Аудит учета основных средств и нематериальных активов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит учета основных средств и нематериальных активов



Целью аудита учета основных средств и н.а. является составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации об основных средств и н.а., отраженной в бухгалтерской отчетности предприятия и пояснения к ней, а также установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с основными средствами и н.а. действующим в РФ нормативным документам.

Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучение условий хранения и эксплуатации основных средств и н.а., их состава и структуры;

- подтверждение правильности оформления и отражения в учете операций с основными средствами и н.а.;

- подтверждение расчетов начисленной амортизации по основным средствам ин.а. и достоверности отражения ее в учете;

- оценка качества проведенной перед составлением годового отчета инвентаризации основных средств.

Аудит основных средств и н.а осуществляется на базе следующих нормативных документов: Гражданский кодексРФ, Налоговый кодекс РФ, чч. 1 и 2,Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организа­ции» ПБУ 1/98 (утв. Приказом МФ РФ № 60н от 9 декабря 1998 г.), Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом МФ РФ № 26н от 30 марта 2001 г.), Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом МФ РФ № ЗЗн от 20 июля 1998 г. с изме­нениями и дополнениями),6. Методические указания по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств (утв. Приказом МФ РФ от 13 июня 1995г. № 49), Постановление Госкомстата СССР от 28 декабря 1989 г. №241 «Об утверждении типовых форм учета основных средств» (в ред. постановления Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а), О классификации основных средств, включаемых в амортазационные группы (Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1).

Основными источниками информации, необходимыми для аудиторской проверки, служат:

• акт (накладная) приемки-передачи основных средств — ф. ОС-1; акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов — ф. ОС-3; акт на списание основных средств — ф. ОС-4; акт на списание автотранспортных средств — ф. ОС-4а; инвентарная карточка учета основных средств — ф. ОС-6; акт о приемке оборудования — ф. ОС-14; акт приемки-передачи оборудования в монтаж — ф. ОС-15; акт о выявленных дефектах оборудования — ф. ОС-16., Главная книга; баланс (ф. № 1); отчет о прибылях и убытках (ф. № 2); приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);

Основные направления аудита учета основных средств и н.а. должны обеспечить:

контроль за наличием и сохранностью основных средств и н.а.;

 правильность отнесения предметов к основным средствам и н.а.;

правильность оценки основных средств в учете;

правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств и н.а.;

правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств и н.а;

правильность отражения данных о наличии и движении ос­новных средств и н.а в бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств можно выделить четыре направления проверки

1) аудит наличия и сохранности основных средств и н.а.;

2) аудит движения основных средств и н.а.;

3) аудит правильности начисления амортизации;

4) проверка правильности налогообложения по основным средствам и н.а.

Аудит наличия и сохранности основных средств. Аудитору необ­ходимо проверить:

• создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов;

• оформлены ли договоры купли-продажи основных средств;

• оформлены ли протоколы договорной цены;

• правильно ли указана первоначальная стоимость основных средств в актах приемки-передачи;

• правильно ли отражена первоначальная стоимость после до­стройки, дооборудования.

Подтверждение данных о хозяйственных операциях по учету ос­новных средств — расширенная процедура, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах. Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходимы более полные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендо­дателям, страховым компаниям и государственным учреждениям. Документальное подтверждение хозяйственных операций по ос­новным средствам — это процесс выбора статьи счета и прослежи­вания в обратном порядке, т.е. поиск исходных документов, под­тверждающих правильность учетной записи. По основным средст­вам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт посту­пления, выбытия основных средств, а также выявить статьи ремон­та, по которым были затрачены значительные средства. Можно ис­пользовать также метод случайной выборки. Таким образом можно установить отраженные в учете суммы налогов и расходов по стра­хованию основных средств. В процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который необходимо осуществлять при проверке начис­ления износа и оценок выбытия и списания основных средств. Накопленный износ существует как арифметическая величина, поэто­му определение ее реальности возможно только путем пересчета.

Аудит движения основных средств. Пути поступления основных средств на предприятие: • приобретение за плату у поставщиков; • безвозмездное поступление; • в качестве учредительских взносов в уставный капитал; • в порядке выкупа арендованных основных средств; • возврат имущества (основных средств) по договору о совме­стной деятельности.

Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической документации на дан­ный объект.

Причины выбытия основных средств на предприятии:

• ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств;

• ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией;

• передача основных средств другим организациям.

Для определения непригодности основных средств на предпри­ятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комис­сия оформляет актом на списание основных средств (ф. ОС-3), кото­рый утверждается руководителем предприятия. На его основании бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и номер акта.

В местах использования основных средств (в цехах и отделах пред­приятия) ведутся инвентарные списки основных средств (ф. ОС-9), содержащие краткие сведения об объектах основных средств, находя­щихся в эксплуатации.

Необходимо проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать • неточное исчисление амортизации; • искажение сумм исчисляемых налогов; • неправильное отражение величины основных средств в бухгал­терской (финансовой) отчетности.

Аудит начисления амортизации. В ходе аудита необходимо уста­новить: все ли объекты основных средств и н.а. приняты в расчет при на­числении амортизации; начисляется ли она с учетом движения ос­новных средств и н.а.; правильно ли применяются нормы амортизации.

Амортизация начисляется по всем видам основных средств и н.а., за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, про­дуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.

В настоящее время могут применяться следующие варианты на­числения амортизации: 1) способ уменьшаемого остатка; 2) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полез­ного использования; 3) способ списания стоимости пропорционально объему про­дукции (работ).

