Методика К. Маслача и С. Джексона (в адаптации Н.Е. Водопъяновой) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика К. Маслача и С. Джексона (в адаптации Н.Е. Водопъяновой)



На основе полученных данных, нами была составлена диаграмма (рис. 3.1), на которой мы можем видеть, что наиболее высокие показатели испытуемые набрали по шкале 3, это говорит о том, что у всех испытуемых ярко выраженная редукция личностных достижений, которая проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, в уменьшении значимости собственных достижений, ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим.

Рис. 3.1. Индивидуальные показатели испытуемых по шкалам

 

Шкала 1 - эмоциональное истощение (максимальный балл - 54)

Шкала 2 - деперсонализация (максимальный балл - 30)

Шкала 3 - редукция личностных достижений (максимальный балл - 48)

Такие показатели могут являться результатом длительной и напряженной работы, недостаточного количества времени отдыха, разочарования в своей профессии, в недостижении видимых результатов своей деятельности и так далее.

О степени тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал (рис. 3.2). В целом уровень профессионального выгорания у группы испытуемых достаточно низкий, так как максимальный балл, набранный испытуемыми равен 68 из 132 возможных (см. Приложение 6).

 

Рис. 3.2. Индивидуальные показатели испытуемых по сумме шкал

Методика Овчинникова

В результате исследования, проведенного с помощью методики Овчинникова на определение акцентуаций характера, можно сделать следующие выводы: среди испытуемых данной выборки наиболее часто выбираемыми радикалами являются паранойяльный, эксплозивный, гипертимический и истероидный (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1. Индивидуальные показатели испытуемых по методике Овчинникова

Название шкалы

Номер испытуемого

  1 2 3 4 5 6 7 8
Шизоидный радикал 4 2   4 2 3 4 4
Паранойяльный радикал 7 2   4 4 3 4 4
Психастенический радикал 5 2 1 2 2 4 4 3
Эксплозивный радикал 6 4   2 5 2 4 6
Субдепрессивный радикал 5 1   3 2 5 6 1
Гипертимический радикал 7 4 2 3 2 3 6 3
Астенический радикал 4 1   2 1 5 2  
Истироидный радикал 7 4   3 2 3 3 5

 


Данные результаты свидетельствуют о том, что для сотрудников правоохранительных органов, представленных в нашей выборке характерны проявления недоверчивости, подозрительности, злопамятности. Типичным является проявление агрессивности, поиск «разрядки» напряжения в экстремальных видах спорта и профессиональной деятельности. Поведение характеризуется неупорядоченной гиперактивностью ситуативного характера. Низкая ответственность, избегание трудностей так же являются особенностями характера. Характерно преувеличение своих эмоциональных реакций, игра «на публику», самолюбование и приукрашивание реальности. Часто проявляется стремление казаться лучше, чем это есть на самом деле.

Вывод: полученные данные, были обработаны с помощью коэффициента корреляции Спирмена, взаимосвязи между степенью профессионального выгорания и акцентуациями характера выявлено не было, что на наш взгляд обусловлено объемом выборки. Наиболее высокие показатели по методике на выявление степени профессионального выгорания характерны для испытуемого с субдепрессивным и астеническим радикалом, так как для данного испытуемого характерным является сниженный уровень побуждений, пессимистическая оценка перспектив в сочетании с пониженной переносимостью психических и физических нагрузок, которые являются неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Степень профессионального выгорания испытуемых, у которых высокий балл по гипертимическому радикалу, колеблется в пределах 54-57 баллов, что свидетельствует об их большей эмоциональной устойчивости к стрессогенным факторам.

Этап 2

На втором этапе нами изучались личности подследственных при помощи методики Овчинникова на определение акцентуаций характера, методики САН и цветового теста Люшера. Перед нами стояла задача, выяснить, как влияет процесс проведения допроса на эмоциональное состояние подследственных. Поэтому испытуемые проходили методики непосредственно на допросе.

Методика САН

В процессе обработки результатов данной методики, испытуемые были нами разделены на две группы: лица, ранее судимые и лица, не имеющие судимость. Лица ранее судимые имеют более высокие показатели по всем трем шкалам, чем лица, не имеющие судимость. У данной группы испытуемых самый высокий средний балл по шкале «Настроение», а самый низкий, по шкале «Активность» (рис. 3.3). Такие результаты, на наш взгляд, связаны, прежде всего, с тем, что для лиц, имеющих судимость, процесс общения с сотрудником правоохранительных органов не является стрессовой ситуацией, поэтому во время допроса у них высокие показатели настроения и самочувствия, в данных условиях они чувствуют себя достаточно комфортно и не принужденно, так как имели опыт подобного взаимодействия. Низкий уровень активности является результатом их безразличного отношения к сложившейся ситуации, однако их активность выше, чем у испытуемых, не имеющих судимость, что обусловлено раскованностью в поведении.

