Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические аспекты изучения проявлений детской тревожности при поступлении в школуСтр 1 из 6Следующая ⇒
Оглавление
Введение 1. Теоретические аспекты изучения проявлений детской тревожности при поступлении в школу 1.1 Понятие, причины детской тревожности 1.2 Понятие и признаки школьной тревожности 1.3 Причины школьной тревожности 1.4 Направления работы с тревожным ребенком 2. Экспериментальное исследование 2.1 Методика и испытуемые 2.2 Результаты исследования и их обсуждения Заключение Список использованной литературы Приложения Введение
Переход от дошкольного детства к школьному является важным этапом социализации ребенка. Он характеризуется изменением его места в системе общественных отношений [1]. Следует подчеркнуть, что для детей освоение новой социальной позиции связано с изменением их ценностных ориентаций и, в первую очередь, с формированием у них моральной направленности личности. Развитие ребенка заключается в активном овладении способами и средствами практической познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение [4]. Поэтому учение является для него не просто деятельностью по усвоению знаний, а воспринимается в качестве собственной трудовой обязанности и означает смену образа жизни. В данном контексте невозможно обойти стороной такую проблему, как сколяризация дошкольного детства, которая подразумевает изменение направленности вектора воспитания детей от игры в сторону подготовки к школьному обучению [8]. Здесь особенно важно учитывать переживания ребенка, связанные с тем, что переход к новому виду деятельности имеет для него острую аффективную окраску. В последнее время появляется большое количество психологических работ, в которых отмечается появление страха В.С. Собкин, А.И. Иванова, К.Н. Скобельцина школы у детей уже на этапе дошкольного возраста, то есть еще до начала школьного обучения. Подобные проявления, как правило, вызваны ожиданием постоянного неуспеха в школе или плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников. Характерно, что в этих случаях и сами родители боятся школы, непроизвольно транслируя свои переживания детям [5, 6, 13]. Поэтому сегодня остро стоят проблемы социальной готовности ребенка к школьному обучению и выбора школы, отвечающей потребностям ребенка. Здесь наиболее существенным моментом, на наш взгляд, является установление партнерских взаимоотношений в триаде "учитель - родитель - ребенок". Такой подход позволит обеспечить ребенку гармоничное, полноценное развитие и адаптацию на данном этапе социализации.
Целью данной работы является изучение диагноста проявлений детской тревожности при поступлении в школу, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты диагностики проявлений тревожности детей провести исследование тревожности при поступлении в школу Объектом исследования являются дети разного возраста. Предметом исследования является тревожность при поступлении в школу. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области психологии, педагогике, материалы периодических изданий и сети Интернет. Теоретические аспекты изучения проявлений детской тревожности при поступлении в школу
Экспериментальное исследование
Методика и испытуемые
Социальная ситуация развития ребенка обусловлена тем, что на каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его социальная и учебная деятельность соответствует требованиям школы. Плохая адаптация ребенка к школе проявляется прежде всего в высокой тревожности. В свою очередь тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации [11]. Для каждого возраста существуют определенные области жизни, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого личностного образования. Эти "возрастные пики тревожности" детерминированы возрастными задачами развития [13].
Большое внимание в научной литературе уделяется непосредственно школьной тревожности у детей [5], [7], [12]. Спектр наиболее распространенных психологических проблем школьников чрезвычайно разнообразен: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, конфликтные отношения с учителями и сверстниками [2], [17] и Л.С. Славина [16] отмечает, что на мотивацию к обучению влияют обстоятельства жизни ребенка, взаимоотношения с окружающими взрослыми, положение в школе, отношения с учителями и товарищами. Существует и обратная связь, поскольку, как правило, именно из-за неуспеваемости у школьников возникают отрицательные переживания, формируются неправильные взаимоотношения с одноклассниками, педагогами, родителями, что, в свою очередь, оказывает дополнительное влияние на актуальное психоэмоциональное состояние школьников. Кроме того, в период школьного обучения ребенку приходится переживать и ряд возрастных кризов, существенно влияющих на его эмоциональную и соматическую сферы ([6], [18] и др.). Помимо кризиса семи лет, непосредственно связанного с началом школьного обучения и необходимостью адаптации к новым социально-педагогическим условиям, не менее болезненным периодом для подростка является и период полового созревания. По мнению С.А. Кулакова [9], подростковый возраст является периодом особой концентрации конфликтов, часто приводящим к различным поведенческим отклонениям, таким как делинквентность, агрессивное поведение, наркомания, суициды и т.п. Все эти аспекты, так или иначе, могут иметь в своей основе повышенный уровень тревожности школьников. Отличительной чертой тревожных расстройств является то, что тяжелая тревога повреждает функционирование ребенка в различной степени и в разных ситуациях. Нередко дети, излагая свои школьные проблемы, описывают состояния непреходящей тревоги, сопровождающей многие возрастные проблемы, испытываемый ими страх устойчив и мешает в повседневной жизни. В таких случаях они говорят о том, что ощущают постоянное беспокойство, усталость, подавленность и раздражительность. Можно констатировать, что тревожные проявления в школьном возрасте многогранны, они определяются многими факторами. Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития [6]. Тревожность рассматривается как показатель "преневротического состояния". Роль тревожности чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков [9]. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и т.д.), а также при овладении новой деятельностью [8]. В отечественной психологии информация об исследованиях тревожности у детей и подростков, несмотря на их очевидную актуальность, встречается не так часто и носит разрозненный и фрагментарный характер. Изучение же динамики тревожности в школьном возрасте имеет, как правило, ярко выраженный прикладной характер [11]. Тревожность школьников чаще всего изучается преимущественно в рамках какого-либо одного возраста [1], [4], [10]. В числе масштабных исследований особо выделяются работы А.М. Прихожан [14], отражающие опыт многолетнего (лонгитюдного) исследования (с 1970 по 1997 г.) тревоги как состояния и тревожности как устойчивого функционального образования на разных этапах детства: от старшего дошкольного до раннего юношеского возраста, а также проводившиеся в 1998-2003 гг. А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой исследования "тревожных" этапов школьной жизни [11].
