Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Девиационное поведение и его особенностиСтр 1 из 7Следующая ⇒
Классификация девиантного поведения
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Классификация выстраивается на основе критериев: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; индивидуально - стилевые характеристики поведения; Ю.А. Клейберг, выделяет три основных группы поведенческих девиаций: негативные (употребление наркотиков); позитивные (социальное творчество); социально - нейтральные (попрошайничество); Систематизация видов отклоняющегося поведения личности по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских: Нестандартное поведение - выходящее за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретном развитии общества. Деструктивное поведение - нарушение социальных норм. Антисоциальное поведение -это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально - нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство. Границы асоциального поведения особенно изменчивы. Поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени. Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна. Различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на оси «деструктивное поведение», с двумя противоположными направлениями - на себя или других. Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым [1.c 34].
Девиантное поведение: Дезадаптивное поведение: Аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе: Нарушения психического и личностного развития, психическая депривация, психологический дискомфорт. Асоциальное поведение: Агрессивное, делинквентное (противоправное), криминогенное (преступное). В основе: Нарушения социализации, социально - педагогическая запущенность, деформации регуляции поведения. Все виды отклоняющегося поведения все более увеличивают разрыв человека с социум, приводя к социально - психологической дезадаптации и деградации личности. [2.с 336]. Причины девиантного поведения Профилактика и коррекция девиантного поведения Основные подходы к профилактике и коррекции девиантный коррекция поведение ребенок Заключение
На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, психологический и биологический. Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведенияи выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность - поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.
Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера, различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать. Появление нарушений поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. В.В. Ковалёв предложил рассматривать их по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. Остается спорным вопрос о том, как взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который может, но не обязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность. Характер девиантного поведения подростка зависит, от того, как он научен или научен вообще отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро- и микросоциум, стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения. Отклоняющееся: агрессивное или замкнутое поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Девиантное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников. Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой распространенной мерой борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Задача современного педагога состоит именно в том, чтобы - установить доверительные отношения с «трудным» подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для саморазвития и становления самосознания.
Список литературы
1. Змановская, Е.В. Девиантология психология отклоняющегося поведения/ Е.В. Змановская. - М.: Изд. «Академия», 2004.-288 с. . Овчарова.Р.В Практическая психология образования/Р.В. Овчарова. - М.: Изд. «Академия», 2003. - 448 с. . Галагузова. М.А. Социальная педагогика /М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова; под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с. . Кумарина. Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова; под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Изд. «Академия», 2001. - 320 с. Девиационное поведение и его особенности Проблема разграничения понятий нормы и формы девиантного поведения
Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение». Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы психосоматические расстройства и т.п. данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье - предболезнь - болезнь». Отклоняющееся поведение выражает социально - психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция». Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом - девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение). В настоящее время термин используется в двух основных значениях: . «Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам». . «Социальное явление. Выражающейся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям».
В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предметом социологии и социальной психологии [1.c 11]. Специфические особенности отклоняющегося поведения личности: . Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Следовательно, девиантное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм. . Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. . Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы - деструктивным или аутодеструктивным. . Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Например, даже однократная суицидная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности. . Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласоваться с общей направленностью личности. . Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вмешательства и изучается психиатрией как, например. Девиантное поведение психически больных. . Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. . Индивидуальное различие людей мотивы поведения, формы проявления, динамику, чистоту и степень выраженности. Исходя из вышесказанного, можно дать определение отклоняющегося (девиантного) поведения - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а так же сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение -это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. А на личностном уровне отклоняющееся поведения - это социальная позиция личности. Выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.216 (0.022 с.) |