Роль спортивного психолога в психологическом обеспечении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль спортивного психолога в психологическом обеспечении



 

В рамках предлагаемой системы психологического обеспечения практический психолог получает возможность наиболее продуктивно строить свою деятельность, выделяя в ней основные направления и проблемы. К основным проблема отнесем: разработка и дальнейшая работа по исследованию личности спортсмена и тренера; психологическое обеспечение организации систем "спортсмен-тренер", "спортсмен - спортсмен", "спортсмен-команда", "спортсмен-семья", "спортсмен - карьера" и т.д., а также подготовки и соревнований; разработка исследовательских программ по психологии управления спортивным движением; совершенствование образовательных программ обучения и воспитания занимающихся спортом (имеющих и не имеющих отклонения в физическом развитии) и т.д.

К направлениям его профессиональной деятельности можно отнести: организационно-методическую, исследовательско-аналитическую, психотерапевтическую и консультационную работу, а также совершенствование профессиональной компетентности и условий освоения и совершенствовании спортивной деятельности. В совокупности они охватывают вопросы психодиагностики, развития и психокоррекции, психологической реабилитации, психогигиены, психопрофилактики, психологического сопровождения труда и жизни социальных субъектов, психологического консультирования и просвещения, и т.д.

В ходе аналитической работы по изучению проблем спортивной деятельности, труда действующих спортивных психологов, содержания и задач обучения, тренировочного процесса и процесса подготовки было сформулированы основные требования к подготовке практического психолога: методы, формы и содержание обучения должны строиться и задаваться практическими задачами, возникающими в спорте и физической культуре, и определяться теми функциональными компонентами (умениями, способностями), которыми должен обладать психолог практик для эффективного обеспечения спортивной деятельности.

 


Заключение

 

В заключение отметим, что проблемы, которые мы поставили весьма актуальны. На наш взгляд, поднятые в этой работе вопросы, как и развиваемые нами представления привлекут внимание специалистов не только к обсуждению, но к совместной практической работе по подготовке спортивных психологов. Несомненно, что введение в спортивную практику спортивных психологов значительно обогатит арсенал средств деятельности тренера, расширит кругозор спортсмена, содержательно углубит и гуманизирует мировоззрение спортивных практиков, а в целом будет способствовать повышению культуры и совершенствованию тренировочного процесса.

Когда есть спрос на специалистов, то развивается вся отрасль. Прежде всего, конечно, надо официально выделить психологию спорта в самостоятельную специальность, чтобы можно было осуществлять целенаправленную подготовку кадров, проводить исследования, защищать диссертации, не подстраивая содержание под наиболее близкую отрасль. Это большая работа, но, по крайней мере, механизм этого процесса известен и апробирован на других специальностях.

Следующий шаг - это реальное внедрение спортивных психологов в различные звенья подготовки спортсменов, так как, несмотря на внешнее согласие с важностью этого направления, постоянной работы даже с ведущими клубами и спортсменами не ведется. Необходимо, чтобы спортивный психолог наряду с тренером и врачом стал обязательным специалистом во всех физкультурных заведениях, а в качестве примерного ориентира можно использовать процесс внедрения психологов в среднюю школу.

Естественно, что деятельность спортивных психологов в различных организациях будет эффективной только в условиях постоянного совершенствования, обмена опытом, взаимопомощью, что предполагает активное функционирование централизованной структуры, создание консультационной службы, регулярных собраний и специализированного печатного издания.

Спортивная психология, как и многое другое в спорте, держится за счет здорового фанатизма, внимания к проблемам спортсменам и готовности их решать, искреннего патриотизма и желания видеть представителей своей страны среди победителей различных соревнований.

Подводя итоги развития спортивной психологии в 20 веке можно утверждать, что спортивная психология утвердила себя как научная и практическая дисциплина в числе различных отраслей психологии. Более того, в ряде областей человеческой деятельности, например, деятельности в экстремальных условиях спортивная психология вышла на передовые позиции, внеся много новых теоретических и практических знаний в психологическую науку. Есть и еще ряд позиций, где спортивная психология занимает ведущее место.

Так в актив спортивной психологии можно отнести детально разработанную систему психодиагностики личности и психических состояний спортсмена, позволяющей выявлять сильные и слабые стороны спортсменов, делать прогноз эффективности их будущей деятельности в условиях тренировок и соревнований, что дает возможность вносить необходимые коррективы в процесс их подготовки. В этот же актив можно занести разнообразные методы психологических воздействий и управления психическим состоянием спортсменов (методы психической регуляции и саморегуляции), показавшие свою достаточную эффективность в регуляции психическим состоянием спортсменов в стресс-соревновательных ситуациях.

Что же можно занести в пассив спортивной психологии: спортивная психология еще не стала неотъемленой частью тренировочно-соревновательного процесса подготовки спортсменов. Большинство тренеров, спортсменов пытаются решать свои психологические проблемы основываясь в большей степени на «своем житейском опыте», без учета психологических закономерностей спортивной деятельности. И, как показала практика, это им удается достаточно редко.

 


Список используемой литературы:

 

1. Е. Захаров, А. Карасев, А. Сафонов. Энциклопедия физической подготовки. – М., 1994

2. В.П. Зотов. Восстановление работоспособности в спорте. – Киев: Здоровье, 1990.

3. П.И Готовцев., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. – М.: Физкультура и спорт, 1981

4. Б.В. Петровский. М., Популярная медицинская энциклопедия, 1981.

5. Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. – СПб., 1997.

6. В.И. Ильинич. Физическая культура студента. – М.: Гардарики, 2000

7. П.А. Рудик. Психология и современный спорт. – М., 1983г.

8. Волков И.П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. 1994, № 1, с. 5 – 10.

9. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986. - 182 с.

10. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.006 с.)