Основные умения использования системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные умения использования системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения



 

Обучение ориентировке в пространстве включает 4 этапа. Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий.

На 1-м этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их пространственной ориентировки “на себе”.

Задача 2-го этапа - дать детям представления о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть “от себя”.

3-й этап: обучение детей моделированию предметно-пространственных построений.

-й этап: обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево.

Первый этап - ориентация в предметно-пространственном окружении “на себе”.

При обучении ориентировке на собственном теле используются следующие приемы: зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание ребенком себя в зеркале (если у ребенка достаточно высокая для этого острота зрения); нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка; словесное обозначение их пространственного расположения; зрительно-осязательное обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

Во-первых, умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только “от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека. Во-вторых, эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам - передним (лицевым), боковым, верхним и т.д. И в-третьих, ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (групповая комната или часть помещения, площадь стола, лист бумаги и др.) предполагает знание основных направлений.

Второй этап - ориентация в предметно-пространственном окружении “от себя”.

На этом этапе важно, чтобы у ребенка сформировалось представление о сторонах и частях тела человека, а также его лица. Здесь так же, как и при формировании представлений о величине, необходимо давать сразу же словесное обозначение формируемого представления. При заучивании названий правой и левой рук ребенку следует сказать, что каждая из рук имеет свое название. Они отличаются только этим. Ни в коем случае педагог не должен связывать название рук с их деятельностью, например, нельзя говорить: “Правая рука - та, которой ты держишь ложку или рисуешь”. Правильно сделать следующее: маркировать ведущую руку (например: привязать бантик, надеть на запястье резинку для косичек) и назвать ее соответствующим словом (правая или левая рука).

Чтобы сформировать понятия “впереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”, следует связать их с конкретными частями тела, например: впереди (лицо) - сзади (спина), вверху (голова) - внизу (ноги), правая рука (справа) - левая рука (слева). Важно также научить ребенка различать парные части тела. С этой целью могут быть использованы различные детские стихотворения и игры.

Особенностью формирования пространственной ориентировки в младшей группе является опора на чувственную основу, накопление практического опыта. В обучении широко используются объяснения, указания, упражнения, игры-занятия, дидактические и подвижные игры. Ознакомление со взаимно-обратными направлениями осуществляется попарно: вверх - вниз; слева - справа и т. д.

У детей, имеющих нарушение, медленнее происходит усвоение направлений “слева-направо”, чем “вверх-вниз”. Поэтому необходимо упражнять детей в размещении материалов и пособий на столе во время занятий. Например, разместить цветные карандаши от себя, счетные палочки - справа, лист бумаги - посередине. [8, 11, 13]

Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета “от себя” педагог формирует у детей навыки использования зрения в ориентировке, развивает умение выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные). Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий “близко-далеко”, “ближе - дальше”. Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и упражнений: “Какая игрушка дальше, какая ближе?”, “Где стоит игрушка?”, “Кто из детей стоит близко, а кто далеко?”. Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушенным зрением, поэтому зрительное восприятие пространства необходимо дополнить двигательными ощущениями. Например, тифлопедагог предлагает ребенку пройти до игрушки и сосчитать, сколько шагов он сделал. Затем пройти до другой игрушки, также считая шаги, и сравнить, до какой игрушки он сделал больше шагов. Для развития полисенсорного восприятия пространства необходимо научить детей узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия. Они учатся выделять, анализировать и использовать в практической ориентировке любую информацию. Так, внимание детей обращается на запахи, свойственные определенным предметам или сопровождающие какие-то явления природы (например, запах осенних листьев), на температурные изменения в разных помещениях (так, на кухне жарко, а в кабинете врача прохладно).

У детей формируют навык составления разрезных картинок. В начале, ребенку можно предложить разрезные картинки без фона, т.е. вырезанные по контуру. Например: составление картинки, изображающей предмет без фона, из 2, 4 частей. При этом части картинки могут быть разделены горизонтально, вертикально, наискосок.

