Роль средств массовой информации в воспитании патриотизма у государственных служащих г. Москвы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль средств массовой информации в воспитании патриотизма у государственных служащих г. Москвы



 

Современная ситуация в стране оценивается как нестабильная. Это связано с существенным изменением жизненных стратегий и ценностных ориентаций значительной части сегодняшней молодёжи, ее отчуждением от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, с отсутствием чётких перспектив в воспитании личности. Под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих молодым гражданам. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, во много раз превзошла влияние других общественных институтов. Человеку - молодому и взрослому - стало не просто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что навязывают ему извне.

Тем не менее, в настоящее время в российском обществе сложилась уникальная ситуация, при которой у молодежи наблюдается всплеск национальных, гражданских, патриотических чувств. 97 % опрошенных считают себя гражданами России, у большинства респондентов принадлежность к своему народу, осознание того, что они являются гражданами России, вызывает положительные эмоции (гордость - у 50 % респондентов, спокойную уверенность - у 40 %). Доля тех, кто испытывает по этому поводу обиду, ущемленность, униженность, крайне мала (1-2 %). Высок и уровень патриотизма. Подавляющее большинство представителей молодежи (72 %) считают себя патриотами России и гордятся своей Родиной (73 %).

Подчеркнем, что эта ситуация во многом является уникальной и резко контрастирует с показателями начала 1990-х гг., когда многие стыдились, что живут в России, и стремились покинуть родную страну. Возможно, эта уникальная ситуация является следствием актуализации национального, гражданского, исторического самосознания в 1990-е гг. Замечено, что эти виды самосознания актуализируются в кризисные, переломные моменты истории. Один из таких моментов Россия пережила недавно - в 1990-е гг. Молодые люди в своих ответах также подчеркивали, что гражданином России они наиболее остро ощущают себя в кризисные, трагические моменты, во время военных действий, а также когда идут спортивные соревнования, во время выборов, праздников и в моменты личностной истории (когда достигли совершеннолетия, получали паспорт и пр.).

Среди событий, явлений, которыми Россия могла бы гордиться в прошлом и в настоящее время, молодежь отмечала военные победы, сам русский народ и его качества, достижения науки и космонавтики, российской культуры и др. Среди событий российской истории, вызывающих чувство стыда, были названы военные поражения, сталинский террор, репрессии, события начала XX века - революция 1917 года, убийство царской семьи, Гражданская война, красный и белый террор, события конца 1980-х - начала 1990-х гг. - перестройка, распад СССР, а также некоторые негативные явления современной России.

При разработке критериев и показателей сформированности у государственного служащего патриотических качеств, эффективности процесса патриотического воспитания были использованы выводы и рекомендации ряда ученых, исследовавших данную проблему. В ходе анализа различных источников (монографий, учебных пособий, методических разработок), результатов наблюдений, бесед с различными категориями граждан, анкетирования были определены критерии и показатели патриотических качеств у государственного служащего при осуществлении профессиональной деятельности

профессионально-деятельностный критерий, отражающий реальную готовность выполнять задачи, потребные Отечеству, практическое выполнение обязанностей по защите государства. Показателями критерия воспитания патриотизма являются: уровень подготовки, качество выполнения служебных задач, уровень профессионального мастерства государственного служащего, готовность к служению отечеству и др.;

морально-психологический критерий, отражающий условия совершения патриотических поступков и готовность к ним субъекта, направленность его интересов, потребностей, установок. Показателями критерия сформированности патриотизма являются: проявления отношения к государственной службе, как обязанности поддержания позитивной морально - психологической атмосферы в коллективе, наличие внутреннего идеала патриотической деятельности и стремление быть похожим на него; наличие патриотических традиций и др.;

мировоззренческий критерий, характеризующий уровень развития патриотического сознания государственного служащего, показателями которого являются: приоритет государственно-патриотических ценностей в структуре личностных ценностей (государственно-патриотические, корпоративные, личностные, меркантильные).

Развитие нравственных качеств у будущих государственных служащих представляет собой системный, полифункциональный, управляемый процесс. Поэтому реализация перечисленных условий возможна в рамках продуктивной модели развития нравственных качеств у будущих специалистов, включающей функционально-целевой, содержательный, деятельностно-технологический, критериально-оценочный и результативно-корректирующий компоненты, которая, интегрируя весь спектр воспитательных мероприятий, является вектором развития нравственных качеств личности будущих государственных служащих.

