Билет 1. Объект и предмет государственного и муниципального управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1. Объект и предмет государственного и муниципального управления.



Билет 1. Объект и предмет государственного и муниципального управления.

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, прокуратуры, судов, и т. д.).

Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов государства по осуществлению исполнительной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Местное самоуправление — это децентрализованное государственное управление, осуществляемое на уровне субъектов государства (регионы, области …)

 

Наука ГУ - целостная система знаний об общих явлениях и закономерностях организации и деятельности ГУ. Предметом науки государственного управления является структура и деятельность органов, составляющих аппарат государства и публичных коллективов.

 

В качестве объективных основ государственного управления следует назвать:

Природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию на земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение и т.д. диктуют людям отвечающие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.

Естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей, типы градо- и домостроений, характер поселений, технологии земледелия, виды коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции, обычаи и менталитет.

Культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня объективной жизненной опорой. Общественные формы жизнедеятельности людей: в России такие формы как веч, собор, казачий круг, дума, артель, община товарищество. и др., отличающиеся коллективистским началом.

Производственная база - со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории определенного сообщества людей может и должна рассматриваться как объективная данность. Реально она представляет собой единственную материальную (техногенную) основу существования общества.

Система экономических отношений - данная система соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека

Социальная сфера - состоит из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.

Духовная культура - имеет два среза - субъективный, связанный с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий материальное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие.

Научно-технический прогресс.

 

Объект государственного управления

• первичный элемент управляемой подсистемы социально-экономической системы – человек

• в зависимости от выбранных классификационных признаков элементами управляемой подсистемы являются отрасли, регионы, организационные формы различной формы собственности и т.п.

Билет 3. Основные концепции государственного и муниципального управления

Процессный подход

Управление рассматривается здесь как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей. Каждая из этих функций также является процессом. Таким образом, управленческий процесс - не механическая сумма, а единство, синтез этих частных процессов.

В рамках процессного подхода большое внимание уделялось анализу функций управления. К числу таких функций относятся: прогнозирование, планирование, организация, руководство, распорядительство, регулирование, координация, контроль, коммуникации, оценка, учет, анализ и т.д.

 

Системный подход

Организация рассматривается как открытая система, которая общается с внешней средой, адаптируется к изменениям этой среды. Каждый из элементов организации также представляет собой систему более низкого уровня.

 

Ситуационный подход

Предшествующие подходы основное внимание уделяют анализу опыта управления и обоснованию на этой основе принципов рационального управления. Главное достижение ситуационного подхода - в обосновании прямого приложения научных разработок для решения задач в конкретных ситуациях. Основное внимание уделяется анализу ситуации - конкретного набора обстоятельств, существенно влияющих на организацию.

 

 

Местное управление

· самоуправление - это есть государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, - управление, которое, в противоположность государственно-бюрократическому, есть управление через посредство самих заинтересованных лиц (Г.Еллинек.)

· местное самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением (Н.Лазаревский)

· Местное самоуправление - осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательною властью или которые принадлежат им по общему праву (Редлих и П.Ашлей).

Президент РФ

Президент как высшее должностное лицо республики наделен большими полномочиями. Он представляет РФ внутри Федерации и вовне, в частности, ведет переговоры и подписывает от ее имени международные и межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации.

Как глава всей управленческой иерархии, всей системы исполнительной власти Президент руководит деятельностью Правительства республики и принимает меры для эффективного осуществления Правительством своих полномочий.

Глава исполнительной власти России обязан принимать меры по обеспечению государственной и общественной безопасности, он возглавляет Совет безопасности РФ, в установленном законом порядке объявляет чрезвычайное положение.

Президент вправе издавать указы и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории республики, и проверять их исполнение.

 

Президент обслуживается специальным аппаратом - администрацией Президента. В нее входят секретариаты, управление делами, информационно-аналитический центр, пресс-центр и другие структурные подразделения.

 

Правительство

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти. Он возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их согласованную деятельность и правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и законами к ведению РФ.

Российское правительство - орган коллегиальный. В него входят Председатель Правительства, его первые заместители и заместители, министры, председатели государственных комитетов, а также руководитель аппарата Правительства.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового Правительства.

 

Как федеральный орган управления общей компетенции Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. В сфере экономики Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, занимается экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, способствует укреплению денежной и кредитной системы, приводит единую политику цен, рационального использования природных ресурсов. Правительство разрабатывает федеральный бюджет и организует его исполнение.

Правительство подготавливает программы социального развития, организует здравоохранение, народное образование, способствует развитию культуры.

Главное направление деятельности Правительства - защита интересов государства, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка, обеспечение обороноспособности и государственной безопасности. На него возложено руководство в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями, внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

Порученные задачи Правительство частично выполняет непосредственно, но в основном через подведомственные ему органы.

 

Центральные органы федеральной исполнительной власти.

В настоящее время в России существует несколько организационно-правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти:

1.    Федеральные министерства;

2.    иные федеральные органы исполнительной власти.

Все центральные органы РФ наделены специальной компетенцией, они руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми или межотраслевыми (функциональными). они подчинены непосредственно Правительству и действуют на основании законов, актов Президента и Правительства. Правовой основой деятельности служат также специальные положения. Положения о каждом из центральных органов утверждаются Президентом РФ или по поручению Правительством, которое устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов министерств, государственных комитетов и других центральных органов исполнительной власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание. В случае необходимости он вправе передавать (делегировать) им решение отдельных вопросов.