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объ­ектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

Здесь важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. Для провер­ки правильности отнесения износа по счетам затрат или других ис­точников следует установить, к какому виду относятся основные сред­ства — производственного они или непроизводственного назначения. При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответст­вующие коррективы в регистры и отчетные формы.

По всем фактам неправильного начисления амортизации опре­деляются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в том лиц, предлагают меры к недопущению подобные недостатков в будущем.

Типичными ошибками, которые выявляются в ходе аудиторской проверки операций с основными средствами и н.а.:

несвоевременное оприходование объектов основных средств и н.а.;

неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств;

некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по выбытию основных средств и н.а. (списании, реализации по цене ниже остаточной стоимости и другие);

неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации объектов основных средств и н.а;

начисление износа по полностью самортизированным объектам;

оприходование основных средств не по цене их приобретения;

простое хищение средств (основной тип мошенничества).

 

Аудит операций с МПЗ

Целью аудиторской проверки учета операций с производственными запасами является изучение правильности организации учета поступления и использования материально-производственных запасов на предприятии и формирование мнения относительно правильности классификации материально-производственных запасов, реальности их оценки и достоверности в учете и отчетности.

Для достижения поставленной цели аудитор должен решить следующие задачи:

- Изучит положение учетной политики по направлениям данного участка проверки;

- изучить состав материально-производственных запасов;

- реальность наличия и существования материально-производственных запасов;

- ознакомиться с условиями их хранения;

- подтвердить правильность оценки материально-производственных запасов;

- изучить порядок отражения в учете операций по поступлению, использованию и реализации материально-производственных запасов.

Источники, используемые при проведении аудита: Положение по учетной политике предприятия; договора поставки; книга покупок; книга продаж; договоры с материально-ответственными лицами; первичные документы по движению материально-производственных запасов: накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, доверенности (форма №М-2, форма №М-2а), приходные ордера (форма № М-4), акты о приемке материалов (форма №М-7), накладные на отпуск материалов на сторону (форма №М-15), карточки складского учета (форма №М-17), акты о оприходовании материальных ценностей, полученных при демонтаже зданий и сооружений (форма №М-35), инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей (форма №ИНВ-3), сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма №ИНВ-19), ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма №ИНВ-26); учетные регистры по счетам 10, 15. 16, 19, 20, 23, 25, 26, 41,44,60, 76, 90, 91 и другие; Главная книга, бухгалтерский баланс (форма №1), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5).

Нормативные документы:

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. №31н).

2. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденного Минфином РФ приказом № 44н от 09.06.01 г.

3. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н.

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

5. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263.

Проверке предшествовало составление общего плана и программы аудита учета материально-производственных запасов. Проверка сохранности и использования материально-производственных ценностей на предприятии начинается с ознакомления с работой материального отдела бухгалтерии. Объектами внимания аудитора являются: состав, подчиненность и квалификация учетных кадров; перечень используемых нормативных документов; наличие графика документооборота; обоснованность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций с материально-производственными запасами; используемые методы внутреннего контроля для проверки отклонений фактического расхода материалов от норм; соблюдение сроков проведения инвентаризаций материально-производственных запасов и порядок оформления их результатов.

Аудитору следует убедиться в наличии оформленных договоров с материально-ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий и порядке проведения инвентаризаций.

Сохранность сырья и материалов зависит от условий хранения. Поэтому на следующем этапе аудитор проводит проверку состояния складского хозяйства на предприятии. Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, наличие условий для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, весоизмерительным оборудованием, тарой и т.д.

Проверяя организацию бухгалтерского учета материальных ресурсов на предприятии, аудитор на основе изучения и сопоставления данных первичных расчетно-платежных документов (счетов-фактур, накладных и т.д.) и учетных регистров (карточек складского учета, отчетов о движении ценностей и т.д.) устанавливают полноту оприходования производственных запасов, правильность их классификации и оценки, обоснованность списания в расход. Определяется, все ли необходимые реквизиты указаны в документации, соответствуют ли действующему законодательству хозяйственные операции.

Аудитору следует убедиться в соблюдении принятого на предприятии варианта учета (с использованием счета 15,16 или без их использования), закрепленного в учетной политике.

Обоснованность списания материальных ресурсов в расход выясняется по данным соответствующих первичных документов (накладных, требований на отпуск, лимитно-заборных карт и другие). Аудитору необходимо установить правильность оценки материальных ресурсов по таким операциям. Оценка должна производиться в соответствии с методом, закрепленным в учетной политике предприятия (ЛИФО, ФИФО, метод себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости). Допускается применение одного из методов по конкретному наименованию запасов в течение отчетного года.

Правильность списания материальных ресурсов на производственные нужды по количеству и стоимости аудитор может проверить путем сопоставления балансовых расчетов. Для этого сравнивается количество отпущенных сырья и материалов по нормам с выходом готовой продукции в натуральном выражении.

Если в ходе проверки у аудитора ложилось мнение о неудовлетворительном состоянии хранения ценностей на складах, он может порекомендовать руководителю провести выборочную инвентаризацию некоторых групп материалов, закрепленных за конкретными материально-ответственными лицами.

Выявленные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксируются в рабочей документации аудитора, и определяется их количественное влияние на показатели отчетности.

Типичными ошибками являются:

- не заключены договора о материальной ответственности с кладовщиками (материально-ответственными лицами);

- неправильно оформляются документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей;

- неправильная оценка приобретенных материально-производственных запасов;

- не ведется аналитический учет движения материально-производственных запасов в бухгалтерии;

- неправильное исчисление фактической себестоимости заготовления материалов;

- списание в расход не принятых к учету материальных ценностей (не оформленных приходными документами);

- арифметические ошибки при расчете реализованной торговой наценки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.041 с.)