БИЛЕТ 1) Понятие, сущность, признаки, функции государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

БИЛЕТ 1) Понятие, сущность, признаки, функции государства.



ПРАВО, ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕН

Функции права

Под функцией права следует понимать основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества.

Особенности функций права:

Производны от сущности правовых явлений и определяются назначением права в обществе. Функции - это «свечение» сущности права в общественных отношениях.

Выражают такое воздействие права на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования правка как социального явления.

Отражают главные черты права и направлены на решение конкретных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.

Представляют направления активного действия права, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Одним из важнейших признаков функций права является её динамизм, движение, действие.

Обладают постоянством, характеризуются непрерывностью, длительностью действия.

Функции
Внешние:

1. Политическая - право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государств, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы.

2. Экономическая - право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства.

3. Воспитательная - право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения.

4. Культурно-историческая - право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры.

5. Социального контроля - контроль стимулирует определенное поведение и ограничивает нежелательные для общества поведение и действие, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий.

6. Информационно-регулирующая - информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

7. Коммуникативная - право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления.

Внутренние:

1. Регулятивная: 1.1. Динамическая - обеспечивает активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга).

1.2. Статистическая - закрепляет общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности).

2. Охранительная - функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране.

Второстепенные:

1. Компенсационная - функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, уголовному праву.

2. Ограничительная - функция направлена на ограничение действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст.29, 55 Конституции РФ).

3. Восстановительная - функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе, тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, отражающих всю правовую организацию общества и характеризующих уровень развития той или иной страны, т. е, правовая система - комплексная категория.

 

Структура правовой системы (элементы правовой системы):

  1. нормативный элемент включает в себя право, правовые принципы, источники права, систему права, систему законодательства;
  2. институциональный элемент, включающий систему органов государственной власти, осуществляющих правотворческие, правоприменительные, правоохранительные функции;
  3. социологический элемент включает в себя правосознание, правовую культуру, юридическую практику, юридическую технику.

ПРАВО, ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕН

БИЛЕТ 1) Понятие, сущность, признаки, функции государства.

Главная проблема при определении его сущности состоит в выборе между двумя главными вариантами ее оценки: "пессимистическим" и "оптимистическим".

Первый вариант заключается в признании того, что государство как аппарат публичной власти, осуществляя ее, действует исключительно в своих интересах (или в интересах господствующей в обществе социальной группы, слоя), хотя объявляет себя при этом защитником всей нации.

Во втором варианте предлагается признать, что государственный механизм работает преимущественно в общих (публичных) интересах под прессингом гражданского общества, умело использующего для воздействия на государство правовые средства. Принуждение в последнем случае применяется "дозировано", в той мере, которая необходима обществу, и является результатом согласования важнейших интересов большинства социальных групп.

Выделяют и третий, "средний путь" в определении сущности государства, при котором государство рассматривают как политическую организацию, обеспечивающую и интересы правящих слоев, и общесоциальные интересы

В современной учебной и научной литературе наиболее распространенным типом определения государства является определение данного феномена через его признаки. Правда, в вопросе о признаках государства среди ученых не достигнуто единство мнений, и перечни этих признаков варьируются от одного издания к другому. Однако основные характеристики, отличающие его от иных социальных институтов, все же признаются присущими государству большинством авторов. Именно они использованы в приводимом определении.

Государство – это главное воплощение публичной власти, центральный институт общества, обладающий специальным аппаратом, способным делать свои веления общеобязательными, в том числе через принуждение, имеющий определенную политико-территориальную организацию и осуществляющий управление в масштабах всего общества.

Среди признаков государства, таким образом, можно выделить следующие его характеристики.

1. Обладание публичной властью в такой форме, которая обеспечена особым аппаратом принуждения, способным делать свои веления общеобязательными.

Этот аппарат представлен особым слоем людей, выполняющих управленческие функции и властные полномочия на профессиональной основе. Государство является центральным институтом общества, так как: 1) обладает упомянутым аппаратом и правом как универсальным регулятором общественных отношений; 2) имеет самую широкую социальную основу; 3) располагает огромными материальными ресурсами, обеспечивающими реализацию любых его целей.

· 2. Территория – материальная основа бытия государства. Это участок суши и вод, "очерченный" государственной границей. В пределах соответствующей территории распространяется суверенитет государства, действует его власть. Для наилучшего управления территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, в границах которых действуют институты публичной власти. Государством могут быть избраны разные модели управления на местном уровне административно-территориальной единицы: 1) управление на местах осуществляют территориальные структуры государственных органов (Китай); 2) на местном уровне управляют, координируя свои усилия, как представители государственной власти, так и органы местного самоуправления (Франция); 3) исключительно органы местного самоуправления, не входящие в систему государственной власти, осуществляют публичную власть в пределах административно-территориальных единиц (Россия).

· 3. Население – люди, проживающие на территории государства и объединенные друг с другом и с государством не кровно-родственными связями, а правовой и территориальной принадлежностью.

