РАЗДЕЛ I . Риторика в древней Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ I . Риторика в древней Руси



Введение

Риторика - это классическая наука и учебная дисциплина, предполагающая точное знание своей истории. Предмет риторики принципиально не изменился за две тысячи лет. Каждая эпоха требует своего риторического стиля, но, как это ни парадоксально, предмет риторики оставался фундаментально единым, как едины нравственно-культурные основы бытия.

Повышение речевой эрудиции один из основных путей формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики науки об убедительной и оптимальной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как ораторское искусство.

До недавнего времени нам были более или менее известны труды античных риторов основоположников теории красноречия Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.

Русский речевой идеал связан с именами многих выдающихся деятелей государства и культуры, среди которых наибольшую роль сыграли М. В. Ломоносов, написавший свое «Руководство», А. В. Суворов со своей «Наукой побеждать», В. Г. Белинский, а также учебники риторики А. Ф. Мерзлякова и Н. Ф. Кошанского. Нет нужды продолжать этот список, но нельзя не вспомнить вклад в становление русской речи А. С. Пушкина, его предшественников и последователей.

Важность изучения риторики становиться в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.


 

РАЗДЕЛ I. Риторика в древней Руси

Риторикою убо учу не злато люблю.

(Пчела, XIII в.)

 

Первая русская риторика(1620)

 

Первый Русский учебник по теории риторике был написан до марта1620года - этим временем дотируется единственный список с начальной редакцией текста. Он явился переводом латинской «Риторика» Филиппа Меланхтона в переработке Луки Лоссия. Русский переводчик не просто диктовал записывавшим вслед за ним писцам вой текст- к самым трудным и неудобопонятным статям оригинала он добавлял свои пояснения, причем эти пояснения стилистически сходны с текстом «Риторик» из «Сказания о седми свободных мудростех».

Предположительно «Сказание о седми свободных мудростех» было написано в первые десятилетия XVII в. Некоторые цитаты из главы «Мудрость третия. Риторика» появилась в тексте первой русской «Риторики» 1620 год, а сама эта глава из «Сказания» стала первым предисловием к тексту «Риторики».

«Сказание…» - образцовое учебное сочинение Древней Руси. Состав средневековых наук включал «семь свободных искусств, делящихся на тривиум гуманитарных дисциплин(грамматика, диалектика, риторика) иквадривиум технических дисциплин(арфиметика, мусика, геометрии, астрология).

Автор-переводчик первой русской «Риторики» пока не известен. Очевидно что учебник написан в великорусских землях-местами бытования рукописи были Москва, Соловецкий монастырь (шесть списков - и именно там, скорее всего, была сделана пространная редакция 1622год), Новгород, Ярославль, ряд севернорусских монастырей.

 

РАЗДЕЛ II. Риторики Петровского времени

Велия ест сила царственная риторики и слава сея превыше небес по все земли величается.

(Козма Афоноиверский.

Риторика. 1710 г.)

 

Михаил Усачев. Риторика

Публикуемая «риторика» была авторизована Михаилу Усачеву на основании записи в конце списка ГИМ, собр. Щукина, №803: «Писаный сию книгу, глаголемую риторику, многогрешный книгописец Михаил Иоаннов сын Усачев в лето 7207(1699) год месяца в день». Впрочем, эта запись может говорить и о том, что Усачев является всего лишь переписчиком сочинения. О самом Усачеве известно также, что он переписал «Азбучный патерик» в1697 г..

Исследователи Д. С. Бабкин, В. П. Вомперский, А. С. Елеонская пишут о том, что «Риторика» М. Усачева заимствует схему расположение из первой русской «Риторики» 1620г. на наш взгляд, она вполне самостоятельна. Чтобы представить читателю содержание и композицию «Риторики» М. Усачева в обобщенном виде, предлагаемым его описанию по «книгам» и «главам».


Старообрядческие речи

Старообрядцы Выговской литературной школы, овладевая риторикой, писали «слова» по канонам тогдашнего риторического искусства. Сохранившиеся сборники таких речей и проповедей показывают, что тематика их была как религиозно-догматической, так и нравственно-этической. В начале слова указывалось название, затем объявлялась «тема» как основная мысль, к которой привязывалось все содержание речи. Например: «О любомудрии. Ем же фема: Имущему бо везде дано будет и преизбудет».


 

Заключение

 

Конечно, 17 век не исчерпывается описанной в этой работе первой русской "Риторикой". Почти не было затронуто преподавание риторики в Киевской духовной академии, в украинских и белорусских братских школах. Между тем известно огромное количество латинских учебников риторики, по которым учились здесь в 17-18 веках.

К сожалению, до нас дошло мало работ петровского времени. Но некоторые из них дошли: старообрядческая "Риторика", "Риторика" Михаила Усачева, "О силе риторичестей" Софрония Лихуда, "Книга всекрасного златословия" Козьмы Афоноиверского, "Наука проповедей" и "Книга сия философская" Андрея Белобоцкого и другие вырабатываются философские и логические основания риторики, вместе с тем дан анализ конкретной общественной языковой практики своего времени.

Возвращаясь к ленинским нормам жизни, нам важно соотнести опыт нормирования общественной речи и риторической учебы 20-х годов с современными проблемами обучения лекторскому мастерству. Думается, работы А.В. Мартова, В. Гофмана и других теоретиков ораторского искусства, риторико-педагогический опыт Института живого слова давно ждут своего глубокого осмысления, выдержав проверку временем.

Все эти труды требуют внимательного прочтения, переиздания, научного комментирования, изучения всеми, кто хочет (и должен) научиться правильно и убедительно говорить.

Но всегда помните, что со словами нужно обращаться очень осторожно, ибо оно ведет людей на подвиги и убивает, призывает к любви и ненависти, вдохновляет и лишает уверенности в свои силы, способности. Помните также, что процветание общества зависит во многом не только от экономики, техники, а от культуры слова, понимание общества значимости этой культуры, умение владеть словом.

Ваша обязанность, ваш долг перед обществом - всячески способствовать тому, чтобы в нашем обществе возродился истинный диалог.


 

Список литературы

 

. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово:

2. Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобраз. учреждений. - М.: Просвещение, 1996.

.   Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. М., 2002.

.   Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: современная риторика - Ростов Н/Д Феникс 1996-576 с.

.   Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. Спец. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-272 с.

Введение

Риторика - это классическая наука и учебная дисциплина, предполагающая точное знание своей истории. Предмет риторики принципиально не изменился за две тысячи лет. Каждая эпоха требует своего риторического стиля, но, как это ни парадоксально, предмет риторики оставался фундаментально единым, как едины нравственно-культурные основы бытия.

Повышение речевой эрудиции один из основных путей формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики науки об убедительной и оптимальной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как ораторское искусство.

До недавнего времени нам были более или менее известны труды античных риторов основоположников теории красноречия Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.

Русский речевой идеал связан с именами многих выдающихся деятелей государства и культуры, среди которых наибольшую роль сыграли М. В. Ломоносов, написавший свое «Руководство», А. В. Суворов со своей «Наукой побеждать», В. Г. Белинский, а также учебники риторики А. Ф. Мерзлякова и Н. Ф. Кошанского. Нет нужды продолжать этот список, но нельзя не вспомнить вклад в становление русской речи А. С. Пушкина, его предшественников и последователей.

Важность изучения риторики становиться в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.


 

РАЗДЕЛ I. Риторика в древней Руси

Риторикою убо учу не злато люблю.

(Пчела, XIII в.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.012 с.)