Криминалистическая характеристика ДТП. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминалистическая характеристика ДТП.



Криминалистическая характеристика ДТП.

 

Существует групповая классификация дорожно-транспортных происшествий по их механизму. В эту классификацию входят: столкновение транспортных средств; их опрокидывание; наезд на неподвижное препятствие; наезд на людей и животных; падение людей с транспорта.

Преступные нарушения правил безопасности дорожного движения можно разбить по сложности расследования на две большие группы:

1. Преступное нарушение совершено в присутствии свидетелей, транспортное средство и водитель остались на месте, водитель принял меры к сохранению места происшествия, оказанию помощи пострадавшим.

2. Преступное нарушение совершено в отсутствии свидетелей или неизвестным лицом, причем водитель на транспортном средстве, участвовавшем в происшествии, уехал с места или бросил транспортное средство, а сам скрылся или принял меры к уничтожению следов на месте происшествия, увез труп, подверг его сокрытию или уничтожению.

Причинами дорожно-транспортных происшествий могут быть:

1. Нарушения водителем правил дорожного движения, приемов управления и эксплуатации транспортной единицы. Особенно опасными являются нарушения, связанные с управлением транспортным средством в состоянии опьянения.

2. Нарушения пешеходами правил дорожного движения и пассажирами правил посадки, высадки и пользования транспортом.

3. Нарушения правил технического обслуживания и выпуска на линию транспорта, а также правил контроля за состоянием дорожного полотна.

 

Оценка следов шин.

Под следами подразумеваются отпечатки, образующиеся на грунте в результате давления или трения колес транспортного средства. Их форма зависит от различных параметров, из которых следует назвать базу, расположение шин, конструктивные особенности шин, механическую прочность, обусловленную давлением в шинах, ходовые качества транспортного средства. В благоприятном случае по следам можно определить индивидуальные признаки транспортного средства (в СССР для каждого вида автомобилей был разработан определенный рисунок протектора, т.е. при обнаружении какого-нибудь следа шин можно было определит какой марке автомобиля он принадлежит), кому они принадлежат, а также получить сведения о процессе его движения в месте происшествия. Поэтому реконструкцию расследуемого события нередко начинают с анализа морфологической характеристики следов шин. Следует остановиться на некоторых замечаниях относительно возможностей оценки следов, которые отражают типичные ходовые качества транспортного средства.

   

Колея (расстояние между колесами, находящимися на одной оси транспортного средства).

Колея образуется в результате давления прокатывающегося колеса на мягкий, но сохраняющий форму грунт, или в результате переноса частиц веществ и материалов с протектора на грунт (например, после того как транспортное средство переехало лужу, на коротком участке остается увлажненный отпечаток).

Четкость отображения и продолжительность его сохранения зависят как от устойчивости оттиснувшейся в следе матрицы, так и от воздействий окружающей среды. Поэтому следует немедленно фиксировать фотографическим способом с обязательным указанием масштаба, стрелки, определяющей направление, и обозначением колеса, предположительно оставившего след.

   

След торможения.

Образуется вследствие замедляющего трения колеса противодействующее поступательному движению транспортного средства, и тем эффективнее, чем сильнее сцепление протектора шины с грунтом. Соотношение участка качения колеса и участка поступательного движения транспортного средства в одну и ту же единицу времени обозначается как <проскальзывание> и указывается в процентах. Тормозное действие проявляется только в том случае, если проскальзывание больше нуля. Тормозное действие достигает своей максимальной эффективности приблизительно при 20% проскальзывания, затем при 100% вновь снижается (блокировка колес), но ни в коем случае не становиться равным нулю.

Поперечные элементы рисунка протектора противодействуют поступательному движению транспортного средства. Поэтому их отображения оказываются втянутыми в направлении его движения.

 

След блокированных колес.

Речь идет о следе, образующемся в результате истирания шины неподвижного колеса продолжающего движение транспортного средства. Этот след затемнен на поверхности проезжей части дороги как темная полоса, идущая в направлении движения. Продольные канавки рисунка протектора различить в ней можно, структуру же отображений поперечных элементов рисунка - нельзя.

 

След заноса.

