Античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы



АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы.

Предмет и значение литературы Древней Греции.

Под названием “греческая литература” мы должны разуметь всю вообще литературу греческого народа, написанную на греческом языке. За продолжительный срок много раз и коренным образом изменялись исторические условия жизни греческого народа, также изменился и язык.

При таком широком понимании предмета, всю историю греческой литературы можно разделить на четыре больших периода:

античный, совпадающий с эпохой рабовладельческого общества - с самых ранних времен (X - IX вв. до н.э.) до начала IV в н.э. с кратким примыкающим к нему периодом перехода к феодальному строю - от IV до начала VI в н.э.;

византийский, занимающий время от утверждения феодальной византийской империи при Юстиниане (527 - 565 гг.) до завоевания Константинополя (Византии) турками в 1453 г.;

период турецкого владычества - 1453 - 1829 гг.;

новогреческий - со времен освобождения от турецкого владычества (1829 г.) до наших дней.

Из четырех обозначенных периодов, наибольшее значение для истории мировой культуры и литературы представляет первый период - античный.

Так как вся европейская культура строилась на развалинах античной, то вполне естественно, что элементы этой последней вошли органически в наши общественные понятия, в наше мышление, язык, художественные образы, и многие стороны современной жизни были бы непонятны без знаний античной культуры. Идеями и образами античности вдохновлялись величайшие представители литературы, искусства и науки: Данте, Петрарка, Микеланджело, Шекспир, Мильтон, Байрон, Гете и многие другие. Высокое значение греческой литературы признается выдающимися нашими писателями и критиками - М.В.Ломоносовым, А.Н.Радищевым, А.С.Пушкиным, В.Г.Белинским, А.И.Герценом и другими.

Античное рабовладельческое общество.

Общество, разделившееся на рабов и рабов, освободившихся от труда, позволило посвятить себя искусству. Разделение общества на два основных класса - рабов и рабовладельцев - привело к образованию своеобразной формы античного государства, которую греки называли “полис”. Эта форма совмещает в себе два понятия - и государства и города. Имеется в виду город с небольшой прилежащей к нему территорией.

Для удобства рассмотрения истории древнегреческой литературы мы устанавливаем следующие четыре периода:

начальный - период разложения первобытного родового строя (с конца II до начала I тысячелетия до н.э.), время нераздельного господства устного народного творчества;

эллинский или классический - время образования и процветания свободных государств-городов - приблизительно с IX до конца IV до н.э. В этот период получили развитие, в соответствии с отдельными фазами общественной жизни, три сменявших друг друга жанра: эпос, лирика и драма. Он включает в себя и краткий период назревания новых условий - перехода к эллинизму;

эллинистический - время господства больших эллинистических монархий III - I вв. до н.э., время значительного ослабления творческих сил народа и преобладание изысканных форм в искусстве;

императорский или эллинистическо-римский - время римского владычества (I - V вв. н.э.) и конца античного общества с кратким переходом к установлению феодального строя, время замирания старых традиций и возникновения новых - христианско-византийских.

II. Истоки древнегреческой литературы.

III. Поэмы Гомера.

Сказание о Троянской войне.

Сюжеты знаменитых поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”, полностью сохранившихся до нашего времени, взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне.

В “Илиаде” рассказывается о событиях десятого года Троянской войны, причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. То же самое можно сказать и об “Одиссее”, где рассказывается о последних днях странствий героя на обратном пути из-под Трои.

Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэме событиями, необходимо исходить из начального факта, послужившего причиной войны,- мотива, который часто встречается в сказках.

Сын троянского царя Приама Парис-Александр похитил прекрасную Елену, супругу спартанского царя Менепал. Оскорбленный Менелай призвал на помощь многих царей и воителей. Среди всех выделялся силой и доблестью юный сын Пелея. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен и Аргоса. После продолжительных сборов, началась прославленная в сказаниях Троянская война.

Общий характер поэм.

В.Г.Белинский в V статье о Пушкине дал исключительно тонкую характеристику поэзии Гомера: “Читая Гомера, вы видите возможную полноту художественного совершенства. Вы на Олимпе среди богов, вы в битвах среди героев; вы очарованы этой благородною простотою, этой изящною патриархальностью героического века народа, некогда представлявшего в лице своем целое человечество”. В.Г.Белинский показал удивительное богатство и разнообразие содержания поэм Гомера.

Содержание каждой поэмы сосредоточено не только вокруг одного героя, но и вокруг одного действия. “Илиада” есть поэма о гневе Ахилла, и все внимание поэта сосредоточено на этом.

С гневом Ахилла связаны все остальные события. Однако для ясности изложения автор делает иногда отступления. Таковы, например, перечисление сил ахейцев и троянцев (II, 484-877), характеристика главных героев ахейского войска, которая вложена в уста Елена (III, 171-244). Некоторые эпизоды как будто не имеют органической связи с основной нитью рассказа.

