Глава 1. Теоретические основы конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы конкуренции



Курсовая работа

«Конкуренция: сущность, функции, виды, последствия»

 

 

Студент: Родина Е.П.

Группа:10-Э-2

Преподаватель: Булатов А. Е.

 

 

МОСКВА 2011

 


Введение

 

Термин конкуренция происходит от латинского concurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание.

Конкуренция, будучи главным элементом механизма рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система и вне которой она функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою) навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам.

Наиболее важным в определении конкуренции является тот факт, что без конкуренции нет рыночной системы. Без конкуренции рынок не может выполнить свои новаторские функции не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует все то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса.

Конкуренция необходимое и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала. Конкуренция в рыночной экономике, безусловно, прежде всего, есть состязание, соревнование, сравнение экономических условий и результатов хозяйствующих субъектов и практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

Подводя определенный итог сказанному, а сказанное в целом есть восхваление конкуренции, мы не должны забывать и ее отрицательных сторон. А главное необходимо понимать, что конкуренция есть и будет формой взаимного соперничества, это конфронтация, борьба, где есть всегда свои победители и свои побежденные.

Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но особое значение она приобретает с появлением и образованием национальных рынков. Когда товарное производство охватывает уже всю экономику. А товарно-денежные отношения становятся всеобщими. Конкуренция совершенно органично становится коренным свойством капитализма. Коренным потому, что она концентрирует в себе основные черты капиталистической идеологии: частную собственность, свободу предпринимательства и выбора, личный интерес.

Актуальность данной работы заключается в рассмотрении различных видов конкуренции как свободы выбора, что означает товаропроизводитель (собственник) сам выбирает на свой страх и риск область предпринимательства, по собственному разумению и расчету, где и когда, что и сколько производить. Свобода конкуренции реализуется в стремлении его получить максимум дохода и удовлетворить свой личный интерес. Тем самым свобода предпринимательства и личный интерес являются той самой основой, на которой разворачивается конкуренция как экономическое состязание.

Целью данной работы является анализ видов конкуренции, их различия и общие черты, а так же анализ конкуренции в Российской Федерации.

 


Глава 1. Теоретические основы конкуренции

Основные модели рынка

 

Совершенная конкуренция - состояние рынка, на котором имеется большое (бесконечно большое) число потребителей и большое (бесконечно большое) число производителей однородного по свойствам и характеристикам товара, причем каждый из потребителей и производителей занимает относительно малую долю на рынке и не определяет условия реализации или потребления товаров другими участниками рынка.

Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в целом по рынку и его окружению.

Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

 


Рисунок 1. Классификация конкуренции

 

Признаки совершенной конкуренции:

.бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;

. однородность продаваемой продукции;

. отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;

. высокая мобильность факторов производства;

. равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

Под факторами производства понимают ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг:

·   трудовые ресурсы;

·   инвестиционные ресурсы, или капитал;

·   природные ресурсы, или земля;

·   предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

·   информация;

·   технология, как специфическая форма информации;

·   знания, или управленческие способности.

Выявлена закономерная в условиях свободной конкуренции тенденция к понижению нормы прибыли. В ходе наблюдения за реальной экономикой был сделан вывод, что подобная форма конкуренции на рынке обычно терпит фиаско и требуется некоторое внешнее вмешательство в рыночную ситуацию.

Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере, так как являются идеальными. Все они могут лишь приближаться к модели. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Несовершенная конкуренция - состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, а также выполняются действия по подавлению конкуренции со стороны других участников рынка.

Рынок несовершенной конкуренции - рынок, на котором и продавцы, и покупатели могут существенно влиять на цены. На рынке несовершенной конкуренции существует в определенной мере рыночная власть одного из субъектов рынка и отсутствует свобода выражения экономических отношений, свойственная условиям совершенной конкуренции.

Механизмами несовершенной конкуренции являются:

. демпинговые цены - продажа товара на рынке по цене, которая ниже его стоимости;

. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров;

. ценовая дискриминация - продажа одного и того же товара по разным ценам.

Таким образом, возможны следующие потери от несовершенной конкуренции:.    неоправданный рост цен;. увеличение издержек производства и обращения;.    замедление научно-технического прогресса;. снижение конкурентоспособности на мировых рынках;. падение эффективности экономики.