Затем предлагаются к составлению картинки, изображающие предмет с фоном, из 2, 3, 4, 6, 9 частей. Важно, чтобы родители сопровождали собственные действия правильными терминами, определяющими местоположение каждой из частей. Затем, когда у ребенка этот навык сформируется, можно ему предлагать задания на составление сюжетных картин по контурному изображению из 9, 12 частей.

Закрепить сформировавшиеся навыки можно с помощью составления сюжетных картинок из 4, 6, 9, 12 предметных кубиков или кубиков Никитина (кубиков Кооса). Хороший результат дает также конструирование из геометрических форм и палочек предметных изображений. С этой целью родители могут использовать дидактические пособия “Геометрическое лото”, мозаики из геометрических форм. С детьми можно изготавливать также предметные аппликации из готовых геометрических фигур.

Для обучения детей ориентировке в пространстве по картинке-плану подбираются крупные цветные картинки с реалистическим изображением игрушек, расположенных в микропространстве (например, на столе, на полке). Дети учатся размещать игрушки в реальном пространстве так же, как на картинке-плане. На следующих занятиях дети получают представление о том, что каждую игрушку или предмет можно изобразить условно, схематично, с помощью контура. Условные (контурные) изображения, с которыми знакомятся дети, должны быть очень простыми, точными, передавать основную форму и строение игрушек и предметов, то есть легко узнаваемыми. Схемы замкнутого пространства также должны быть простыми. Например, на одной из них условное изображение стола (вид сбоку) и расположенных на нем трех игрушек слева, справа и посередине. Следующая схема изображает стол так, как дети видят его сверху. На ней изображено уже пять игрушек. Постепенно педагог знакомит детей с более сложными схемами (кукольной комнаты, игрового уголка, кабинета тифлопедагога и т.д.).

Дети учатся соотносить расположение предметов в реальном замкнутом пространстве со схемой. Например, предлагаются следующие задания: “Найди в кукольной комнате (в игровом уголке, в кабинете) предметы, изображенные на схеме”, “Найди на схеме изображение окна (двери, шкафа, стола и т.д.)”, “Расскажи, где расположен предмет, изображенный на схеме”, и т.д. Детям задаются вопросы, побуждающие их использовать пространственную терминологию. Например: “С какой стороны от тебя стоит шкаф с игрушками?”, “С какой стороны на столе стоит игрушка?”, “Где ты нашел игрушку?”. Формирование, у дошкольников с нарушением зрения, навыков самостоятельного составления схем пространства является завершающим этапом коррекционной работы по обучению ориентировке в пространстве. Сначала педагог учит детей рисовать условные (контурные) изображения игрушек и предметов мебели. С этой целью используются трафареты. Позже дети учатся рисовать контурные изображения по точкам. Далее задания усложняются. Каждому ребенку дается лист-схема (например, схема стола). На ней дети рисуют условные изображения игрушек, которые расположены на столе перед ними. Предварительно дети рассматривают и обследуют с помощью осязания стол с игрушками, рассказывают, как они расположены. Приобретенные детьми навыки работы со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно-пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и в незнакомом замкнутом пространстве.

Остановимся подробнее на ориентировке детей дошкольного возраста с нарушением зрения на листе бумаги.

Ориентировка на листе бумаги - важный этап в подготовке ребенка к школе. Здесь вводятся понятия: посредине, в центре, верхняя и нижняя стороны, правая и левая стороны, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол. Трудности формирования пространственных понятий можно облегчить с помощью игры. Нужно взять чистый лист плотной белой бумаги и нарисовать на нем следующее, сопровождая действия речью: “Сейчас мы рисуем дом. Он большой и находится в центре. Скажи, где находится дом? Правильно, он находится в центре. Вверху над домом плывут облака. Где находятся облака? Правильно, вверху”. Далее таким же образом ребенка знакомят и с другими понятиями. “Внизу находится озеро... Справа от дома стоит ель..., а слева береза... В левом верхнем углу мы нарисуем солнышко..., а в правом верхнем птичек... В левом нижнем углу мы посадим цветочки..., а в правом нижнем у нас появились грибочки...” Затем у ребенка можно спросить, где находится тот или иной предмет, изображенный на рисунке. Закрепить усвоенные представления можно с помощью различных заданий. Например: ребенка просят расположить в центре листа круг, вверху квадрат, внизу овал, справа треугольник, слева прямоугольник. Родители не должны забывать о речевом оформлении задания.

