Общие понятия о возрастной физиологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие понятия о возрастной физиологии



Курсовая работа

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ (ДЕВУШЕК) 18-22 ЛЕТ


Введение

C туденческие годы - один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать половые и индивидуальные особенности студентов, а также резервные возможности их организма на данном этапе функционального развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения или недостаточных или чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности.

Цель работы - показать, как важно нормирование нагрузок на занятиях физической культуры для студентов 18 - 22 лет.

 


Общие понятия о возрастной физиологии

 

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза; рассматривает функции органов и систем, а также организма в целом по мере его роста и развития и особенности этих функций на каждом возрастном этапе. Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза. Данные возрастной физиологии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований.

В настоящее время одной из важнейших задач является воспитание и развитие здорового молодого поколении. Решение этой проблемы невозможно без знания возрастных особенностей структуры, функции и регуляции деятельности каждого органа, его взаимосвязей с другими органами, то есть возрастных особенностей функционирования организма. Организация учебных занятий, занятий физической культурой, труда и отдыха студентов требует знания функциональных возможностей организма [26]

 


Развитие систем в онтогенезе

Кровообращение в онтогенезе

 

В младшем школьном возрасте у детей максимальная частота сердечных сокращений достигает 200 уд./мин, а в покое - 90 уд./мин. К 10 годам она снижается до 78 уд./мин. Значительно увеличивается систолический объем крови, что расширяет резервные возможности организма при адаптации.

В подростковом возрасте возрастают ограничения в кровоснабжении, затрагивающие не только мышцы, но и другие органы, прежде всего - головной мозг. Вследствие этого объемная скорость кровотока в сосудах мозга временно снижается.

В период полового созревания сердце растет быстро, увеличивается систолический объем крови. Несмотря на снижение частоты сердечных сокращений у подростков до уровня взрослых, объемная скорость кровотока в этот период возрастает, что обеспечивает органы и ткани кислородом при напряженной работе. Увеличение объемного кровотока приводит к усилению тока крови через кожные сосуды. При этом заметно повышается температура кожи, особенно конечностей. В это время у подростков часто встречаются вегетососудистая дистония и подростковая гипертензия. К 17 годам все показатели сердечнососудистой системы аналогичны таковым у взрослого человека.

 

Адаптация

 

Термин «адаптация» принято понимать как процесс или свершившийся факт приспособления к чему-либо [24]. Адаптация организма к постоянно изменяющимся условиям cреды (внешним и внутренним) - безостановочно происходящий процесс приспособления организма к данным изменениям, призванный сохранять в нем гомеостатическое равновесие.»… Каждый организм представляет собой динамическое сочетание устойчивости и изменчивости, в котором изменчивость служит его приспособительным реакциям и, следовательно, защите его наследственно закрепленных констант» [2]. Физиологический смысл адаптации организма к внешним и внутренним воздействиям заключается именно в поддержании гомеостаза и, соответственно, жизнеспособности организма практически в любых условиях, на которые он в состоянии адекватно реагировать.

Абсолютная адаптированность организма к чему-либо - относительно нестабильное функциональное состояние, которое может быть достигнуто только при длительном [3] - в течение адаптационного периода - действии на него достаточно неизменного по силе и продолжительности стандартного раздражителя или суммы раздражителей [6,7].

Адаптационные изменения (более или менее выраженные) происходят в организме в ответ практически на любые изменения его внешней и внутренней среды. Спортивная тренировка фактически является изменением условий существования организма спортсмена, призванным добиться в нем определенных спецификой спорта адаптационных изменений.

 

Стадии адаптации

В.Н. Платонов (1997) выделяет три стадии срочных адаптационных реакций [23]:

· Первая стадия связана с активизацией деятельности различных компонентов функциональной системы, обеспечивающей выполнение данной работы. Это выражается в резком увеличении ЧСС, уровня вентиляции легких, потребления кислорода, накопления лактата в крови и т.д.

· Вторая стадия наступает, когда деятельность функциональной системы протекает при стабильных характеристиках основных параметров ее обеспечения, в так называемом устойчивом состоянии.

· Третья стадия характеризуется нарушением установившегося баланса между запросом и его удовлетворением в силу утомления нервных центров, обеспечивающих регуляцию движений и исчерпанием углеводных ресурсов организма.

