Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прециозность, интеллектуально-философская лирика, бурлеск
1. Барокко как важнейшее художественное направление XVII в.: социально-философские истоки, концепция мира и человека. 2. Художественное и проблемно-тематическое своеобразие поэзии французского барокко: a. поэзия «либертенов»: интеллектуально-философская лирика Т. де Вио; b. бурлескная поэзия: ироикомические поэмы А. де Сент-Амана и П. Скаррона; c. прециозная лирика (В. Вуатюр, А. де Сент-Аман). 3. Значение и исторические судьбы барокко.
ЛИТЕРАТУРА 1. Западноевропейская поэзия XVII столетия. – М., 1981. 2. История всемирной литературы. Т.4. – М., 1987. 3. Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. – М., 1981. 4. Макаров А. Світло українського бароко. – К., 1987. 5. Ренессанс. Барокко. Просвещение. – М., 1977. 6. XVII век в мировом литературном развитии. – М., 1969. 7. Барокко // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1983. 8. Виппер Ю. Поэзия барокко и классицизма. // Европейская поэзия XVII века. – М., 1977. – С. 5-16. 9. Гинзбург Л. Разбилось лишь сердце мое. – М., 1983 Художественные тексты для анализа 1. Теофиль де Вио. Любовное отчаянье. Виселица. Ода («Ворон каркает зловеще...»). Существа в обличье странном. Письмо к брату (Фрагменты). Аполлон. Сонет Теофиля на его изгнание. Эпиграмма («Я полностью согласен с Вами в этом...»). «Недавно, пламенем божественным объятый...». Стансы («Люблю - и в этом честь моя...»). – С. 638-649. 2. Сент-Аман А. де. Уединение (Фрагменты). Трубка. Кутилы. Альпийская зима. Попойка. Ленивец. Ариоп. Видения. – С.649-657. 3. Вуатюр В. Сонет к Урании. Рано проснувшейся красавице. Девице, у которой рукава были засучены и грязны. Песня. Песня. – С. 674-677. 4. Поль Скаррон. Тифон (Фрагменты). Стансы с зубочисткой. Надгробья пышные. Париж. – С. 682-686. Источник: 1. Европейская поэзия XVII века. – М., 1977.
ГЛОССАРИЙ
КОНСЕПТИЗМ – возник в поэзии, его основателем считается испанский поэт Алонсо Ледесма, автор поэтической книги «Conceptos espirituales» (примерный перевод: «Интеллектуальные загадки», «Духовные озарения», «Духовные зачатки»), однако затем консептизм развивался преимущественно в прозе, в произведениях Кеведо, Гевары, Грасиана и др. «К.», в отличие от культеранизма, не стремится намеренно затемнять смысл явлений и специально усложнять поэтический язык – «смысл этот и без того темен, оккультен, сокрыт». Пафос «к.» как раз состоит в том, чтобы понять эту сложность жизни, расшифровать её «темный и трудный» смысл. Консептисты исходили из идеи внутренней сложности самой формулируемой мысли (концепта). Консептистская поэтика XVII века основывалась на игре с многозначностью слова, пародийном воспроизведении чужого дискурса и разрушении привычных словесных штампов. При этом семантическая насыщенность текста сочеталась с максимальной выразительностью предельно лаконичной формы. Язык консептистов не менее сложен, чем у культистов. В отличие от «темного стиля» культистов консептистскую манеру испанский ученый Рамон Менендес Пидаль назвал «трудным стилем». Характерные приемы «к.» – игра на буквальном и фигуральном значении слова, игра слов и каламбур, пародийное воспроизведение и разрушение словесных штампов, привычных словосочетаний. Наиболее ярко все эти черты представлены в творчестве Франсиско де Кеведо.
КОНЦЕПТ – образ, построенный на неожиданном соединении далеких понятий, на совмещении противоположностей. По выражению Грасиана, консепт так же услаждает наш разум, как красота — глаз, ибо позволяет мгновенно открывать связи между вещами. «К.» может быть построен на сближении реальных предметов с абстракциями, с географическими или историческими понятиями, наконец, просто на игре слов. Часто «к.» состоит в неожиданном выводе, как бы выворачивающем наизнанку привычное представление. Таковы концовки стихов Виоланты ду Сеу: «...мы можем причинить такое зло, что заставляем сочувствовать саму смерть». Вместилищем «к.» часто становится синтаксическая конструкция строфы. Консептисты экспериментируют с ритмическими и синтаксическими параллелизмами и антитезами. Во множестве употребляют они анафору, изоколон, симплоку, добиваясь искомой выразительности. В наше время экспрессия словесной антитезы или синтаксического параллелизма хорошо известна мировой поэзии, но в открытии возможностей такой экспрессии важную роль сыграла именно поэзия XVII в.
КУЛЬТЕРАНИЗМ (в Португалии – культизм) – называется также гонгоризмом по имени одного из основоположников этого направления Луиса де Гонгоры. Противопоставлял неприемлемой для него реальности прекрасный и совершенный мир искусства, постижение которого доступно лишь немногим «избранным». В отличие от всей остальной литературы XVII века, не вводит новые темы или сюжеты, которые принципиально отличались бы от ренессансной поэзии, зато предлагает их новое стилистическое решение. Культеранисты используют в своей поэзии сложный метафорический («темный») стиль, как бы пытаясь ухватить с помощью аллегорий, необычных тропов изменчивую суть жизненных событий. «К.» не был однородным: у наиболее талантливых поэтов этот стиль осознавался как новый способ художественного постижения мира (Гонгора, Тасис), у других авторов превращался в пустой маньеризм (Фарависино). Лучшим образцом культеранизма считается поэзия Гонгоры, название его стиля – «гонгоризм» – стало, по сути, синонимом термина «к.».