Далее следует обучить детей строчному размещению на листе знаков, геометрических фигур, элементов рисунка. Для этого также берется чистый лист белой бумаги, лучше альбомной. На листе маркируется левый верхний угол. Это точка отсчета. Там может быть нарисовано солнышко или любой другой предмет. Важно, чтобы ребенок запомнил, где находится точка отсчета, откуда нужно начинать раскладывать элементы узоров, орнаментов, геометрических фигур (а затем и букв или цифр).

Ребенка следует учить размещать узор относительно исходной точки отсчета в границах “малого пространства”, листа бумаги. Можно предложить обвести по трафаретам геометрические фигурки. Так же вводятся понятия: вокруг, выше, ниже, правее, левее.[12,19]

Изучив программу «Пространственная ориентировка и мобильность» для дошкольников с нарушениями зрения были выделены следующие знания и умения и распределены по возрастной категории:

 

Возраст Знания Умения
2-3 года - о пространственном расположении частей тела: голова - вверху, а ноги - внизу; одна рука правая, а другая - левая; грудь (живот) - впереди, а спина - сзади; -локализовать источники звука в пространстве и определить расстояние до них (далеко - близко); -находить взглядом знакомый предмет и определять его пространственное положение относительно других предметов (в, на, над, рядом, за/позади);
3-4 года - о пространственном расположении предметов, обозначаемом словами «справа», «слева», «вверху», «внизу», «впереди», «сзади» и использует их в речи; - правильно обозначать в речи расположение частей своего тела, используя соответствующие пространственные термины; - правильно находить различные детали одежды и обозначать их расположение словами с пространственным значением (например, левая пуговица, верхний карман и пр.); -находить и располагать предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади); -определять расположение предметов по отношению к себе на уровне понятий «далеко -близко» и использовать в речи слова «далеко», «близко»; -использовать в речи обозначение направления движения (Например: Я иду прямо. Я иду по лестнице вверх.); -находить и располагать предметы по словесным инструкциям;
4-5 лет - о пространственном расположении предметов, обозначенные словами «справа», «слева», «вверху», «внизу», «выше», «ниже», «спереди», «сзади», «направо», «налево», «перед», «за», «впереди», «позади». - ориентироваться в пространстве относительно собственного тела; - находить упавший возле него предмет, определяя его местоположение в пространстве, используя слова «дальше», «ближе»;
5-6 лет   - соотносить пространственные направления относительно объекта, расположенного напротив ребенка; - определять пространственную размещенность предметов относительно друг друга; ориентироваться на поверхности листа, фланелеграфа, стола, грифельной доски
6-7 лет   - ориентироваться по заданным направлениям от себя; - определять свое местоположение относительно различных объектов; - определять местоположение объектов в пространстве относительно друг друга; ориентироваться относительно человека, стоящего к ребенку спиной, лицом к лицу; - изменять местоположение предмета в микропространстве в соответствии с инструкцией педагога и словесно обозначать их размещенность;

 

Таким образом, можно говорить о том, что овладение ориентировкой в пространстве с использованием системы отсчета дошкольников с нарушениями зрения процесс сложный и длительный, требующий от педагогов настойчивости и терпения, и, конечно же, огромного желания помочь ребенку адаптироваться к условиям жизни на ограниченной сенсорной основе. Изучив программу «Пространственная ориентировка и мобильность» для дошкольников с нарушениями зрения были выделены знания и умения по использованию системы отсчета, это позволяет разработать систему занятий по использованию системы отсчета в соответствии с программными требованиями.

пространственный ориентировка зрение ребенок



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.011 с.)