Лица, не имеющие судимость, оценивают процесс общения с сотрудником правоохранительных органов как стрессовую ситуацию, поэтому их показатели по трем шкалам на порядок ниже, чем у группы испытуемых имеющих судимость.

Полученные нами данные были обработаны при помощи U - критерия Манна-Уитни. Нами сравнивались средние показатели по трем шкалам лиц, ранее судимых и показатели ранее не судимых лиц, а так же показатели мужчин и женщин. Мы получили следующие результаты: оценки ранее судимых лиц выше оценок, не судимых лиц на уровне достоверности 95%; оценки мужчин выше оценок женщин на уровне достоверности 95%.

В обеих группах испытуемые женщины являются наиболее активными в процессе допроса. Ранее судимые женщины имеют более высокие показатели настроения, чем ранее судимые мужчины. В целом, женщины имеют показатели ниже, чем мужчины, что обусловлено гендерными особенностями (табл. 3.2).

 

Рис. 3.3. Средние баллы по трем шкалам у двух групп испытуемых

 

Таблица 3.2. Средние показатели по двум группам испытуемых

Название шкал

Самочувствие

Активность

Настроение

Испытуемые

Средний балл по группе

Ранее судимые

54,9

51,6

55,9

  М Ж М Ж М Ж
  57,71 51 49,4 54,6 54,4 58
Не судимые

40,3

38,75

36,5

  М Ж М Ж М Ж
  46,5 37,25 20,75 37,4 39,5 35

 

Методика Овчинникова

Результаты по методики Овчинникова показали, что группа испытуемых, имеющих судимость, чаще соответствуют гипертимическому радикалу (8 из 12 испытуемых) и истероидному радикалу (10 из 12 испытуемых), (см. Приложение 10). Это свидетельствует о том, что у данной группы испытуемых наблюдаются тенденции к преувеличению своих эмоциональных реакций, игре «на публику», самолюбованию и приукрашиванию реальности. Одной из особенностей их характера является стремление казаться лучше, чем они есть на самом деле. Они хитры и обладают хорошими актерскими способностями, что позволяет им вводить в заблуждение окружающих людей и манипулировать ими в своих интересах. Их поведение характеризуется неупорядоченной гиперактивностью ситуативного характера. Для данной группы лиц характерным является низкая ответственность за совершенные поступки, перекладывание вины на третьих лиц, избегание трудностей за счет окружающих. Возможны эпизоды аддикции, импульсивные отклонения поведения.

Испытуемые, не имеющие судимость чаще соответствуют паранойяльному радикалу (5 из 12), эксплозивному радикалу (6 из 12) и истероидному радикалу (5 из 12). Таким образом, можно сделать вывод, что для данных испытуемых характерным является преувеличение своих эмоциональных реакций и приукрашивание реальности. В некоторых, значимых для них ситуациях они стремятся казаться лучше, чем есть на самом деле. Они чувствительны к чужому мнению. Характерна агрессивность, поиск «разрядки» напряжения в экстремальных видах спорта и профессиональной деятельности. Отношения с людьми носят конкурентный, соревновательный характер. Периодически наступает тоскливо-злобное настроение. Избыток неконтролируемой энергии может приводить к нарушению нравственных и социальных норм. Так же для них характерны проявления недоверчивости, подозрительности, злопамятности.

Тест Люшера

Анализ конфликта по цветовому тесту Люшера позволяет выявить влечения и потребности личности испытуемого. Для большинства ранее судимых испытуемых характерно стеничное отстаивание своей самостоятельности, стремление к независимости и упрочению своих позиций, что обусловлено опасением, что могут появиться препятствия на пути к достижению цели. Переутомление и ощущение бессилия перед лицом трудностей, раздражение. Повышенная чувствительность к критическим замечаниям в свой адрес. Неудовлетворенность, бесперспективность, тревожные опасения, уязвленное самолюбие создают почву для беспокойства. Стремление отстоять свои позиции через упорство и требовательность к окружающим, сопротивляемость внешним обстоятельствам. Потребность в самоуважении реализуется через признание своей значимости референтной группой. Наблюдается стремление избежать любых ограничений, стесняющих свободу дальнейшего роста, повышения престижа личности. Они стремятся изменить ситуацию, ущемляющую самолюбие, и произвести должное впечатление в сфере значимых межличностных контактов.

