Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфические задачи и методы профессионального общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с инвалидностью
Специфика взаимоотношений ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Когда ребенок впервые появляется в кругу здоровых детей на детской площадке, то сразу можно почувствовать настороженность, которая появляется по отношению к нему. Некоторые дети отходят и издали наблюдают за ребенком, через некоторое время продолжают заниматься своей игрой. В крайне редких случаях какой-то ребенок подойдет к ребенку-инвалиду, проявит интерес и предложит поиграть. Многие родители детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, особенно с ДЦП, знают, что физические ограничения в передвижении, речевые нарушения затрудняют общение их детей. Сложности общения ребенка-инвалида со здоровыми сверстниками вызваны несколькими причинами, которые взаимосвязаны и вытекают одна из другой. Это, в первую очередь трудности, связанные с физическими дефектами развития ребенка, то есть ограничения в передвижении. Поэтому он вынужден оставаться в стороне. Для некоторых детей (например, тех, кто не может передвигаться без колясок или других приспособлений) возникает множество физических барьеров: ступеньки, лестницы, бордюры, неровности поверхности и другие. Нередко эти барьеры являются непреодолимыми. Поэтому такие дети вынуждены постоянно находиться дома, тем самым они изолируются от общения. Их контакты ограничиваются родственниками и учителями (если такие дети обучаются на дому). Другой причиной, приводимой к трудностям в общении ребенка-инвалида со сверстниками, является социальная изоляция. Часто родители, боясь, что над ребенком будут смеяться сверстники и осудят окружающие люди, изолируют его от взаимодействия с ними, лишая тем самым речевой практики и практики межличностных отношений. Еще одним неблагоприятным положением может стать негативная оценка родителями поведения ребенка. Это может выражаться в том, что родители и воспитатели разговаривают с ребенком раздраженно, отрицательно оценивают его поступки и переносят такую оценку на личность в целом. Ребенок, особенно подросток, осознав свою неполноценность, подкрепленную негативными высказываниями окружающих, очень остро реагируют на возникшие ситуации. Дети постепенно начинают верить в то, что говорят окружающие и родители. Тем самым ребенку навязывается эмоциональное неблагополучие.
Если ребенку свойственны такие черты, как раздражительность, несдержанность, излишняя чувствительность, плаксивость, ярко выраженное плохое настроение, то это может привести к существенным трудностям в установлении межличностных контактов [15]. Степень развития общения определяется выраженной потребностью в общении, разнообразием целей и средств общения. Дети раннего возраста, имеющие особенности речевого развития и посещающие логопедические группы или логопедические детские сады ограничены в общении со сверстниками, посещающими обычные детские сады. Эталоном речи для них становится речь логопеда, воспитателя и родителей. Поэтому необходимо обращать внимание на расширение круга общения ребенка с окружающими детьми. Ребенка с особенностями речевого развития необходимо включать в игровую и досуговую детскую деятельность. Раннее включение в широкую коммуникативную среду в дальнейшем позволит ребенку самостоятельно организовывать общение со сверстниками и взрослыми, знакомиться и легко общаться с окружающими людьми, устанавливать дружеские отношения, чувствовать себя уверенным во взаимоотношениях с окружающими. Все поведение подростка подчинено его самооценке, которая, в свою очередь, формируется в процессе общения с окружающими людьми. В зависимости от отношения ребенка с особенностями речевого развития к себе, к своей собственной речи, умения и готовности общаться (особенности речи как препятствие в общении, ориентирование в ситуации общения, эмоциональное переживание особенностей своей речи), можно определить два основных типа самооценки речевой деятельности: коммуникабельный и некоммуникабельный. Дети, имеющие коммуникабельный тип самооценки речевой деятельности испытывают потребность в общении, проявляют инициативу в установлении новых контактов. Особую важность для данной категории детей имеют доверительные отношения, позиция сверстника. Как правило, дети с коммуникабельным типом самооценки речевой деятельности стремятся к общению, но иногда испытывают трудности в силу эмоционального переживания особенностей своей речи. Для детей с данным типом самооценки речевой деятельности особенности собственной речи не являются препятствием к установлению личных отношений. Они легко знакомятся с новыми людьми, у них много друзей, как правило, не испытывают затруднений в семейном самоопределении.
