Методика заучивания десяти слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика заучивания десяти слов



Методика заучивания десяти слов была предложена А.Р. Лурией. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти; произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями; для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии, а также для изучения объёма и особенностей функционирования процессов памяти вне патологии.

Стимульный материал: Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление набора не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.

Примеры набора слов.

. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Порядок работы: Испытуемому дается инструкция:

«Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке». Экспериментатор читает слова медленно и четко. В протоколе (форма 53) он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.) Иногда больные называют лишние слова, что также отмечается экспериментатором в протоколе.

Как правило, здоровые обычно запоминают все слова уже со второго или третьего предъявления. Для больных требуется не менее 8-10 предъявлении для полного (или почти полного) воспроизведения. По суммарному количеству предъявлений набора слов до его полного воспроизведения испытуемым делается вывод об уровне развития кратковременной памяти. Уровни подбираются экспериментатором самостоятельно в зависимости от контингента испытуемых. В рамках данного исследования:

Высокий уровень - воспроизведение с 1-2 раза

Средний уровень - воспроизведение со 2 - 4 раза

Низкий уровень - воспроизведение с 5 - 6 раза

Выводы по главе:

1. Таким образом, были обоснованы качественные и количественные показатели выборки исследования, последовательность и содержание основных этапов курсового исследования;

2. Для проверки качества полученных данных были выбраны конкретные методы обработки результатов, такие как лонгитюдный и корреляционный анализ позволяющие нам наиболее качественно проанализировать полученные результаты.

 

 


Интерпретация результатов исследования

Результаты исследования

 

Конкретные результаты исследования объёма кратковременной памяти и средней оценки академической успеваемости за зимние семестры 2009 и 2010 лет обучения приведены в таблицах 1. и 2. соответственно: (Для облегчения интерпретации данных таблиц, уровни кратковременной памяти закодированы следующим образом:

Высокий уровень - цифрой «3»

Средний уровень - цифрой «2»

Низкий уровень - цифрой «1»)

 

Таблица 1. Результаты исследования объёма кратковременной памяти и средней оценки академической успеваемости за зимний семестр 2009 года

№ п/п Оценка академической успеваемости (уровень успешности) Уровень кратковременной памяти
1 3,51 1
2 3,54 2
3 3,59 2
4 3,60 2
5 3,68 2
6 3,70 2
7 3,75 1
8 3,82 2
9 3,83 3
10 3,91 2
11 3,98 2
12 4,04 2
13 4,12 2
14 4,22 2
15 4,48 2
16 4,58 3
17 4,61 3
18 4,89 3
M 3,99 2,11

 

Таблица 2. Результаты исследования объёма кратковременной памяти и средней оценки академической успеваемости за зимний семестр 2010 года

№ п/п Оценка академической успеваемости (уровень успешности) Уровень кратковременной памяти
1 3,63 1
2 3,70 2
3 3,77 1
4 3,80 2
5 3,87 2
6 3,89 1
7 3,89 3
8 3,90 3
9 3,97 2
10 4,01 2
11 4,12 2
12 4,12 3
13 4,24 2
14 4,33 3
15 4,39 3
16 4,48 2
17 4,72 3
18 4,80 3
M 4,09 2,22

Анализ данных, приведённых в таблицах, позволяет сделать ряд определённых выводов:

.   Курсанты в 2009 году показали средний бал академической успеваемости - 3,99, в то время как в 2010 - 4,09. То есть - на лицо определённое улучшение оценки академической успеваемости.

.   Что касается уровня кратковременной памяти - здесь наблюдается его несущественное улучшение со среднего уровня 2,11 за зимний семестр 2009 года, до уровня 2,22 за зимний семестр 2010 года.

Более конкретно и наглядно данные исследования уровня кратковременной памяти представлены в таблице 3. и на рисунке 1.