Формирование «долговременных адаптационных реакций» (сохранена авторская редакция) по мнению В.Н. Платонова (1997) так же протекает стадийно [ 23 ]:

· Первая стадия связана с систематической мобилизацией функциональных ресурсов организма спортсмена в процессе выполнения тренировочных программ определенной направленности с целью стимуляции механизмов долговременной адаптации на основе суммирования эффектов многократно повторяющейся срочной адаптации.

· Во второй стадии на фоне планомерно возрастающих и систематически повторяющихся нагрузок происходит интенсивное протекание структурных и функциональных преобразований в органах и тканях соответствующей функциональной системы. В конце этой стадии наблюдается необходимая гипертрофия органов, слаженность деятельности различных звеньев и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность функциональной системы в новых условиях.

· Третью стадию отличает устойчивая долговременная адаптация, выражающаяся в наличии необходимого резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных механизмов.

· Четвертая стадия наступает при нерационально построенной, обычно излишне напряженной тренировке, неполноценном питании и восстановлении и характеризуется изнашиванием отдельных компонентов функциональной системы.

 

Выносливость

Виды выносливости

 

Выносливость в спорте - это способность организма сопротивляться утомлению во время длительного выполнения спортивных упражнений.

Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Существенную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена.

Выносливость - это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени [5,10,15,29]

Одним из основных критериев выносливости является время в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способами.

Прямой способ - это когда испытуемому предлагают выполнять задание и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Но он почти невозможен. Чаще всего используют косвенный метод.

Косвенный метод - это когда выносливость определяется по времени преодоления какой-нибудь достаточно длиной дистанции (например 10000 м). [5,10,29]

Поскольку работоспособность в двигательной деятельности зависит от многих факторов, в частности от скоростных и силовых способностей человека, следует учитывать два типа показателя выносливости: абсолютные и относительные, парциальные. [25]

В практике различают 2 вида выносливости: общую и специальную.

Общая выносливость - это способность длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности. Общая выносливость на 85-100% спортивный результат.

Одна из важнейших особенностей общей выносливости - это способность к широкому переносу, т.е. общая выносливость, развитая средствами беговой тренировки и проявляемая в беге, находится в большой взаимосвязи с результатами в лыжной гонке, ходьбе.

Считается, что общая выносливость является основой для развития всех остальных разновидностей проявления выносливости.

Проявление общей выносливости зависит от спортивной техники (в первую очередь от экономичности рабочих движений) и от способности спортсмена «терпеть», т.е. противостоять наступающему утомлению путём концентрации волевых усилий.

Биологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма спортсмена. Основной показатель потребления аэробных возможностей - это максимальное потребление кислорода (МПК) в литрах в минуту.

Специальная выносливость - это способность проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и характером) специализированного упражнения. [10,15,18]

В беге на средние дистанции специальная выносливость (её в этом случае также называют скоростной выносливостью) проявляется в поддержании необходимой скорости на дистанции.

Проявление специальной выносливости зависит от некоторых физиологических и психологических факторов. Основной физиологический фактор анаэробные возможности.

При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:

15.продолжительность упражнения;

16.интенсивность;

17.продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;

18.характер отдыха;

19.число повторений упражнения.

При нормировании выполнения циклических упражнений особое внимание заслуживают процессы возрастного развития двигательной системы. Изменения физиологических процессов в связи с выполнением тренировочных занятий обусловлены воздействием на организм повторяющихся движений. При этом в первую очередь происходят изменения функционального состояния двигательной системы. Вегетативные процессы перестраиваются под влиянием раздражений, сигнализирующих о возможной гипоксии, но главным образом - под влиянием моторно-висцеральных рефлексов. Поэтому при планировании тренировочных занятий и выборе нагрузок важно учитывать не только обменные процессы, но и возрастные особенности регуляции движений и освоения техники моторных навыков.

 

Развитие выносливости

 

Показатели выносливости у детей младшего школьного возраста незначительны. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 9 мин, у детей 9 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени [6,11,25]. Однако уже к 10-летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия (например, ускоренный бег 30 м с короткими промежутками для отдыха) или мало интенсивную работу (медленный, сравнительно продолжительный бег).