В содержание функционально-целевого компонента включается приоритетная цель, задачи и функции процесса развития нравственных качеств. Содержательный компонент проявляется в организации соответствующей образовательно-развивающей среды, адаптивности содержания процесса развития нравственных качеств требованиям, предъявляемым к государственным служащим (требованиям профессиограммы); вариативности содержания процесса развития нравственных качеств с учетом социальных изменений и индивидуального уровня подготовленности специалиста.

Деятельностно-технологический компонент предполагает соответствующее психологическое, методическое, организационное, информационное, технологическое подкрепление процесса развития нравственных качеств, использование соответствующих методов и форм организации профессиональной подготовки будущих специалистов и адекватное управление данным процессом.

Критериально-оценочный и результативно-корректирующий компоненты позволяют осуществить выбор критериев и диагностику успешности развития у будущих государственных служащих нравственных качеств и констатировать эффективность методических решений (либо необходимость проведения корректирующих мероприятий).

Управление развитием нравственных качеств будущих государственных служащих представляет собой особый род деятельности, в ходе которой ее субъекты посредством реализации функций управления (целеполагания, планирования, организации, исполнения, руководства, контроля и коррекции) обеспечивают развитие нравственных качеств, организованность совместных усилий, направленность на достижение воспитательных целей, определенных социальным заказом, требованиями, предъявляемыми к профессиональной функциональности будущих специалистов. При этом функции управления тесно связаны с компонентами модели развития нравственных качеств у будущих государственных служащих: целеполагания - с функционально-целевым компонентом, функции планирования и организации - с содержательным компонентом, исполнения и руководства - с деятельностно-технологическим компонентом, контроля и коррекции - с критериально-ценочным и результативно-корректирующим компонентами.

Проектирование адекватной технологии управления развитием нравственных качеств в профессиональной подготовке будущих государственных служащих, в основе которого заложена идея системного развития нравственных качеств посредством применения комплекса методов, форм и средств нравственного воспитания с учетом специфики образовательного процесса в управленческом вузе и реализации адекватных принципов управления (гуманизма, личной ориентированности, направленности на удовлетворение потребностей студентов в личностно-профессиональной идентификации; опоры на духовно-нравственные основания профессиональной деятельности и воспитательных воздействий; прогностической направленности, учета изменяющихся потребностей внешней и внутренней среды, опережающей реакции на них; учета интересов субъектов воспитательного процесса и возможностей их реализации; демократичности, нацеленности на свободную и всестороннюю включенность личности в обсуждение, выработку и принятие управленческих решений на всех уровнях управления; открытости влияниям внешней социально-профессиональной среды, возможности обсуждения проблем и компетентностного участия в их решении всех заинтересованных лиц и социальных институтов; адресной направленности, ориентации технологии управления на развитие конкретной личности с учетом качества ее работы и спектра решаемых задач; соответствия управленческого воздействия требованиям социального окружения и индивидуальным потребностям личности в развитии и саморазвитии).

Технология управления развитием нравственных качеств будущих государственных служащих представляет собой механизм взаимодействия компонентов целостного педагогического процесса, в котором посредством реализации функций управления обеспечиваются целенаправленность и организованность деятельности субъектов воспитательного процесса, способствующие развитию нравственных качеств у будущих специалистов. Она реализуется в ходе воспитательного процесса в управленческом вузе и включает следующие компоненты: целевой, аналитический, содержательный, операционально-деятельностный, критериально-оценочный, результативно-корректирующий и выполняет аксиологическую, гносеологическую, регулятивную, мировоззренческую, коммуникативно-интегрирующую и контролирующую функции.

Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:

создание условий для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма, формирование государственного заказа на производство продукции патриотической направленности организациями культуры, искусства и средствами массовой информации;

противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства;

поддержка и содействие расширению патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати, произведениях литературы и искусства;

содействие развитию творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания;

обеспечение работникам средств массовой информации доступа к информационным ресурсам архивов, музеев, библиотек для подготовки материалов по патриотическому воспитанию.

