Понятие, основы и система местного самоуправления в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, основы и система местного самоуправления в Российской Федерации



В ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление провозглашается одной из основ конституционного строя РФ.

Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о местном самоуправлении) и означает форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Выделяются следующие структурные элементы, которые в своей совокупности составляют понятие "основы местного самоуправления": 1) правовые основы; 2) территориальные основы; 3) экономические основы; 4) финансовые основы.

Под правовыми основами понимаются положения Конституции РФ, федеральные, региональные, муниципальные нормативные акты, в которых содержатся нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении местного самоуправления, а также порядок организации и деятельности местного самоуправления.

Положения ст. 12, 72 и гл. 8 Конституции РФ, фиксирующие основы местного самоуправления, развиваются в Законе о местном самоуправлении, в котором более подробно закрепляются правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления.

Российская Федерация является участником ряда международно-правовых договоров, определяющих основные требования к организации местного самоуправления. К ним относятся Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. и Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества от 29 октября 1994 г.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств – участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Нормы права, касающиеся вопросов местного значения, содержатся также в нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных правовых актах.

В конституциях (уставах) и законах субъектов РФ конкретизируется федеральное законодательство с учетом особенностей организации местного самоуправления в конкретных регионах.

В систему муниципальных правовых актов входят:

· 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

· 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

· 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Основным нормативным правовым актом на уровне местного самоуправления является устав муниципального образования, определяющий круг вопросов, которые решает данное муниципальное образование, территорию муниципального образования, органы местного самоуправления, их название, структуру, порядок формирования. Устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением, после чего подлежит государственной регистрации.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. В основе территориальной организации местного самоуправления лежит поселенческий принцип: муниципальное образование всегда создается там, где живут люди и есть поселение.

Согласно ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Закон о местном самоуправлении устанавливает, что местное самоуправление осуществляется:
1) в городских поселениях;
2) сельских поселениях;
3) муниципальных районах;
4) городских округах;
5) городских округах с внутригородским делением;
6) внутригородских районах;
7) на внутригородских территориях городов федерального значения. Наделение муниципальных образований статусом соответствующего поселения осуществляется законами субъектов РФ.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти.

Возможно также преобразование муниципальных образований (т.е. объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его этого статуса); упразднение поселений (допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении); создание вновь образованных поселений на межселенных территориях (по инициативе населения, выдвинутой на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти).

Территорию местного самоуправления составляют:
1) земли жизни населения, прилегающие земли, свободные территории;
2) земли общего пользования (дороги, улицы, площади);
3) рекреакционные земли (зоны отдыха, парки, санатории, стадионы, заповедники);
4) земли для развития поселения.

Население муниципального образования независимо от численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Особенности правового регулирования связаны с созданием муниципальных образований (в определенных случаях создаются самостоятельные муниципальные образования или они становятся частью другого муниципального образования), а также с ограничением местного самоуправления (приграничные территории, закрытые административно-территориальные образования, наукограды, инновационные центры и др.).

Так, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

Закрытые административно-территориальные образования являются городскими округами; особенности осуществления местного самоуправления на данных территориях устанавливаются Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".

Городскими округами являются также наукограды, особенности осуществления местного самоуправления в которых устанавливаются Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации".

Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ "Об инновационном центре “Сколково”".

Экономическую основу местного самоуправления составляют:

1) муниципальная собственность;
2) местные финансы; 3) имущество, которое находилось в собственности государства и впоследствии было передано органам местного самоуправления.

Финансовую основу местного самоуправления составляют местные финансы – денежные средства, которые используются при решении вопросов местного значения. Местные финансы состоят из средств местного бюджета, а также государственных и муниципальных ценных бумаг.

Органы местного самоуправления формируют бюджет за счет местных налогов и сборов. В местный бюджет поступают также средства из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ в виде отчислений от федеральных и региональных налогов, а также дотаций и субсидий.

Система местного самоуправления есть организация муниципальной власти, включающая:

· 1) ее субъектов (носителей власти) – единицы местной коллективной самоорганизации, их виды (городские, сельские поселения, другие коллективы);

· 2) вопросы местного значения, решение которых осуществляется самостоятельно в рамках местного самоуправления;

· 3) организационные структуры, выбираемые гражданами самостоятельно (сход граждан, местный референдум, выборные органы местного самоуправления, лица, уполномоченные решать вопросы местного значения, осуществлять муниципальные полномочия);

· 4) компетенцию органов местного самоуправления;

· 5) способ оформления решений по вопросам местного значения (муниципальные правовые акты нормативного, исполнительно распорядительного, индивидуального характера).

В Российской Федерации субъектами муниципальной власти являются поселения (городские, сельские), муниципальные районы, городские округа, внутригосударственные и муниципальные образования в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Содержанием любого муниципального образования служит наличие местного коллектива, способного решать вопросы общественной жизни.

Субъектом муниципальной власти является местное сообщество (местный коллектив), характеризующийся в силу объективных закономерностей расселения, проживания, хозяйствования и социально-культурной деятельности относительной самостоятельностью.

Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление реализуется гражданами путем референдума, выборов, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Прямое волеизъявление граждан по вопросам местного значения может осуществляться путем проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан, а также посредством обращений граждан в органы местного самоуправления.

К органам и должностным лицам местного самоуправления относятся выборные органы (представительные, состоящие из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; выборные главы муниципального образования и другие избираемые населением должностные лица) и иные органы и должностные лица (порядок их образования, сроки полномочий определяются в каждом конкретном случае уставами соответствующих муниципальных образований).

Билет 23) Понятие, предмет, источники и система Российского гражданского права.