Ранее не судимых испытуемых характеризует впечатлительность. Наблюдаются стремления к своеобразным увлечениям, оригинальность и субъективизм в ценностной ориентации, чувствительность к средовым воздействиям и потребность в щадящей «социальной нише». Состояние разочарованности и бесперспективности, сопровождается тревогой и чувством беспомощности. Подобное состояние они компенсируют бегством в мир иллюзорных представлений, отвечающих собственным настроениям и желаниям. Ранимость в отношении критических замечаний, повышенное чувство независимости, потребность в свободе принятия решений и действий. Для данной группы испытуемых характерна опора на интуицию и сугубо индивидуальный способ самореализации. В сложившейся ситуации они испытывают страх, чувство бесперспективности, ощущение утраты личностной позиции, самоуничижение, скрываемое от окружающих и маскируемое нарочитой беспечностью. Переутомление, непереносимость к сильным внешним воздействиям, бегство в мир иллюзий, ирреальность требований к окружению, ощущение несчастливости, протестные формы высказываний и поведения, потребность в самостоятельности принятия решений. Возможны импульсивные, разрушительно-агрессивные поступки.

Полученные характеристики были разделены нами на когнитивные и аффективные реакции испытуемых и систематизированы в таблицах.

В таблице представлены суммы частот встречаемости той или иной характеристики и их процентное соотношение. Здесь мы можем видеть, что у ранее судимых испытуемых доминируют когнитивные реакции, в большей степени они фиксированы на цели, то есть, ориентированы на решение проблемы, на поиск выхода из сложившейся ситуации, в то время как у испытуемых, ранее не судимых доминируют аффективные реакции, то есть, они фиксированы на проблеме и в большей степени ориентированы на анализ причин, чем на решение проблемы.

 

Таблица 3.3. Сравнительный анализ реакций испытуемых

 

Когнитивные реакции

Аффективные реакции

 

Цели (влечения)

Причины (потребности)

(фиксация на проблеме)

  судимые не судимые судимые не судимые судимые не судимые
Сумма частот 20 10 7 11 6 15
процентное соотношение 60.6% 27.7% 21.2% 30.5% 18.18% 41.6%

 

Метод математической обработки при помощи U-критерия Манна-Уитни не выявил значимых различий между двумя выборками, но по факту мы можем видеть, что данные различия существуют.

Вывод: проанализировав результаты всех, проведенных на данном этапе методик мы можем сказать, что ранее судимые испытуемые в процессе допроса чувствуют себя более спокойно и непринужденно, чем не судимые испытуемые, у них выше уровень самочувствия и настроения, что обусловлено их ранее полученным опытом. Попав в ситуацию общения с сотрудником правоохранительных органов, ранее судимые лица стремятся найти выход из сложившейся ситуации и меньше фиксируются на самой проблеме и анализе причин сложившейся ситуации. Не судимые лица, в свою очередь фиксируются на самой проблеме и анализе ее причин.

Для большинства испытуемых характерна склонность к самооправданию. Они не готовы брать на себя ответственность за произошедшее и ввиду этого, часто, перекладывают вину на других лиц. Для ранее судимых лиц наиболее характерными особенностями являются переоценка своих возможностей, повышенная отвлекаемость, зависимость поведения от текущих переживаний и отношения окружающих, они чувствительны к чужому мнению и ввиду этого стремятся казаться лучше, чем есть на самом деле. Типичными, для них стрессогенным ситуациями являются ограничение свободы, принуждение, безразличное отношение со стороны других людей, ущемление интересов недооценка заслуг и так далее.

Специфическими особенностями ранее не судимых лиц являются проявления недоверчивости, подозрительности, злопамятности, конкурентный характер носят межличностные отношения. Они склонны к длительным переживаниям и накоплению напряжения, разрядку которого они ищут в работе или в спорте. У них пренебрежительное отношение к последствиям своих действий. Данная группа испытуемых сильнее озабочена своим престижем. Типичными стрессогенными ситуациями для них выступают критика в свой адрес, унижение, успехи других людей, препятствия, продолжительное ожидание, невозможность моторной и эмоциональной разрядки, а так же безразличное отношение со стороны других людей.

