Европейская политическая мысль и ее особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейская политическая мысль и ее особенности.



Августин Блаженный. Европейская средневековая политическая мысль находится под влиянием христианской религии и римско-католической церкви. Авторитетный богослов раннего Средневековья Августин Блаженный в трактате "О граде Божием" развил концепцию теологического разграничение духовной (религиозной) и светской (государственной) власти. Хотя Августин выступал за самостоятельность каждой из властей, обоснование разнокачественности двух "градов" фактически ставило духовную власть выше светской.

Фома Аквинский. Идея духовного превосходства над государственной властью получила дальнейшее развитие в учении великого католического теолога Фомы Аквинского. Хотя любая государственная власть имеет божественное назначение, не исключено, что конкретные ее формы могут противоречить божественной воле: правители забывают о заповеди Христа, справедливость и общее благо. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти.

Учение Августина и Фомы Аквинского были использованы в католицизме Средневековья для обоснования примата церкви над государством и права Римского Папы назначать и смешивать монархов. Практическое воплощение этих идей часто приводило к войнам между светскими и церковными властями.

Николо Макиавелли. В конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Эпоха Возрождения, пришедшая на смену, дала толчок развитию интеллектуальной жизни и распространению знаний. Центром Возрождения стала Италия. Отрицая философско-этическую и религиозную традиции предыдущих эпох, Н.М. разработал оригинальную концепцию политики. Он считал, что нравственные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых - интересы государства. Ради последних политик может пренебречь нравственностью. С его размышлений следовал вывод: "цель оправдывает средства". Обоснованный мыслителем принцип оказался очень востребован в политической практике для оправдания жестокости и террора интересами государства или другими высшими задачами. В политическом лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм", под которым понимают политику, основанную на попрании норм морали, на интригах и на насилии.

Если у мыслителей прошлого главной была проблема, как использовать государственную власть, чтобы добиться справедливости и общего блага, то для Макиавелли - проблема самой власти и средств, позволяющих эту власть завоевать, удержать и расширить.

Идеалом для Макиавелли выступает политик, сочетающий черты льва и лисицы: силу, умение внушить страх у подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. Макиавелли открыто заявляет об утилитарном использование религии. Для него религия - это средство воздействия в руках государства. Он признает целесообразность политических убийств.

Макиавелли вошел в историю политологии как мыслитель, разграничил общество и государство. Он, собственно, ввел в науку и сам термин "государство" (stato).

Жан Боден. Проблема сущности государства нашла продолжение в трудах французского мыслителя, известного идеолога абсолютизма Жана Бодена. Он указал на главные признаки государства, отличающие ее от всех других форм человеческого общения: "правовое управление" и суверенитет.

Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Гуманизм эпохи Возрождения нашел выражение в формировании нового течения общественной мысли, что ставит вопрос о несправедливости социального неравенства, ситуации и защищает интересы бесправная слоев населения - утопического социализма. Идеи нового учения в художественно-романтической форме выразили Томас Мор в произведении "Утопия" и Томмазо Кампанелла в "Городе солнца". В переводе "утопия" означает "место, которое не существует". Политический строй на острове Утопия более демократичный. Все должностные лица избираются народом. Но все же политический идеал Мора больше соответствует "смешанном правлению". Наряду с народным собранием верховную власть разделяет сенат, избираемый ежегодно (аристократическая засада), и князь, который избирается пожизненно (монархическая засада).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.004 с.)