В последнее время особую популярность приобретает кинематограф. Так, исторические фильмы смотрят 80 % опрошенных, передачи - 60 %. Исторические книги читают 50 % респондентов, статьи - 45 %. Далее по популярности идут экскурсии и посещение музея.

При этом экскурсии являются эффективными средствами формирования исторического самосознания, что подтвердили результаты исследования, проведенного нами среди учащейся молодежи в 2002-2004 гг. (выборка - 216 чел.). Так, большинство туристов (95 %) признают, что во время экскурсии они получили новую информацию, узнали много интересного (64 %), что эта информация будет полезна и их знакомым (31 %). При этом лишь немногие утверждают, что не узнали ничего нового. Удивляет и высокая степень усвоения информации экскурсии - 73 % (6,53 балла из 9 возможных).

Результаты анкетирования говорят, что экскурсия изменяет отношение к истории у экскурсантов, повышая их интерес. По мнению самих экскурсантов, экскурсия позволяет им ярче представить исторические события (49 % респондентов), лучше понять страницы истории (47 %). Некоторые их них после экскурсии впервые понимают, что история интересна, а нашей стране и региону есть чем гордиться. Экскурсии усиливают интерес к истории и повышают мотивацию в ее изучении. Под влиянием экскурсии у большинства (95 %) экскурсантов появляется желание посетить дополнительно экскурсии, посмотреть фильмы (58 %), почитать книги по этой тематике (62 %). Экскурсии также актуализируют чувство сопричастности историческим событиям. Многие отмечают, что прикоснулись к истории «вживую, окунулись в прошлое» и т.д..

 


Заключение

 

По результатам проделанной работы нами были сделаны следующие выводы:

1. На усилении духовно-нравственного кризиса в Российской Федерации все более ощутимо сказывается отсутствие у многих молодых людей идеала для подражания при реализации своих жизненных и творческих планов, физических возможностей.

2. Доверие населения к государственным служащим включает «внутреннее» отношение к их конкретным лидерам и представителям по конкретным аспектам взаимодействия, основанное на личном и медийном опыте и осознании общности ориентаций и ценностей, и «внешнее» поведенческое проявление населением доверия, выражающееся в действиях по поддержке решений гос. служащих.

3. Мотивацией государственного служащего к развитию духовно-нравственных качеств, должен служить и тот факт, что сегодня на уровне российского социума в условиях его трансформации, духовно-нравственные ценности - это ценности либерализма, демократии и индивидуализма. Одним из действенных контрольных механизмов формирования и развития необходимого уровня этичности поведения государственных служащих являются такие специальные органы контроля, как суды чести, административные комиссии, комиссии по этике и корпоративные суды, которые оценивают нравственные поступки госслужащих и принимают по ним соответствующие решения.

4. Особое значение для профессионализации государственной гражданской службы имеет повышение ее престижа и авторитета путем обеспечения стабильности как социального института. Кроме проведения необходимых мероприятий по нормативному, правовому, финансово-экономическому обеспечению должны апробироваться, осваиваться и окончательно оформляться инновационные механизмы функционирования государственной гражданской службы.

5. Конечно, нельзя дать исчерпывающий список механизмов формирования и развития духовно-нравственных качеств государственных служащих, так как их наличие зависит от многих факторов внешней среды. Следует только еще раз подчеркнуть, что повышение нравственности госслужащих, формирование и развитие у них определенных духовно-нравственных качеств, отвечающих требованиям государства и общества, будут способствовать повышению авторитета власти в глазах населения, следовательно, доверию последнего к представителям властных структур, к их решениям, действиям, в целом к политике, проводимой государством. Поэтому формирование высокоморальной личности государственного служащего - одна из важных задач повышения эффективности функционирования всей власти в целом.

