Девиационное поведение и его особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Девиационное поведение и его особенности



Классификация девиантного поведения

 

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Классификация выстраивается на основе критериев:

вид нарушаемой нормы;

психологические цели поведения и его мотивация;

индивидуально - стилевые характеристики поведения;

Ю.А. Клейберг, выделяет три основных группы поведенческих девиаций:

негативные (употребление наркотиков);

позитивные (социальное творчество);

социально - нейтральные (попрошайничество);

Систематизация видов отклоняющегося поведения личности по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских:

Нестандартное поведение - выходящее за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретном развитии общества.

Деструктивное поведение - нарушение социальных норм.

Антисоциальное поведение -это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально - нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений.

У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы. Поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна. Различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на оси «деструктивное поведение», с двумя противоположными направлениями - на себя или других.

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым [1.c 34].

Девиантное поведение: Дезадаптивное поведение:

Аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное.

В основе:

Нарушения психического и личностного развития, психическая депривация, психологический дискомфорт.

Асоциальное поведение:

Агрессивное, делинквентное (противоправное), криминогенное (преступное).

В основе:

Нарушения социализации, социально - педагогическая запущенность, деформации регуляции поведения.

Все виды отклоняющегося поведения все более увеличивают разрыв человека с социум, приводя к социально - психологической дезадаптации и деградации личности. [2.с 336].

Причины девиантного поведения

Профилактика и коррекция девиантного поведения

Основные подходы к профилактике и коррекции

девиантный коррекция поведение ребенок

Заключение

 

На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, психологический и биологический. Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведенияи выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность - поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера, различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

Появление нарушений поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. В.В. Ковалёв предложил рассматривать их по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. Остается спорным вопрос о том, как взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который может, но не обязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.

Характер девиантного поведения подростка зависит, от того, как он научен или научен вообще отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро- и микросоциум, стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.

Отклоняющееся: агрессивное или замкнутое поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Девиантное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.

Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой распространенной мерой борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Задача современного педагога состоит именно в том, чтобы - установить доверительные отношения с «трудным» подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для саморазвития и становления самосознания.

 


Список литературы

 

1. Змановская, Е.В. Девиантология психология отклоняющегося поведения/ Е.В. Змановская. - М.: Изд. «Академия», 2004.-288 с.

. Овчарова.Р.В Практическая психология образования/Р.В. Овчарова. - М.: Изд. «Академия», 2003. - 448 с.

. Галагузова. М.А. Социальная педагогика /М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова; под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

. Кумарина. Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова; под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Изд. «Академия», 2001. - 320 с.

Девиационное поведение и его особенности

    Проблема разграничения понятий нормы и формы девиантного поведения

 

Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение».

Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы психосоматические расстройства и т.п. данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье - предболезнь - болезнь». Отклоняющееся поведение выражает социально - психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция».

Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом - девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение).

В настоящее время термин используется в двух основных значениях:

.   «Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам».

.   «Социальное явление. Выражающейся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям».

В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предметом социологии и социальной психологии [1.c 11].

Специфические особенности отклоняющегося поведения личности:

.   Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Следовательно, девиантное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

.   Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.

.   Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы - деструктивным или аутодеструктивным.

.   Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Например, даже однократная суицидная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.

.   Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласоваться с общей направленностью личности.

.   Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вмешательства и изучается психиатрией как, например. Девиантное поведение психически больных.

.   Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

.   Индивидуальное различие людей мотивы поведения, формы проявления, динамику, чистоту и степень выраженности.

Исходя из вышесказанного, можно дать определение отклоняющегося (девиантного) поведения - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а так же сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение -это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. А на личностном уровне отклоняющееся поведения - это социальная позиция личности. Выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.216 (0.022 с.)