 

Таблица 3. Количественное распределение уровня кратковременной памяти у курсантов набора 2007 года за зимние семестры 2009 и 2010 г. обучения

  1 (низкий) 2 (средний) 3 (высокий)
2009 год 2 12 4
2010 год 3 8 7

 

Рис. 1. Количественное распределение уровня кратковременной памяти у курсантов набора 2007 года за зимние семестры 2009 и 2010 г. обучения

 

Анализируя данные, приведённые в таблице 3. и на объёмном графике рисунка 1. ясно видим:

.   Наличие определённой тенденции к ухудшению уровня кратковременной памяти, в совокупности по выборке (по данным за 2010 год - один курсант ухудшил уровень кратковременной памяти со среднего до низкого)

.             Наличие тенденции к повышению совокупного числа курсантов, показавших высокий уровень кратковременной памяти (три курсанта, показавшие в 2009 году средний уровень кратковременной памяти в 2010 году показали высокий уровень)

 

Корреляционный анализ

 

В связи с недостаточным объёмом исследуемой выборки t - критерий Стьюдента не показал существенных различий по каким-либо признакам, но наличие положительных коэффициентов корреляции (r = 0,651614 и r = 0,590997) (при p < 0,05) за 2009 и 2010 года соответственно, даёт нам основание сделать вывод о том, сто существует прямая зависимость определённого уровня кратковременной памяти курсанта и успешности его основного вида деятельности (оценки академической успеваемости).

Выводы по главе:

В ходе интерпретации полученных в результате исследования данных, были сделаны следующие выводы и определены некоторые закономерности:

. Во-первых, определены определённые тенденции к улучшению средних значений оценки академической успеваемости и уровня кратковременной памяти в целом по выборке.

. Во-вторых, показано количественное распределение уровней кратковременной памяти среди курсантов по годам (лонгитюдная экспозиция), показана их динамика.

.   В третьих: с помощью методов математико - статистической обработки данных выявлена прямая зависимость по конкретным признакам.


Заключение

Проведённая мной работа имела достигнутой в ходе работы целью, показать важность диагностики, выявления и развития у военнослужащих конкретного вида памяти, значимого в условиях профессиональной деятельности; изучение особенностей и процесс развития кратковременной памяти у военнослужащих (курсантов) как фундамента успешности профессиональной деятельности (обучения).

Так же в ходе выполнения работы решён ряд задач:

.   Проведён теоретический анализ литературы, касающейся процессов памяти, видов и особенностей её функционирования в условиях военной службы.

.   Отработан практический инструментарий для исследования функционирования и динамики развития актуального в заданных условиях вида памяти (кратковременной).

.   Проведено психологическое исследование функционирования кратковременной памяти у курсантов набора 2007 года, и прослежена его годовая динамика, а также связь с успешностью деятельности.

.   Проведён анализ и интерпретация полученных результатов.

.   Выработаны практические рекомендации по результатам исследования.

Таким образом, в ходе работы, выдвигаемая гипотеза подтверждена.

Практические рекомендации по результатам исследования.

.   Опираясь на выводы по результатам исследования, и на положения «Руководства по психологической работе» на стадии психологического изучения нового пополнения командирам любых степеней рекомендуется уделять внимание диагностике выраженности и степени преобладания какого-либо вида памяти у военнослужащих.

.   Опираясь на выводы по результатам исследования и руководствуясь Приказом № 50 «О введении в действие руководства по профессионально - психологическому отбору в Вооружённых Силах РФ» от 2000 года, командиру следует учитывать полученные в ходе психологического изучения данные о видах и свойствах процессов памяти военнослужащих при их распределении на первичные командные, технические, организаторские и творческие должности.

.   Опираясь на выводы по результатам исследования и руководствуясь приказом Министра Обороны № 70 «Об органах воспитательной работы в Вооружённых Силах РФ» от 2004 года, командиру рекомендуется максимально эффективно и полно организовывать учебный, учебно - боевой и воспитательный процессы. Применять научно - обоснованные, актуальные и адекватные конкретной ситуации формы и методы воспитания и обучения.

.   Постоянно совершенствовать навыки и формы:

а) Психологической работы и конкретно - изучения психических процессов подчинённого личного состава.

б) Педагогического воздействия

в) Воспитательного воздействия

г) Организационно - административные навыки и ораторские способности - как залог управленческой деятельности в целом.


Список литературы

 

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1998 - 336 с

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер, 2005. - 713 с.

.   Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 349 с.

.   Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/

.   Сыромятников И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части Сухопутных войск. дис. канд. психол. наук. - М.: ГА ВС, 1997.

.   Маклаков А.Г.: Общая психология - Спб.: Питер, 2005 год

.   Психология и педагогика. Военная психология.: под ред. А.Г. Маклакова.: Питер, 2005 год под. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2004 год



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.017 с.)