Обоснование выбора методик исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование выбора методик исследования



 

В нашем исследовании мы использовали методики, направленные на оценку коммуникативной компетентности и степени выраженности личностных особенностей разнотипных профессионалов.

Для анализа личностных особенностей профессионалов мы использовали факторный личностный опросник Р. Кеттелла.

Это одна из наиболее известных методик, создаваемых в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Впервые опубликован Р. Кеттеллом в 1950 году, последнее переработанное руководство вышло в 1970 году. Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода на основе черт. Это квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который, исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора.

Согласно теории личностных черт, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннею сущность поведения. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом предполагается, что порядок субъекта на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же.

Факторный личностный опросник Р. Кеттелла позволяет получить наиболее полное, подробное представление о характере человека. При этом важно подчеркнуть, что опросник предназначен для оценивания нормальной личности. Опросник измеряет отдельные черты характера, отражающие самые разные аспекты личности человека: коммуникативные особенности, выраженность лидерского потенциала, развитость волевой регуляции поведения и стремления следовать социальным нормативам, наличие эмоциональных проблем (неуверенности в себе, тревоги, склонности к депрессиям и суицидным тенденциям), степень социальной приспособленности личности, склонность к конфликтам и борьбе с вышестоящими лицами, наличие интеллектуального и творческого потенциала.

Вопросы опросника носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации, что позволяет снизить процент субъективизма в ответах респондентов.

Обследуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»); при этом его предупреждают о том, чтобы ответов «не знаю» было как можно меньше. Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности». При интерпретации профиля руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными [23].

При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» - от 8 до 10 стенов.

Опросник содержит следующие шкалы:

«замкнутость - общительность»,

«интеллект»,

эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость»,

«подчиненность - доминантность»,

«сдержанность - экспрессивность»,

«подверженность чувствам - высокая нормативность поведения»,

«робость - смелость»,

жесткость - чувствительность»,

«доверчивость - подозрительность»,

«практичность - развитое воображение»,

«прямолинейность - дипломатичность»,

«уверенность в себе - тревожность»,

«консерватизм - радикализм»,

«конформизм - нонконформизм»,

«низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»,

«расслабленность - напряженность»,

«адекватность самооценки».

Для диагностики коммуникативной компетентности были выбраны 2 методики:

Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составление вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности. Опросник включает в себя 100 утверждений, расположенных в циклическом порядке, с тем, чтобы обеспечить удобство отсчета при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа. Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием.

Фактор А

Высокая оценка +А - открытый, легкий, общительный.

Низкая оценка - А - необщительный, замкнутый.

Фактор В

Высокая оценка +В - с развитым логическим мышлением, сообразительный.

Низкая оценка - В - невнимательный или со слаборазвитым логическим мышлением.

Фактор С

Высокая оценка +С - эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный.

Низкая оценка -С - эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам.

Фактор Д

Высокая оценка +Д - жизнерадостный, беспечный, веселый.

Низкая оценка - Д - трезвый, молчаливый, серьезный.

Фактор К

Высокая оценка + К - чувствительный, тянущийся к другим, с художественным мышлением.

Низкая оценка -К - полагающийся на себя, реалистичный, рациональный.

Фактор М

Высокая оценка +М - предпочитающий собственные решения, независимый, ориентированный на себя.

Низкая оценка -М - зависимый от группы, компанейский, следует за общественным мнением.

Фактор Н

Высокая оценка +Н - контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам.

Низкая оценка -Н - импульсивный, неорганизованный.

Кроме того, данный опросник позволяет выявить склонность к асоциальному поведению (фактор П), что может характеризоваться пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям.

Включена в опросник и шкала правдивости (фактор Л), которая позволяет судить о достоверности полученных результатов.

Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского).

Данный тест можно отнести к экспресс-методикам, он дает возможность быстро определить уровень коммуникабельности человека. Испытуемым предлагается ответить на 16 вопросов, затем полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый:

явная некоммуникабельность

замкнутость, неразговорчивость

уверенная общительность

Нормальная коммуникабельность

Общительность (порой, быть может, даже сверх меры)

«Рубаха-парень»

Болезненная коммуникабельность

С помощью выбранных методик мы сможем оценить уровень коммуникативной компетентности и степень выраженности личностных особенностей разнотипных профессионалов и в дальнейшем выявить их взаимосвязь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.01 с.)