Среди основных причин недостатка подобного рода работ выделяются сложности, связанные с отсутствием единого психометрического инструмента, который позволил бы исследовать данный феномен в различных половозрастных группах школьников. Авторы, пытающиеся решить эту проблему, сталкиваются с очевидными трудностями сопоставления результатов, полученных на различных возрастных группах различными методами изучения тревожности. Эти трудности обусловлены, в частности, тем, что теоретические предпосылки используемых в этих целях методов не всегда едины Нами была разработана оригинальная методика "Многомерная оценка детской тревожности" (МОДТ) [15], которая представляет собой многошкальный опросник, позволяющий многомерно оценить характеристики тревожности у детей и подростков, значимые для медико-психолого-педагогической практики. Разработанные нами принципы многомерной оценки детской тревожности способны отразить не только уровень и характер тревожности у детей и подростков школьного возраста (7-18 лет), но также и максимально возможный спектр ситуаций, в которых эта тревожность может возникать. Опросник отвечает современным психометрическим критериям надежности (r = 0,51 ^ 0,78) и валидности (r= 0,47 ^ 0,56). Другими словами, он дает возможность использовать единый методический подход к исследованию детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет, позволяющий отслеживать не только возрастную динамику структуры тревожности, но и специфику ее проявлений в связи с особенностями психоэмоционального развития школьников в различные возрастные периоды. В соответствии с задачей изучения возрастной динамики структуры тревоги и тревожности у детей и подростков школьного возраста в норме за период с 2003 по 2008 гг. нами были исследованы 942 школьника (443 мальчика и 476 девочек) четырех средних общеобразовательных школ (№91, №97, №100 и № 271) трех районов Санкт-Петербурга (Петроградского, Выборгского и Красносельского), учащихся с I по XI классы.
Основным методом изучения возрастной динамики структуры тревоги и тревожности школьников в данном исследовании явилась оригинальная методика "многомерная оценка детской тревожности" (МОДТ) [15]. Она представляет собою опросник из 100 вопросов, составляющих содержание 10-ти шкал (по 10 вопросов на каждую шкалу), которые отражают различные аспекты проявления тревоги школьников. На предлагаемые вопросы испытуемый должен ответить "да" или "нет". За каждое совпадение ответа с "ключом" начисляется по одному "сырому" баллу. Таким образом, по каждой шкале минимальным является 0, а максимальным 10 баллов. В данном исследовании перевод в стандартные баллы не осуществлялся, поскольку для оценки динамики тревожности нам было важно видеть, каким именно образом изменяются показатели в пределах нормы. На основании сравнительного анализа "сырых" баллов, полученных по 10-ти шкалам МОДТ, представилось возможным получение информации о структурных особенностях тревожности конкретного школьника по четырем основным направлениям психологического анализа, связанным с оценкой: уровней тревожности, имеющих непосредственное отношение к личностным особенностям ребенка (шкалы 1, 3 и 7); особенностей психофизиологического и психо-вегетативного тревожного реагирования ребенка в стрессогенных ситуациях (шкалы 9 и 10); роли особенностей социальных контактов ребенка в развитии тревожных реакций и состояний (в частности со сверстниками, учителями и родителями) (соответственно - шкалы 2, 4 и 5); роли ситуаций, связанных со школьным обучением (шкалы 6 и 8) в развитии тревожных реакций и состояний ребенка. Все полученные данные экспериментально-психологического исследования были обработаны с использованием программного пакета STATISTICA.6. Заключение
В целом можно констатировать, что в плане динамики показателей тревожности особо выделяются различия в группах 7-10 лет у девочек и 15-17 лет - у мальчиков. Данный факт убедительно свидетельствует о неравномерности протекания процесса взросления в зависимости от пола ребенка. Так, переломным для девочек является возраст 11-12 лет, а у мальчиков 13-14, что соответствует основным представлениям о периодизации развития в подростковом возрасте. В то же время обращает на себя внимание то, что параметр "тревога в отношениях с родителями" у школьников всех возрастов остается приблизительно на одном и том же уровне. Это может свидетельствовать об особой значимости данного фактора при возникновении какой-либо эмоциональной дезорганизации. Наибольшая разница по данному показателю отмечается лишь между группами младшего (11-12 лет) и старшего (15-17 лет) подросткового возраста, что свидетельствует о специфической динамике значимости роли родителей на различных этапах подросткового кризиса от нивелирования авторитетов в негативной фазе, к модифицированному варианту принятия - в позитивной. Таким образом, гармоничность отношений с родителями может служить своего рода маркером эмоциональной нестабильности ребенка в школьном возрасте.