Природа несовершенной конкуренции заключается в неравноправии положения на рынке. Такой неравноправный характер может возникать, если один или несколько из участников рыночных отношений являются монополией, появившейся естественными или искусственным путем.

Так, можно выделить три вида несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополистический тип конкуренции.

Монополия - исключительное право на производство, покупку, продажу чего-либо, принадлежащее какому-либо одному субъекту.

Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель - извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям.

Модели монополии:

. единственный продавец;

. единственный покупатель;

. отсутствие близких продуктов-заменителей;

. диктуемая цена.

Во всех развитых странах мира, так и в России, существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений.

Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и другие, и искусственную монополию, появившуюся за счет использования механизмов несовершенной конкуренции.

Очень часто в качестве монополии выступает государство. Это также является отрицательным, но в большинстве случаев единственно разумным (например, оборонная сфера) явлением.

Существует три вида монополии:

. Закрытая монополия - защищена от конкуренции с помощью юридических или других ограничений.

. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

. Открытая монополия - фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты.

Фактически закрытая и естественная монополии могут считаться формами недобросовестной конкуренции.

Модель монополии предлагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. При этом потребители, регулируя свой спрос, могут лишь в определенной степени влиять на цену монополиста.

Монополия в чистом виде - явление достаточно редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи. Но не следует забывать, что иные виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны производителей других товаров. Это свидетельствует об относительно небольшом значении полных монополий.

Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором имеется некоторое число предприятий, продающих дифференцированную продукцию, то есть уникальную в своей отрасли и обладающую рядом качеств, которые ценят потребители, а также осуществляющих контроль над ценой производимых ими товаров.

Монополистическая конкуренция - распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции, так как конкурируют монополии. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная. Она является не только распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли сложно построить абстрактную модель. Многое зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора, имеющегося у фирм.

Рынки с монополистической конкуренцией имеют следующие отличительные характеристики: большое количество производителей и потребителей на представленном рыночном сегменте; потребители ориентируются на неценовые различия между продуктами конкурентов; малое количество барьеров для входа и выхода из рынка; малая возможность у производителей влиять на цены.

Характеристики рынка монополистической конкуренции практически совпадают с рынком совершенной конкуренции, за исключением наличия разнородных (не идентичных) продуктов на рынке и большого влияния неценовой конкуренции (основанной на тонких различиях между продуктами).

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные предприятия обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

Олигополистическая конкуренция - на рынке господствует несколько предприятий (но не много), координирующих свои стратегические, тактические и (или) оперативные планы по взаимодействию с другими участниками (как с производителями, так и с потребителями товаров) рыночного процесса.

Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников.

Частным случаем олигополии выступает дуополия- это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированной продукции, не имеющей близких заменителей. Но это довольно редкое явление.

В современных условиях во многих странах с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип конкуренции.

Формы объединения предприятий при олигополии:

. картель - форма объединения, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий об объемах продажи, ценах и рынках сбыта;

. синдикат - форма объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, организующих коллективный сбыт через единую торговую сеть;

. трест - форма объединения, в которой участники теряют свою производственную и финансовую самостоятельность;

. консорциум - временное объединение предприятий на основе общего соглашения для осуществления какого-либо проекта;

. конгломерат - объединение разнопрофильных фирм с сохранением высокой степени самостоятельности и децентрализации управления;

. холдинг - головная компания, контролирующая деятельность других компаний, может не заниматься производственной деятельностью;

. концерн - объединение предприятий, связанное общностью интересов.

Более подробно формы объединений раскрыты в следующей части.

В подавляющем большинстве стран мира процессы объединения предприятий контролируются антитрестовым законодательством.

Однако, рассмотрение двух типов конкуренции: совершенной и несовершенной является неполным. В реальных условиях участники конкурентных отношений могут использовать недопустимые механизмы конкурентной разведки. Поэтому несовершенная конкуренция может превращаться в недобросовестную конкуренцию. [5]

 

Заключение

 

Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности.

Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.

Конкуренция, как она себя проявляла во все времена, представляется как "война всех против всех". Эта война выглядит так:

Первый фронт мы видим среди продавцов, цель которых продать свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может без ущерба для своего бизнеса, продать товар дешевле.

Второй фронт развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену.

Третий фронт - это взаимодействие объединенных продавцов с объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается более сплоченным в проведении своей политики в отношении уровня цен. Исходом указанной борьбы в тот или иной период является установление общей цены на однородные продукты. Конкуренция в данном случае выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.

Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.

С другой стороны рынок сигнализирует о состоянии и потенциальных возможностях общественного производства в созидании необходимых обществу материальных благ.

В рыночной конкуренции проявляется действие закона стоимости. Под его воздействием одни производители товаров успешно выдерживают противодействие своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

Свободная конкуренция свойственная существованию большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может быть монополия или олигополия.

Монополия как особое состояние поставщика товаров или услуг характеризуется тем, что продавец обладает возможностью диктовать свои условия продажи товаров.

В разных странах в различное время существовали различные виды монополий. Эти виды формируются под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, входящих в монополистическое объединение.

Естественные монополии представляют собой хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага или услуги - земли, полезные ископаемые, газ, электричество и т.п.

Случайные, временные монополии, которые возникают благодаря случайным обстоятельствам, могут создаваться в условиях, когда появляется исключительная возможность изготовлять или продавать определенный вид продукции или располагать лучшими факторами производства - техникой, технологией, рабочей силой. Примером таких монополий могут служить крупные японские фирмы по производству видеотехники.

Устойчивые монополии характеризуются особым разнообразием организационной структуры и управлением.

 


Список использованной литературы

 

1. Майкл Портер. Конкуренция. М., «Вильямс», 2005.

.   Баранова Л.Я., Левин А.И. Потребности, доходы, потребление. Экономичекий словарь-справочник. М., «Экономика», 1988.

.   Баскакова М.А. Толковый юридический словарь бизнесмена (русско-английский, англо-русский). М., «Финансы и статистика», 1994.

.   Бернар И., Колли Ж.-К. «Толковый экономический и финансовый словарь», тт. 1,2. М., «Международные отношения», 1994.

.   Камаева В.Д. Экономическая теория. М., «Владос», 2002.

.   Басырова З.А. Экономическая теория/ Учебник. М., «ИНФРА-М», 2005.

.   Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., «ГНОМ и Д», 2001.

.   Гордон Ян. Целевая конкуренция. М., «Вершина», 2006.

.   Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М., «Маркет ДС», 2010.

.   http://www.economy.gov.ru - сайт министерства экономического развития РФ.

.   http://www.financialblog.ru - финансовые новости.

Курсовая работа

«Конкуренция: сущность, функции, виды, последствия»

 

 

Студент: Родина Е.П.

Группа:10-Э-2

Преподаватель: Булатов А. Е.

 

 

МОСКВА 2011

 


Введение

 

Термин конкуренция происходит от латинского concurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание.

Конкуренция, будучи главным элементом механизма рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система и вне которой она функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою) навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам.

Наиболее важным в определении конкуренции является тот факт, что без конкуренции нет рыночной системы. Без конкуренции рынок не может выполнить свои новаторские функции не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует все то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса.

Конкуренция необходимое и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала. Конкуренция в рыночной экономике, безусловно, прежде всего, есть состязание, соревнование, сравнение экономических условий и результатов хозяйствующих субъектов и практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

Подводя определенный итог сказанному, а сказанное в целом есть восхваление конкуренции, мы не должны забывать и ее отрицательных сторон. А главное необходимо понимать, что конкуренция есть и будет формой взаимного соперничества, это конфронтация, борьба, где есть всегда свои победители и свои побежденные.

Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но особое значение она приобретает с появлением и образованием национальных рынков. Когда товарное производство охватывает уже всю экономику. А товарно-денежные отношения становятся всеобщими. Конкуренция совершенно органично становится коренным свойством капитализма. Коренным потому, что она концентрирует в себе основные черты капиталистической идеологии: частную собственность, свободу предпринимательства и выбора, личный интерес.

Актуальность данной работы заключается в рассмотрении различных видов конкуренции как свободы выбора, что означает товаропроизводитель (собственник) сам выбирает на свой страх и риск область предпринимательства, по собственному разумению и расчету, где и когда, что и сколько производить. Свобода конкуренции реализуется в стремлении его получить максимум дохода и удовлетворить свой личный интерес. Тем самым свобода предпринимательства и личный интерес являются той самой основой, на которой разворачивается конкуренция как экономическое состязание.

Целью данной работы является анализ видов конкуренции, их различия и общие черты, а так же анализ конкуренции в Российской Федерации.

 


Глава 1. Теоретические основы конкуренции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.055 с.)