След заноса возникает при полностью неконтролируемом движении транспортного средства, когда превышен предел сцепления шин с грунтом. Динамика движения и положение транспортного средства по отношению к направлению поступательного движения могут быть произвольными. Чаще всего эти следы располагаются дугообразно, причем расстояние между следами отдельных шин и их морфология могут многократно варьировать, если положение транспортного средства во время заноса меняется.

 

Фиксация следов шин.

Прежде всего следует максимально точно измерить общую длину имеющихся следов шин и расстояние между ними, так как специалист на основании полученных данных может сделать важные выводы о динамике движения как до, так и во время происшествия. Прямолинейные следы измерить несложно. При дугообразных следах, в частности прерывистых следах заноса, определить отдельные радиусы значительно труднее. В этих случаях рекомендуется применять способ секущих или хорд.

 На чертеже-схеме места происшествия необходимо указать, была ли учтена при измерениях база транспортного средства и, по возможности, какому колесу принадлежит тот или иной след.

 

Допрос подозреваемого.

При допросе водителя следователь должен выяснить его мнение по поводу исправности транспортного средства, о причинах неисправности, когда она была обнаружена и какие меры были приняты им для устранения этой неисправности.

Важным обстоятельствами, подлежащими выяснению, являются вопросы:

1) скорость движения, обзорность, размещение транспорта на проезжей части,

2) какие меры принимались водителем для предотвращения происшествия,

3) когда, в какой момент и на каком расстоянии водитель обнаружил препятствие,

4) какой частью транспортного средства был сбит пешеход,

5) каковы были метеорологические условия и какого было состояние дорожного покрытия,

6) его квалификацию и стаж работы водителем,

7) в каком часу произошло происшествие,

8) употреблял ли перед происшествием алкогольные напитки или наркотические вещества, когда и сколько,

9) по какой стороне и с какой скоростью он следовал,

10) имелся ли на участке где произошло ДТП другой транспорт,

11) регулируемый ли перекресток где произошло ДТП (если регулируемый то какие сигналы он видел),

12) перемещался ли транспорт с места ДТП до прибытия полиции.

 

Необходимо установить, в зоне действия каких знаков дорожного движения проезжал водитель, какой сигнал был на светофоре, какие меры были приняты для оказания помощи потерпевшим, какие действия он совершал на месте ДТП после происшествия, кто кроме него находился в транспортном средстве.

При допросе водителя используется составленная при осмотре ДТП схема, которая должна быть им подписана. Следователь должен учитывать, что нередко водители во избежание ответственности или в силу добросовестного заблуждения указывают неточные данные. Во избежании этого необходимо сопоставлять данные полученные от свидетелей и потерпевшего.

 

Судебные экспертизы.

При расследовании уголовных дел о ДТП возникает необходимость производства экспертиз.

 

Криминалистическая характеристика ДТП.

 

Существует групповая классификация дорожно-транспортных происшествий по их механизму. В эту классификацию входят: столкновение транспортных средств; их опрокидывание; наезд на неподвижное препятствие; наезд на людей и животных; падение людей с транспорта.

Преступные нарушения правил безопасности дорожного движения можно разбить по сложности расследования на две большие группы:

1. Преступное нарушение совершено в присутствии свидетелей, транспортное средство и водитель остались на месте, водитель принял меры к сохранению места происшествия, оказанию помощи пострадавшим.

2. Преступное нарушение совершено в отсутствии свидетелей или неизвестным лицом, причем водитель на транспортном средстве, участвовавшем в происшествии, уехал с места или бросил транспортное средство, а сам скрылся или принял меры к уничтожению следов на месте происшествия, увез труп, подверг его сокрытию или уничтожению.

Причинами дорожно-транспортных происшествий могут быть:

1. Нарушения водителем правил дорожного движения, приемов управления и эксплуатации транспортной единицы. Особенно опасными являются нарушения, связанные с управлением транспортным средством в состоянии опьянения.

2. Нарушения пешеходами правил дорожного движения и пассажирами правил посадки, высадки и пользования транспортом.

3. Нарушения правил технического обслуживания и выпуска на линию транспорта, а также правил контроля за состоянием дорожного полотна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.015 с.)