Дети с некоммуникабельным типом самооценки речевой деятельности внешне неконтактны, не всегда выступают инициаторами общения. Из-за выработанного стереотипа в общении с окружающими избегают новых ситуаций общения, что приводит к узости межличностных контактов. Но, несмотря на внешние проявления нерешительности в общении, дети внутренне готовы и стремятся к общению с окружающими. В силу данных обстоятельств в некоторых случаях дети не всегда проявляют инициативу при знакомстве с новыми людьми, стараются общаться в привычном круге людей. В связи с этим необходимо объяснить ребенку, что особенности речи не являются основным показателем отношения к человеку, что его нарушение преодолимо, и он будет успешен в жизни. Специалистам необходимо обращать внимание на данные особенности ребенка и учитывать их в процессе воспитательной и педагогической работы по формированию навыков общения. В литературе описаны разнообразные способы, игры, тренинги и упражнения, обучающие детей сотрудничеству и партнерскому взаимодействию, которые помогут ребенку с особенностями речевого развития поверить в свои силы и быть успешным. Следующие особенности необходимо учитывать при организации коррекционной работы по формированию коммуникативных умений у детей с нарушениями речи: . Дети, имеющие высокий уровень проявления коммуникативности, острее переживают свой речевой дефект, стараются скрыть потребность в общении и желание общаться. . Из опыта общения с детьми, имеющими нарушения речи, можно сделать вывод, о том, что компенсации недостатка коммуникативных умений не возникает. Осознание дефекта влияет на выбор будущей профессии. . У детей с речевыми нарушениями сложился стереотип отношения к своей речи. Даже слыша вокруг себя вполне нормальную речь и стараясь соответствовать нормативам, не испытывая дискомфорта в общении, все равно в определенных ситуациях задумываешься, что говоришь не «как все» (хотя другие могут воспринимать твою речь как вполне правильную). Возникает чувство понимания и осознания, что окружающие оценивают речь, проигрываешь варианты их отношения ко мне и к моей речи. Таким образом, осознание особенностей своей речи, может привести к ограничению круга общения подростка. Поэтому, большое внимание нужно уделять психологической помощи такой категории подростков. Важным условием успешной коррекции речевых нарушений является и активная позиция самих подростков. Необходимо максимально объединить силы родителей с терпеливым и длительным сотрудничеством со специалистами. Развитие коммуникативных способностей позволяет предотвратить многие проблемы, связанные с формированием уровня самосознания подростка, социальной адаптации, профориентации и семейного самоопределения [16]. Общие правила общения с детьми-инвалидами: ) Признайте его равным
Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, - это страх и растерянность. Особенно, к примеру, перед ребёнком, страдающим ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица - можно поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты люди чаще всего стыдливо опускают глаза. Вместо этого лучше сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. Однако, в отношении с ребёнком надо всё же помнить, что вы специалист и взрослый. Необходимо помнить, что социальный работник обеспечивает, в том числе и воспитательную функцию. В этой связи специалист стоит всё же выше и направляет ребёнка. ) Используйте его возможности Если вам предстоит контакт с таким ребёнком, предварительно уточните у его близких, каковы его реальные возможности. Например, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом имеют трудности в передвижении. Говорить нужно внятно и членораздельно. Взрослого это могло бы обидеть, но с ребёнком-инвалидом нужно именно так. Если ребёнок с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь. ) Старайтесь не показывать жалость Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ребёнку, напротив, необходимо видеть мужество родителей и ощущать их любовь. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а предоставление примера силы и спокойствия. Спокойствие - это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе ребёнка-инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой [17]. В заключение параграфа можно сказать, что кроме самой инвалидности у ребёнка-инвалида есть и другие трудности, с которыми он ежедневно сталкивается. Всё это откладывается в его личности. И социальный работник должен знать, что ему предстоит работать именно с такой личностью. Оттого важно обладать информацией особенностей развития ребёнка-инвалида, причин развития и правильного отношения к ребёнку-инвалиду. В заключении главы можно сказать, что все люди разные, у каждого своя жизнь и свои проблемы. Социальный работник работает именно с этими проблемами, ища из них выход и помогая людям в их желании жить более счастливо и вести полноценный образ жизни. Социальный работник должен обладать необходимыми навыками коммуникации а также знаниями особенностей клиентов, чтобы можно было помогать хотя бы той группе населения на которой он специализируется.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.01 с.) |