Развитие выносливости, как и других физических способностей, на различных этапах возрастного созревания организма происходит неравномерно.

Первое значительное увеличение продолжительности бега с указанной интенсивностью наблюдается у девочек в 9 лет, у мальчиков в 10 лет; затем в 12 и соответственно в 13 лет; у юношей в 16 лет этот показатель выносливости наиболее существенно, у девушек после 14 лет продолжительность бега с каждым годом сокращается, если не проводить направленной тренировки.

Вопреки распространенной прежде точки зрения, современные исследования и практика детского спорта убеждают, что уже в младшем школьном возрасте следует направлено воздействовать на развитие выносливости разного типа, в первую очередь выносливости в работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей особых требований к анаэробно - гликолитическим возможностям организма. [14]

Воспитанию выносливости необходимо уделять достаточное внимание во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми - в общей физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и особенно в спортивной тренировке юных спортсменов.

Естественно, что, решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. В экспериментах на животных показано, что продолжительные нагрузки могут вызвать замедление прибавки в весе растущего организма, подавлять функции желёз внутренней секреции, обуславливать ряд патологических процессов. Нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле. [1]

При воспитании выносливости у младших школьников чаще всего используются подвижными играми, включающими кратковременно - интенсивные повторяющиеся двигательные действия с сюжетными паузами, а затем и играми с повышенной моторной плотностью. При достаточно умелом регулировании режима двигательной активности занимающихся игры, особенно спортивные, могут существенно содействовать развитию выносливости разного типа, в том числе и выносливости в непрерывной работе циклического характера. Этот эффект наиболее значительно проявляется на первых этапах физического воспитания. Однако игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дозировано воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные типы выносливости. Отсюда понятно стремление использовать уже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств и методов, которые дают возможность оказывать точно дозированные воздействия (бег на различные дистанции, бег на лыжах и другие упражнения циклического характера, а также серийно выполняемые гимнастические и другие общеподготовительные упражнения, организованные в форме «круговой тренировки»). [11,16]

Согласно исследовательским данным (А.Н. Макаров), воспитание выносливости в беге у школьников 11-12 лет целесообразно начинать с кроссовой подготовки и равномерного пробегания со скоростью 2-3 м/сек 200 - 400-метровых отрезков дистанции повторно в чередовании с ускоренной ходьбой (30-50 м в темпе 150 шагов в минуту). Как правило, в результате регулярных занятий такими упражнениями за 1-2 месяца удаётся значительно увеличить продолжительность пробегаемых дистанций. После этого вводится дополнительно переменный бег, который дозируется по схеме: 200-400 м со скоростью 2-3,5 м/сек и 30-50 м ускоренного бега (4-4,5 м/сек). При систематической тренировке общий километраж, преодолеваемый в таких упражнениях, может достигать в отдельных занятиях 2-3 км, а длина кроссовой дистанции - 10 км (у мальчиков 11-12 лет). [12,13]

По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используется всё более широкий комплекс упражнений - циклических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т.д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно - методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.

В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями «на выносливость» применяют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере богатой кислородом (на открытой площадке, в парке, в зале с мощной вентиляцией и т.п.). [12,15,25]

Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в школьный период - постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности. Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется при этом, естественно, в зависимости от специфики спортивной специализации.

Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек, отмеченные выше (падение её показателя после 14 лет), для них предусматривают менее значительные нагрузки «на выносливость», чем у юношей (например, если начальный норматив ГТО в кроссовом беге для мальчиков и девочек 10-11 лет почти одинаков, а в плавании вообще не различается, то для девушек 16-18 лет устанавливается не только в два раза меньшая, чем у юношей, кроссовая дистанция, но и меньшая скорость её преодоления - 0,5 и 1 км со скоростью около 4,2 4,8 м/сек соответственно). Вместе с тем и для девушек необходимо предусматривать такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте. [12]

 


Методика исследования

 

Эксперимент состоял из 3-х частей:

.   Показатели шагомера

.   Простая зрительно-моторная реакция

.   Мышечная выносливость.

Целью нашего исследования было изучение корреляции двигательной активности по показателям шагомера, простой зрительно-моторной реакции и мышечной выносливости.