Содержание “Одиссеи” также отличается цельностью. Основная тема ее - возвращение на родину хитроумного и многострадального героя. Все действие приурочено к последним сорока дням его странствий, а полное представление обо всех испытанных им раньше страданиях дается в виде рассказа самого Одиссея на пиру у царя Алкиноя (IX-XII). Этот художественный прием свидетельствует о высоком развитии древнегреческого поэтического мастерства. Обособленной является начальная часть поэмы (I-IV), в которой только постоянно упоминается имя Одиссея, а главным действующим лицом оказывается его сын Телемах. Совершенство плана и целостность поэмы нарушаются в V песни, где рассказ о собрании богов в общем повторяет начальную сцену первой песни. В остальном содержании поэмы выделяются две части: 1) отплытие Одиссея с острова с острова нимфы Калипсо, прибытие к феакийцам и пребывание у них (V-XII), 2) возвращение на остров Итаку и месть женихам (XII-XXIII). Как бы дополнением выступает XXIV песнь, рассказывающая о свидании Одиссея с отцом и восстании родичей убитых женихов.

Таким образом, рассмотрение обеих поэм приводит к двойственному заключению. Некоторые эпизоды уводят в сторону от основной нити рассказа. Это обстоятельство вызывает различные соображения о происхождении поэм - принадлежат ли они единому творцу или были внесены в поэму разными авторами в различные времена?

Обе поэмы в ярких реалистических чертах воспроизводят явления действительной жизни и быт греческих племен. В “Илиаде” отразился по преимуществу быт военного времени, в “Одиссее” даны картины мирной жизни.

Война - основная стихия героев “Илиады”, причем битва изображается чаще не в виде столкновения народных масс, а как выступление отдельных героев. Такие герои легко побивают целы толпы простых воинов. В “Илиаде” поэт редко отвлекается от военных сцен и военных советов к картинам мирного быта.

“Одиссея”, наоборот, переносит нас преимущественно в обстановку мирного повседневного быта, хотя и эта мирная жизнь нередко прерывается кровавыми событиями. И тут весьма часто мы находим описание пиров. Но при этом “Одиссея” дает и много подробностей хозяйственной жизни, как, например, описание сада Алкинол (VII, 112-132), свиных хлевов Эвмея.

Мастерство поэта с особенной силой выступает в отдельных сценах, из которых слагается весь рассказ. Некоторые сцены с давних пор уже расцениваются как имеющие мировое значение по художественной силе.

Во всех этих сценах и во всех подробностях описаний, не смотря на идеализацию далекого прошлого, которое хочет нам показать поэт, выступает правда жизни его времени. А на фоне их, как обобщение воспроизводимой жизни, выступают со своими типичными чертами люди той эпохи - ее герои.

Главные образы поэм.

Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных типических образов.

Центральной фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский герой, сын Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная натура, олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних героев, которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости и двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он становится похож на какого-то демона-истребителя.

Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII, 395-401), и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских пленников. Еще ему даны черты певца-поэта (IX, 186). Наконец, он смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына.

Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это - представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью. Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе. Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI, 392-502), где мы видим его как мужа и отца.

Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и “многострадальный”. В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как человек, готовый на всяческий обман (X, 383; III, 202). Само взятие Трои при помощи деревянного коня было делом его хитрости. Всегда настороженный, он имеет наготове целый запас вымышленных историй.

“В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языке называется “надувательством”. И между тем в глазах младенческого народа эта хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости”.

В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных. Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” таких лиц больше чем в “Одиссее”.

Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем всего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай - спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательными чертами.

Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца, который любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая подвиги, он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора (XVI, 817-857).

Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей. По старости он уступил право военачальника старшему сыну Гектору. Он отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой всеми Елене он относится очень сердечно.

В “Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным и несамостоятельным, в чем он сам признается матери (XVIII, 227-232). В конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами. В этом образе греки могли видеть тип идеального юноши - “эфеба”.

В поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образы Андромахи и Пенелопы.

Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя в боях, “убит себя своей доблестью”. Судьба Андромахи глубоко трагична. При разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья, а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее любимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении (XXIV, 723-745). Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов и в позднейшие времена.

Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в “Одиссее”. В течении двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не изменила к нему своих чувств и упорно верит в его возвращение. Положение ее крайне трудное, так как она окружена недоброжелательными людьми, которые считают ее вдовой и добиваются ее руки, надеясь таким образом получить и царскую власть.

Противоположностью Пенелопе является в “Илиаде” Елена. Однако преступление ее уже в прошлом; опьянение страстью, заставившее ее некогда покинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою ошибку, кается в этом перед Приамом (III, 173-176). Елена исполнена презрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятия этого человека (III, 390-420).

Таковы главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются цельностью, простотой, во многих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи “детства человеческого общества”. Они обрисованы с замечательной силой и жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой правдой.

Значение поэм Гомера.

Поэмы Гомера были настоящей сокровищницей мудрости греческого народа - “книгою откровения”, по выражению В.Г.Белинского. Они не остались принадлежностью только ионийского племени, среди которого создались, а стали общим достоянием всего греческого народа и прожили с ним всю его историю. Предание говорит, что Пикург ввел исполнение песен Гомера в Спарте, Солон - в Афинах. Впоследствии во всех греческих государствах они стали основой школьного образования. Ученики разучивали наизусть отдельные части поэм, и было немало людей, которые знали наизусть обе поэмы целиком. Для государства считалось за честь называться родиной Гомера. Гомер был любимым поэтом даже в самых отдаленных уголках греческого мира.

