (полного, частичного, выборочного);

определять функции языковой единицы (публицистического стиля);

) синтетические:

образовывать языковые единицы (статью) по модели, схеме, алгоритму;

преобразовывать языковые единицы (изменять жанр статьи);

находить ошибки в использовании единиц языка и исправлять их;

) творческие:

подбирать примеры текстов публицистического стиля;

конструировать слова, словосочетания и предложения по заданным моделям и без них;

репродуцировать тексты публицистики (близко к исходному тексту, сжато, выборочно, с продолжением);

составлять собственные лингвистические тексты в устной и письменной форме.

Таким образом, эффективность работы по формированию коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка в 7-ом классе возрастет, если:

систематически использовать на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы тексты публицистического стиля, способствующие развитию таких качеств речи, как точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность;

строить методику развития коммуникативных умений учащихся с опорой на методические принципы: принцип взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики и принцип обусловленности основного направления в преподавании родного языка его коммуникативной функцией во всех ее проявлениях (А.В. Дудников);

формировать коммуникативные умения учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода путем грамматико-стилистической работы, направленной на обогащение грамматического строя речи учащихся и имеющей целью обучение анализу стилистических свойств языковых единиц на уроках грамматики, обучение выбору и целесообразному использованию языковых средств в процессе работы над сочинениями на уроках развития речи.

 


Заключение

 

Концептуальной основой методики преподавания русского языка в современной школе провозглашен функционально-стилистический аспект обучения родному языку, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся. В связи с этим большое внимание на уроках русского языка уделяется работе с текстами различных функциональных стилей.

Особая роль в развитии у школьников коммуникативных умений принадлежит текстам публицистического стиля, обладающим огромными дидактическими возможностями, что обусловлено как экстралингвистическими, так и собственно лингвистическими факторами публицистического стиля.

В настоящей главе в соответствии с целями исследования - создание научно-методической и психолого-педагогической основы работы с текстами публицистического стиля на уроках русского языка - рассматриваются вопросы, связанные с изучением публицистического стиля в лингвистике и методике преподавания русского языка; отбирается и обосновывается концепция, наиболее приемлемая для нужд школьного обучения стилистике; характеризуются языковые особенности публицистического стиля и его жанровое своеобразие на предмет отбора теоретических сведений и круга стилистических понятий, необходимых для успешного усвоения учащимися публицистического стиля как одной из разновидностей русского литературного языка; определяются психолого-педагогические предпосылки использования текстов публицистического стиля на уроках русского языка в 7-ом классе для целей формирования коммуникативных умений учащихся.

Введение единого государственного экзамена преследует различные цели, одна из которых - проверка уровня сформированности коммуникативных умений учащихся: умений оценивать, выбирать и использовать языковые средства в собственной речи в соответствии с целями, задачами и условиями общения. Пропедевтическая работа по стилистике в 5-9 классах, направленная на успешное выполнение школьниками творческого задания ЕГЭ (часть С), требует новых научно-методических исследований, посвященных стилистическому анализу текста, в частности публицистического стиля, как подготовительному этапу в работе над сочинением по прочитанному тексту, поскольку в качестве исходного текста в контрольных измерительных материалах ЕГЭ преимущественно выступают тексты публицистического стиля, обладающие мощным воспитательным потенциалом и позволяющие ученику построить рассуждение об актуальных проблемах общественной жизни и высказать собственное мнение.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется потребностями современной школы и общества в таких выпускниках образовательных учреждений, которые на основе сознательного усвоения законов и закономерностей русского литературного языка свободно владеют родной речью - важнейшим средством человеческого общения и познания объективной действительности.

 


Список литературы

 

1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М., 2000.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2000.

.   Антонова Л.Р. Система обучения созданию высказываний разных речевых жанров // Проблема развития речи в школе и вузе. - Новосибирск: НГУ, 2009.

.   Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья - жанры публицистики. М., 1972.

.   Гребенина А.М. Обзор печати: Проблемы теории жанра. - М., 2008.

.   Гуревич С.М. Репортаж в газете. - М., 2009.

.   Дзялошинский И.М. Проективная деятельность в структуре журналистского творчества // Деловая пресса России: настоящее и будущее. - М., 2008.

.   Журбина Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 2009.

.   Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. - М., 1998.

.   Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. - М., 1997.

.   Коппервуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости. - М., 1998.

.   Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - М., 2009.

.   Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе - М., 1971.

.   Крикунов Ю.А. Рецензия в газете. - М., 1976.

.   Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб., 2000.

.   Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред.Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М., 2003.

.   Культура речи и эффективность общения / Под ред. Прудкина Л.К., Ширяева Е.Н. - М., 2006.

.   Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - М., 2000.

.   Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приемы творческого изучения литературы: Учеб. пос. - М.: Флинта; Наука, 2008.

.   Любимова Г.П. Основы анализа публицистического текста. - Н. Новгород, 1997.

.   Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. - М., 2003.

.   Мезенцев М.Т. Особенности недокументального очерка // Филологические этюды. - Ростов, 2007.

.   На подступах к риторике: Пос. для учащихся 8-11-х классов общеобразоват. учебных заведений / Авт. - сост.В.Я. Коровина. - М.: Мнемозина, 1996.

.   Недостатки ученических сочинений публицистического стиля // Филологический анализ текста в школе и вузе: Материалы научно-практической конференции (март 2005 г.) / Отв. ред. С.А. Арефьева. - Йошкар-Ола: Марийский гос. пед. ин-т, 2005.

.   Особенности синтаксиса сочинений публицистического стиля // Сопоставительная филология и полилингвизм: Материалы всероссийской научно-практической конференции (29-31 октября 2002 г.). - Казань: РИЦ "Школа", 2002.

.   Ошибки учащихся в построении текстов различных типов речи // Актуальные проблемы языка и литературы на рубеже веков: Материалы всероссийской конференции (25 - 27 сентября 2001 г.). - Выпуск II. - Абакан: Абакан, гос. ун-т, 2007.

.   Писарук Г.В. Обучение учащихся класса связным высказываниям в жанрах публицистики: (публицистические раздумья, устные публицистические выступления). - Минск, 2009.

.   Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Основы стилистики и культуры речи. - Минск, 2008.

.   Рождественский Ю.В. Общая филология. - М., 1996.

.   Розенталь Д.Э. Стилистика газетных жанров. - М., МГУ, 1981.

.   Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / Под ред. Смирнова А.Л. - М., 1996.

.   Русский язык и культура речи / Под ред.В. Черняк. - М.: Высшая школа, 2002.

.   Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста. - М., 1979.

.   Сенкевич М.П. Работа редактора над стилистико-речевыми ошибками. - М., 2008.

.   Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М., 2010.

.   Солганик Г. Я Язык газеты // Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды - М., 2008.

.   Толковый словарь русского языка: В 4-х т. /Под ред.Д.Н. Ушакова. - М., 2009.

.   Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М., 2000.

.   Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. - Новосибирск: Наука, 2006.

.   Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под ред.Д.Э. Розенталя - М., 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.018 с.)