Хотелось бы отметить, что для обеих групп испытуемых характерен дисбаланс между социально-одобряемыми целями и социально-одобряемыми средствами их достижения. Что в свою очередь порождает массу личностных противоречий, связанных с желанием жить хорошо, как все и не желанием достигать этого законопослушным путем, что обусловлено специфическими нравственными особенностями и ценностными ориентациями

Этап 3

На третьем этапе исследования нами проводился анализ влияния конкретного оперуполномоченного на эмоциональное состояние группы подследственных, которые им допрашивались.

Все испытуемые были разделены следующим образом:

 

№ группы № оперуполномоченного № допрашиваемых подследственных
1 1 6, 9, 15
2 2 1, 7, 12
3 3 8, 10, 20
4 4 11, 19, 21
5 5 2, 3, 23
6 6 4, 17, 22
7 7 13,16,18
8 8 5, 14, 24

 

Анализ группы №1.

Сотрудник №1 Доминирующий радикал по методике Овчинникова - паранойяльный, гипертимический и истероидный. Степень профессионального выгорания по методике К. Маслача и С. Джексона равна 57 баллам.

 

Таблица 3.4. Сравнительный анализ подследственных

№ подследственного

Используемые методики

 

САН

Овчинников Люшер
  Самочувствие Активность Настроение    
6 - судимый 57 57 43 эксплозивный, гипертимический, истероидный +3-6
9-не судимый 44 42 32 паранойяльный, эксплозивный +6-2 +5-6
15-не судимый 48 43 33 гипертимический, истероидный +7-3 +7-4

 

Анализ группы №2

Сотрудник №2. Доминирующий радикал по методике Овчинникова - эксплозивный, гипертимический и истероидный. Степень профессионального выгорания по методике К. Маслача и С. Джексона равна 54 баллам. Данный результат является самым низким в выборке.

 


Таблица 3.5. Сравнительный анализ подследственных

№ подследственного

Используемые методики

 

САН

Овчинников Люшер
  Самочувствие Активность Настроение    
1 - судимый 53 49 46 паранойяльный, психастенический, эксплозивный, гипертимический, астенический, истероидный +2-7
7 - не судимый 29 31 29 шизоидный, паранойяльный, эксплозивный, субдепрессивный, гипертимический, астенический +0-3 +0-4
12 - судимый 40 52 46 гипертимический, истероидный +5-4 +2-4

 

Анализ группы №3

Сотрудник №3. Доминирующий радикал по методике Овчинникова - гипертимический. Степень профессионального выгорания по методике К. Маслача и С. Джексона равна 55 баллам. Данный результат является средним в выборке.

 

Таблица 3.6. Сравнительный анализ подследственных

№ подследственного

Используемые методики

 

САН

Овчинников Люшер
  Самочувствие Активность Настроение    
8 - не судимый 39 35 31 паранойяльный +2-7
10-не судимый 33 37 25 паранойяльный, эксплозивный +7-4 +5-4
20-не судимый 39 36 38 шизоидный, эксплозивный +2-4 +5-6

 


Анализ группы №4

Сотрудник №4. Доминирующий радикал по методике Овчинникова шизоидный и паранойяльный. Степень профессионального выгорания по методике К. Маслача и С. Джексона равна 57 баллам. Данный результат является достаточно высоким в выборке.

 

Таблица 3.7. Сравнительный анализ подследственных

№ подследственного

Используемые методики

 

САН

Овчинников Люшер
  Самочувствие Активность Настроение    
11-не судимый 46 47 35 паранойяльный, гипертимический +4-6 +5-6
19-не судимый 39 37 47 паранойяльный, эксплозивный +5-4
21 - судимый 57 51 55 эксплозивный, истероидный +4-7 +4-6

 

Анализ группы №5

Сотрудник №5. Доминирующий радикал по методике Овчинникова паранойяльный и экспрозивный. Степень профессионального выгорания по методике К. Маслача и С. Джексона равна 55 баллам. Данный результат является средним в выборке.

 

Таблица 3.8. Сравнительный анализ подследственных

№ подследственного

Используемые методики

 

САН

Овчинников Люшер
  Самочувствие Активность Настроение    
2 - судимый 58 35 66 шизоидный, паранойяльный, эксплозивный, гипертимический, истероидный +2-7
3 - судимый 57 44 59 шизоидный, психастенический, субдепрессивный +2-0 +2-3
23-не судимый 34 29 47 эксплозивный, гипертимический +5-4 +5-7

 

Анализ группы №6

Сотрудник №5. Доминирующий радикал по методике Овчинникова субдепрессивный и астенический. Степень профессионального выгорания по методике К. Маслача и С. Джексона равна 68 баллам. Данный результат является самым высоким в выборке.