Исследования простой зрительно-моторной реакции и мышечной выносливости проводились с помощью программы НейроСофт 2003. НС-Психо Тест 2002-2004.

ПЗМР исследовались с помощью прибора ЗМ Анализатор. Тестировались оба глаза.

При исследовании простой зрительно-моторной реакции вычислялся уровень функциональных возможностей центральной нервной системы и церебральный гомеостаз, кроме того, регистрировались: максимальная, минимальная и средняя величины, а также мода, амплитуда моды, среднеквадратичное отклонение и размах интервалов времени между предъявлением светового раздражителя и реакцией обследуемого. Методика имеет полностью формализованную интерпретацию результатов с представлением состояния обследуемого на двумерной матрице - «светофоре».

Шагомер (педометр) - это прибор, автоматически подсчитывающий количество пройденных шагов и предназначенный для контроля физической активности. Шагомер состоит из датчика шага и счётчика. Современные шагомеры - это электронные устройства, построенные с использованием микрокомпьютера. Такая внутренняя сложность позволяет улучшить точность счёта, сократив количество ложных срабатываний благодаря хитрым алгоритмам распознавания истинного шага.

При работе с шагомером у испытуемого замерялось количество пройденных шагов за сутки. Кроме того шагомер автоматически высчитывает количество пройденных километров и калорий.

Исследование на активность мышц заключалось в том, что измерялась максимальная мышечная сила с помощью динамометра. Испытуемый должен был определенное время удерживать показатели динамометра силой.

В исследовании участвовали 12 человек. Обследованные представляли собой однородную социальную группу, в которую входили студенты от 19 до 22 лет женского пола.

Обследования проводили с соблюдением биоэтических правил.

Расчеты корреляции проводились с помощью программы «Statistica 5.5», по критерию Пирсона.

В эксперименте участвовали 12 человек женского пола. Нам необходимо определить корреляцию между количеством пройденных шагов и показателями физиологического состояния организма испытуемых. Для этого используем критерий корреляции по Пирсону.

Первым пунктом нашей работы является общий статистический анализ выборки.

 

Таблица 1. Показатели общего статистического анализа выборки

  N Ср. арифм Мин.значение Макс. значение Дисперсия Ст. отклонение. Ошибка ср. арифм Ассиметрия Ст. Ошибка ассиметрии  Эксцесс Ст. Ошибка эксцесса
Шаги 12 7561,6 1102 14693 16593480 4073,51 1175,92 0,185 0,64 -0,609 1,23
Функц. ур-нь сиc-мы 12 4,4 3,77 5,03 0 0,40 0,11 0,518 0,64 -0,615 1,23
Уст-ть реакции 12 1,46 0,64 2,73 0 0,58 0,17 0,889 0,64 0,833 1,23
Ур.функц. воз-ти 12 3,04 2,09 4,30 0 63 0,18 0,645 0,64 0,016 1,23
Мышечная сила 12 28,96 20,50 42,50 35,00 5,90 1,70 1,019 0,64 1,58 1,23
Выносливость 12 96,62 89,70 100,00 14,00 3,70 1,07 -1,137 0,64 0,24 1,23

 

Из данной таблицы следует, что среднее значение шагов 7561,1 при диапазоне от 1102 до 14693 шагов. В норме за сутки человек должен проходить 10000 шагов. В рамках этого эксперимента мы видим, что данную норму выполнили только трое из испытуемых.

Из общего статистического анализа нашей выборки мы видим, что разброс между всеми показателями очень большой. Среднее значение функционального уровня системы равно 4,4 при диапазоне вариации от 3,77 до 5,03. Устойчивость реакции имеет среднее значение 1,46 при диапазоне 0,64 - 2,73. Среднее значение уровня функциональной возможности организма составляет 3,04 при диапазоне от 2,09 до 4,30. Также большой разброс показателей имеет мышечная сила. Среднее значение мышечной силы имеет значение 28,96 при диапазоне показателей от 20,50 до 42,50. Среднее значение выносливости 96,62 при диапазоне от 89,70 до 100.

Следующим этапом нашего исследования являлось проверка на нормальность распределения, для определения дальнейшего метода расчетов корреляции.