Гражданское право — совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения между участниками гражданского оборота, основанные на равенстве сторон, их независимости и имущественной самостоятельности, в целях осуществления ими своих гражданских прав, интересов и потребностей.

Предметом гражданского права являются общественные отношения, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения между управомоченным и обязанным лицами.

Имущественные отношения — отношения, возникающие по поводу приобретения, использования и отчуждения имущества. Предметом таких отношений являются материальные блага: вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права, работы и услуги, информация.

Личные неимущественные отношения:

—связанные с имущественными;

—не связанные с имущественными.

Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, — отношения по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, а также средств индивидуализации товаров и производителей. Данные отношения хотя и связаны непосредственно с лицом, их создавшим (автором, изобретателем), однако могут передаваться другим лицам для их использования или защиты. Они регулируются соответственно авторским и смежным правом, патентным правом и др.

Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, — отношения по поводу таких нематериальных благ, как жизнь и здоровье человека, имя, честь и достоинство, неприкосновенность частной жизни, жилища и др. Данные блага неотделимы от человека и не могут передаваться другим лицам.

Метод правового регулирования гражданских правоотношений представляет собой комплекс правовых средств и приемов воздействия на них. Преобладающим методом в гражданском праве является диспозитивный метод, суть которого в предоставлении сторонам возможности самостоятельно определять свои взаимоотношения. Так, граждане вправе заключить любой договор, даже если такой вид не предусмотрен гражданским законодательством.

Императивный метод предполагает строго определенную модель поведения сторон, нарушение которой влечет неблагоприятные для них последствия. Например, несоблюдение правил о форме заключения сделки в предусмотренных законом случаях влечет ее недействительность.

В гражданском праве как отрасли права выделяются Общая и Особенная части. К Общей части относятся те нормы права, которые применимы при регулировании любых имущественных и личных неимущественных отношений. Здесь содержатся общие нормы о категориальном аппарате гражданского права, правила возникновения, осуществления и защиты гражданских прав, о субъектах и объектах гражданского оборота, о сроках и др. Наряду с общими нормами внутри гражданского права выделяются шесть подотраслей: право собственности и другие вещные права, обязательственное право, личные неимущественные права, право на результаты творческой деятельности (авторское право), семейное право, наследственное право, которые можно отнести к Особенной части гражданского права.

Принципами гражданского права являются основополагающие начала, на которые опирается право и которые в силу закрепления их в законодательстве имеют обязательный характер. Такими принципами являются:

—принцип равенства участников гражданских правоотношений;

—принцип неприкосновенности собственности;

—принцип свободы договора;

—принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;

—принцип диспозитивности в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав;

—принцип обеспечения восстановления нарушенных гражданских прав, их судебной защиты;

—принцип возможности ограничения гражданских прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 1 ГК РФ).

Принцип равенства участников гражданских правоотношений означает юридическое равенство всех участников гражданских правоотношений, в которых ни одна из сторон не обладает принудительной властью над другой.

Принцип неприкосновенности собственности обеспечивает возможность собственнику использовать свое имущество по своему усмотрению и в своих интересах. Никто не может быть лишен права собственности на имущество, кроме как по решению суда на основании закона.

Принцип свободы договора гарантирует свободу каждого участника гражданских правоотношений в выборе той или иной формы договорных отношений. Каждый участник вправе заключать договоры на определяемых им условиях, никто не может быть понужден к такому заключению.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела декларирует невмешательство государственной власти в хозяйственную деятельность субъектов гражданского оборота.

Принцип диспозитивности в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав — означает возможность для участников гражданских правоотношений самостоятельно определять и осуществлять свои гражданские права и по своему усмотрению требовать в судебном или ином порядке защиту своих прав.

Источники гражданского права — нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Такие нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство в широком смысле.

Виды источников гражданского права:

- Общепризнанные принципы и нормы международного права, закреплённые в международных соглашениях, участником которых является РФ;

- Международные договоры, заключенные Российской Федерацией с другими субъектами международного права и ратифицированные в установленном порядке;

- Конституция РФ, ГК РФ, федеральные законы, касающиеся регулирования гражданских правоотношений;

- Подзаконные акты: указы Президента РФ, не противоречащие законам, а также постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ, или именуемые иными правовыми актами; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, изданные ими в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами, или именуемые ведомственными нормативными актами.

Не считаются источниками гражданского права, но используются в правоприменительной практике:

- Деловые обыкновения, т. е. установившиеся в гражданском обороте правила поведения, на которые могут ссылаться нормы права при отсутствии соответствующих правил в правовой норме.

- Обычаи делового оборота, т. е. сложившиеся и широко используемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, применяемые к отношениям, не урегулированным законодательством или соглашением сторон.

- Нормы морали и нравственности имеют значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильного применения воплощенных в нем правовых норм.

- Постановления судебных пленумов являются актами, разъясняющими вопросы применения права в порядке толкования законодательства, и обязательны для всей системы соответствующих судов.

- Судебная практика, т. е. многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел, также способствует выработке единого понимания и применения судебными органами гражданского законодательства, однако в решении по конкретному делу может не учитываться.

- Судебный прецедент, т. е. решение суда по конкретному делу, обязательно только для лиц, участвующих в деле, но не обязательно для судей, рассматривающих аналогичные дела.

Особенности ГП:

1. Широта его сферы действия - она охватывает как отношения граждан бытового и личного характера, так и отношения современного промышленного рынка.

2. Исторические корни и устойчивые правовые традиции гражданского права, идущие от права Римской империи (I-III вв. н.э.).

3. Влияние международно-правового регулирования. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

4. Метод гражданско-правового регулирования. Каждой отрасли права присущи определенные приемы и средства правового воздействия на составляющие ее предмет отношения с целью их развития и защиты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.045 с.)