 

Таблица 3.9. Сравнительный анализ подследственных

№ подследственного

Используемые методики

 

САН

Овчинников Люшер
  Самочувствие Активность Настроение    
4 - судимый 50 57 59 субдепрессивный, астенический +4-6 +3-0
17 - судимый 62 51 56 паранойяльный, эксплозивный +4-7
22 - судимый 60 59 56 гипертимический, истероидный +2-6

 

Анализ группы №7

Сотрудник №7. Доминирующий радикал по методике Овчинникова субдепрессивный и гипертимический. Степень профессионального выгорания по методике К. Маслача и С. Джексона равна 57 баллам. Данный результат является достаточно высоким в выборке.

 

Таблица 3.10. Сравнительный анализ подследственных

№ подследственного

Используемые методики

 

САН

Овчинников Люшер
  Самочувствие Активность Настроение    
13 - судимый 51 47 58 гипертимический, истероидный +0-4 +7-1
16 - судимый 56 61 64 гипертимический, истероидный +4-6 +3-6
18-не судимый 43 43 44 паранойяльный +7-4 +5-6

 

Анализ группы №8

Сотрудник №8. Доминирующий радикал по методике Овчинникова эксплозивный и истероидный. Степень профессионального выгорания по методике К. Маслача и С. Джексона равна 66 баллам. Данный результат является высоким в выборке.

 

Таблица 3.11. Сравнительный анализ подследственных

№ подследственного

Используемые методики

 

САН

Овчинников Люшер
  Самочувствие Активность Настроение    
5-не судимый 41 52 31 эксплозивный, истероидный +3-6 +3-0
14 - судимый 58 56 63 гипертимический, истероидный +5-6 +4-7
24-не судимый 24 49 33 эксплозивный, истероидный +0-7 +5-7

 

Вывод: Мы рассмотрели влияние личностных характеристик оперуполномоченных и степени их профессионального выгорания на эмоциональное состояние подследственных. Основная проблема оценки полученных данных состоит в следующем: большинство оперуполномоченных проводили допросы как у подследственных ранее судимых, так и у подследственных, не имеющих судимость. Ввиду этого при обработке данных с помощью U-критерия Манна-Уитни достоверных различий, на каком либо уровне значимости выявлено не было. Однако нами были ранжированы результаты испытуемых по методике САН и сопоставлены с результатами оперуполномоченных по методике К. Маслача и С. Джексона. Проанализировав полученные результаты можно сказать, что взаимосвязь между степенью профессионального выгорания и эмоциональным состоянием подследственных существует: чем выше степень профессионального выгорания, тем выше показатели по методике САН у подследственных. Таким образом, чем выше степень профессионального выгорания, тем больше у испытуемых нашей выборки проявляется безразличие к работе, они меньше используют методы психологического давления на подследственных, соответственно эмоциональное состояние таких подследственных лучше, чем у подследственных, допрос которых проводят оперуполномоченные с меньшей степенью профессионального выгорания.

Этап 4

На четвертом этапе исследования нами был составлен опросник с целью сравнения представлений студентов юридического факультета и сотрудников правоохранительных органов о влиянии допроса на эмоциональное состояние подследственных.

В результате проведения исследования, нами были получены следующие результаты:

) 42,8% опрошенных считают, что процесс общения с СПО увеличивает напряжение у подследственных; 51,4% полагают, что данный процесс влияет по-разному, в зависимости от психологических характеристик допрашиваемой личности.

) 20% думают, что психологическое давление на подследственных в процессе допроса ведет к даче наиболее правдивых показаний; 42,8% опрошенных студентов полагают, что подобное давление искажает информацию.

) 60% опрошенных считают, что профессиональное выгорание СПО ведет к тому, что он в большей мере использует методы психологического давления на подследственных.

Проведя опрос у сотрудников правоохранительных органов, мы получили следующие результаты:

) 75% опрошенных полагают, что процесс общения с дознавателем во время допроса увеличивает напряжение у подследственных

) 50% опрошенных считают, что психологическое давление (в пределах закона) ведет к даче наиболее правдивых показаний

) 62,5% считают, что сотрудники с большей степенью профессионального выгорания меньше используют методы психологического давления на допрашиваемого.