 


Список литературы

 

5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

6. Указ Президента РФ № 885 от 12/08/2002 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»

7. Биликтуева, Е.Б. Современное состояние кадров государственной гражданской службы // Социология в ситуации социальных неопределенностей: Тезисы докладов І Конгресса Социологической ассоциации Украины. Х.: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2009

8. Бойков В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне. М., 2005

9. Буева Л. П. О ценностях духовной культуры. - СПб., 2000

10.Давидюк И.А. Эмпирический анализ факторов карьерного продвижения государственных служащих как элемента системы управления карьерой // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 8

11.Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. - Гродно, 1992

12.Ивашкина Н.А. Народные традиции патриотического воспитания подрастающего поколения//Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции 6 апреля 2006 г. М.: МПГУ, 2006. С. 162-165

13.Князев Д.В. Механизмы взаимодействия федеральных институтов государственной власти с населением // Проблемы управления социальными и технологическими процессами. - М.: Станкин, 2008

14.Коростень, А.В. Теоретические аспекты моделирования системы развития нравственных качеств у будущих государственных служащих / А.В. Коростень // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2009. - № 7 (21). - С. 107

15.Коростень, А.В. Нравственные качества будущих государственных служащих: вопросы управления развитием в образовательном процессе вуза / А.В. Коростень // Инновационные подходы в подготовке специалистов для сферы высшего профессионального образования: труды Всерос. науч.-метод. конф., г. Волгоград, 29-30 мая 2008 г.; ФГОУ ВПО «ВГАФК». - Саратов: Научная книга, 2008. - С. 39

16.Кузьмина В.А. Государственная служба как социальный институт // Россия: тенденции и перспективы развития: сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Выпуск 5. Часть 2./ Под общ. ред. В.К.Егорова, А.С.Горшкова, В.М.Герасимова, М.А.Кашиной. - М.: Изд-во РАГС, 2009

17.Кузьмина В.А. Институциональное развитие современной государственной гражданской службы // Этносоциум и межнациональная культура. - М.: 2007. № 6

18.Курбанов Р. Формирование нравственности и морали государственных служащих в Российской Федерации. // Власть., 2008, № 1, стр. 32

19.Отражение, деятельность, познание / А. М. Коршунов. - М.: Политиздат, 1979

20.Руденко Л.С. Роль государственных гражданских служащих в принятии управленческих решений/ Л.С. Руденко// Управленческие отношения и процессы в современной России: материалы IX межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов. РАГС. 22 апреля 2009 года; под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - С. 77-86

21.Сидорова, А.Н. Духовная культура - залог физического здоровья / А.Н. Сидорова // Физическая культура и детско-юношеский спорт как средство развития дополнительного образования: опыт, перспективы, сотрудничество: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург: УрГПУ; ОГ ФСО «Юность России», 2006. - С. 224

22.Сидорова, А.Н. Духовно-нравственное воспитание - потенциал развития подрастающего поколения / А.Н. Сидорова //Молодежь и наука XXI века: По материалам VI Всероссийской заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Красноярск, 7-8 ноября 2005 года), Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2005. - С. 156

23.Соколов В.М., Турчинов А.И. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. - М.: Изд-во РАГС; Статут, 2006

24.Соколов В.М. Социологический анализ этических проблем государственной службы//Служба кадров7/2004

25.Хубиева, З.А. Возрастание роли духовно-нравственных ценностей в современном российском социуме / З.А. Хубиева // Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы. / СевКавГТУ. - Москва-Ставрополь, 2005. - Вып. XVIII

26.Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М., 1992

27.Финский, И.П. Компоненты системы патриотического воспитания и их характеристика / И.П. Финский// Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 7. - С. 21-29

28.Франк С. Л. Духовные основы общества: Сборник. Серия: Мыслители ХХ века. Республика, 1992

29.Шестакова Е.Н. Историческое самосознание российской молодежи в конце XX - начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) // Вестник Челябинского университета: история. Челябинск, 2007. Вып. 2

30.Шестакова Е.Н. Роль экскурсии в формировании духовности // Тезисы V Татищевских чтений. Духовность и нравственность на Урале в прошлом и настоящем. Екатеринбург, 22-23 апр. 2004 г. Екатеринбург, 2004. С. 126

31.Шорникова М. Е. Управление персоналом государственной гражданской службы: отечественный опыт и современность // Новые промышленные технологии. М.: Изд-во ЦНИЛОТ, 2006

32.Шорникова М. Е. Основные принципы и методы отбора, оценки, аттестации персонала как важнейший элемент системы управления персоналом // Новые промышленные технологии. М.: Изд-во ЦНИЛОТ, 2006

33.Шувалова Н.Н. Административная этика: Учеб. пособие. - М., 2003



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.041 с.)