ЛИБЕРТИНАЖ – (от франц. liberté – свобода) – форма оппозиционного поведения. Во Франции слово «л.» имело в XVII в. двойное значение: с одной стороны – «вольнодумство», «свободомыслие», с другой – «игривость души», «динамика страстей», «распущенность». Обозначение одним термином двух столь различных понятий имело явно полемический характер, дискредитирующий вольнодумство. Как пишет С.С. Мокульский, «отождествление свободомыслия и половой распущенности шло из кругов, пытавшихся объяснить всякое отклонение от церковной догмы и авторитарной морали самыми низменными побуждениями и прежде всего стремлением сбросить с себя узду в области частной жизни и личных отношений. …Среди части аристократической молодежи уже в первой трети XVII в. появляется обыкновение афишировать свое презрение к религии и церкви и демонстративно кощунствовать… Такое «озорное» безбожие не имело ничего общего с настоящим философским либертинажем, продолжавшим лучшие традиции ренессансного вольнодумства». «Л.» проникает также и в Англию в н. XVII в. с творчеством популярного в дворянско-аристократических кругах французского поэта Теофиля де Вио (1590-1626). Английский «л.» обрел со временем особую специфическую форму, называемую «остроумием».
МАНЬЕРИЗМ – стиль в европейском искусстве, основной чертой которого было подведение итогов нового художественного восприятия мира, возникшего после Средневековья в эпоху Возрождения. Название «м.» (от слова «манера») стилю дали современники, воспринимавшие его как манерничанье в смысле обращения к недавнему прошлому и повторения его лучших достижений. «М.» характеризуется восприятием мира как соединения загадочных и ясных явлений. Он объявляет относительным противоречие между телесным и духовным, природой и человеком, признает соседство науки и оккультизма. Такое мироощущение рождено эпохой позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью. Главным элементом в стиле «м.» является взволнованность и болезненность чувства автора и персонажа. Считается, что среди популярных авторов, отдавших дань «м.», находятся Дж.Бруно, М.Монтень, Сервантес, Шекспир, Кальдерон.
ПРЕЦИОЗНОСТЬ – (от франц. précieux — драгоценный, изысканный, жеманный) – сложное социальное и лингвистическое явление, характеризующееся утонченностью межличностных отношений. Центром «п.» выступают светские салоны, в которых первостепенную роль играют женщины: мадам де Рамбуйе, Мадлен де Скюдери, мадам де Лонгвиль, мадам де Сабле и другие. Прециозная литература – аристократическое направление в литературе французского барокко XVII в., родственное итальянскому маринизму и испанскому гонгоризму. Возникла в светских салонах, из которых наиболее известен Отель маркизы де Рамбуйе – центр литературной фронды против абсолютизма. Поэты В. Вуатюр, И. де Бенсерад, Ф. Буаробер и др. в мадригалах, сонетах, рондо, посланиях воспевали галантную любовь и мелкие эпизоды из светской жизни, употребляя вычурные метафоры, условные аллегории, перифразы, прибегая к игре слов. Одним из жанров прециозной литературы был галантно-героический роман, сложившийся под влиянием нравственно-эстетического кодекса романа «Астрея» Оноре д'Юрфе. Авторы брали темы преимущественно из истории классической Греции, Рима и Древнего Востока, воплощая в героях прошлого идеализированные образы французской знати. Царственное происхождение героя, авантюрно-любовный сюжет, изысканность стиля составляют основные черты прециозного романа. К нему примыкают поэмы «Аларик» (1654) Жоржа Скюдери, «Хлодвиг» Д. де Сен-Сорлена, «Девственница, или освобожденная Франция» Ж. Шаплена. В драматургии «п.» представлена пьесами Ж. Скюдери и Ф. Кино. Прециозная литература была подвергнута критике Н. Буало; Мольер осмеял прециозные нравы и поэтов в комедиях «Смешные жеманницы» и «Учёные женщины».
ТРАГИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ – термин, введенный советским историком литературы А.А. Смирновым в статье «Шекспир, ренессанс и барокко», применительно к мироощущению Монтеня и литературной деятельности Шекспира, начиная с 1601 года, то есть со времени создания «Гамлета» (Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. – М.-Л., 1965). Под «т. г.» он понимал реалистически более сложное видение действительности и диалектически более углубленное истолкование соотношения между человеческой личностью и окружающим ее обществом по сравнению с более прямолинейно утопическим и «идиллическим» решением этой проблемы, которое было, по мнению ученого, свойственно самому Шекспиру в 90-х годах XVI в. и вообще литературе и общественной мысли Возрождения как такового. «Т. г.» свойственно осознание трагедии человека в обществе и в мире, борьба с ними и с самим собой. Происходит «расслоение» человека на частного и родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего. Практическое занятие № 5 Трагедия французского классицизма:
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.007 с.) |