 

Таблица 3.12. Данные испытуемых в процентах

Испытуемые

Номер вопроса

 

1

2

3

 

ответы в процентах

  а б в г а б в г а б в г
Сотрудники 0 75 25 0 50 25 12,5 12,5 37,5 62,5 0 0
Студенты 0 42,8 51,4 5,8 20 42,8 11,4 25,8 60 28,6 8,6 2,8

 

Индивидуальные данные испытуемых представлены в Приложении 16.

Вывод: результаты испытуемых сильно различается, что на наш взгляд связанно с наличием опыта работы в сфере правоохранительной деятельности. Студенты строят свои предположения о влиянии процесса допроса на эмоциональное состояние подследственных, опираясь, в большинстве случаев, исключительно на академические знания. Оперуполномоченные, в свою очередь, отражают в ответах свой жизненный опыт, полученный в результате правоохранительной деятельности. В связи с этим нам хотелось бы дать следующие рекомендации для усовершенствования учебного процесса на юридическом факультете НОУ МГИ:

. необходимо чтобы преподаватели, читающие уголовно-правовые дисциплины, не только сами имели опыт работы в правоохранительных органах, но и передавали этот опыт студентам;

. учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы студенты как можно раньше могли выходить на практику и получать опыт работы;

. студенты должны иметь возможность применять новые полученные знания на практике, ввиду этого необходимо как можно чаще организовывать практические занятия студентов не в учебных аудиториях, а в соответствующих правоохранительных учреждениях;

. необходимо больше академических часов отводить изучению юридической психологии, так как для студентов уголовно-правовой кафедры эти знания являются необходимыми для успешной трудовой деятельности.

По нашему мнению внедрение данных рекомендаций в учебный процесс позволит выпускать более квалифицированных и подготовленных к работе специалистов.


Заключение

Проведя теоретический анализ литературы по теме исследования, мы можем сделать следующие выводы:

.   Основная форма использования психологических познаний в современной юридической практике - это судебно-психологическая экспертиза. Она способна оказывать значительную помощь в решении вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности.

.   Юридическим основанием производства судебно-психологической экспертизы является постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи либо определение суда.

.   В результате своевременного и обоснованного применения специальных психологических познаний и методов научной психологии, позволяющих объективно устанавливать причины и внутренние механизмы конкретных поступков людей, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, существенно расширяются возможности доказывания многих фактов, необходимых для правильного разрешения уголовных дел. Использование экспертом-психологом разнообразных методических приемов, дает возможность ему выявить наиболее значимые особенности и индивидуальное своеобразие психической деятельности испытуемого, что позволяет в полной мере дать ответы по тем конкретным вопросам, которые поставлены перед экспертом.

.   Предварительное расследование в целом - это не теоретически познавательная, а прежде всего практическая деятельность, регламентируемая уголовным процессом. Закон не только предусматривает отдельные следственные действия, но и устанавливает определенный порядок всего расследования. Каждое следственное действие имеет свои психологические особенности и оказывает специфическое влияние на эмоциональное состояние подследственных, которое необходимо учитывать для эффективности расследования.

.   Так же можно сделать вывод, что допрос, как один из видов следственных действий является одним из наиболее психологически значимых процессов в уголовном производстве, так как именно во время допроса устанавливается психологический контакт с подследственным, оказывается психологическое воздействие на него и получается наиболее полная информация, как о самом преступлении, так и личности подследственного. Различные способы психологического воздействия на подследственного со стороны сотрудника правоохранительных органов и их правильное и законное использование, способствуют получению наиболее правдивой и обширной информации по расследуемому делу.

По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

.   Проанализировав результаты оперуполномоченных и обработав их с помощью коэффициента корреляции Спирмена, взаимосвязи между степенью профессионального выгорания и акцентуациями характера выявлено не было, что на наш взгляд обусловлено объемом выборки. наиболее высокие показатели испытуемые набрали по шкале 3, это говорит о том, что у всех испытуемых ярко выраженная редукция личностных достижений, которая проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, в уменьшении значимости собственных достижений, ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим. Наиболее высокие показатели по методике на выявление степени профессионального выгорания характерны для испытуемого с субдепрессивным и астеническим радикалом, так как для данного испытуемого характерным является сниженный уровень побуждений, пессимистическая оценка перспектив в сочетании с пониженной переносимостью психических и физических нагрузок, которые являются неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Степень профессионального выгорания испытуемых, у которых высокий балл по гипертимическому радикалу, колеблется в пределах 54-57 баллов, что свидетельствует об их большей эмоциональной устойчивости к стрессогенным факторам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.097 с.)