· 4. Суверенитет воплощен в верховенстве, единстве и независимости государственной власти как внутри территории государства, так и за ее пределами. Верховенство выражается в том, что только решения органов государственной власти обладают высшей силой и общеобязательностью. Единство власти проявляется в том, что все государственные органы в совокупности составляют государственный аппарат, реализующий единые функции государства. Его деятельность основана на единых принципах, подчинена единым политическим целям. Например, в демократическом государстве системообразующим является принцип разделения властей, а в социалистическом государстве – это принцип советов. Независимость означает, что никакой политический институт или орган (к примеру, центральные органы наиболее влиятельной партии, властные структуры зарубежного государства, какие-либо негосударственные структуры или международные организации) не должен вторгаться в процесс принятия государственно-властных решений, препятствовать осуществлению власти органами соответствующего государства.

Суверенитет государства произволен от народного суверенитета, а последний, в свою очередь, – от национального суверенитета.

Народный суверенитет – неотчуждаемое право народа осуществлять верховную власть в обществе, быть ее источником. Национальный суверенитет воплощен в праве нации на самоопределение, т.е. на выбор формы своего политико-правового бытия. Ею может быть не только национальное государство, но и национально-государственное образование (субъект федерации или автономия) или общественное объединение – национально-культурная автономия.

5. Налоги и займы также рассматриваются в качестве признака государства. Налоги как общеобязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц – отечественных и иностранных, – должны обеспечить необходимую финансовую основу для выполнения государством своих функций в обществе.

Некоторые авторы выделяют еще и такие признаки государства, как правотворчество и государственная символика (гимн, герб, флаг).

Роль государства в жизни общества принято рассматривать через его функции. В их реализации проявляется социальное назначение государства. Оно выражено в решении и масштабных, комплексных задач, таких как обеспечение социального управления и безопасности общества в целом, и локальных, но при этом не менее важных проблем, связанных с социальной зашитой населения.

Функции государства традиционно определяются как основные направления его деятельности.

Наиболее распространенным является деление функций государства в зависимости от их предназначения на внутренние и внешние.

К внутренним функциям принято относить:

· 1. Упорядочение совместной жизни людей в обществе. Эта функция носит комплексный характер и включает социальное управление в сфере экономики, политики, культуры. В связи с реализацией данной функции создаются правовые нормы, обеспечивается их реализация, образуются государственные органы, определяются их полномочия. Обычно в учебной литературе специально подчеркивается, что не следует функции государства отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций[2].

· 2. Умиротворение социальных конфликтов. Государство, реализуя эту функцию, предотвращает социальные конфликты путем применения необходимых правовых и политических средств согласования противоречивых интересов различных социальных групп; разрешает их, устраняя, например, причины, породившие противостояние, или подавляет выступления социальных групп (слоев). В первую очередь внимание государства привлекают антагонистические конфликты, так как их стороны видят разрешение конфликта только в уничтожении противника. Такое развитие событий представляет серьезную угрозу и для слоя властвующих, и для всего общества в целом, поэтому силовые структуры и правоохранительные органы государства стремятся устранить прежде всего именно этот тип конфликтов.

· 3. Функция охраны правопорядка. Для того чтобы понять суть данной внутренней функции государства, важно осознавать смысл термина "правопорядок". Под ним принято понимать систему урегулированных правом общественных отношений, ставшую результатом реализации правовых норм. Для достижения такого состояния общественной жизни необходимо, чтобы государство предупреждаю и пресекало правонарушения, выявляю и задерживаю правонарушителей, привлекало их к ответственности.

· 4. Узкосоциальная функция. Эта функция в первую очередь воплощена в усилиях государства, направленных на обеспечение интересов и защиту наиболее уязвимых социальных групп: престарелых, больных, инвалидов, женщин, малолетних – всех тех, кто оказался в тяжелых жизненных обстоятельствах. Организация систем здравоохранения, социального обеспечения и социальной защиты происходит в рамках реализации именно данной функции государства.

Внешние функции государства представлены:

· 1) обеспечением безопасности, целостности страны, ее суверенитета. Данная функция, в частности, выражается в предотвращении или отражении агрессии со стороны других государств, в защите государственных интересов от внешнего враждебного влияния, в том числе посредством противодействия иностранным разведкам;

· 2) функцией сотрудничества с другими государствами в политической, экономической, культурной сферах.

Важное значение в современных условиях приобретает также экологическая функция государства, которая в равной степени значима как во внутреннем, так и во внешнем аспекте, поскольку экологический кризис человечества относится к числу глобальных проблем современности, а значит, не может успешно быть преодолен только в масштабах одного государства.

БИЛЕТ 2) Понятие и основные признаки правового государства. Проблемы становления правового государства в России.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

2.2 Проблемы становления правового государства в России.

Формирование правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. Однако, при практической реализации продекламированного факта возникает масса объективных и субъективных причин, которые порождают проблемы формирования и отодвигают перспективы правового государства.

Объективные причины – это наследство исторического пути развития российского государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка.

Другой причиной является то, что СССР был специфическим типом государства, во многом отличным от классической империи, хотя и сохраняющим имперские традиции и замашки в своей политике, часто движимой мессианской идеологией. Геополитическая специфика страны является фактором, прямо влияющим на государ­ственное и общественное устройство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.89 (0.038 с.)