 

Рис. 1. Распределение частот количества шагов


Рис. 2. Распределение частот устойчивости реакции

 

Рис. 3. Распределение частот функционального уровня системы

 

Из рисунков гистограмм видно, что распределение значений признаков близко к нормальному. Так как уровень значимости p> 0,05, то можно считать, что изучаемые показатели распределяются нормально. Поэтому для дальнейшего расчета корреляции используем критерий Пирсона.

 

Таблица 2. Корреляционная зависимость изучаемых показателей

  Шаги Функц. ур. сист. Устойч. р-ции Ур.функц. возм-ти Мыш. сила Выносливость
Шаги 1 0,39 0,39 0,40 0,17 0,29
Функц. ур. Сист. 0,39 1 0,97 0,98 0,12 0,28
Устойч. Р-ции 0,38 0,97 1 0,99 0,21 0,29
Ур.функц. возм-ти 0,40 0,98 0,99 1 0,19 0,30
Мыш. сила 0,17 0,12 0,21 0,19 1 0,22
Выносливость 0,22 0,28 0,29 0,30 0,22 1

 

Значения в ячейках корреляционной матрицы симметричны относительно диагонали, пересекающей ее слева направо, сверху вниз. Достоверные значения коэффициента корреляции отмечены в таблице красным цветом.

Если коэффициент корреляции по модулю превышает значение 0,95, то принято считать, что между данными переменными существует практически линейная зависимость. Если коэффициент корреляции имеет величину от 0,8 до 0,95, считается, что это свидетельствует о сильной степени линейной связи между исследуемыми показателями. Если коэффициент корреляции находится в диапазоне от 0,6 до 0,8, это указывает на наличие линейной связи между измеренными показателями. И, наконец, в том случае если коэффициент корреляции не превышает 0,4, принято считать, что линейная связь между переменными не выявлена.

Из показателей данного исследования мы можем сказать, что практически линейная зависимость существует между функциональным уровнем системы и устойчивостью реакции; уровнем функциональных возможностей организма и Функциональным уровнем системы; уровнем функциональных возможностей организма и устойчивостью реакции.

В данной матрице как и в таблице, графики дублируются по диагонали, представлены гистограммами переменных. Линии регрессии характеризуют взаимоотношения между показателями.

Имеем значения при р = 1% и 5% они равны при 5% = 0.5760 и при 1% = 0.658. при построении оси значимости мы увидим, что наши числа находятся далеко в зоне значимости, что говорит о том, что корреляция между функциональным уровнем системы и устойчивостью реакции = 0,965; функциональным уровнем системы и уровнем функциональных возможностей организма; уровнем функциональных возможностей организма и устойчивостью реакции реально существует и достоверно доказана.

Связь между другими показателями, такими как двигательная активность и устойчивость реакции, двигательной активностью и функциональным уровнем системы, уровнем функциональной возможности и двигательной активности, либо отсутствует либо очень мала.


Заключение

Из всего вышесказанного можно отметить, что уровень адаптации и выносливости и их развитие определяют здоровье и физиологические возможности нашего организма.

Здоровье - врожденная и приобретенная способность адекватно адаптироваться к постоянно и быстро меняющимся природным, производственным и социальным условиям среды обитания и при этом поддерживать физическое и умственное благосостояние.

Исходя из задач данной работы, следует отметить, что занятия физической культурой имеют большое значение для развития здорового организма. Но они только тогда будут нести оздоровительное значение, когда на них будут нормироваться нагрузки в соответствии с возможностями организма. Важно планирование и нормирование физических тренировок.

 


Список литературы

1) Абдулова А.М., Орлова Р.В., Теннова В.П., Иена Е.Б., Шенкмана, С.Б., Болотников П.Г. «Книга легкоатлета». М., «Физкультура и спорт», 2001 г. - 268 с.

2) Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 477 с.

3) Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. - М., «Наука», 1978 г. - 399 с

) Балыкин М., Х. Каркобатов, А. Чонкоева, Е. Блажко, Р. Юлдашев, Ю. Пенкина. Структурная «цена» адаптации к физическим нагрузкам в условиях высокогорья //Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы /Тез. докл. Междунар. конгр. М., 24-28 мая 1998 г., т. 1, с. 170-171.

) Вайцеховский С.М. «Книга тренера». М., «Физкультура и спорт», 2005 г. - 184 с.

) Валик Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М., «Физкультура и спорт», 2004 г. - 312 с.