Список использованной литературы
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2012.298 с. 2. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: МПСИ, 2012.480 с. 3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2011.208 с 4. Дубровина И. В и др. Младший школьник: Развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013.208 с. 5. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н. Урок в развивающем обучении. М.: Вита - Пресс, 2012.288 с. 6. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2010.400 с. 7. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Сфера, 2012.96 с. 8. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. СПб.: Речь, 2011.464 с. 9. Кулаков С.А. Руководство по реабилитации наркозависимых. СПб.: Речь, 2012.240 с. 10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: комплексная программа психокоррекционной работы с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2012.190 с. 11. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2011.248 с. 12. Нежнова Т.А., Филиппова Е.В. Различия в эмоциональном отношении к школе у детей шестилетнего и семилетнего возраста, обучающихся и не обучающихся в школе // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей М.: Педагогика, 2011. 13. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2012.192 с. 14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2010.304 с. 15. Ромицына Е.Е. Методика "Многомерная оценка детской тревожности". Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2012.112 с. 16. Славина Л.С. Трудные дети: Избр. психол. тр. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2012.431 с. . Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 2012.272с. 18. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 2012.282 с.
Приложения Описание метода Пациента, лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле вводят в состояние расслабления. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжестии приятной усталости - последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться (см. раздел Техника проведения). Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез). После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме тему - стандартный мотив Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы "сопровождает" пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения. Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа "да", "угу", восклицаний типа "Вот как!", повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента. Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. Длительностьпредставления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 - 40 минут. Для детейдлительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут. Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 - 15 сеансов, в особо сложных случаях достигая иногда 30 - 50 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию. Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю. Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии. Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией. Оглавление
Введение 1. Теоретические аспекты изучения проявлений детской тревожности при поступлении в школу 1.1 Понятие, причины детской тревожности 1.2 Понятие и признаки школьной тревожности 1.3 Причины школьной тревожности 1.4 Направления работы с тревожным ребенком 2. Экспериментальное исследование 2.1 Методика и испытуемые 2.2 Результаты исследования и их обсуждения Заключение Список использованной литературы Приложения Введение
Переход от дошкольного детства к школьному является важным этапом социализации ребенка. Он характеризуется изменением его места в системе общественных отношений [1]. Следует подчеркнуть, что для детей освоение новой социальной позиции связано с изменением их ценностных ориентаций и, в первую очередь, с формированием у них моральной направленности личности. Развитие ребенка заключается в активном овладении способами и средствами практической познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение [4]. Поэтому учение является для него не просто деятельностью по усвоению знаний, а воспринимается в качестве собственной трудовой обязанности и означает смену образа жизни. В данном контексте невозможно обойти стороной такую проблему, как сколяризация дошкольного детства, которая подразумевает изменение направленности вектора воспитания детей от игры в сторону подготовки к школьному обучению [8]. Здесь особенно важно учитывать переживания ребенка, связанные с тем, что переход к новому виду деятельности имеет для него острую аффективную окраску. В последнее время появляется большое количество психологических работ, в которых отмечается появление страха В.С. Собкин, А.И. Иванова, К.Н. Скобельцина школы у детей уже на этапе дошкольного возраста, то есть еще до начала школьного обучения. Подобные проявления, как правило, вызваны ожиданием постоянного неуспеха в школе или плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников. Характерно, что в этих случаях и сами родители боятся школы, непроизвольно транслируя свои переживания детям [5, 6, 13]. Поэтому сегодня остро стоят проблемы социальной готовности ребенка к школьному обучению и выбора школы, отвечающей потребностям ребенка. Здесь наиболее существенным моментом, на наш взгляд, является установление партнерских взаимоотношений в триаде "учитель - родитель - ребенок". Такой подход позволит обеспечить ребенку гармоничное, полноценное развитие и адаптацию на данном этапе социализации. Целью данной работы является изучение диагноста проявлений детской тревожности при поступлении в школу, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты диагностики проявлений тревожности детей провести исследование тревожности при поступлении в школу Объектом исследования являются дети разного возраста. Предметом исследования является тревожность при поступлении в школу. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области психологии, педагогике, материалы периодических изданий и сети Интернет. Теоретические аспекты изучения проявлений детской тревожности при поступлении в школу
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.066 с.) |