Элегия и ямб.

Термином “элегия” в современном литературоведении называется стихотворение грустного характера, написанное любым размером. В древности же под этим названием разумелось стихотворение, написанное независимо от содержания в форме так называемых “элегических двустиший”, состоящих из соединения гексаметра с пентаметром. Гексаметр - шестистопный дактилический стих, такой же, как и в эпических поэмах. Пентаметр - пятистопный стих.

Грустный характер элегия приобрела лишь в поздней литературе, особенно у римских поэтов Тибулла, Проперция (I в. до н.э.) и др. Древнейшие же элегии, наоборот, проникнуты чувством бодрости и нередко содержали военные призывы, политические наставления, политическую агитацию и т.п. Жанр элегии во многих отношениях близок к гомеровскому эпосу. Она пользуется тем же ионийским диалектом, теми же формулами и образами. Сами греки долгое время не отличали ее от эпоса.

Одновременно с элегией появилась и другая лирическая форма - “ямб”.

Первоначально ямбический стих служил для выражения насмешки и шутки. Само слово “ямб” связывали с мифом о богине Деметре. Когда она в глубокой печали об исчезновении своей дочери Персефоны пришла ко двору элевсинского царя Келея, только грубая шутка служанки Ямбы заставила ее рассмеяться. Название ямба было перенесено на соответствующий сатирический жанр. Но впоследствии ямбический стих, наиболее близкий к ритму обыкновенной разговорной речи, стал применяться и в стихотворениях иного содержания, особенно же в диалогических частях драмы.

Эпиграммы.

Эпиграмма близка к жанру элегии. Название это буквально означает “надпись” и первоначально имело в виду объяснительную подпись под каким-нибудь предметом-изображением, статуей, на могильном памятнике, на посвятительном приношении богу и т.п. Такая надпись, естественно, должна была быть сжатой и вместе с тем выразительной, чтобы в немногих словах высказать многое существенное. Для эпиграмм предпочтительно пользовались элегическими двустишиями.

В создании литературного жанра эпиграмм большая заслуга принадлежит поэту конца VI и начала V в. до н.э. Симониду с острова Кеоса.

V. Литература эллинизма.

Реализм и натурализм.

Изысканная утонченность эллинистической поэзии уживалась рядом с реалистическими и натуралистическими тенденциями. Представителем этого направления был Сотад (начало III в. до н.э.), который в тяжеловесных стилях описывал современную жизнь, осмеливался нападать на самих властителей, подверг осмеянию Птолемея II Филадельфа за его кровосмесительный брак с сестрой Арсиноей и за это был зашит в мешок и брошен в море.

Это направление отразилось и в области драмы, веселой трагедии,- нечто вроде фарса. Ее родоначальником является Ринфон. Он использовал остроумие и шутки местного населения, создав на их основе комические сценки и пародии.

Сохранилось немного отрывков из “Мелиямбов” Керкида. Он выступил на защиту прав беднейшей части населения и как последовательный сторонник кинической школы, придал своей поэзии простонародный характер.

Такое же направление нашло выражение “холиямбов”, т.е. хромых ямбов. Сохранилось несколько отрывков из сатирических произведений Феникса Колофонского, в которых он бичует алчность богачей. В духе народных песен написано стихотворение “Вороны”, где представлен нищий, который бродит по улицам с “вещей” вороной и выпрашивает подарочки.

Мелкий комический жанр этого времени лучше всего известен по так называемым “Мимиямбам” Геронда (III в. до н.э.). Мимиямбы - маленькие бытовые сцены с двумя-тремя действующими лицами. Геронд продолжает то направление, которое было намечено мимами Софрона (V в. до н.э.). Содержание пьесок Геронда составляет изображение мелкой обыденной действительности. Во многих случаях эти пьесы напоминают некоторые сценки Феокрита, но у Геронда гораздо сильнее уклоны в сторону натурализма, и он иногда не стесняется самыми рискованными положениями. Язык Геронда - простая разговорная речь, иногда грубоватая в устах соответствующих персонажей. Диалект - ионийский с сильной примесью языка аттической драмы.

VI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература.

Последние греческие поэты.

Время разложения античного общества характеризуется творческим бессилием, вследствие которого греки были уже неспособны создавать что-нибудь новое и оригинальное. Поэзия ограничивалась переработкой старых мотивов. Таковы, например, попытки возродить эпический жанр, сделанные поэтами:

Квинтом Смирнским,

Нонном Панопольским,

Шиллером,

Анакреоном,

Григорием Богословским,

Палладом и др.

2. Греческая литература на рубеже с византийской.

Большинство монархов, чтобы прославиться приближали к себе представителей культуры: литераторов, музыкантов, поэтов, философов, и отпускали на развитие культуры огромные средства.

АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.039 с.)