) Гаркави Л.Х., Е.Б. Квакина, М.А. Уколова. Адаптацион ные реакции и резистентность организма. - Ростов-на-Дону: Ростовский ун-т, 1977. - 109 с.

) Гаркави Л.Х., Е.Б. Квакина, М.А. Уколова. Адаптацион ные реакции и резистентность организма. 2-е изд., доп. - Ростов-на-Дону: Ростовский ун-т, 1979. - 128 с.

) Гончаров С.Ф., Ушаков И.Б., Лядов К.В., Преображенский В.Н. «Профессиональная и медицинская реабилитация спасателей» - М.: «Паритет Граф».2002 г. - 210 с.

) Дедковский С.М. Скорость или выносливость - М.: «Физкультура и спорт», 2006. - 264 с.

) Егер К., Оельшлегель Г. «Юным спортсменам о тренировке». М., «Физкультура и спорт», 2004 г. - 295 с.

) Жевновата Ж.Д., Заярин Г.А., Короткова Т.П., Рыбковский А.Г. «Методика обучения видам лёгкой атлетике». Донецк, ДонГУ, 2006 г. - 419 с.

) Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте - М.: Физкультура и спорт, 2002 г. - 246 с.

) Ломан В. «Бег, прыжки, метания». М., «Физкультура и спорт», 2004 г.

) Макаров А. «Бег на средние и длинные дистанции». М., «Физкультура и спорт», 2006 г. - 334 c.

) Матвеев Л.П., Новиков А.Д. «Теория и методика физического воспитания». М., «Физкультура и спорт», 2006 г. - 210 с.

) Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 278 с

) Озолин Н.Г., Воронкина В.И., Примакова Ю.Н. «Лёгкая атлетика». М., «Физкультура и спорт», 1999 г. - 315 с.

) Павлов С.Е. Адаптация. - М., «Паруса», 2000. - 282 с.

) Павлов С.Е., Кузнецова Т.Н. Тестирование в спорте. Оценка уровня тренированности - традиции и реальность // В сб.: «Спортивно-медицинская наука и практика на пороге XXI века». - М., 2000. - С. 129.

) Павлов С.Е. Теория адаптации и теория спортивной тренировки // В сб.: XVI Всероссийской научно-практической конференции «Акутуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортивного резерва», - Москва, 5-7 октября, 1999. - стр. 65-67.

) Павлов С.Е., Кузнецова Т.Н. Адаптация и стресс в спорте // В сб.: «Актуальные вопросы медицинской реабилитации в современных условиях» - М., 1999 - С. 307-312.

) Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.

) Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоров'я, 1988. - 216 с.

25) Полунин А.И. Школа бега - М.: Советский спорт, 2003 г. - 268 с.

) Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие /. - Минск: Новое знание, 2006. -416 с.: ил.

27) Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме - М.: Медгиз, 1960. - 429 с.

) Стрельцов, В.А. Физическая культура в контексте личностного развития студентов: учебное пособие / Стрельцов В.А.; Теория и практика физической культуры «Сургутский государственный ун-т». - Сургут, 2003, №4. - С. 6-19.

) Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания - М.: «Физкультура и спорт», 2005 г. - 382 с.

Курсовая работа

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ (ДЕВУШЕК) 18-22 ЛЕТ


Введение

C туденческие годы - один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать половые и индивидуальные особенности студентов, а также резервные возможности их организма на данном этапе функционального развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения или недостаточных или чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности.

Цель работы - показать, как важно нормирование нагрузок на занятиях физической культуры для студентов 18 - 22 лет.

 


Общие понятия о возрастной физиологии

 

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза; рассматривает функции органов и систем, а также организма в целом по мере его роста и развития и особенности этих функций на каждом возрастном этапе. Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза. Данные возрастной физиологии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований.

В настоящее время одной из важнейших задач является воспитание и развитие здорового молодого поколении. Решение этой проблемы невозможно без знания возрастных особенностей структуры, функции и регуляции деятельности каждого органа, его взаимосвязей с другими органами, то есть возрастных особенностей функционирования организма. Организация учебных занятий, занятий физической культурой, труда и отдыха студентов требует знания функциональных возможностей организма [26]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.112 (0.102 с.)