Правительство РФ назначает и освобождает от должности заместителей руководителей центральных органов, членов их коллегий, комитетов, осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты всех подведомственных ему органов.

Как правило, каждый центральный орган федеральной исполнительной власти возглавляет определенное ведомство, выполняет функции его центра, штаба, обеспечивает выполнение всех производственных и наряду с ними экономико-экологических, специальных задач, стоящих перед ведомством.

Обычно центральный орган построен по схеме:

1.    руководство (руководитель, его заместители, коллегия, комитет, ведомственные научные и иные советы);

2.    производственные структурные подразделения, которые руководят службами, непосредственно выполняющими те задачи, ради которых ведомство и создано;

3.    штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной деятельностью в рамках ведомства (управления бухгалтерского учета, кадров и др.).

 

Президент РФ

Пост Президента учрежден Законом "О Президенте РСФСР", принятым Верховным Советом 24 апреля 1991 г. На этот пост может быть избран только гражданин РФ в возрасте от 35 до 65 лет, обладающий избирательным правом. Президент избирается сроком на 4 года путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

 

Президент как высшее должностное лицо республики наделен большими полномочиями. Он представляет РФ внутри Федерации и вовне, в частности, ведет переговоры и подписывает от ее имени международные и межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации.

Ему предоставлено право назначать и отзывать дипломатических представителей РФ, принимать верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей.

Президент обязан обеспечить деловое сотрудничество всех трех властей: законодательной, исполнительной и судебной, взаимодействие высших органов государственной власти и управления. Он олицетворяет единство России, ее суверенитет и целостность и обязан обеспечить гражданский мир, национальное согласие, демократический режим, быть гарантом прав и свобод граждан.

Президент активно влияет на деятельность законодательных органов. По его предложению созываются внеочередные заседания Федерального Собрания РФ, он вправе обращаться к нему с посланиями, он обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы РФ в течение 14 дней с момента их принятия. Конституция наделила Президента правом отлагательного вето, т. е. правом не подписывать (а значить и не обнародовать) принятый закон и до истечения двухнедельного срока возвращать его для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принимается большинством голосов, то Президент обязан подписать и опубликовать его в течение 3 дней.

Как высшее должностное лицо республики Президент обращается с посланиями к народу РФ, награждает государственными наградами, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания, решает в соответствии с законом вопрос гражданства, предоставления политического убежища, осуществляет право помилования граждан, осужденных судами РФ.

 

Президент, Правительство РФ, главы исполнительной власти и советы министров республик в составе РФ, главы администрации и органы исполнительной власти автономных и административно-территориальных образований образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Как глава всей управленческой иерархии, всей системы исполнительной власти Президент наделен большими полномочиями.

Он руководит деятельностью Правительства республики и принимает меры для эффективного осуществления Правительством своих полномочий. С согласия Федерального Собрания российский Президент вправе назначить главу правительства, а по представлению последнего - назначать и освобождать министров, руководителей комитетов и иных центральных ведомств РФ.

Президент вправе отметить постановление, распоряжение Совета Министров, если оно незаконно.

Глава исполнительной власти России обязан принимать меры по обеспечению государственной и общественной безопасности, он возглавляет Совет безопасности РФ, в установленном законом порядке объявляет чрезвычайное положение.

Президент вправе издавать указы и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории республики, и проверять их исполнение.

 

Президент обслуживается специальным аппаратом - администрацией Президента. В нее входят секретариаты, управление делами, информационно-аналитический центр, пресс-центр и другие структурные подразделения.

Министерство - центральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности.

а) министерство - единоначальный орган, возглавляемый министром, который входит в состав Правительства, имеет все полномочия в сфере компетенции министерства и несет всю полноту ответственности за деятельность министерства, издает приказы, инструкции и дает указания по вопросам деятельности министерства.

б) в министерстве образуется коллегия в составе министра, его заместителей и руководящих сотрудников системы министерства. Она рассматривает важнейшие вопросы и принимает соответствующее решение в форме постановлений.

Билет 1. Объект и предмет государственного и муниципального управления.

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, прокуратуры, судов, и т. д.).

Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов государства по осуществлению исполнительной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Местное самоуправление — это децентрализованное государственное управление, осуществляемое на уровне субъектов государства (регионы, области …)

 

Наука ГУ - целостная система знаний об общих явлениях и закономерностях организации и деятельности ГУ. Предметом науки государственного управления является структура и деятельность органов, составляющих аппарат государства и публичных коллективов.

 

В качестве объективных основ государственного управления следует назвать:

Природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию на земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение и т.д. диктуют людям отвечающие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.

Естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей, типы градо- и домостроений, характер поселений, технологии земледелия, виды коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции, обычаи и менталитет.

Культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня объективной жизненной опорой. Общественные формы жизнедеятельности людей: в России такие формы как веч, собор, казачий круг, дума, артель, община товарищество. и др., отличающиеся коллективистским началом.

Производственная база - со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории определенного сообщества людей может и должна рассматриваться как объективная данность. Реально она представляет собой единственную материальную (техногенную) основу существования общества.

Система экономических отношений - данная система соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека

Социальная сфера - состоит из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.

Духовная культура - имеет два среза - субъективный, связанный с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий материальное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие.

Научно-технический прогресс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.038 с.)